- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру «Моя семья»
Конспект урока по окружающему миру «Моя семья»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шомысова Е.Н. |
Дата | 03.01.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе на тему: «Как живет семья». Проект «Моя семья».
Цели урока:
1. Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.
2.Закрепление знания по истории своей семьи.
3. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.
Тип урока: постановка и решение учебной задачи.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научиться рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника, об интересных событиях в жизни своей семьи( отдых, путешествия, традиции, праздники и т.д.), знать и называть по Ф.И.О. всех членов своей семьи, обсуждать коллективные результаты.
Метапредметные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление, формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, владеть диалогической формой речи
Личностные УУД
Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям, принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовитым признакам, готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия(УУД; умение учиться):
Коммуникативные УУД
Умеют: обмениваться мнениями, выражать свои мысли, обсуждать выступления учащихся, строить понятные речевые высказывания.
Регулятивные УУД
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;
оценивать значение семьи для человека и общества;
оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;
рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;
познакомиться с понятием «генеалогическое древо»;
Логические:
Сравнивать свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год, осуществлять поиск необходимой информации из различных источников .
Личностные:
Осознание своих возможностей в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Методы и формы обучения: объяснительно - иллюстративный, фронтальная и индивидуальная.
Оборудование на уроке: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, учебник «Окружающий мир» автор А.А. Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир» автор А. А. Плешаков, наглядности. Презентация на тему «Семья»
Ход урока:
I Организационный момент
Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе.
II Мотивация учебной деятельности
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о том, что есть у каждого из вас.
- Как вы думаете, что это такое?
Это слово каждый знает, Ни на что не променяет! К цифре «семь» добавлю «я» - Что получится? (Семья)
III Сообщение темы урока
- Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить?
( о семье)
IV Изучение нового материала
Познавательные УУД: общеучебные - формулирование ответов на вопросы учителя; составление диалогов; произвольное речевое высказывание о своей семье; логические - осуществление поиска необходимой информации.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов.
1. Беседа по теме урока
Учитель: Как вы понимаете слово семья? (дети выдвигают гипотезы)
Двум учащимся я предлагаю найти слово семья в словарях С.И. Ожегова и Д.Н. Ушакова
А с вами , ребята, вспомним нашу загадку, и особенно последние две строчки. Так ли это на самом деле?( Слайд № 1-3 презентации «Моя семья»)
-Итак, давайте сделаем вывод, что же такое в наше время семья?
(Семья - это дом. Семья - это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья - это самое дорогое, что есть у каждого человека.
Семья - это люди, которые не всегда живут в вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное - они родные друг другу люди. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.)
- Ребята помогали мне искать в словарях значение слова «семья». Давайте их послушаем.
С.И. Ожегов -1. Это группа живущих вместе близких родственников.
2. Объединение людей, сплоченных общими интересами.
Д.Н. Ушаков - Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков
и ближних родственников , живущих вместе.
-Итак, сделайте вывод из того, что вы узнали из презентации, и то что написано в словарях .
(учащиеся самостоятельно или с помощью учителя делают вывод, что значения в обоих словарях и в презентации одинаковы.
Физминутка:
Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Дружная семья
Кто-то делает вот так -
Рубит дерево вот так:
Тук-тики,
Тук-тики,
Так!
Кто-то делает вот так -
Молотком стучит вот так:
Дзинь-тики,
Дзинь-тики,
Так!
Кто-то делает вот так -
Тесто шлепает вот так:
Шлеп-тики,
Шлеп-тики,
Так!
Кто-то делает вот так:
Топ-тики,
Топ-тики.
Лбом о столик:
Тук-тики.
Чашку на пол:
Дзинь-тики.
Возле стенки:
Шлеп-тики. Так! В. Орлов
- Итак, мы сказали , что семья - это… (учащиеся ещё раз проговаривают, что такое семья)
-А знаете ли вы, как зовут ваших родителей по имени- отчеству? (ответы учеников).
2. Работа по учебнику.
- Итак, что вы видите на стр. 56?(ответы детей: семью)
- Почему вы так решили? ( ответы детей: написано рядом с картинками мама, папа, брат, сестра)
- Из скольких членов семьи она состоит?
- Как зовут, папу, маму?
-А как определяется отчество человека? (ответы учеников: по имени папы)
-А как будут звать их детей, когда они вырастут ? (ответы детей : Пётр Сергеевич и Дарья Сергеевна)
- Как звали папу папы ? (Виктор)
-А папу мамы?(Алексей)
- На странице 57 тоже изображена семья . Что вы можете сказать об этой семье. (ответы детей: эта семья отличается от предыдущей своим составом , есть бабушка, дедушка, мама, сын)
-Какой вывод можно сделать по этим двум картинкам? (семьи бывают разные по своему составу и количеству)
Игра «Кто кому кто?» (слайд №4)
- Итак, что же объединяет всех членов семьи? (ответы детей: особые отношения, общие дела, интересы)
- Какой вывод сделала Мудрая Черепашка на стр. 57 учебника. Кто зачитает?
3.Практическая работа в рабочей тетради.
Познавательные УУД: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о поколениях людей, живущих в семье.
логические: осуществление поиска необходимой информации .
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, оценка своих поступков, действий, слов.
4. Работа над проектом «Моя семья».
Личностные УУД: диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.
РегулятивныеУУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
а) Знакомство с материалами учебника (с.58-59).
-Рассмотрите стр. учебника 58-59. Что вы видите? (ответы детей: фотографии из жизни семьи)
-Что чаще всего запечатлеют на фотографиях, какие моменты жизни? (традиции, отдых, путешествия, праздники и просто будничные дни)
б) Распределение заданий , обсуждение способов и сроков работы.
- Итак, вы уже сказали, какие события в жизни каждой семьи остаются на фотографиях. Какую проектную задачу мы поставим перед собой по теме «Моя семья?
( Собрать, обобщить и оформить материал на листочках формата А4 по следующим темам (слайд № 5)
- Традиции нашей семьи;
- Любимые праздники нашей семьи;
- Наша семья любит путешествовать;
- Генеалогическое древо нашей семьи;
- Профессии в нашей семье
(Из найденных сведений каждый ребёнок выделяет самое важное и с помощью родителей заносит избранные сведения на лист единого формата А4)
-Перед вами листочки , в которых вы должны записать своё имя, выбрать тему из предложенных или записать свою.
5. Итоги урока.
- Итак , что же такое семья?(ответы учащихся)
- Что раньше входило в понятие «семья»?
-Как члены семьи относятся друг к другу? (ответы учащихся : с любовью и уважением, проявляя заботу)
6.Рефлексия
На ваших партах листочки, давайте оценим свою работу на уроке.
Рекомендации для родителей: выполнить задания в рабочей тетради
( с.35), подготовиться к презентации проекта по одной из перечисленных выше тем.