- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности Пластилиновая фантазия по ФГОС для 1 класса
Программа внеурочной деятельности Пластилиновая фантазия по ФГОС для 1 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бондар О.И. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Иланская средняя общеобразовательная школа №2»
г. Иланского Красноярского края
Рассмотрено
на педагогическом совете
МБОУ «Иланская СОШ №2»
Протокол №1 «31» августа 2015г. .
Утверждаю
Директор МБОУ «Иланская СОШ №2»
____________ Сорокина Н. П.
Приказ № 121 от «31» августа 2015 г.
Программа объединения
дополнительного образования
внеурочной деятельности
«Пластилиновая фантазия»
Возраст учащихся: 6,5 - 8 лет
Срок реализации: 1 год
Разработана
учителем начальных классов
Бондар О.И.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка. Программа объединения дополнительного образования внеурочной деятельности «Пластилиновая фантазия» разработана на основе Программы внеурочной деятельности (система Л.В. Занкова) Сост. Е.Н. Петрова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. - 144 с., программы «Путь к успеху» - авторы И.С.Фишман, Е.А. Перелыгина - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. в соответствии с: - требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования; Вид программы: модифицированная. Направление - общекультурное, художественно-эстетическое. Общая характеристика курса. Предлагаемая программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Все изучаемые темы распределены по трем разделам: первый - исходные формы; второй - доработка исходных форм; третий - сложные изделия. Первый раздел - это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь - научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии. Второй раздел - выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются. Третий раздел - выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 2-5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей Актуальность программы В государственном образовательном стандарте начального общего образования определено, что «внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности», т.е. должна быть нацелена на формирование личностных результатов. В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества? В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное. Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму. Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений. Новизна программы. В процессе занятий у учащихся развиваются художественный вкус, творческие способности, оригинальность творческой мысли.
Цель: формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах.
Задачи курса:
- совершенствовать практические умения и навыки детей при изготовлении изделий из разных материалов;
- развивать чувство цвета, пропорции, ритма;
- овладевать элементарными трудовыми навыками, способами художественной деятельности;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие;
- формировать умения работать в коллективе;
- создавать условий для самостоятельного творчества;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер;
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане.
Программа рассчитана на учащихся 1 классов, 1 час в неделю, 33часа в год
Распределение часов в течение учебного года.
В неделю
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Уч.год
1
9
7
9
8
33
Формы проведения занятий и методы работы
-
-индивидуальная
-
-групповая
-
-выставка
-
-экскурсия
-
-творческий конкурс.
-
-рассказ, беседа, игра;
-
-наблюдение, оценивание процесса выполнения;
Основной вид занятий - практический.
Возрастные особенности: Курс «Пластилиновая фантазия», рассчитан на один год - для учащихся 1 классов. Учитель использует дифференцированный подход в работе с каждым учеником, имеющим различный уровень базовых знаний и умений; использует творческий подход к выбору заданий, при изучении новой темы, интересной для детей; программа нацеливает детей не только на освоение теоретических и практических знаний и умений, но и на активное участие в выставках.
