Урок по русскому языку на тему Устойчивые выражения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему

«Устойчивые выражения»



(УМК «Перспективная начальная школа»)












Разработала учитель начальных классов МОБУ СОШ №1 г Агидель

Республики Башкортостан

Нургалиева Насима Наиловна

стаж работы 33 года

















2014-2015 учебный год


Ход урока. I. Мотивация к уроку.

Звенит звонок.
Урок начать пора.
Желаем мы друг другу
Ни пуха ни пера! - Ребята, меня зовут Насима Наиловна. Я пришла к вам не из - за тридевять земель, а из 1 школы. От вашей школы до нашей рукой подать С вашей учительницей, Заримой Фриксовной, мы близкие подруги, как говорится «не разлей вода». Я надеюсь, что мы с вами найдём общий язык и поработаем, засучив рукава и покажем свои способности, не будем зарывать талант в землю.

Эпиграфом к уроку я взяла слова Л.Н.Толстого:

Как богат русский язык!
Как много в нем метких слов! - Попробуем на этом уроке убедиться в меткости слов Л. Н Толстого.

I. Минутка красивого письма. ( Запись слов Л.Н.Толстого)

III. Создание проблемной ситуации. Николай Сладков "Три загадки" (Инсценировка детьми ) Поссорились на перемене ребята. Один кричит: - Я тебе покажу, где раки зимуют! А второй ему: - Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет! Тут подбежал к ребятам дежурный, давай их растаскивать. А они на него напустились: - Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами! А дежурный вдруг как крикнет: - Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки! - Какие такие загадки? - удивились ребята и разжали кулаки. -А вы разгадали, что это за загадки? ( Где раки зимуют. Из кожи вон лезет. Спит с открытыми глазами). - Кто сформулирует тему урока, над которой мы будем работать? Тема нашего урока: «Устойчивые выражения» (слайд).

Урок по русскому языку на тему Устойчивые выражения

Урок по русскому языку на тему Устойчивые выражения

Цели урока: научиться определять значения устойчивых выражений; работать со словарём; находить в тексте фразеологизмы; использовать фразеологизмы в речи (слайд) IV. Открытие новых знаний. -Во второй части учебника откройте Словарь устойчивых выражений (Стр. 190), посмотрите, как еще по-другому называют устойчивые выражения? Работа с Фразеологическим словарем. -Что мы можем узнать из словаря? Можно узнать значение, происхождение фразеологизмов. -Какие фразеологизмы вы услышали в начале урока? (ни пуха ни пера, за тридевять земель, рукой подать, не разлей вода, найти общий язык, засучив рукава, зарывать талант в землю Где раки зимуют. Из кожи вон лезет. Спит с открытыми глазами. (слайд) -Какие из них вы можете объяснить? Работа с Фразеологическим словарем. Урок по русскому языку на тему Устойчивые выражения

1 уч. Выражение Я покажу тебе, где раки зимуют связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся в норы и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. После этого многие не только заболевали, но и умирали от переохлаждения. Отсюда и пошло это выражение. Если кого-то хотели очень сильно наказать, говорили: «Я покажу тебе, где раки зимуют». Устойчивые выражения «лезть вон из кожи» и» спать с открытыми глазам» связаны с животным миром. Линяют, то есть вылезают из своей кожи, раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне все видят. 2 уч. Выражения «спустя рукава» и «засучив рукава» зародились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигли 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами, получится плохо. Чтобы дело спорились, рукава надо засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. Об умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо. Для чего люди используют в речи фразеологизмы? Если бы не было устойчивых выражений, какой была бы наша речь? (бедной, невыразительной) Многие устойчивые выражения обогащают книжную, газетную, не говоря уже о разговорной речи. С одним только словом НОС их более 30,со словами рука, ухо - более 50. -Какие фразеологизмы вам знакомы со словом нос?

Водить за нос - обманывать, вводить в заблуждение. Зарубить себе на носу - запомнить крепко, раз и навсегда. Задирать нос - загордиться, задаваться.

Оставить с носом - обмануть.
Повесить нос - огорчиться.
Утереть нос - превзойти, в чём - либо.
Клевать носом - засыпать. -Иностранный художник не умел применять устойчивые выражения, и вот что он нарисовал, когда их услышал. В прямом или переносном значении употребил художник устойчивые выражения? (слайд) -Устойчивые выражения часто близки по значению отдельному слову - синониму. Например, Держать язык за зубами (молчать); Бежать сломя голову (быстро, стремительно) -Работа с учебником. Стр.30 упражнение 23 (устно.) Замените выделенные слова и словосочетания устойчивыми выражениями, данными в списке.

V.Применение новых знаний. 1)Упражнение 24 ( парная работа по карточкам). Замените слова и словосочетания устойчивыми выражениями.

  • Бездельничать - Дать волю языку .
  • Крепко дружить- Днём с огнём не сыщешь
  • Удрать, сбежать - След простыл
  • Говорить лишнее - Водой не разольешь.
  • Чего - либо трудно разыскать - Баклуши бить
Проверка (слайд).

