- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа факультатива по окружающему миру Удивительное рядом
Рабочая программа факультатива по окружающему миру Удивительное рядом
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шайхидинова О.А. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа -лицей № 4 «Интеллект»
Рассмотрено Утверждаю: на методическом совете Директор МАОУ ПГО МАОУ ПГО «СОШ-Лицей № 4 «СОШ-Лицей №4 «Интеллект» «Интеллект» Протокол №1 _______ В.Г. Никитин от 9 сентября 2015г. Приказ № 113-Д от 9 сентября 2015г.
Окружающий мир. «Удивительное рядом».
Рабочая программа для обучающихся 3Б класса.
Составитель:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Шайхидинова Оксана Александровна
2015-2016 учебный год.
Пояснительная записка.
Настоящая программа «Удивительное рядом» разработана как часть, формируемая участниками образовательных отношений, дополнительным модулем к программе «Математика», на основе Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа-лицей № 4 «Интеллект» - основного нормативного документа в ОО, определяющего содержание образования при получении начального общего образования, разработанного коллективом педагогов, родителей на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС к структуре основной образовательной программы, с учётом требований следующих нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ч.5 ст.12, ч.10 ст.13);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС) (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», Приказ МОиН РФ № 1241 от 26 ноября 2010 года,
- Приказ МОиН РФ № 2357 от 22 сентября 2011 года «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года»),
- Приказ МОиН РФ №1643 от 29.12.2014 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (регистрационный № 35916)
- концептуальные положения УМК «Школа России», образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей, особенностей образовательного учреждения.
- приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 года № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 года № 373»;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 года № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 года № 373»;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 18.12.2012 г. №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 года № 373»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10»;
- Устав МАОУ ПГО «СОШ-Лицей № 4 «Интеллект».
- Положение о критериях оценивания учебных достижений обучающихся и порядке выставления текущих, четвертных, полугодовых и годовых отметок, утв. приказом № 187-Д от 07.10.2013 г.
- Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранении в архивах информации о результатах успеваемости и аттестации на бумажных и электронных носителях.
- Положение о рабочих программах образовательного учреждения, утв. приказом № 5/1-Д от 24.01.2011 г.
- Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа-лицей №4 «Интеллект».
Целью программы является создание психолого-педагогических условий для воспитания, обучения и развития личности ребенка, направленных на сохранение и развитие любви к природе, получение новых знаний о мире природы, а также на формирование ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.
Задачи программы:
- Развитие познавательного интереса ребенка к миру животных, растений и самому себе, как части мира природы.
- Воспитание уважительного отношения и заботы о ближайшем биосоциальном окружении и своем здоровье.
- Развитие навыков разных видов деятельности (познавательной, творческой).
- Формирование у детей системы знаний об окружающем их мире животных и растений, о здоровье человека.
Особенности рабочей программы. В течение года обучения, ребята знакомятся с особенностями своего организма и органов чувств человека и животных, с различными способами сохранения здоровья, с животными и растениями, которые живут в непосредственной с ними близости, правилами безопасности, понятием экономики, со странами мира. Данная программа опирается на курс «Окружающий мир» А.Плешакова для 3 класса. Основной особенностью является то, что она носит прикладной характер. Формы и методы технологии. С учетом психофизиологических особенностей детей этого возраста были подобраны использующиеся на занятиях методы (объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, беседа, проблемное обучение и др.) и формы (игра, экскурсия, практическая работа, творческая работа, работа в группах, индивидуальные консультации) организации учебной деятельности. На занятиях предусмотрены коллективные формы работы, что способствует сплочению группы, развитию дружеских отношений среди ребят, развитию навыков работы в команде. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятия не более 45 минут. На занятиях проводятся перерывы в виде динамических пауз, чтобы избежать переутомления детей. Программой предусмотрено закрепление теоретического материала, полученного на уроках по окружающему миру. Контроль осуществляется в виде тестов и собеседований.
Общая характеристика. Программа «Удивительное рядом» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек - как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое. Программу определяют важнейшие компоненты культуры - норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия. В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:
- природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
- природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
- мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
- природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
- культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
- наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
- искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
- человечество как многообразие народов, культур, религий;
- семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
- труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
- здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
- нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Данная программа эколого-биологической направленности предназначена для учащихся 3Б класса. Срок реализации программы 1 год. Программа является интегрированной, так как основывается на синтезе ключевых понятий из области окружающего мира, экологии, зоологии, ботаники, физиологии человека и животных, краеведения, а также этики, эстетики и искусства. В программе применен системный подход, что позволяет сформировать у младших школьников целостное представление об окружающем их мире природы, и своем здоровье. Программа предусматривает погружение ребенка в мир живой природы, чего он лишен в зачастую дома. Кроме того, учащиеся имеют возможность использовать на занятиях литературу, иллюстративные материалы, гербарные образцы, обучающие фото- и видеоматериалы. Для повышения мотивации к обучению у учащихся на занятиях приводятся интересные факты, предания, легенды, связанные с изучаемыми растениями и животными.
Место учебного предмета в учебном плане Курс «Удивительное рядом» является частью, формируемой участниками образовательных отношений, и на его преподавание отводится 34 часа в год при занятиях один час в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета. Личностными результатами изучения курса «Удивительное рядом» является формирование следующих умений: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника. Метапредметными результатами изучения курса «Удивительное рядом» является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблеме.
Предметными результатами изучения курса «Удивительное рядом» является: знать: · Особенности функционирования и значение органов чувств человека и животных (обоняние, осязание, зрение, вкус, слух); · Основы сохранения своего здоровья; · Основные признаки живых организмов (растений и животных); · Морфологию и основы анатомии растений; · Использование растений человеком; · Характеристики сред обитания (наземной, наземно-воздушной, водной) уметь: · Сохранять и поддерживать своё здоровье; · Отличать объекты живой природы от неживой; · Подкармливать птиц в зимний период; · Вести себя при посещении лесов и парков; - Работать в команде.