Описание ценностных ориентиров. Природа с самого рождения дарит каждому из нас чувство красоты окружающего мира. Но, к сожалению, часто эта удивительная способность остается неразвитой, и нереализованной в дальнейшей нашей жизни. А ведь в самом естестве любого ребенка заложено огромное желание узнавать и создавать. Художественное творчество помогает ребенку понять и выразить красоту. Развивает художественный вкус, эстетическое восприятие и привнести в наш мир радости и гармонию. Это важно для наших ребят. Ведь в современной жизни сейчас очень много нестабильного и даже страшного, поэтому для них необходимо создание психологического комфорта. Профессионально организованное занятие лепкой поможет открыть в ребенке неповторимую индивидуальность и через это более полно реализовать себя в учебе, творчестве и в общении с другими детьми. Работа с пластилином развивает сферу чувств ребенка (любовь, сострадание) С развитием эмоциональной сферы ребята учатся чувствовать, понимать, а затем и разграничивать внешние и внутренние причины происходящего. Они начинают лучше контролировать свои чувства и поведение. Работа детей с цветовым пятном, смешивание красок, эмоциональное и образное оживление цветового пятна. Это работа будит и активно стимулирует речевую активность детей и их образную фантазию. Цвет можно чувствовать, изучать, он пахнет, звучит, превращается. А главное, от лепки можно получить удовольствие. Помогает ребенку ощутить свое творчество интересным, другим, а значит нужным, помогает понять и выразить чувства. Школьники будут и художниками, скульпторами. Это значит, что на каждом занятии они будут создавать художественный образ через постижение языка художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, бумажной пластики, поделок. Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные образы и целые композиции. Техника лепки очень богата и разнообразна, но при этом доступна даже совсем маленьким детям. Лепка дает удивительную возможность отражать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок видит то, что создал, трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и темы композиций. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: лепка благотворно влияет на нервную систему; повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, цвета, пластики; развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Прогнозируемые результаты освоения программы. Личностные результаты - навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; - ориентации на понимание причин успеха или неуспеха в творческой деятельности; - способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; -заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Школьники получат возможность для формирования: - устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности; - осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни; - возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно- творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне; - эмоционально - ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей. Метапредметные рузультаты Регулятивные - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; - учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; - адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; - навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Школьники получат возможность научиться: -осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия. - пользоваться средствами выразительности языка декоративно - прикладного искусства, художественного конструирования ; -осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации; -отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные - различать изученные виды декоративно - прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества; - приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; - осваивать особенности художественно - выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно - прикладном творчестве. - развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства; - художественно - образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира; - развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память; - развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно - прикладного искусства;
Коммуникативные -первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности; - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми - формировать собственное мнение и позицию; Школьники получат возможность научиться: - учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Предметные результаты
-уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;
-понимать образную сущность искусства;
-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе,человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
--выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека,
животного.
Результативность курса:
Первый уровень результатов - приобретение школьником теоретических знаний, которые необходимы при решении поставленной задачи, практические навыки работы с пластилином;
Второй уровень результатов - получение школьником опыта коллективного общения при создании творческих работ, школьники научатся работать на заданную тему. Передавать форму по наблюдению натуры пропорции предметов, движение и характер; Высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства; Использовать навыки компоновки; Добиваться выразительности декора на основе его цветовой гармонии; Выполнять элементы украшения (панно, аппликации и др.);
Третий уровень результатов - получение школьником опыта по выполнению определённых инструкций, самостоятельного создания простых творческих работ, коллективных проектов, доброжелательного отношения со сверстниками, обществом.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов, тем;
итоговые - в конце года организуется выставка практических работ учащихся,
организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Пополнение портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио - это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
На занятиях используются разные виды контроля:
- Текущий - во время занятия следить за творческим процессом;
- Промежуточный - школьные конкурсы, выставки детских поделок, участие в праздничных мероприятиях.
- Итоговый - выставка работ обучающихся выполняются к концу каждого полугодия. Итоговые занятия проводятся в конце учебного года. Участие во всероссийских дистанционных конкурсах детского творчества.
Календарно-тематическое планирование 1 класс, 33часа.
№
п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата
Коррек
тировка
даты
Описание примерного содержания занятий
1.
Правила работы с пластилином.
Выполнение простых объемных форм. Исходная форма - цилиндр, дерево.
1
07.09
Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять материалы, их виды, свойства, цвет, форму и т.д.
2.
Исходная форма - конус. Пирамидка.
Композиция, правила составления композиции.
1
14.09
Организовать рабочее место; Составлять композицию; Осваивать приемы отпечатки на пластилиновой основе;
3
Тема: «Урожай» Изделие «Блюдо»
Изделие «Апельсин», «Лимон»
1
21.09
Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции;
4.
