Программа внеурочной деятельностиЗанимательная математика 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Интегрированный курс «Занимательная математика» объединяет в единый учебный предмет два разноплановых по способу овладения ими предмета: математику и геометрию. Такое объединение поможет повысить качество обучения и развития учащихся, т.к. создает условия для осуществления органического единства мыслительной и конструкторско-практической деятельности детей во всем многообразии их взаимного влияния друг на друга и взаимодействия: математические знания и мыслительная деятельность учащихся.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развивать у учащихся умения самостоятельной работы, думать, решать творческие нестандартные задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивать учебную мотивацию.

Содержание кружка представляет собой курс введения в мир элементарной математики и геометрии, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика.

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

«Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества».

Учет индивидуальных возрастных, психофизиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

Обеспечение преемственности… начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности…».

Цель и задачи программы.

Цель программы состоит как в том, чтобы обеспечить высокий уровень математической грамотности учащихся (научить их счёту, сформировать умения выполнять арифметические действия, решать текстовые задачи и др.) и развить умения и навыки в том, чтобы познакомить с основами конструкторско -практической деятельностью и формировать элементы конструкторского мышления, графической грамотности и технических умений и навыков учащихся.

Задачи:

расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

познакомить учащихся с историей возникновения математики и геометрии как наук;

учить решению нестандартных творческих задач;

учить моделировать различные математические объекты;

учить поиску и рациональному использованию необходимой информации;

воспитывать любознательность, сообразительность, настойчивость, целеустремленность;

содействовать развитию творческого воображения, логического мышления, развитию кругозора путем выполнения нестандартных задач и выполнения упражнений нового вида;

уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли, рассуждать.

Предполагаемые результаты:

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

усвоить основные базовые понятия по математике, ее ключевые понятия;

получить представления о возникновении математики и геометрии как наук;

получить представления о задачах нестандартного вида и способах их решения;

выполнять задания творческого характера;

помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

добывать информацию и рационально ее использовать;

формировать творческое воображение и логическое мышление;

способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности: успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах;

получить представления о моделировании.

Основные требования к уровню математической подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать: основной программный материал курса математики в 1 классе:

- счёт в пределах 20;

- знание основных величин;

- знание основных геометрических фигур;

- понятие отношений «больше», «меньше», «равно»;

- понятие «задача» и ее решение;

- способы работы с линейкой и др.

Учащиеся должны уметь: творчески применять имеющиеся знания, навыки в реальных жизненных ситуациях, обладать определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач.

Виды контроля знаний.

В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:

  • участие в математических конкурсах, праздниках, турнирах, олимпиадах;

  • выполнение практикумов, самостоятельных творческих работ.

Условия организации занятий. Кружок создается из учащихся 1 класса, имеющих интерес к математике. Занятия групповые. Продолжительность одного занятия не более 30 минут. Занятия проводятся в течении учебного года по 2 раза в неделю. Всего занятий - 66.

Методы работы:

  • упражнения, задачи;

  • беседа;

  • игры.

Формы работы:

  • групповые занятия;

  • индивидуальные занятия.

Перечень учебно-методической литературы.

  1. С.И. Волкова. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование: 1-4 класс. Пособие для учителя». - М.: Просвещение, 2010. /umk/perspektiva

  2. С.И. Волкова, О.Л. Пчёлкина. «Математика и конструирование: Пособие для учащихся 1 класса». - М.: Просвещение, 2011. /umk/perspektiva

  3. Моро М.И., Волкова С.И. «Для тех, кто любит математику: Пособие для учащихся 1 класса». - М.: Просвещение, 2011. /umk/perspektiva

  4. Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. «Устные упражнения на уроках математики. 1 класс». - М.: «Ювента», 2009.

  5. Волина В.В., « Праздник числа. Занимательная математика для детей», - М.: «Знание», 2007.

  6. Жикалкина Т.К., «Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса четырехлетней начальной школы», - М.: Просвещение, 2008.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения факультативного курса «Занимательная математика»

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Содержание курса «Занимательная математика»

Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Программа включает следующие разделы: ""Числа и операции над ними", "Занимательность" , "Волшебные фигуры.

Раздел программы "Числа и операции над ними" составляет ядро математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач.

Раздел программы "Занимательность" состоит из разнотипных упражнений "занимательного" характера, опирающихся на догадку и непосредственные физические действия (эксперимент) иногда на несложные расчеты в пределах арифметики целых чисел и дробных чисел.

Раздел программы "Волшебные фигуры" направлен на развитие пространственных представлений учащихся.

Календарно-тематическое планирование программы

«Занимательная математика».

№ п.п.

Название разделов и темы занятий.

Кол.ч.

Дата проведения.

Раздел 1 " Числа и операции над ними".

6.

.1

Числа и цифры от 1 до 5. Магия чисел. Веселые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки.

