Урок по русскому языку Употребление предлогов в речи. Союзы и, а, но. 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку

во 2 классе









Тема:

Употребление предлогов в речи.

Союзы и, а, но, да.



МОУ «Киришский лицей»

Учитель начальных классов: Рокунец Г.П.

Тема урока:

«Употребление предлогов в речи. Союзы и, а, но, да».

Цели:

  • обобщить знания о предлоге;

  • познакомить с новой частью речи - союзом;

  • учить детей выделять предлог из речи и писать его раздельно с другими словами;

  • графически правильно писать предлоги независимо от того, как они произносятся;

  • учить правильно употреблять предлоги в речи;

  • совершенствовать орфографический навык.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: Долгожданный дан звонок, (в руках Начинается урок. колокольчик) (звенит колокольчик)



  1. Актуализация знаний:

Учитель: - Какие части речи мы с вами знаем?

Дети: - Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.

Учитель: - Какую часть речи называют служебной?

Дети: - Предлог.

Учитель: - Почему?

Дети: - Она служит для связи слов в предложении.

Учитель: - Чем отличается предлог от других частей речи?

Дети: - Предлог ничего не обозначает и не отвечает на вопросы.

Учитель: - Молодцы!



  1. Объявление темы и целей урока:

Учитель: - Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной служебной частью речи и узнаем, чем она отличается от предлога.

  1. Словарная работа:

На доске записаны слова: П..суда, д..ревня, к..ньки, м..локо, м..дведь, ..зык, ов..щи.

Учитель: - Что вы можете сказать о словах, записанных на доске?

Дети: - Это имена существительные. Все слова словарные.

Учитель: - Подумайте, с какими предлогами могут употребляться эти слова? (Ученики предлагают разные варианты ответов. При обсуждении выбираются лучшие и записываются под диктовку в тетрадь.)

Запись в тетради: В посуде, к деревне, с коньками, без молока, за медведем, о языке, с овощами.

Учитель: - Что сделали с существительными при записи?

Дети: - Изменили форму слова. (Дети ещё не знают понятия окончание).

Учитель: - Как написали предлоги?

Дети: - Отдельно.

Учитель: - Обведите предлоги треугольником. Поставьте в словах ударение и подчеркните непроверяемую гласную, написание которой мы запоминаем.

  1. Знакомство с новой частью речи.

Запись предложения под диктовку:

Мама с бабушкой и с сестрой пошли в театр.

Учитель:- Назовите части речи, надпишите их над словами.

Дети: - Мама - сущ., с - пред., бабушкой - сущ., и- (несколько учеников сказали, что это предлог, другие затруднились ответить), с - предл., сестрой - сущ., пошли - глаг., в - предл., театр - сущ.

Учитель: - Какое слово вызвало затруднение?

Дети: - Слово и.

Учитель: - Ваши мнения разделились. Давайте подумаем можно ли отнести это слово к предлогам? Можно ли сказать, что это часть речи (отдельное слово)?

Дети: - Да.

Учитель: - Служит для связи слов в предложении?

Дети: - Да.

Учитель: - Поставьте к этому слову вопрос.

Дети: (после нескольких попыток) - Это слово не отвечает на вопрос.

Учитель: - А теперь попробуйте поставить вопрос от слова и к другому слову.

Дети: - Не получается.

Учитель: - Какой вывод мы можем сделать?

Дети: - Это слово не является предлогом.

Учитель: - Молодцы. Эта часть речи не предлог, а союз.

На доске вывешивается новая табличка с названием новой части речи - союз.

На экране появляется текст:

Предлог и союз очень дружны. Для того, чтобы дружить, нужно иметь много общего. А значит, вместе служить другим частям речи. Но чтобы не скучать вместе, надо иметь и различия.

Учитель: - Наша задача найти сходства и различия у предлога и союза.

(Дети высказывают свои мнения, учитель их направляет)

В результате на экране появляется таблица:

СХОДСТВА

РАЗЛИЧИЯ

ПРЕДЛОГ

СОЮЗ

ПРЕДЛОГ

СОЮЗ

Часть речи

Часть речи

Служит существительному, местоимению.

Связывает разные части речи

Служит для связи слов в предложении

Служит для связи слов в предложении

От предлога к существительному (местоимению) можно поставить вопрос

От союза вопрос не ставится.

Пишется отдельно

Пишется отдельно

Не отвечает на вопрос

Не отвечает на вопрос

Учитель: - В предложении, которое мы записали, обозначьте предлог треугольником, а союз обведите кружком.

Физкультминутка.



  1. Закрепление новых знаний.

Списывание с доски пословиц:

Солнце светит, но не греет.

На чёрной земле и весна не красна!

Съел бы пирог, да в печи сжёг.

Не море топит, а ветры.

Учитель: - Задание: Укажите части речи, подчеркните орфограммы, которые встретились в пословицах (два ученика у доски: один указывает части речи, другой подчёркивает орфограммы).

Проверка.

Учитель: - Какие союзы нам встретились в пословицах?

Дети: - И, а, но, да.

Учитель: - Постарайтесь запомнить эти союзы, чтобы не путать их с предлогами.

  1. Упражнение в правильном употреблении предлогов в речи. Работа в паре.

На партах у детей лежат карточки с текстом, в котором надо вставить подходящий по смыслу предлог. Учащиеся в паре обсуждают и вставляют нужный предлог в карточку.

Я люблю гулять (в, по, на) ___ саду. Там есть одно гнездо (у, на, по) ___ сосне. (На, о, в) ___ гнезде вывелись птенцы. Я стою (за, у, под) ___ сосной и наблюдаю. Целый день птенцы пищат. А их родители заботятся (для, за, о) ___ малышах: приносят корм, оберегают.

При проверке ученики вслух зачитывают получившиеся предложения. Мнения разделились при проверке первого предложения: часть учащихся вставили предлог в, а другие - предлог по. После обсуждения дети пришли к выводу, что в это предложение подходят оба предлога.

  1. Самостоятельная срезовая работа по совершенствованию орфографического навыка:

Учитель: - Запишите под диктовку словосочетания, подчеркните орфограммы, будьте внимательны при записи, проговаривайте каждое слово:

В сосновом лесу, милый котёнок, пушистая собачка Жулька, моя сестра Лиза Чайкина, в дождливый денёк, на мягкий диван, на заячьи ушки.

Самопроверка. Инструкции учителя:

Учитель: - Прочитай по слогам каждое слово, проверь, все ли орфограммы у тебя подчёркнуты. Найди, где возможно, проверочные слова.

  1. Итог урока:

Учитель: - С какой новой часть речи мы познакомились на уроке?

Дети: - Мы познакомились с союзами.

Учитель:- Какие союзы вы узнали на уроке?

Дети: - И, а, но, да.

Учитель: - Чем отличается союз от предлога?

Дети: - От союза нельзя поставить вопрос к другим частям речи. Учитель: - Кто сегодня, по-вашему, мнению был более активен и успешен на уроке?

Выставление оценок.

За самостоятельную работу оценка выставлялась отдельно после проверки тетрадей.

Учитель: - Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!



  1. Домашнее задание.

С.56 упражнение 88.



© 2010-2022