Тема: «Урожай» Изделие «Виноград»
Изделие «Корзина»
1
28.09
Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы;
Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином
5.
Тема: «Большой праздник»
Изделие «Торт». Изделие «Пирог»
1
05.10
Проявлять творческое отношение к выполнению изделия
6.
Тема: «Дары леса»
Изделие «Подосиновик», «Лисичка»
1
12.10
Познакомить с техникой расписной пластилин.
7.
Тема: «Подарок маме»
Изделие «Птичка»
1
19.10
Познакомить с техникой создания рельефов: низкий рельеф ,
высокий рельеф , углубленный рельеф,
многоплановый рельеф
8.
Тема: «Ваза с цветами»
Изделие «Тюльпан»
Изделие «Кувшин»
1
26.10
Организовать работу по применению техники расписной пластилин.
9.
Тема: «Кто на листике живёт?»
Изделие «Стрекоза»
1
09.11
Познакомить с техникой лепки пластилиновыми мазками, пластилиновой лентой.
10.
Тема: «Кто на листике живёт?»
Изделие «Бабочка»
1
16.11
Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином
11.
Выполнение сложных изделий
Изделие «Озеро».
1
23.11
Представлять результат своей деятельности;
Адекватно использовать речевые средства для представления результата;
12.
Тема «Озеро». Изделие «Утка»
1
30.11
Познакомить с техникой реалистической лепки
13.
Тема «Озеро». Изделие «Гусь»
1
07.12
Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы;
14.
Тема: «С новым годом!»
Изделие «Снеговик». «Елочка пушистая»
1
14.12
Познакомить с техникой круговой лепки полосками и лепка из шара.
15.
Тема: «С новым годом!»
Изделие «Дед Мороз»
1
21.12
Проявлять творческое отношение к выполнению изделия.
16.
Композиция по теме «С Новым годом!»
1
28.12
Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином
17.
Тема «Озеро». Изделие «Лебедь»
1
Представлять результат своей деятельности;
Адекватно использовать речевые средства для представления результата;
18.
Композиция темы. Рисунок жгутиками.
1
Познакомить с техникой выкладывание рисунка жгутиками.
19.
Тема: «Птичий двор»
Изделие «Курица с цыплятами»
1
Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы;
20.
Тема: «Птичий двор»
Изделие «Петушок»
1
Познакомить с техникой лепки из целого куска пластилина
21.
Тема: «Птичий двор»
Изделие «Индюк»
1
Проявлять творческое отношение к выполнению изделия.
22.
Тема: «Море»
Изделие «Морская звезда»
1
Закрепить технику создания рельефов: низкий рельеф ,
высокий рельеф.
23.
Тема: «Море»
Изделие «Осьминог»
1
Представлять результат своей деятельности; Закрепить технику создания рельефов: углубленный рельеф,
24.
Тема: «Море»
Изделие «Рыбка»
1
Адекватно использовать речевые средства для представления результата;
25.
Тема: «Пасха» Изделие «Кулич»
Изделие «Яйцо»
1
Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы;
Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином
26.
Тема: «Джунгли»
Изделие «Слон»
1
Представлять результат своей деятельности;
Адекватно использовать речевые средства для представления результата;
27.
Тема: «Джунгли»
Изделие «Черепаха»
1
Проявлять творческое отношение к выполнению изделия.
28.
Тема: «Джунгли»
Изделие «Пальма»
1
Закрепить умение пользоваться техникой лепки из целого куска пластилина
29.
Создание картин. Пластилин вместо карандашей и красок. «Осеннее небо»
1
Адекватно использовать речевые средства для представления результата;
30.
Создание картин. «Ночное небо»
1
Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином
31.
Создание картин. «Портрет»
1
Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы;
32.
Барельеф. Историческая справка.
Рельефные картины
1
Проявлять творческое отношение к выполнению изделия.
33.
Организация выставки детских работ.
