Программа внеурочной деятельности Пластилиновая фантазия по ФГОС для 1 класса

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МБОУ «Иланская средняя общеобразовательная школа №2»

г. Иланского Красноярского края

Рассмотрено

на педагогическом совете

МБОУ «Иланская СОШ №2»

Протокол №1 «31» августа 2015г. .

Утверждаю

Директор МБОУ «Иланская СОШ №2»

____________ Сорокина Н. П.

Приказ № 121 от «31» августа 2015 г.





Программа объединения

дополнительного образования

внеурочной деятельности

«Пластилиновая фантазия»








Возраст учащихся: 6,5 - 8 лет

Срок реализации: 1 год







Разработана

учителем начальных классов

Бондар О.И.





2015-2016 учебный год


Пояснительная записка. Программа объединения дополнительного образования внеурочной деятельности «Пластилиновая фантазия» разработана на основе Программы внеурочной деятельности (система Л.В. Занкова) Сост. Е.Н. Петрова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. - 144 с., программы «Путь к успеху» - авторы И.С.Фишман, Е.А. Перелыгина - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. в соответствии с: - требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования; Вид программы: модифицированная. Направление - общекультурное, художественно-эстетическое. Общая характеристика курса. Предлагаемая программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Все изучаемые темы распределены по трем разделам: первый - исходные формы; второй - доработка исходных форм; третий - сложные изделия. Первый раздел - это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь - научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии. Второй раздел - выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются. Третий раздел - выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 2-5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей Актуальность программы В государственном образовательном стандарте начального общего образования определено, что «внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности», т.е. должна быть нацелена на формирование личностных результатов. В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества? В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное. Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму. Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений. Новизна программы. В процессе занятий у учащихся развиваются художественный вкус, творческие способности, оригинальность творческой мысли.

Цель: формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах.
Задачи курса:

  • совершенствовать практические умения и навыки детей при изготовлении изделий из разных материалов;
  • развивать чувство цвета, пропорции, ритма;
  • овладевать элементарными трудовыми навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие;
  • формировать умения работать в коллективе;
  • создавать условий для самостоятельного творчества;
  • развивать мелкую моторику рук, глазомер;

Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане.

Программа рассчитана на учащихся 1 классов, 1 час в неделю, 33часа в год

Распределение часов в течение учебного года.

В неделю

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Уч.год

1

9

7

9

8

33

Формы проведения занятий и методы работы

  • -индивидуальная

  • -групповая

  • -выставка

  • -экскурсия

  • -творческий конкурс.

  • -рассказ, беседа, игра;

  • -наблюдение, оценивание процесса выполнения;

Основной вид занятий - практический.
Возрастные особенности: Курс «Пластилиновая фантазия», рассчитан на один год - для учащихся 1 классов. Учитель использует дифференцированный подход в работе с каждым учеником, имеющим различный уровень базовых знаний и умений; использует творческий подход к выбору заданий, при изучении новой темы, интересной для детей; программа нацеливает детей не только на освоение теоретических и практических знаний и умений, но и на активное участие в выставках.

