- Преподавателю
- Начальные классы
- Исследовательская деятельность как метод проблемного обучения
Исследовательская деятельность как метод проблемного обучения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Минакова И.П. |
Дата | 24.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Исследовательская деятельность как метод проблемного обучения
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию опыт моей работы по теме «Исследовательская деятельность как метод проблемного обучения». Опыт моей работы представлен с целью теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения исследовательской деятельности в начальной школе. Начиная свою деятельность учителя, я фактически обучала детей по принципу «слушай, смотри, запоминай и повторяй». Возможно, краски здесь несколько сгущены, но все же часто в процессе преподавания процессы запоминания преобладали над процессами мышления. Учащиеся, принимая готовый материал, запоминали механически, но в нестандартных ситуациях применить их не могли. Низкая познавательная мотивация, слабая успеваемость заставили задуматься о том, что надо вводить новые способы организации обучения. Таким образом, я определила для себя приоритетом задачу формирования мыслительных способностей, через проблемное обучение, которое реализую в исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время.
Этому способствует и то, что я как учитель начальных классов имею наибольшую возможность в отличии от основной и средней школы, реализовывать интегративное содержание, интегрируя все предметы учебного плана. Использование материалов интегрированного характера, позволяет сделать содержание актуальным, полезным и личностно-значимым.
Я определила 6 элементов, которые делают содержание проблемным:
-
Неожиданность
-
Конфликт
-
Предположение
-
Опровержение
-
Несоответствие
-
Неопределённость
Поэтому конструируя содержание материала, я включаю в него данные элементы.
С детства дети являются «Почемучками», «Всезнайками», проявляющими большой интерес к незнакомому. Именно такая детская любознательность и помогает мотивировать ребёнка на приобретение новых знаний. Найти решение такой проблемы помогает исследовательская деятельность, т.к. такая деятельность является одним из методов проблемного обучения. Исследовательская деятельность - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г.К. Селевко, 1998). В настоящее время существует большое количество методик по исследовательской деятельности: С.Л.Белых, А. Н. Подьякова, А.И.Савенкова и др. В своей работе я использую методику А.И.Савенкова. Ребёнок, выбирая тему будущего исследования, должен обозначить проблему, то есть должен определить, что будет исследовать, а потом уже действовать. Я согласна с мнением автора: надо ребёнка мотивировать на познание «нового», «неизвестного», для этого необходимо создать проблемную ситуацию, ситуацию противоречия, т.к. именно противоречие ставит его в положение исследователя. Все этапы исследовательской деятельности, которые ребёнок должен пройти под руководством учителя представлены в данной схеме. Исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении, поэтому оно начинается с познавательной потребности, мотивации поиска. По данной схеме видно, что для успешного исследования нужны умения работать с источниками информации и развитие мыслительных процессов (умения анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, открывать «новое»), и в то же время исследовательская деятельность способствует их формированию.
Роль учителя на первых этапах внедрения данной технологии, конечно является ведущей, так как для ученика этот процесс достаточно сложен.
В то же время нужно отметить и трудоёмкость и время-затратность применения данной технологии для учителя, поэтому реализация исследовательской деятельности происходит в урочное и внеурочное время. Более полноценно и продуктивно проведение исследований учащихся во внеурочной деятельности, где работу можно выполнить за больший промежуток времени, ученик получает больше возможности проявить самостоятельность.
.
На уроках применяются технологии проблемного обучения, и реализуются отдельные этапы исследовательской деятельности, что вы сможете наблюдать на открытом уроке по предмету «Окружающий мир». В процессе исследовательской деятельности обучающийся должен учиться сам формулировать изучаемую проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения. Создание проблемных ситуаций на уроках помогают не только мотивировать ребёнка к знаниям, через мыслительные операции, но и зарождают идеи научного поиска, в совместных проектах формируются и коммуникативные компетенции учащихся. Для такого поиска очень важна подготовительная работа, где учащиеся знакомятся на практике с понятиями « исследование», «гипотеза», «эксперимент». Исходя из вышесказанного я определила для себя набор приёмов создания проблемной ситуации:
- Подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;
- Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
- Столкновение учащихся с неоднозначным способом решения
- Предложение рассмотреть задачу с различных позиций;
- Задания на сравнение, обобщение, выводы из ситуации, сопоставление фактов;
- Постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- Определение проблемных теоретических и практических заданий (например, исследовательских);
Дано начало текста (на слайде)
«Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, дороги …»
Как ты отнесёшься к появлению первого снега? Расскажи об этом. Посмотри на мир «чужими глазами», например: путешественника, который отправляется в путь, вороны, сидящей на дереве, зайчиком в лесу и продолжи рассказ.
