- Преподавателю
- Начальные классы
- Формирование общеучебных умений у учащихся 2 класса с нарушением слуха в процессе ознакомления с окружающим миром
Формирование общеучебных умений у учащихся 2 класса с нарушением слуха в процессе ознакомления с окружающим миром
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пономаренко М.В. |
Дата | 11.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Формирование общеучебных умений у учащихся 2 класса в процессе ознакомления с окружающим миром Цель исследования: изучить особенности формирования общеучебных умений у младших школьников с нарушением слуха и на этой основе разработать систему коррекционно - педагогической работы, интегрированную в структуру учебных занятий по ознакомлению с окружающим миром. Объект исследования: процесс формирования общеучебных умений у детей 8-9 лет в процессе ознакомления с окружающим миром. Предмет исследования: коррекционно - педагогическая работа по формированию общеучебных умений у детей 8-9 лет в процессе ознакомления с окружающим миром. Гипотеза исследования: коррекционно-педагогическая работа по формированию общеучебных умений у детей 8-9 лет в процессе ознакомления с окружающим миром может быть более эффективной, если при ее проведении будет применяться специально разработанный комплекс коррекционно-развивающих занятий, направленных на умения обеспечивающие восприятие и понимание материала в связи с поставленными учебными задачами, целями (информационно-ориентировочные умения), умения классификации и обобщения (операционально-исполнительские умения), умения самоконтроля, самооценки (контрольно - коррекционное умения). В соответствии с темой и целью, а также для проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи: Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по формированию общеучебных умений у детей 8-9 лет. 2. Провести анализ методик по формированию общеучебных умений у детей 8-9 лет в процессе ознакомления с окружающим миром. 3. Разработать и экспериментально апробировать систему коррекционно-педагогической работы по формированию общеучебных умений у детей 8-9 лет в процессе ознакомления с окружающим миром. 4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы по эффективности коррекционно - педагогической работы. Были использованы следующие методы исследования: - теоретический анализ и синтез педагогической, методической литературы, педагогической литературы по теме исследования; -эмпирический (наблюдение за учебным процессом в классе, самооценка, тестирование, обследование, беседы с родителями и учителями); -исследовательский (констатирующий, формирующий и контрольный психолого-педагогический эксперимент); -метод математической статистики. В теоретической части исследования рассмотрено понятие общеучебных умений, особенности их развития у младших школьников с, а так же методические подходы к решению проблемы общеучебных умений у детей младшего школьного возраста. В экспериментальной части описана непосредственная практическая деятельность по формированию общеучебных умений у младших школьников. При сравнении и анализе полученных результатов, спланирована и проведена коррекционно-педагогическая работа по формированию общеучебных умений у младших школьников. В экспериментальное исследование принимали участие 4 ученика: 2 девочки и 2 мальчика. Средний возраст 8 лет. Исследование проводилось в три этапа. Констатирующий этап исследования: Цель исследования: исследовать уровень развития общеучебных умений у детей 8-9 лет в процессе ознакомления с окружающим миром. Задачи исследования: 1. Подобрать методики диагностики уровня развития общеучебных умений у детей 8-9 лет в процессе ознакомления с окружающим миром. 2. Провести диагностическое исследование по уровню развития общеучебных умений у детей 8-9 лет в процессе ознакомления с окружающим миром 3. Проанализировать полученные результаты. Формирующий этап исследования: Цель исследования: на основе результатов констатирующего этапа исследования разработать и реализовать систему коррекционно-педагогической работы по формированию общеучебных умений у детей 8-9 лет в процессе ознакомления с окружающим миром. Задачи исследования:
1. На основе результатов констатирующего этапа исследования определить направления коррекционно-педагогической работы. 2. Подобрать методы и приемы по формированию общеучебных умений у детей 8-9 лет в процессе ознакомления с окружающим миром. 3. Разработать систему коррекционно-педагогической работы по формированию общеучебных умений у детей 8-9 лет в процессе ознакомления с окружающим миром. 4. Реализовать разработанную систему коррекционно-педагогической работы по формированию общеучебных умений у детей 8-9 лет в процессе ознакомления с окружающим миром. Контрольный этап исследования: Цель исследования: выявить результат проведенной работы посредством вторичного диагностирования детей. Задачи исследования: 1.Провести повторную диагностику по формированию общеучебных умений у детей 8-9 лет в процессе ознакомления с окружающим. 2.Проанализировать полученные результаты с использованием математической статистики. 3.Проанализировать полученные результаты. При исследовании использовались методики, выбор которых был обоснован психофизиологическими и психологическими особенностями детей младшего школьного возраста.
- Методика П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой «Проба на внимание».
- Методика «Изучения процесса классификации».
- Методика «Четвертый лишний».