Описание ценностных ориентиров. Природа с самого рождения дарит каждому из нас чувство красоты окружающего мира. Но, к сожалению, часто эта удивительная способность остается неразвитой, и нереализованной в дальнейшей нашей жизни. А ведь в самом естестве любого ребенка заложено огромное желание узнавать и создавать. Художественное творчество помогает ребенку понять и выразить красоту. Развивает художественный вкус, эстетическое восприятие и привнести в наш мир радости и гармонию. Это важно для наших ребят. Ведь в современной жизни сейчас очень много нестабильного и даже страшного, поэтому для них необходимо создание психологического комфорта. Профессионально организованное занятие лепкой поможет открыть в ребенке неповторимую индивидуальность и через это более полно реализовать себя в учебе, творчестве и в общении с другими детьми. Работа с пластилином развивает сферу чувств ребенка (любовь, сострадание) С развитием эмоциональной сферы ребята учатся чувствовать, понимать, а затем и разграничивать внешние и внутренние причины происходящего. Они начинают лучше контролировать свои чувства и поведение. Работа детей с цветовым пятном, смешивание красок, эмоциональное и образное оживление цветового пятна. Это работа будит и активно стимулирует речевую активность детей и их образную фантазию. Цвет можно чувствовать, изучать, он пахнет, звучит, превращается. А главное, от лепки можно получить удовольствие. Помогает ребенку ощутить свое творчество интересным, другим, а значит нужным, помогает понять и выразить чувства. Школьники будут и художниками, скульпторами. Это значит, что на каждом занятии они будут создавать художественный образ через постижение языка художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, бумажной пластики, поделок. Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные образы и целые композиции. Техника лепки очень богата и разнообразна, но при этом доступна даже совсем маленьким детям. Лепка дает удивительную возможность отражать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок видит то, что создал, трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и темы композиций. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: лепка благотворно влияет на нервную систему; повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, цвета, пластики; развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.





Прогнозируемые результаты освоения программы. Личностные результаты - навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; - ориентации на понимание причин успеха или неуспеха в творческой деятельности; - способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; -заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Школьники получат возможность для формирования: - устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности; - осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни; - возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно- творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне; - эмоционально - ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей. Метапредметные рузультаты Регулятивные - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; - учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; - адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; - навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Школьники получат возможность научиться: -осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия. - пользоваться средствами выразительности языка декоративно - прикладного искусства, художественного конструирования ; -осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации; -отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные - различать изученные виды декоративно - прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества; - приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; - осваивать особенности художественно - выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно - прикладном творчестве. - развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства; - художественно - образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира; - развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память; - развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно - прикладного искусства;
Коммуникативные -первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности; - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми - формировать собственное мнение и позицию; Школьники получат возможность научиться: - учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Предметные результаты

-уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;

-понимать образную сущность искусства;

-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе,человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.

--выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;

-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.

-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.

создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека,

животного.

Результативность курса:
Первый уровень результатов - приобретение школьником теоретических знаний, которые необходимы при решении поставленной задачи, практические навыки работы с пластилином;
Второй уровень результатов - получение школьником опыта коллективного общения при создании творческих работ, школьники научатся работать на заданную тему. Передавать форму по наблюдению натуры пропорции предметов, движение и характер; Высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства; Использовать навыки компоновки; Добиваться выразительности декора на основе его цветовой гармонии; Выполнять элементы украшения (панно, аппликации и др.);



Третий уровень результатов - получение школьником опыта по выполнению определённых инструкций, самостоятельного создания простых творческих работ, коллективных проектов, доброжелательного отношения со сверстниками, обществом.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки:

однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

тематические - по итогом изучения разделов, тем;

итоговые - в конце года организуется выставка практических работ учащихся,

организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Пополнение портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио - это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

На занятиях используются разные виды контроля:

- Текущий - во время занятия следить за творческим процессом;

- Промежуточный - школьные конкурсы, выставки детских поделок, участие в праздничных мероприятиях.

- Итоговый - выставка работ обучающихся выполняются к концу каждого полугодия. Итоговые занятия проводятся в конце учебного года. Участие во всероссийских дистанционных конкурсах детского творчества.




















Календарно-тематическое планирование 1 класс, 33часа.

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Коррек

тировка

даты

Описание примерного содержания занятий

1.

Правила работы с пластилином.

Выполнение простых объемных форм. Исходная форма - цилиндр, дерево.


1

07.09

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять материалы, их виды, свойства, цвет, форму и т.д.

2.

Исходная форма - конус. Пирамидка.

Композиция, правила составления композиции.


1

14.09

Организовать рабочее место; Составлять композицию; Осваивать приемы отпечатки на пластилиновой основе;

3

Тема: «Урожай» Изделие «Блюдо»

Изделие «Апельсин», «Лимон»

1


21.09

Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции;

4.

