Исследовательская деятельность как метод проблемного обучения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская деятельность как метод проблемного обучения


Исследовательская деятельность как метод проблемного обученияИсследовательская деятельность как метод проблемного обучения


Исследовательская деятельность как метод проблемного обучения




ИИсследовательская деятельность как метод проблемного обучениясследовательская деятельность как метод проблемного обучения


Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию опыт моей работы по теме «Исследовательская деятельность как метод проблемного обучения». Опыт моей работы представлен с целью теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения исследовательской деятельности в начальной школе. Начиная свою деятельность учителя, я фактически обучала детей по принципу «слушай, смотри, запоминай и повторяй». Возможно, краски здесь несколько сгущены, но все же часто в процессе преподавания процессы запоминания преобладали над процессами мышления. Учащиеся, принимая готовый материал, запоминали механически, но в нестандартных ситуациях применить их не могли. Низкая познавательная мотивация, слабая успеваемость заставили задуматься о том, что надо вводить новые способы организации обучения. Таким образом, я определила для себя приоритетом задачу формирования мыслительных способностей, через проблемное обучение, которое реализую в исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время.

Этому способствует и то, что я как учитель начальных классов имею наибольшую возможность в отличии от основной и средней школы, реализовывать интегративное содержание, интегрируя все предметы учебного плана. Использование материалов интегрированного характера, позволяет сделать содержание актуальным, полезным и личностно-значимым.

Я определила 6 элементов, которые делают содержание проблемным:

  • Неожиданность

  • Конфликт

  • Предположение

  • Опровержение

  • Несоответствие

  • Неопределённость

Поэтому конструируя содержание материала, я включаю в него данные элементы.

С детства дети являются «Почемучками», «Всезнайками», проявляющими большой интерес к незнакомому. Именно такая детская любознательность и помогает мотивировать ребёнка на приобретение новых знаний. Найти решение такой проблемы помогает исследовательская деятельность, т.к. такая деятельность является одним из методов проблемного обучения. Исследовательская деятельность - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г.К. Селевко, 1998). В настоящее время существует большое количество методик по исследовательской деятельности: С.Л.Белых, А. Н. Подьякова, А.И.Савенкова и др. В своей работе я использую методику А.И.Савенкова. Ребёнок, выбирая тему будущего исследования, должен обозначить проблему, то есть должен определить, что будет исследовать, а потом уже действовать. Я согласна с мнением автора: надо ребёнка мотивировать на познание «нового», «неизвестного», для этого необходимо создать проблемную ситуацию, ситуацию противоречия, т.к. именно противоречие ставит его в положение исследователя. Все этапы исследовательской деятельности, которые ребёнок должен пройти под руководством учителя представлены в данной схеме. Исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении, поэтому оно начинается с познавательной потребности, мотивации поиска. По данной схеме видно, что для успешного исследования нужны умения работать с источниками информации и развитие мыслительных процессов (умения анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, открывать «новое»), и в то же время исследовательская деятельность способствует их формированию.

РИсследовательская деятельность как метод проблемного обученияоль учителя на первых этапах внедрения данной технологии, конечно является ведущей, так как для ученика этот процесс достаточно сложен.

Исследовательская деятельность как метод проблемного обучения



Исследовательская деятельность как метод проблемного обучения

Исследовательская деятельность как метод проблемного обучения


В то же время нужно отметить и трудоёмкость и время-затратность применения данной технологии для учителя, поэтому реализация исследовательской деятельности происходит в урочное и внеурочное время. Более полноценно и продуктивно проведение исследований учащихся во внеурочной деятельности, где работу можно выполнить за больший промежуток времени, ученик получает больше возможности проявить самостоятельность. Исследовательская деятельность как метод проблемного обученияИсследовательская деятельность как метод проблемного обученияИсследовательская деятельность как метод проблемного обученияИсследовательская деятельность как метод проблемного обучения

.





На уроках применяются технологии проблемного обучения, и реализуются отдельные этапы исследовательской деятельности, что вы сможете наблюдать на открытом уроке по предмету «Окружающий мир». В процессе исследовательской деятельности обучающийся должен учиться сам формулировать изучаемую проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения. Создание проблемных ситуаций на уроках помогают не только мотивировать ребёнка к знаниям, через мыслительные операции, но и зарождают идеи научного поиска, в совместных проектах формируются и коммуникативные компетенции учащихся. Для такого поиска очень важна подготовительная работа, где учащиеся знакомятся на практике с понятиями « исследование», «гипотеза», «эксперимент». Исходя из вышесказанного я определила для себя набор приёмов создания проблемной ситуации:

  • Подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;
  • Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
  • Столкновение учащихся с неоднозначным способом решения
  • Предложение рассмотреть задачу с различных позиций;
  • Задания на сравнение, обобщение, выводы из ситуации, сопоставление фактов;
  • Постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  • Определение проблемных теоретических и практических заданий (например, исследовательских);
Например, для развития умения видеть проблемы, применяю Приём 1: «Посмотрите на мир чужими глазами», где ребёнок пытается изменить свою точку зрения и учится смотреть на один и тот же объект исследования с разных сторон.

