Опыт работы «Современные образовательные технологии, обеспечивающие реализацию ФГОС»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт работы « Современные образовательные технологии, обеспечивающие реализацию ФГОС»Опыт работы « Современные образовательные технологии, обеспечивающие реализацию ФГОС»Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8»











СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ФГОС


ФИО: Отаралиева Гульнур Оразмухаметовна

учитель начальных классов

Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8»







Новые приоритеты в образовании побудили меня к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания и использовать новые образовательные технологии в учебном процессе. Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма.

Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса.

Особенностью начальной школы является то, что дети ( особенно дети проживающие в сельской местности) приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизическом развитии. И мне, как учителю начальных классов, необходимо создать условия для развития каждого ребенка и помочь ему в раскрытии его способностей, так как развитие личности не может быть достигнуто по принуждению. Оно складывается тогда, когда человек сам тянется к знаниям. Решение этих задач возможно, если создать для них необходимые условия.

Следовательно, мне необходимо изменить атмосферу занятий, учебное содержание, да и традиционную методику преподавания, приходится перестраивать этап урока - введение нового материала. Ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.

Появилась необходимость внедрения в педагогическую практику инновационных технологий. Наиболее приемлемыми в моей практике стали следующие образовательные технологии:
• Игровые технологии
• Проблемное обучение
• Проектные методы обучения.

Перечисленные технологии обучения не утратили свою актуальность, на мой взгляд, в условиях обновления образования. Эти технологии использую в тесном сочетании с ИКТ.

Данные технологии могут использоваться на разных этапах урока. (Таблица № 1)

В таблице освещены этапы уроков, методы и приемы конкретной технологии, а также некоторые формы уроков и отмечены достигаемые результаты.

Таблица № 1

Образовательные технологии

Этапы урока

Методы и приемы

Формы урока

Достигаемые результаты

Игровые технологии

-Актуализация ранее изученного

-Работа по теме урока.

-Рефлексия.

-Подведение итога урока

Создание игровой ситуации

Урок-игра

Урок КВН

Урок-сказка

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Проблемное обучение

Сообщение темы и цели урока.

Работа по теме урока

Создание проблемной ситуации

Урок-размышление

Урок-рассуждение

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению.

Проектные методы обучения

Работа по теме урока

Урок-экскурсия

Урок-защита мини -проектов.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Хочу остановиться конкретно на каждой технологии, используемой мной в работе.

1.Игровые технологии

В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. С помощью игры можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. .

Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:

- для освоения понятия, темы;

- в качестве урока ,например, « Урок- игра», и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля, например, « Найди лишнее слово»;

Игра не проявляется в так называемом « чистом виде» т.к этим процессом координирую я. Игровая форма мною создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий осуществляю по таким направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве её средства;

- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей. Это зависит от типа игры.

Это разнообразные игры - соревнования, эстафеты, конкурсы, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений. Например, на уроках письма в игре «Переводчики» учитель спрашивает: Приходилось ли вам когда-нибудь быть переводчиками? Хотите попробовать? Но вы будете необычными переводчиками - с собачьего языка на человеческий язык. Расскажите, о чем мог бы поведать вам пес Барбос на каждой из картинок. Или такая игра «Кто больше назовет действий?». Учитель называет профессию, а дети вспоминают все действия человека этой профессии. Учитель говорит слово «врач» и бросает мяч кому-либо из учеников. Дети отвечают: «Осматривает больных, выслушивает жалобы, лечит, делает уколы, выписывает рецепты на лекарство».

2)На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняют определённые математические задания.

Например: устный счет проводит сказочный персонаж. При встрече с героем сказки ставится цель перед ним: решить примеры или задачу.
- Ребята, если Иван Царевич не справится со своим заданием, то он не сможет спасти Василису Прекрасную, давайте поможем решить примеры. (Дети соглашаются и решают примеры, которые записаны на отдельных карточках)…

4) На уроке литературного чтения можно провести игру «Найди продолжение пословицы»:

Своя рубашка один раз отрежь

Сделал дело, ближе к телу

Семь раз измерь, гуляй смело

Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Следует учитывать , что за игрой стоит урок. Нельзя все переводить в игру. Все должно быть в меру.