1
Проявлять творческое отношение к организации выставки.. Представлять результат своей деятельности;
Итого:
33часа
Техника работы с пластилином
Отпечатки различными предметами на пластилиновой основе
Выкладывание рисунка жгутиками, налепные украшения, спиральная техника из жгутов
Лепка вытягиванием
Лепка из целого куска пластилина. Обрубовка стекой или готовой формочкой с выемкой лишнего материала или без выемки
Путем кругового налепа полосками и лепка из шара
Лепка объемных форм из отдельных деталей
Реалистическая лепка
Рисунок: пластилиновыми мазками, пластилиновой лентой, с помощью одноразового шприца без иголки разогретым в теплой воде пластилином
Создание рельефов: низкий рельеф (барельеф),
высокий рельеф (горельеф), углубленный рельеф,
многоплановый рельеф
Процарапывание, многослойное процарапывание
Расписной пластилин: способ разрезания, способ раскатывания
Пластилиновая аппликация: обычная (примазывание на основу), обратная (примазывание на прозрачную основу-стекло, прозрачная крышка в зеркальном изображении),аппликации-половинки
Моделирование из пластилинового листа
Лепка на проволочном каркасе или на форме.
Торцевание на пластилине
Лепка в сочетании с бросовым материалом
Лепка в сочетании с природным материалом
Информационно - методическое обеспечение реализации программы
Литература для педагога:
-
Антипова М. А, Рубцова Е.С. Волшебный мир солёного теста. 2000 лучших поделок. Ростов - на -Дону, ИД «Владис», 2010.
-
Волкова Н.В., Жадько Е.Г. 100 замечательных поделок из всякой всячины. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.
-
Горский В.А. под ред. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М. Просвещение, 2013 г.
-
Григорьев Д.В. Куприянов Б.В. «Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество» М. Просвещение, 2011 г.
-
Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», , М. Просвещение, 2010 г.
-
Кочеткова Н.В. «Мастерим игрушки сами» Образовательная программа и конспекты занятий (для детей 7-14 лет) Издательство «Учитель» 2010 г.
-
Симоненко В. Д. Технология. Программа начального и основного общего образования. - М.: Вентана - Граф, 2014.
Список литературы для детей
Основная литература:
1. В.С. Горячева, М.И. Нагибина. «Мастерилка. Сказку сделай из глины, теста и пластилина».Изд.: «Академия развития», 2013г.
2. Г.Н. Чаянова. «Мастерилка. Солёное тесто. Пластилин». Изд.: «Дрофа плюс», 2014г.
3. Э.Н. Евдокимова, О.П. Писаренко. «Холодный фарфор: цветочные фантазии своими руками», Изд.: «Феникс», 2013г.,
Дополнительная литература:
· Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 2013. - 224с., ил. - (Серия: «Бабушкин сундучок»).
· Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина -Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 157 с.: ил., [8] л. Ил. - (Город Мастеров).
· Ляукина, М. В. Бисер. - М.: АСТ -ПРЕСС, 2012. - 176 с.: ил. - («Основы художественного ремесла»).
Цифровые образовательные ресурсы:
-
URL: verfoltxpo.ru.
-
URL: geo.ru.
Перечень информационно-методического обеспечения
Видео-, аудиоматериалы:
-
Презентации «Я создаю проект», «Советы школьникам», «Не так всё просто» и др..
-
Видео фильмы о создании творческих проектов.
Цифровые ресурсы:
-
Интернет
-
Интерактивная доска, компьютер, звуковое обеспечение.
Оборудование:
веревка из расчета 1 2 м на каждую малую группу учащихся, электрические фонари и свистки из расчета по 1 предмету на каждую малую группу учащихся, фильм BBC «Силы природы»;
prodlenka.org/metodichka/91/listcats/20/stranitca-20.html портал продлёнка
prodlenka.org/metodichka/viewlink/21309.html
prodlenka.org/metodichka/viewlink/22769.html внеурочка