Приём 2: «Составьте рассказ от имени другого персонажа».
Представьте, что вы на какое-то время стали дверью в школе, столом в классной комнате, камушком на дороге, кошкой, сидящей на крыльце, врачом. Опишите один день этой воображаемой жизни (на слайде).
Приём 3: «Составьте рассказ, используя данную концовку»
«…Нам так и не удалось выехать на озеро» ( на слайде)
Приём 4 : «Сколько значений у предмета?»
Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет, со свойствами, также хорошо известными. Это могут быть: газета, кирпич, кусочек мела, карандаш, картонная коробка…. Задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
Любое познание начинается с вопроса.
Поэтому очень важным умением для любого исследователя является
-
Умение задавать вопросы
Для развития этого умения использую следующие приёмы и задания:
-
«Какие вопросы помогут тебе узнать новое о данном предмете?» (слайд)
Кладём на стол, например, игрушечный автомобиль, куклу или другие предметы.
-
Вопросы, требующие выбора.
В основном это вопросы, в которых требуется подтвердить собственными примерами какие-то закономерности. «Исправление ошибок» (слайд)
-
«Вопросы и ответы» (слайд)
-
«Найди загаданное слово» (слайд)
Это задание можно выполнять в разных вариантах. В этом случае можно слово загадать и держать его в тайне, а можно положить предмет в шкатулку. Дети задают вопросы, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило: в вопросе должна быть невидимая связь и вопросы не должны быть направлены на прямое угадывание. Например: Это то, что находится в доме? Это животное? Предмет съедобный? и т.д. На вопросы ведущий отвечает только да или нет.
«Метод шести думательных шляп», где цвет каждой шляпы вызывает в сознании человека определённые чувства и ассоциации. Надев ту или иную шляпу, ребёнок начинает рассматривать проблему с разных точек зрения (показать слайд).
-
Для развития умений выдвигать гипотезы применяю приёмы:
Приём 1: «Давайте вместе подумаем»
Как птицы узнают дорогу домой?
Почему дует ветер?
Почему бывает день и ночь? и т.д. (слайд)
Приём 2: «Давайте предположим…» Данный приём позволяет тренировать умения вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. Делая предположения, мы обычно используем слова:
может быть… предположим … допустим … возможно …что если…(слайд)
На уроках русского языка, знакомя детей с текстом диктанта, использую приём «Прерванного рассказа». Например:
Снежные узоры.
За ночь сильно похолодало. Настало ясное морозное утро. Ты проснулся и посмотрел в окно. Всё оно покрыто чудным узором. Вот длинная ветвь. Вот распустился на стекле цветок. Как появились эти узоры?
У: Давайте предположим, как они могли появиться?
у: Может быть, Дед Мороз нарисовал?
У: Так. Ещё какие предположения?
у: Предположим дома тепло, а на улице холодно.
У: Продолжай свою мысль.
у: Возможно окна запотевают, а потом капельки замерзают
У: Что же происходит на самом деле? Читаю продолжение текста.
у: А почему тогда на окнах разные узоры?
У: Хороший вопрос, он требует ответа и определённого исследования.
По данной теме ученик сейчас готовит исследовательскую работу.
Приём 3: «Упражнения на обстоятельства»
При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? (слайд)
Приём 4: «Упражнения, предполагающее обратное действие»
Например: При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
Приём 5: «Провокационных идей» и т.д.
Понятие - одна из форм логического мышления. Определить понятие - значит, указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание.
Для развития
-
Умений давать определения понятиям применяю приёмы:
Приём 1: «Коротко и понятно»
Например: К вам приехал иностранный гость. Он ничего не понимает по-русски. Расскажите ему как можно понятнее и короче, что такое: лодка, яблоко, карандаш, стол, книга,…(слайд)
Приём 2: «Описание»
Приём 3: «Характеристика»
Приём 4: «Сравнение»
Для будущего исследователя важны и другие умения:
-
Умение классифицировать
-
Умение наблюдать
-
Проводить эксперименты
-
Делать умозаключения и выводы
-
Умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Исследовательская практика призвана не только расширять кругозор, но и развивать познавательные способности. Включаясь в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, ребёнок не только приобретает новые знания, но и осваивает механизмы их самостоятельного получения.
Результативность и эффективность применяемых мной методик можно подтвердить результатами учебной и внеурочной деятельности учащихся.
-
Относительная успеваемость стабильна за последние три года, наблюдается рост качественной успеваемости
-
Участие в предметных олимпиадах
-
Результаты исследовательской деятельности
-
Рост количества участников исследовательской деятельности
-
Результативность участия в конференциях
-
Грамоты класса и личные достижения учащихся
8