2.Технология проблемного обучения

Эта технология мне очень нравится тем, что ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Технология проблемного обучения дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Об этом говорил и Конфуций. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного обучения универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.

На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

  • Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

  • Поиск решения - этап формулирования нового знания. 2

  1. Приведу пример использования этой технологии на уроке письма.

Учитель: Отгадайте загадку.

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

-Напишу отгадку на доске « Алфавит»

-Что же мне делать, ребята? ( перенести)

- А что значит перенести? (Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.)

- Какой знак нам нужен? (Знак переноса.)

- Помогите мне перенести слово «алфавит». Работайте в парах.

- Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне).

Видят варианты:

а-лфавит алфа-вит алфав-ит

ал-фавит алф-авит алфави-т

(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

-Задание было одно? (да)

-А выполнили его как? (Мы выполнили по-разному)

-Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? (Как переносятся слова.)

-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов»

2) на уроке обучения грамоте.

Учитель: Послушайте стихотворения, которые я вам приготовила. Определите, какие звуки произносятся чаще?
Лохматый лев увидел сон:
Летит с горы на лыжах он.
Луна и снег - быстрей, быстрей.
Вот это лев - краса зверей.

Ученики: Чаще слышатся звуки [л], [л'].

Учитель: Мяч летает полосатый.
В мяч играют медвежата.
- Можно мне? - спросила мышка.
- Что ты, ты еще малышка!

Ученики: Чаще слышатся звуки [м], [м']. Учитель: Так какая тема сегодняшнего урока?
Ученики: Согласные звуки [л], [л'], [м], [м']. (Учитель фиксирует тему на доске.)

3.Технология проектного обучения..

В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен.

Используя проектную технологию в своей работе, приоритетным ставлю процесс познания, для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

Опыт работы в этом направлении свидетельствует, что эффективна следующая последовательность приобщения учащихся к проектной деятельности: от недолговременных (1-2 урока) к групповым и общеклассным. Дети приучаются с начальных классов к публичным выступлениям. Это довольно сложно для данного возраста. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта. Сейчас я имею некоторый опыт работы, который предполагает использование метода проектов в образовательном и воспитательном процессе. При использовании данной технологии основываюсь на следующие принципы:

1) Учёт интересов детей.

В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.

2) Учение через деятельность.

Проектная деятельность способствует включению ученика в поисковую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы.

3) Сотрудничество участников педагогического процесса.

Речь идет о сотрудничестве всех участников педагогического процесса: ученика, учителя, родителя, библиотекаря, учеников школы.

5) Возможность выбора темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

При работе над проектом использую следующие этапы. 1

Этапы работы над проектом. Таблица №2

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовительный

а) выбор темы и целей проекта

б) определение количества участников проекта, состава группы

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Планирование работы

а) определение источников информации

б) планирование способов сбора и анализа информации

в) планирование итогового

продукта

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

д) распределение обязанностей среди членов команды

Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно)

Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач.

Основные формы работы:

интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, памятников. Организация экскурсий, экспериментов.и.т.д.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

Результаты или выводы

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата

Анализируют информацию. Оформляют результаты.

Наблюдает, советует

Представление готового продукта

Представление разнообразных форм результата работы.

Отчитываются, полемизируют, делают окончательные выводы.

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

Оценка процесса и результатов работы

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

Мною создан банк детских проектов: « Лошадь- друг и помощник», « Танец-залог здоровья», « Чудодейственное алое» и др.

Вывод: Использование современных обучающих технологий оптимизировал процесс понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднял на более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения - возможно, если в работе использовать инновационные технологии. Апробировав образовательные технологии, мне не хочется работать по - старому, а уроки превратились в творческое общение с учениками и учеников между собой.

Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.

Список литературы.

1. Хижнякова О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. - Ставрополь: СКИПКРО, 2006.-56 с.
2. Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. - 2010. - №1. - С.36-38


© 2010-2022