- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по основам православной культуры
Конспект урока по основам православной культуры
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кичкарь С.М. |
Дата | 28.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока
по модулю «Основы православной культуры»
в 4-ом в классе по теме:
«Россия - наша Родина»
учитель начальных классов
Кичкарь Светлана Максимовна
Тема урока: « Россия - наша Родина»
Цели урока:
-
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, общества;
-
формирование первоначальных представлений о единстве и особенностях российской национальной духовной традиции как основе исторической, культурной и современной жизни многонационального народа России; понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры;
-
воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству, к культурным традициям нашей многонациональной страны.
Технологии: компьютер, мультимедийный проектор, дидактический материал.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, эвристический, с использованием элементов блочно- модульной технологии.
Формы организации познавательной деятельности: продуктивное обучение, работа в парах, беседа, творческая работа.
Ход урока:
l. Информация к размышлению.
Уважение и любовь к своей Родине. Символы России нужны как воплощение её истории, отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.
ll. Вступительное слово по теме.
Ты живёшь в замечательной стране, имя которой - Российская Федерация, или коротко Россия. Произнеси это слово вслух и ты почувствуешь в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворённость…
( слайды № 1,2,3)
III. Мотивация учебной деятельности учащихся. (работа в парах)
У вас на партах лежат листочки с набором слов, соберите из этих слов пословицы.
(Родина - мать, умей за неё постоять.)
(Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.)
- Прочитайте, какие пословицы у вас получилось.
- Что объединяет эти пословицы? (О родине)
- Прочитайте название сегодняшнего урока.
IV. Постановка учебной задачи. Дети формулируют тему урока.
- Как вы понимаете тему урока: Россия - наша Родина?
-Определим цель нашего урока? (Проводится совместное целеполагание:
- пополнить знания о нашей Родине, ее народах и культурных традициях, для того чтобы полученные знания помогали лучше ориентироваться в современном мире.)
- Сегодня вы узнаете, что такое духовный мир человека,
что такое культурные традиции и для чего они существуют.
V. Работа по теме урока. Основные понятия.
1. Родина, Отечество.
-А что такое Родина? (место, где человек родился, где живут близкие ему люди)
А теперь послушайте, как дается толкование этого слава в словаре (Толковый словарь, читает ученик)
Слово родина происходит от слова род (ряд поколений, происходящих от одного предка, родоначальника). От этого слова, как от родоначальника, происходит много других слов: родители, родственники, родословие, народ. Можно продолжить этот список. Ещё от этого корня происходит слово природа, означающее всё вещественное, зримое, весь наш мир, землю, а выражение от природы указывает на происхождение какого-либо качества человека от его рождения.
- Что вы можете сказать о России? Да - это многонациональное государство; дом, в котором мы все живем;
- А если подобрать близкое по значению слово, что это будет за слово? Как раньше называли нашу Родину?
- Правильно! Это Отечество.
- Давайте обратимся к словарю и найдем объяснение данного понятия.
ОТЕ́ЧЕСТВО, -а, ср. (высок.). Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Любовь к отечеству. Защита своего отечества.
Мы уважительно называем нашу страну Отечество, потому что наши Отцы, деды, прадеды, прапрадеды наших прапрадедов и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений. Мы любовно называем нашу страну Родина, потому что родились и живем в ней.
Наша малая Родина - это село, в котором мы живем.
Просмотр видеоролика «Село моё родное - Спасо -Барда»
-Какое настроение и чувство вызвали у вас картины родной природы, увиденные в ролике? (Хорошее настроение и чувство гордости за свое красивое село.)
Наша большая страна состоит из вот таких маленьких деревень, сёл, городов.
С первых дней жизни нас окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется: родственники, друзья, соседи.
- Главная ценность России - люди, их жизнь, труд и культура.
2) Духовный мир -
Мир, который окружает нас очень разнообразен. Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы - это материальный мир. Но есть и другой мир. На наших уроках мы больше будем говорить о духовном мире. Что такое духовный мир? - однокоренное слово- душа.
Духовный мир - внутренний мир человека.
Духовный мир - знания, информация в книгах, фильмах, отношения между людьми. Есть выражение: спокойно на душе, тревожно на душе, радостно на душе, тяжело на душе.
Как вы думаете, от чего на душе бывает хорошо, от чего бывает тяжело? Как сделать, чтоб было хорошо?
- Как вы считаете, люди, у которых богат духовный мир: они могут совершать зло?
- А какие поступки свойственны этим людям? Совершенно верно! Им свойственны: добрые дела, поступки; это люди слова, дела и чести; это борцы за справедливость; также им свойственно проявлять милосердие и сострадание к окружающему себя.
Как в материальном мире, так и в духовном есть разного рода поступки. Что делать, если человек совершил ошибку и понял, что был не прав. Молодцы! Все совершают ошибки! Важно понять, что ты не прав и извиниться.
Работа с фразеологизмами. (Групповая работа)
Слайд 4
Постараться объяснить значение данного фразеологизма.
1.Вкладывать душу - (делать, что-то с увлечением, любовью).
2.Скребет на душе - (неспокойно).
3.До глубины души - (сильно волновать, поражать).
4.Заячья душа - (трусливый, робкий человек).
6.Душа не на месте - (тревожно).
7.Стоять над душой - (надоедать своим присутствием, докучать).
8. Душа в душу - (дружно жить, в полном согласии).
9. Болеть душой - (переживать).
10.За милую душу - (с большим удовольствием, весьма охотно).
11.Бередить душу - (волновать).
12. Душа не принимает - (нет желания).
13.Закрывать душу на замок - (становиться замкнутым).
14. Камень с души свалился - (чувство душевного облегчения, избавления от тягостного).
15. Что душе угодно - (всё, что нравится).
16. Кривить душой - (обманывать).
Проверка
3) Традиции.
В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями.
Слайд 5
Давайте обратимся к словарю и прочитаем определение.
ТРАДИ́ЦИЯ, -и, ж.
1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Национальные традиции. Воинские традиции.
2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. Т. встречи Нового года. Вошло в традицию что-н. (стало традиционным во 2 знач.).
По ним шли наши предки. Культурные традиции - это богатство нашей многонациональной страны. А почему нашу страну называют многонациональным государством?
Да, в наше стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России.
И в этой семье мы уважительно и бережно относимся к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живем, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.
- Какие культурные традиции вы знаете?
-Новый год, Рождество, Пасха, День Победы, День пожилого человека…
Какие традиции приняты в вашей семье? ( Дни рождения, Пасха, Новый год, Рождество…)
-
Самостоятельная творческая работа учащихся. (работа по группам)
Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, Отечество, духовные ценности ,традиции.
Выступления групп. Обсуждение.
VII.Рефлексия. «Продолжить предложения».
- Сегодня на уроке я ...
- Самым полезным интересным для меня было ...
- Я встретился с трудностью при ...
- Мне это необходимо для ...
-У меня хорошо получилось ...
-Строки самому себе ...
-Скажи комплимент новой теме ...
VIII. Домашнее задание.
1. Статья в учебнике с.4-5.
2. Посоветуйся с родителями, с другими взрослыми и назови несколько традиций, принятых вашей семье.
3. Нарисовать рисунок на тему «Моя Родина».(по желанию)