Конспект по обучению грамоте на тему Речь устная и письменная. Мир знаков и звуков

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель начальных классов Анчурова С.В.

ГБОУ города Москвы "Школа № 773 "Центр образования "Печатники"

Обучение грамоте 1 класс

Урок 1

Тема: Речь устная и письменная. Мир знаков и звуков.

Цель: Формировать у учащихся начальные сведения о понятиях «речь письменная и устная», «звук», «знак», развивать внимание, монологическую речь, фонематический слух.

Ход урока

1. Организационный момент

-Доброе утро! Сегодня вы пришли в школу. Начинается учебный год. Каждый день вы будете узнавать что-то новое и интересное! Давайте с вами повторим школьные правила, которые мы выучили 1 сентября (поднимать руку, когда хочешь ответить или что-то сказать, не перебивать учителя и т.д.)

- А кто знает, как молча, ни говоря ни слова поздороваться в школе перед началом урока, когда звонок уже прозвенел и учитель вошел в класс?

- Я хочу рассказать вам еще одно правило: перед началом каждого урока, после того, как прозвенел звонок на урок надо встать, таким образом вы поздороваетесь с учителем.

- А кто знает что должен сделать ученик, когда в класс кто-то входит?

- Запомните это еще одно школьное правило: если кто-то входит в класс, встаньте тихонечко около парты и когда вам скажут тихонечко сядьте на место, таким образом мы поздороваемся с вошедшим к нам в класс.

2. Работа по теме урока

- Все, что только что сказала я вам и сказали вы мне, называется РЕЧЬ.

Такая речь называется устной, потому что мы пользуемся ртом, когда говорим, а рот раньше называли уста. Устной речью мы пользуемся, когда рассказываем, слушаем, спрашиваем. Устную речь мы слышим и произносим.

- Но кроме устной речи есть речь, которая в книгах, газетах обозначена буквами. Мы ее видим и читаем. Это письменная речь. Навыками письменной речи мы овладеваем при обучении письму.

- Как вы думаете, с чего мы начнем обучение письму?

- А начнем мы обучение письму со знакомства с прописью.

- Положите, пожалуйста, ее перед собой, давайте внимательно рассмотрим ее.

- Кто изображен на обложке прописи? (ворона, синички)

- Это ваши новые друзья: мудрая ворона и помощницы синички, они будут сопровождать вас по страницам прописи.

- Откройте ваши прописи. Помощницы синички тут, как тут. Они всегда рады вам помочь вот и сейчас они приготовили для вас разные знаки, т.к. читать вы еще не умеете, но можете запомнить какой знак обозначает какое задание. (Объяснить, что обозначает каждый знак. Попросить раскрасить)

3. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише-тише-тише,

Деревце все выше-выше-выше.


4. Продолжение работы над темой урока

- Переверните еще одну страничку. Вы видите все 33 буквы русского алфавита. Сверху они написаны печатным шрифтом, а снизу прописными буквами.

-Скажите, как они написаны? (красиво, аккуратно).

- Вот и синички нам говорят: пиши красиво (ребенок, который может прочитать - читает)

- Так и вы будете писать к концу 1 класса.

- Послушайте стихотворение, и подумайте о чем говорится в нем:

Тридцать три сестрички

Ростом невелички.

Если знаешь их секрет

То на все найдешь ответ

- Речь идет об алфавите. Алфавит - все 33 буквы сразу.

ПРАВИЛА ПОСАДКИ (показать на плакате)

- На страничке справа обведите по контуру те буквы, которые вы уже знаете.

- Чтобы пропись не потерялась ее надо подписать. Давайте напечатаем.

- Кто может прочитать что надо напечатать на первой строчке? (имя)

- Что на второй? (фамилию)

5. Повторение.

Зашумел осенний лес

Золотой листвою.

С теплым летом расставаться

Грустно нам с тобою.

Колокольчик зазвенит,

Звонкий и веселый.

Он сегодня всех ребят

Приглашает в школу

Постучит в окошко клен

Красно-желтой лапкой.

И чирикнет воробей:

-В добрый путь, ребятки!

- Какую речь вы сейчас услышали?

- А какую речь можно увидеть?

6. Знакомство с «Азбукой»

- Посмотрите на обложку.

-Какого она цвета?

- Красная, значит красивая, оформлена русскими узорами.

- Откройте учебник.

- Когда-то не было компьютеров и печатных станков и книги переписывались от руки, специальными людьми - переписчиками. Особое внимание он уделял той букве с которой начиналось первое слово каждой новой части текста. Вот и в вашем учебники изображены две такие буквы, это первые буквы русского алфавита: А и Б. Раньше они назывались: аз и буки.

- Что напомнило вам звучание этих букв?

- Правильно - азбука. Так в старину называли учебники по обучению грамоте. Одновременно с названием «азбука» у первых школьных учебников появилось и другое название - «букварь».

- Итак, первый школьный учебник грамоты, по которому учатся хорошо и правильно читать и писать, называется или «азбука» или «Букварь».

- Откройте стр. 5.

- Иллюстрация напоминает окно в которое смотрит мальчик, давайте и мы вместе с ним посмотрим туда.

- Что изображено в центре?

- Что это за птица?

- Что вы еще видите?

- Что здесь сказочного, а что реального?

- Какие чувства эта иллюстрация вызывает у мальчика, ведь перед ним открывается мир нового, неизведанного?!

- Научившись читать, вы сможете разгадать все тайны, узнать все, что вам интересно. Для этого вы должны быть очень внимательными, не отвлекаться, думать и очень сильно трудиться.

- Какой речью мы пользовались, когда говорили б иллюстрации?

7. Звуки и знаки.

- Сейчас мы поиграем, но будьте внимательны. Я назову вам животное, а вы скажите как оно разговаривает, какие звуки издает: корова, собака, муха, ворона.

- Видели ли вы звуки, которые произносили?

- Звуки мы слышим и произносим, а для того чтобы мы их увидели придумали буквы. ПЛАКАТ

- Написание каждой буквы состоит из нескольких элементов. Прежде чем мы будем писать буквы, мы научимся писать элементы. Эти мы будем заниматься на уроках письма.

8. Физкультминутка.

Будем в классики играть,

На одной ноге скакать.

А теперь еще немножко

На другой поскачем ножке.

9. Работа в тетради (или прописи с.4)

- Откройте тетради по письму. Каждая страница поделена на широкие и узкие строки. Их пересекает линия с наклоном. Она указывает нам, в какую сторону наклонять буквы.

10. Итог урока

- Помогите закончить фразу:

- Все, что мы говорим - это…(речь)

- речь бывает…(устной и письменной).

- Что мы не можем видеть…(звук)

- Чтобы сделать звук видимым, надо обозначить его …(знаком или буквой)



© 2010-2022