Тема: «Урожай» Изделие «Виноград»

Изделие «Корзина»

1

28.09

Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы;

Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином

5.

Тема: «Большой праздник»

Изделие «Торт». Изделие «Пирог»

1

05.10

Проявлять творческое отношение к выполнению изделия

6.

Тема: «Дары леса»

Изделие «Подосиновик», «Лисичка»

1


12.10

Познакомить с техникой расписной пластилин.

7.

Тема: «Подарок маме»

Изделие «Птичка»

1


19.10

Познакомить с техникой создания рельефов: низкий рельеф ,
высокий рельеф , углубленный рельеф,
многоплановый рельеф

8.

Тема: «Ваза с цветами»

Изделие «Тюльпан»

Изделие «Кувшин»

1



26.10

Организовать работу по применению техники расписной пластилин.

9.

Тема: «Кто на листике живёт?»

Изделие «Стрекоза»

1

09.11

Познакомить с техникой лепки пластилиновыми мазками, пластилиновой лентой.

10.

Тема: «Кто на листике живёт?»

Изделие «Бабочка»

1

16.11

Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином

11.

Выполнение сложных изделий

Изделие «Озеро».

1

23.11

Представлять результат своей деятельности;

Адекватно использовать речевые средства для представления результата;

12.

Тема «Озеро». Изделие «Утка»

1

30.11

Познакомить с техникой реалистической лепки

13.

Тема «Озеро». Изделие «Гусь»

1

07.12

Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы;

14.

Тема: «С новым годом!»

Изделие «Снеговик». «Елочка пушистая»


1

14.12

Познакомить с техникой круговой лепки полосками и лепка из шара.

15.

Тема: «С новым годом!»

Изделие «Дед Мороз»

1

21.12

Проявлять творческое отношение к выполнению изделия.

16.

Композиция по теме «С Новым годом!»

1

28.12

Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином

17.

Тема «Озеро». Изделие «Лебедь»

1

Представлять результат своей деятельности;

Адекватно использовать речевые средства для представления результата;

18.

Композиция темы. Рисунок жгутиками.

1

Познакомить с техникой выкладывание рисунка жгутиками.

19.

Тема: «Птичий двор»

Изделие «Курица с цыплятами»

1

Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы;

20.

Тема: «Птичий двор»

Изделие «Петушок»


1

Познакомить с техникой лепки из целого куска пластилина

21.

Тема: «Птичий двор»

Изделие «Индюк»

1

Проявлять творческое отношение к выполнению изделия.

22.

Тема: «Море»

Изделие «Морская звезда»

1

Закрепить технику создания рельефов: низкий рельеф ,
высокий рельеф.

23.

Тема: «Море»

Изделие «Осьминог»


1

Представлять результат своей деятельности; Закрепить технику создания рельефов: углубленный рельеф,

24.

Тема: «Море»

Изделие «Рыбка»

1

Адекватно использовать речевые средства для представления результата;

25.

Тема: «Пасха» Изделие «Кулич»

Изделие «Яйцо»

1

Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы;

Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином

26.

Тема: «Джунгли»

Изделие «Слон»

1


Представлять результат своей деятельности;

Адекватно использовать речевые средства для представления результата;

27.

Тема: «Джунгли»

Изделие «Черепаха»

1

Проявлять творческое отношение к выполнению изделия.

28.

Тема: «Джунгли»

Изделие «Пальма»

1

Закрепить умение пользоваться техникой лепки из целого куска пластилина

29.

Создание картин. Пластилин вместо карандашей и красок. «Осеннее небо»

1

Адекватно использовать речевые средства для представления результата;

30.

Создание картин. «Ночное небо»

1

Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином

31.

Создание картин. «Портрет»

1

Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы;

32.

Барельеф. Историческая справка.

Рельефные картины

1

Проявлять творческое отношение к выполнению изделия.

33.

Организация выставки детских работ.