Основное содержание курса «Удивительное рядом»:
- Введение (1ч).
- Я познаю мир (3ч). Разнообразие природы и её значение. Разумное существо и его общество. О больших и маленьких ранах земли.
3 . Удивительная природа (6ч). Тела, вещества, частицы и их разнообразие. Воздух и его охрана. Интересное о воде. Почва. Тайная жизнь растений. Путешествие в удивительный мир животных.
Практические работы.
1.В гости к науке Химии (день опытов).
2.Экологический час «Берегите воду!» (создание стенгазеты «Вода: необычное в обычном» по результатам научно- исследовательской деятельности).
3. Час знаний «Удивительный мир растений и животных» ( представление результатов исследовательской деятельности «10 интересных фактов о животных и растениях»).
4.Я познаю себя(8ч). Как устроен человек. Надёжная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.
Практические работы.
1.Кожа - защита нашего организма (встреча с парикмахером, медиком, химиком; работа с микроскопами).
2. Театрализованная игра «Внимание! Говорят системы и органы нашего организма!».
3.Что такое пульс (развитие умения находить и измерять частоту пульса).
4. Демонстрация «курительной машины».
- Безопасность (6 часов). Огонь, вода, газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.
Практические занятия:
1. Экскурсия в отдел ГОиЧС.
2. Изготовление памяток для любителей лесных прогулок.
3. Представление фантаст - проектов «Самый чистый город - мой!»
6. Чему учит нас экономика. (4 часа). Что такое экономика. Основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство и животноводство. Какая бывает промышленность. Бюджет.
Практические занятия:
1. Географические объекты России. Моря, озера и реки России. Природные зоны России (работа с географическими картами).
2. Пустыни и полупустыни. Тундра. Леса России. Степи (работа с географическими картами).
3. Виды бюджетов и их распределение. Практическое занятие по распределению семейного бюджета.
4. Круглый стол: «Бюджет моей семьи». Рассмотрение и обсуждение семейных бюджетов на неделю.
7. Путешествие по городам и странам (4 часов). Золотое кольцо России. Наши соседи на географической карте мира.
Практические занятия:
-
Презентационный час «Золотое кольцо России» (рассмотрение творческих сообщений учащихся).
-
Презентационный час «Достопримечательности города, в котором я живу».
-
Информационный час «Наши соседи на географической карте» (работа с географическими картами).
-
Урок безопасности: Куда поехать в отпуск? (встреча с представителем туристического агентства).
8. Подведение итогов курса (2 часа).
Практические занятия:
-
Создание коллажа «Удивительное рядом».
-
Итоговое тестирование учащихся.
Тематическое планирование.
РАЗДЕЛ
Кол-во часов
Из них практических занятий
1. Введение
1
2. Я познаю мир
3
3
3 . Удивительная природа
6
3
4.Я познаю себя
8
4
5. Наша безопасность
6
3
6.Чему учит экономика
4
7. Путешествие по городам и странам
4
4
8. Подведение итогов курса
2
1
Итого:
34
18
Список литературы 1. Алферов В. А., Зайцева Е. Н. Гиацинты. - М. издательство сельскохозяйственной литературы, 1963. 2. Анциферов А. В.Комнатные растения в школе: наблюдения и эксперименты: учебно-методическое пособие. Дрофа, Москва,2010. 3. Архипов Г. Е., Колесникова З. М., Полежаева А. И. Ваш домашний сад. ФинВест, Москва,1993. 4. Бергхоф П. К. Мелкие домашние животные. Болезни и лечение. «Аквариум-Принт», МОСКВА, 2006.- 224 с. 5. Булычева О. Н. и др. Работа с природными материалами. Методические рекомендации для руководителей кружков «Природа и фантазия». - М.:1990. 6. Гринкевич Н. И., А. А.Сорокина «Легенды и быль о лекарственных растениях», «Наука», Москва, 1988. 7. Державина Т. Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя. Мнемозина, Москва,2010.-190, с.: ил. 8. Орг, А.О. Олимпиады по предмету «Окружающий мир». 3 класс / А.О.Орг, Н.Г.Белицкая. - 2-е изд., перераб. И доп. - М. : Издательство «Экзамен», 2014. - 93, [3] с. 9.Плешаков А.А. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. Москва «Просвещение», 2014. 10. Яценко И.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 3 класс / Сост. И.Ф.Яценко. - 4-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2015. - 96с. - (Контрольно-измерительные материалы).
Информационно-коммуникационные средства
Цифровые образовательные ресурсы
Ресурсы Интернета
1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru
2.Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: nachalka.ru
3. Электронное приложение к учебнику Плешакова А.А. Окружающий мир.3 класс
1. Официальный сайт УМК «Перспектива». - Режим доступа: prosw.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_nо=12371
2. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: festival.1september.ru
3.Образовательный портал «Ucheba.com». - Режим доступа: uroki.ru
4. Мультипортал. - Режим доступа: km.ru/education
n-shkola.ru
vestnik.edu.ru
nsc.1september.ru
mon.gov.ru./proekt/ideology.
5.Олимпиада для младших школьников: окружающий мир
Условия проведения олимпиады. Варианты заданий. (prioritet-school.ru/olimp.html )
6.Электронное учебное издание «Начальная школа, 1-4 кл.»;
7.Интегрированный УМК нач. шк. 1-4 кл. Кирилл и Мефодий. Окружающий мир;
«Новая начальная школа» 1-4 кл. Литературное чтение.