- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку Употребление предлогов в речи. Союзы и, а, но. 2 класс
Урок по русскому языку Употребление предлогов в речи. Союзы и, а, но. 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рокунец Г.П. |
Дата | 28.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по русскому языку
во 2 классе
Тема:
Употребление предлогов в речи.
Союзы и, а, но, да.
МОУ «Киришский лицей»
Учитель начальных классов: Рокунец Г.П.
Тема урока:
«Употребление предлогов в речи. Союзы и, а, но, да».
Цели:
-
обобщить знания о предлоге;
-
познакомить с новой частью речи - союзом;
-
учить детей выделять предлог из речи и писать его раздельно с другими словами;
-
графически правильно писать предлоги независимо от того, как они произносятся;
-
учить правильно употреблять предлоги в речи;
-
совершенствовать орфографический навык.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Актуализация знаний:
Учитель: - Какие части речи мы с вами знаем?
Дети: - Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.
Учитель: - Какую часть речи называют служебной?
Дети: - Предлог.
Учитель: - Почему?
Дети: - Она служит для связи слов в предложении.
Учитель: - Чем отличается предлог от других частей речи?
Дети: - Предлог ничего не обозначает и не отвечает на вопросы.
Учитель: - Молодцы!
-
Объявление темы и целей урока:
Учитель: - Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной служебной частью речи и узнаем, чем она отличается от предлога.
-
Словарная работа:
На доске записаны слова: П..суда, д..ревня, к..ньки, м..локо, м..дведь, ..зык, ов..щи.
Учитель: - Что вы можете сказать о словах, записанных на доске?
Дети: - Это имена существительные. Все слова словарные.
Учитель: - Подумайте, с какими предлогами могут употребляться эти слова? (Ученики предлагают разные варианты ответов. При обсуждении выбираются лучшие и записываются под диктовку в тетрадь.)
Запись в тетради: В посуде, к деревне, с коньками, без молока, за медведем, о языке, с овощами.
Учитель: - Что сделали с существительными при записи?
Дети: - Изменили форму слова. (Дети ещё не знают понятия окончание).
Учитель: - Как написали предлоги?
Дети: - Отдельно.
Учитель: - Обведите предлоги треугольником. Поставьте в словах ударение и подчеркните непроверяемую гласную, написание которой мы запоминаем.
-
Знакомство с новой частью речи.
Запись предложения под диктовку:
Мама с бабушкой и с сестрой пошли в театр.
Учитель:- Назовите части речи, надпишите их над словами.
Дети: - Мама - сущ., с - пред., бабушкой - сущ., и- (несколько учеников сказали, что это предлог, другие затруднились ответить), с - предл., сестрой - сущ., пошли - глаг., в - предл., театр - сущ.
Учитель: - Какое слово вызвало затруднение?
Дети: - Слово и.
Учитель: - Ваши мнения разделились. Давайте подумаем можно ли отнести это слово к предлогам? Можно ли сказать, что это часть речи (отдельное слово)?
Дети: - Да.
Учитель: - Служит для связи слов в предложении?
Дети: - Да.
Учитель: - Поставьте к этому слову вопрос.
Дети: (после нескольких попыток) - Это слово не отвечает на вопрос.
Учитель: - А теперь попробуйте поставить вопрос от слова и к другому слову.
Дети: - Не получается.
Учитель: - Какой вывод мы можем сделать?
Дети: - Это слово не является предлогом.
Учитель: - Молодцы. Эта часть речи не предлог, а союз.
На доске вывешивается новая табличка с названием новой части речи - союз.
На экране появляется текст:
Предлог и союз очень дружны. Для того, чтобы дружить, нужно иметь много общего. А значит, вместе служить другим частям речи. Но чтобы не скучать вместе, надо иметь и различия.
Учитель: - Наша задача найти сходства и различия у предлога и союза.
(Дети высказывают свои мнения, учитель их направляет)
В результате на экране появляется таблица:
СХОДСТВА
РАЗЛИЧИЯ
ПРЕДЛОГ
СОЮЗ
ПРЕДЛОГ
СОЮЗ
Часть речи
Часть речи
Служит существительному, местоимению.
Связывает разные части речи
Служит для связи слов в предложении
Служит для связи слов в предложении
От предлога к существительному (местоимению) можно поставить вопрос
От союза вопрос не ставится.
Пишется отдельно
Пишется отдельно
Не отвечает на вопрос
Не отвечает на вопрос
Учитель: - В предложении, которое мы записали, обозначьте предлог треугольником, а союз обведите кружком.
Физкультминутка.
-
Закрепление новых знаний.
Списывание с доски пословиц:
Солнце светит, но не греет.
На чёрной земле и весна не красна!
Съел бы пирог, да в печи сжёг.
Не море топит, а ветры.
Учитель: - Задание: Укажите части речи, подчеркните орфограммы, которые встретились в пословицах (два ученика у доски: один указывает части речи, другой подчёркивает орфограммы).
Проверка.
Учитель: - Какие союзы нам встретились в пословицах?
Дети: - И, а, но, да.
Учитель: - Постарайтесь запомнить эти союзы, чтобы не путать их с предлогами.
-
Упражнение в правильном употреблении предлогов в речи. Работа в паре.
На партах у детей лежат карточки с текстом, в котором надо вставить подходящий по смыслу предлог. Учащиеся в паре обсуждают и вставляют нужный предлог в карточку.
Я люблю гулять (в, по, на) ___ саду. Там есть одно гнездо (у, на, по) ___ сосне. (На, о, в) ___ гнезде вывелись птенцы. Я стою (за, у, под) ___ сосной и наблюдаю. Целый день птенцы пищат. А их родители заботятся (для, за, о) ___ малышах: приносят корм, оберегают.
При проверке ученики вслух зачитывают получившиеся предложения. Мнения разделились при проверке первого предложения: часть учащихся вставили предлог в, а другие - предлог по. После обсуждения дети пришли к выводу, что в это предложение подходят оба предлога.
-
Самостоятельная срезовая работа по совершенствованию орфографического навыка:
Учитель: - Запишите под диктовку словосочетания, подчеркните орфограммы, будьте внимательны при записи, проговаривайте каждое слово:
В сосновом лесу, милый котёнок, пушистая собачка Жулька, моя сестра Лиза Чайкина, в дождливый денёк, на мягкий диван, на заячьи ушки.
Самопроверка. Инструкции учителя:
Учитель: - Прочитай по слогам каждое слово, проверь, все ли орфограммы у тебя подчёркнуты. Найди, где возможно, проверочные слова.
-
Итог урока:
Учитель: - С какой новой часть речи мы познакомились на уроке?
Дети: - Мы познакомились с союзами.
Учитель:- Какие союзы вы узнали на уроке?
Дети: - И, а, но, да.
Учитель: - Чем отличается союз от предлога?
Дети: - От союза нельзя поставить вопрос к другим частям речи. Учитель: - Кто сегодня, по-вашему, мнению был более активен и успешен на уроке?
Выставление оценок.
За самостоятельную работу оценка выставлялась отдельно после проверки тетрадей.
Учитель: - Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!
-
Домашнее задание.
С.56 упражнение 88.