1

Проявлять творческое отношение к организации выставки.. Представлять результат своей деятельности;

Итого:

33часа

Техника работы с пластилином

Отпечатки различными предметами на пластилиновой основе

Выкладывание рисунка жгутиками, налепные украшения, спиральная техника из жгутов

Лепка вытягиванием

Лепка из целого куска пластилина. Обрубовка стекой или готовой формочкой с выемкой лишнего материала или без выемки

Путем кругового налепа полосками и лепка из шара

Лепка объемных форм из отдельных деталей

Реалистическая лепка

Рисунок: пластилиновыми мазками, пластилиновой лентой, с помощью одноразового шприца без иголки разогретым в теплой воде пластилином

Создание рельефов: низкий рельеф (барельеф),
высокий рельеф (горельеф), углубленный рельеф,
многоплановый рельеф

Процарапывание, многослойное процарапывание

Расписной пластилин: способ разрезания, способ раскатывания

Пластилиновая аппликация: обычная (примазывание на основу), обратная (примазывание на прозрачную основу-стекло, прозрачная крышка в зеркальном изображении),аппликации-половинки

Моделирование из пластилинового листа

Лепка на проволочном каркасе или на форме.

Торцевание на пластилине

Лепка в сочетании с бросовым материалом

Лепка в сочетании с природным материалом

Информационно - методическое обеспечение реализации программы

Литература для педагога:



  1. Антипова М. А, Рубцова Е.С. Волшебный мир солёного теста. 2000 лучших поделок. Ростов - на -Дону, ИД «Владис», 2010.

  2. Волкова Н.В., Жадько Е.Г. 100 замечательных поделок из всякой всячины. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.

  3. Горский В.А. под ред. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М. Просвещение, 2013 г.

  4. Григорьев Д.В. Куприянов Б.В. «Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество» М. Просвещение, 2011 г.

  5. Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», , М. Просвещение, 2010 г.

  6. Кочеткова Н.В. «Мастерим игрушки сами» Образовательная программа и конспекты занятий (для детей 7-14 лет) Издательство «Учитель» 2010 г.

  7. Симоненко В. Д. Технология. Программа начального и основного общего образования. - М.: Вентана - Граф, 2014.

Список литературы для детей

Основная литература:

1. В.С. Горячева, М.И. Нагибина. «Мастерилка. Сказку сделай из глины, теста и пластилина».Изд.: «Академия развития», 2013г.

2. Г.Н. Чаянова. «Мастерилка. Солёное тесто. Пластилин». Изд.: «Дрофа плюс», 2014г.

3. Э.Н. Евдокимова, О.П. Писаренко. «Холодный фарфор: цветочные фантазии своими руками», Изд.: «Феникс», 2013г.,

Дополнительная литература:

· Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 2013. - 224с., ил. - (Серия: «Бабушкин сундучок»).

· Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина -Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 157 с.: ил., [8] л. Ил. - (Город Мастеров).

· Ляукина, М. В. Бисер. - М.: АСТ -ПРЕСС, 2012. - 176 с.: ил. - («Основы художественного ремесла»).

Цифровые образовательные ресурсы:



  1. URL: verfoltxpo.ru.

  2. URL: geo.ru.

Перечень информационно-методического обеспечения

Видео-, аудиоматериалы:

  1. Презентации «Я создаю проект», «Советы школьникам», «Не так всё просто» и др..

  2. Видео фильмы о создании творческих проектов.

Цифровые ресурсы:

  1. Интернет

  2. Интерактивная доска, компьютер, звуковое обеспечение.

Оборудование:

веревка из расчета 1 2 м на каждую малую группу учащихся, электрические фонари и свистки из расчета по 1 предмету на каждую малую группу учащихся, фильм BBC «Силы природы»;

prodlenka.org/metodichka/91/listcats/20/stranitca-20.html портал продлёнка

prodlenka.org/metodichka/viewlink/21309.html

prodlenka.org/metodichka/viewlink/22769.html внеурочка



© 2010-2022