1

2

Числа и цифры от 6 до 9. Магия чисел. Веселые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки.

1

.3

Решаем примеры с увлечением. Число 10: состав, сложение и вычитание в пределах 10. Задачи - шутки, задачи загадки, затруднительные ситуации

1

.4

Счет десятками и единицами. Числа простые и составные. О бесконечности ряда натуральных чисел. Числа из спичек. Равенство из спичек. Игры со спичками.

1

5.

Сложение и вычитание двузначных чисел (без перехода через десяток). Игра - путешествие.

1.

6.

Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через десяток). Настольные игры "Переставь шашки", "Интересная расстановка".

1


Раздел 2 " Занимательность".

3

7

"Магические квадраты. Задачи повышенной сложности.

2

8

Час веселой математики. Игры "Считай - не зевай!", "Великолепный математик". Волшебное число 0. кто придумал 0? Задачи на сообразительность.

1

Раздел 3 «Математика и конструирование»

24

9.

Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге. Линии: прямая, кривая, взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая.

2

10

Практическая работа с бумагой: получение путём сгибания бумаги прямой, пересекающихся и непересекающихся прямых. Св- во прямой. Различные положения прямых.

2

11

Отрезок. Вычерчивание отрезка с использованием линейки. Преобразование фигур, составленных из счётных полочек, по заданным условиям.

1

12.

Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление бумажных полосок разной длины.

3

13

Луч. Вычерчивание луча. Сравнение прямой, отрезка и луча.

1

14


Угол. Прямой угол. Непрямые углы. Изготовление модели прямого угла. Чертёжный треугольник. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый.

3

.15

Ломаная. Замкнутая, незамкнутая ломаная. Вершины, звенья ломаной. Изготовление модели ломаной из проволоки.

3

16

Многоугольник. Углы, стороны, вершины многоугольника. Треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др. Классификация многоугольников по числу сторон

3

17

Изготовление узоров, составленных из геометрических фигур, по заданному образцу и по воображению.

3

18

Знакомство с техникой «Оригами». Изготовление изделий в технике «Оригами» с использование базовой заготовки - квадрат.

3

Всего:

33 ч



Список литературы.

  1. Агаркова Н. В., «Нескучная математика. 1 - 4 классы. Занимательная математика»., - Волгоград: «Учитель», 2007.

  2. С.И.Волкова., «Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование»:1 - 4 кл.: пособие для учителя», - М.: Просвещение, 2007.

  3. С.И.Волкова, О.Л.Пчелкина., «Математика и конструирование. Пособие для учащихся. 1 класс. - М.: Просвещение, 2010.

  4. Житомирский В.Г., Шеврин Л.В., «Путешествие по стране геометрии»., - М., « Педагогика-Пресс», 2004.

  5. Жильцова Т.В., Обухова Л.А., «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004 г.

  6. Волина В.В., « Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей», - М.: Знание, 2004.

  7. Шадрина И.В. «Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов», - М. «Школьная Пресса», 2003.

  8. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. - М. «Школьная Пресса». 2002 г.

  9. Агафонова И. «Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 - 11 лет», - С. - Пб,1996.

  10. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е., «Секреты квадрата и кубика», - . М.: «Контекст», 2005.

  11. Белякова О. И. «Занятия математического кружка. 3 - 4 классы», - Волгоград: Учитель, 2008.

  12. Лавриненко Т. А. «Задания развивающего характера по математике», - Саратов: «Лицей», 2002.

  13. Симановский А. Э., «Развитие творческого мышления детей», - М.: Академкнига/Учебник, 2002.

  14. Сухин И. Г. «Занимательные материалы», - М.: «Вако», 2004.

  15. Шкляров Т. В. «Как научить вашего ребёнка решать задачи», - М.: «Грамотей», 2004.

  16. Сахаров И. П., Аменицын Н. Н., «Забавная арифметика», - С.- Пб.: «Лань», 1995.

  17. Узорова О. В., Нефёдова Е. А., «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами». 1 - 4 классы», - М., 2004.

  18. Аменицкий Н.Н., « Забавная арифметика», - Москва « Наука», 1991.

  19. Волина В.В., « Праздник числа» занимательная математика для детей», - М.: «Знание», 2008.

  20. Истомина Н.Б., « 110 задач с сюжетами из сказок» , - М., 2002.

  21. Арутюнян Е.Б., Левитас Г.Г., «Занимательная математика: Книга для учащихся, учителей и родителей /1-5 класс», - М.: АСТ-Пресс, 1999.

  22. Дружинина М.В., «Учусь считать», - М.: Дрофа, 2001.

  23. Казанцева Я.Э. «Математика с улыбкой: Игры, ребусы, кроссворды для младших школьников», - Ярославль: Академия развития, 1998.

  24. Пышкало А.М., Гончарова М.А., Кочурова Е.Э., «Занимательная математика», - М.: Астрель, АСТ, 2000.



© 2010-2022