Дано начало текста (на слайде)

«Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, дороги …»

КИсследовательская деятельность как метод проблемного обученияак ты отнесёшься к появлению первого снега? Расскажи об этом. Посмотри на мир «чужими глазами», например: путешественника, который отправляется в путь, вороны, сидящей на дереве, зайчиком в лесу и продолжи рассказ.

Приём 2: «Составьте рассказ от имени другого персонажа».

Представьте, что вы на какое-то время стали дверью в школе, столом в классной комнате, камушком на дороге, кошкой, сидящей на крыльце, врачом. Опишите один день этой воображаемой жизни (на слайде).

Приём 3: «Составьте рассказ, используя данную концовку»

«…Нам так и не удалось выехать на озеро» ( на слайде)

Приём 4 : «Сколько значений у предмета?»

Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет, со свойствами, также хорошо известными. Это могут быть: газета, кирпич, кусочек мела, карандаш, картонная коробка…. Задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Любое познание начинается с вопроса.

Поэтому очень важным умением для любого исследователя является

  • Умение задавать вопросы

Для развития этого умения использую следующие приёмы и задания:

  1. «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о данном предмете?» (слайд)

Кладём на стол, например, игрушечный автомобиль, куклу или другие предметы.

  1. Вопросы, требующие выбора.

В основном это вопросы, в которых требуется подтвердить собственными примерами какие-то закономерности. «Исправление ошибок» (слайд)

  1. «Вопросы и ответы» (слайд)

  2. «Найди загаданное слово» (слайд)

Это задание можно выполнять в разных вариантах. В этом случае можно слово загадать и держать его в тайне, а можно положить предмет в шкатулку. Дети задают вопросы, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило: в вопросе должна быть невидимая связь и вопросы не должны быть направлены на прямое угадывание. Например: Это то, что находится в доме? Это животное? Предмет съедобный? и т.д. На вопросы ведущий отвечает только да или нет.

«Метод шести думательных шляп», где цвет каждой шляпы вызывает в сознании человека определённые чувства и ассоциации. Надев ту или иную шляпу, ребёнок начинает рассматривать проблему с разных точек зрения (показать слайд).

  • Для развития умений выдвигать гипотезы применяю приёмы:

Приём 1: «Давайте вместе подумаем»

Как птицы узнают дорогу домой?

Почему дует ветер?

Почему бывает день и ночь? и т.д. (слайд)

ПИсследовательская деятельность как метод проблемного обученияриём 2: «Давайте предположим…» Данный приём позволяет тренировать умения вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. Делая предположения, мы обычно используем слова:

может быть… предположим … допустим … возможно …что если…(слайд)

На уроках русского языка, знакомя детей с текстом диктанта, использую приём «Прерванного рассказа». Например:

Снежные узоры.

За ночь сильно похолодало. Настало ясное морозное утро. Ты проснулся и посмотрел в окно. Всё оно покрыто чудным узором. Вот длинная ветвь. Вот распустился на стекле цветок. Как появились эти узоры?

У: Давайте предположим, как они могли появиться?

у: Может быть, Дед Мороз нарисовал?

У: Так. Ещё какие предположения?

у: Предположим дома тепло, а на улице холодно.

У: Продолжай свою мысль.

у: Возможно окна запотевают, а потом капельки замерзают

У: Что же происходит на самом деле? Читаю продолжение текста.

у: А почему тогда на окнах разные узоры?

У: Хороший вопрос, он требует ответа и определённого исследования.

По данной теме ученик сейчас готовит исследовательскую работу.

Приём 3: «Упражнения на обстоятельства»

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? (слайд)

Приём 4: «Упражнения, предполагающее обратное действие»

Например: При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

Приём 5: «Провокационных идей» и т.д.

Понятие - одна из форм логического мышления. Определить понятие - значит, указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание.

Для развития

  • Умений давать определения понятиям применяю приёмы:

Приём 1: «Коротко и понятно»

Например: К вам приехал иностранный гость. Он ничего не понимает по-русски. Расскажите ему как можно понятнее и короче, что такое: лодка, яблоко, карандаш, стол, книга,…(слайд)

Приём 2: «Описание»

Приём 3: «Характеристика»

Приём 4: «Сравнение»

Для будущего исследователя важны и другие умения:

  • Умение классифицировать

  • Умение наблюдать

  • Проводить эксперименты

  • Делать умозаключения и выводы

  • Умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


Исследовательская практика призвана не только расширять кругозор, но и развивать познавательные способности. Включаясь в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, ребёнок не только приобретает новые знания, но и осваивает механизмы их самостоятельного получения.

РИсследовательская деятельность как метод проблемного обученияезультативность и эффективность применяемых мной методик можно подтвердить результатами учебной и внеурочной деятельности учащихся.

  1. Относительная успеваемость стабильна за последние три года, наблюдается рост качественной успеваемости

  2. Участие в предметных олимпиадах

  3. Результаты исследовательской деятельности

  • Рост количества участников исследовательской деятельности

  • Результативность участия в конференциях

  1. Грамоты класса и личные достижения учащихся

Исследовательская деятельность как метод проблемного обучения





Исследовательская деятельность как метод проблемного обучения







Исследовательская деятельность как метод проблемного обученияИсследовательская деятельность как метод проблемного обучения

8

© 2010-2022