Физминутка "Фразеологический зверинец". - Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их. Голоден, как … (волк). Хитёр, как …(лиса). Труслив, как … (заяц). Надут, как … (индюк). Неповоротлив, как … (медведь). Упрям, как …(осёл). Здоров, как … ( бык). Колюч, как … (ёж). 2) Работа в 5 группах по карточкам (найти в тексте фразеологизмы, объяснить их значения).

Дружок Замечательно нам с Мишкой жилось на даче! Вот где было раздолье! Делай что хочешь, иди куда хочешь. Можешь в лес за грибами ходить или за ягодами или купаться в реке, а не хочешь купаться - так лови рыбу, и никто тебе слова не скажет. Когда у мамы кончился отпуск и нужно было собираться обратно в город, мы даже загрустили с Мишкой. Тётя Наташа заметила, что мы оба ходим как в воду опущенные, и стала уговаривать маму, чтоб мы с Мишкой остались ещё пожить на даче.

Клякса Федя сидел как на иголках и все время хватался за лицо руками. Ему стало казаться, что лицо на самом деле стало чесаться, а на месте пятен уже начинают вздуваться шишки. - Ты лучше не три, - посоветовал ему Гриша. Наконец прозвенел звонок. Федя первым выскочил из класса и во всю прыть побежал к умывальнику. Там он всю перемену тер лицо мылом, а весь класс над ним потешался.

Саша Марина и Ира вошли вместе с милиционером в комнату и увидели, что Сашка куда-то исчез. Марина даже заглянула под диван. Сашка увидел её и молча погрозил кулаком, чтобы она не выдавала. … Милиционер нагнулся и посмотрел под диван. Саша лежал ни жив ни мертв и во все глаза глядел на него. Милиционер даже свистнул от изумления.

Пожар во флигеле, или подвиг во льдах Я уже ничего не мог поделать: Мишка врал как по писаному, ещё лучше меня. А в классе уже все догадались, что он врет и что я тоже врал, и после каждого Мишкиного слова все покатывались, а я ему делал знаки, чтобы замолчал и перестал врать, потому что он не то врал, что нужно, но куда там! Мишка никаких знаков не замечал и заливался соловьем. Когда я увидел Раису Ивановну издалека, я припустился во всю прыть и, не доходя до класса каких-нибудь пять шагов, обошёл Раису Ивановну и вскочил в класс. В общем, я выиграл у нее секунды полторы, и, когда она вошла, книги мои были уже в парте, а сам я сидел с Мишкой как ни в чём не бывало. Проверка (слайд). 3) Проектная работа (групповая) 1 г - «Узнай фразеологизм» ( к картинкам найти соответствующие фразеологизмы, объяснить их значения) 2 г - Фразеологизмы -синонимы (к данным фразеологизмам подбирать синонимы - фразеологизмы) 3 г - Фразеологизмы -антонимы (к данным фразеологизмам подбирать антонимы - фразеологизмы) 4 г - Фразеологизмы -синонимы 5 г - Фразеологизмы -антонимы 6 г - «Узнай фразеологизм» VI. Диагностика результатов урока. Тест «Не вешать нос». 1) Устойчивое выражение «Как воды в рот набрать» обозначает: а).полный рот с водой б).молчать, ничего не говорить в) полоскание полости рта 2) Укажи антоним к устойчивому выражению «Спустя рукава» а) засучив рукава б) опустив рукава в) отрезав рукава 3) С какой профессией связан фразеологизм: «Трещать по швам» а).кузнец б)портной в)столяр,

4)Какой фразеологизм связан с профессией врача? а) заварить кашу б) толочь воду в ступе в) подсластить пилюлю 5) Отметь устойчивое выражение: а).энциклопедия на полке б) лежачая энциклопедия в) ходячая энциклопедия Проверь себя 1) б, 2) а, 3) б, 4) в, 5) в VII. Рефлексия. - Какую цель ставили? - Достигли цели? - Чему научились на уроке? -Что нового узнали на уроке? -Кто считает, что научился использовать фразеологизмы в подходящей жизненной ситуации? VIII. Самооценка. - Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде. Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения:

1. Я работал засучив рукава.

2. Я переливал из пустого в порожнее.
3. Я устал и вышел из себя.
4. Я чувствовал себя как рыба в воде.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.Урок по русскому языку на тему Устойчивые выражения - Зачитайте. Объясните.











IX. Домашнее задание (по выбору): 1. Выполни иллюстрацию, отражающую устойчивый оборот. Найди историю возникновения фразеологизма. 2. Напиши рассказ: 1) Мой друг. (Используй фразеологизмы: водой не разольёшь, золотые руки, светлая голова.) 2) На уроке. (Используй фразеологизмы: ловил ворон, душа в пятки ушла, взял себя в руки.) 3) На перемене.Урок по русскому языку на тему Устойчивые выражения (Используй фразеологизмы: сломя голову, и в ус не дует, где раки зимуют.)












© 2010-2022