- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по внеурочной деятельности ЗДОРОВЯЧКИ
Программа по внеурочной деятельности ЗДОРОВЯЧКИ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Давыденко Т.И. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новомихайловская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено: На заседании МО Зам.директора по УВР Директор МОУ-СОШ Протокол № ____ Лышко Ю.В. Кичигешева Е.Ю.
От«___»______2011г. ________________ ________________
_________________ «___»______2011г. «___»_______2011г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
«Уроки здоровья»
Класс 1
Учитель: Давыденко Т.И.
2011-2012 учебный год
С.Новомихайловка 2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В нормативных документах, медицинской и педагогической литературе подчёркивается необходимость формирования, укрепления и сохранения здоровья детей. Проблема обеспечения здоровья должна решаться не только медициной, но и школой через внедрение системы знаний о человеке, его здоровье, способах его формирования и сохранения. В настоящее время общество сталкивается с ухудшением здоровья, ослаблением иммунитета детей, что связано с экономическим, экономическим, социальным неблагополучием многих семей, плохой экологической обстановкой. Для решения этих проблем разработана программа «ЗДОРОВЯЧОК». Концептуальной основой программы являются положения о методах активного формирования здоровья и о воспитании у детей потребности в здоровом образе.
Программа «Здоровячок» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Он направлен на получение первоклассниками знаний о здоровом образе жизни и рациональном питании, на сохранение и укрепление здоровья.
Данная программа рассчитана на 66 учебных часа. Занятия проходят по два часа в неделю, в течение года. Продолжительность занятий 30 - 35 минут. Программа построена с учётом возрастных особенностей младших школьников (возраст - 6,6 - 8 лет, 1 класс).
Содержание программы способствует развитию таких качеств, как отзывчивость, толерантность, взаимопомощь и способствует приобретению навыков соблюдения режима дня, выполнения личной гигиены, ухода за одеждой и обувью, соблюдения аккуратности во внешнем виде, поддержания чистоты в квартире, в своей комнате, на рабочем месте, рационального питания, как составной части здорового образа жизни, соблюдения правил дорожного движения, а также отказ от вредных привычек и умение противостоять давлению со стороны.
Программа состоит из 19 разделов:
Тема 1. Дружи с водой - 6 ч
Тема 2. Забота о глазах - 4 ч
Тема 3. Уход за ушами - 1 ч
Тема 4. Уход за зубами - 6 ч
Тема 5. Уход за руками и ногами - 4 ч
Тема 6. Забота о коже -3 ч
Тема 7. Как следует питаться - 4 ч
Тема 8. Как сделать сон полезным? - 1 ч
Тема 9. Настроение в школе - 1 ч
Тема 10. Настроение после школы - 1 ч
Тема 11. Поведение в школе - 2 ч
Тема 12. Вредные привычки -2 ч
Тема 13. Мышцы, кости и суставы - 3 ч
Тема 14. Как закаляться. Обтирание и обливание - 1 ч
Тема 15. Как правильно вести себя на воде -1 ч
Тема 16. Не бывает красоты там, где нету чистоты -3 ч
Тема 17. Микробы - причина многих болезней - 3 ч
Тема 18. Народные игры -3 ч
Тема 19. Подвижные игры - 2 ч
Аудиторных занятий - 20 (30 % от общего числа часов), практических - 46 часов (70% от общего числа часов). Цель занятий:
- формирование внутренней мотивации к здоровому образу жизни, необходимости заботы о своём здоровье и здоровье окружающих; развитие основных навыков личной гигиены, гигиены питания, самообслуживания и принятия самостоятельного решения в различных ситуациях, касающихся здоровья.
Задачи
-
Формировать элементарные представления о строении тела и функциях основных органов,
-
Дать знания об основах личной гигиены и охраны своего здоровья,
-
Развивать представления о взаимосвязях человека с окружающей средой,
-
Формировать осознанную потребность в ежедневных физических занятиях
Данная программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.
Занятия требуют творческого подхода, который вырабатывается постепенно с учётом накопления знаний, умений и практического опыта. Занятия с детьми могут быть разных видов:
-
Беседа,
-
Оздоровительные минутки,
-
Деловые игры,
-
Комплекс упражнений,
-
Общение с природой
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «этюды для души». Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз - дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.
Занятия о пищи, питании можно проводить прямо в школьной столовой. Здесь изучаются правила хорошего тона, теория закрепления практикой, формируется положительный1 настрой, закрепляются здоровые принципы питания.
На данных занятиях отметок нет. И на поставленный вопрос ребёнок может дать любой ответ. Для того чтобы обучающиеся без страха включались в обсуждение разных вопросов, задача учителя - не реагировать отрицательно на ответы детей, быть доброжелательным, выслушивать ответы, не показывая своё отрицание даже мимикой, взглядом. Ученик вправе ответить так, как считает нужным, как понимает, чувствует и видит.
Учебно - тематический план
№
Тема занятия
Всего часов
Теория
Практика
1-6
Тема 1. Дружи с водой
Урок 1. Вводное занятие «Мы пришли на урок».
Урок 2. Советы доктора Воды.
Урок 3. Друзья Вода и Мыло.
Урок 4 - 6. Игры: «Зеркало», «С добрым утром», «Моемся мочалкой», «Встаньте те, ..» и др.
6
3
3
6-10
Тема 2. Забота о глазах
Урок 7. Глаза - главные помощники человека.
Урок 8 -10. Когда телевизор - наш друг (просмотр мультфильмов)
4
1
3
11
Тема 3. Уход за ушами
Урок 11. Чтобы уши слышали.
1
0,5
0,5
12-18
Тема 4. Уход за зубами
Урок 12. Почему болят зубы.
Урок 13. Чтобы зубы были здоровыми.
Урок 14. Как сохранить улыбку красивой?
Урок 15 - 17. Игры: «Ам», «Что мы ели мы не скажем…», «Чистюли», «Найди отгадку».
Урок 18. Эксперимент «Чистка зубов»
6
2
4
19 - 24
Тема 5. Уход за руками и ногами
Урок 19. «Рабочие инструменты» человека.
Урок 20 - 22. Игры: «Морская волна», «Ножки»; разминки и гимнастики: «Спор рук», «По дорожке» и т.д.
Урок 23 - 24. Ногти и когти. Игра «Золушка», пальчиковые гимнастики. Практическая работа.
6
2
4
25-27
Тема 6. Забота о коже
Урок 25. Зачем человеку кожа.
Урок 26. Надёжная защита организма.
Урок 27. Если кожа повреждена.
3
2
1
28-31
Тема 7. Как следует питаться
Урок 28. Питание - необходимое условие для жизни человека.
Урок 29. Здоровая пища для всей семьи.
Урок 30. Вкусная профессия - повар (экскурсия в школьную столовую)
Урок 31. Не все в рот, что глаз видит. Игра: «Съедобное, несъедобное»
4
1
3
32
Тема 8. Как сделать сон полезным?
Урок 32. Сон - лучшее лекарство.
1
0,5
0,5
33
Тема 9. Настроение в школе
Урок 33. Как настроение?
1
0,5
0,5
34
Тема 10. Настроение после школы
Урок 34. Я пришёл из школы.
1
0,5
0,5
35-36
Тема 11. Поведение в школе
Урок 35- 36. Я - ученик.
2
1
1
37-38
Тема 12. Вредные привычки
Урок 37 - 38. Вредные привычки.
2
1
1
39-41
Тема 13. Мышцы, кости и суставы
Урок 39. Скелет - наша опора.
Урок 40. Осанка - стройная спина!
Урок 41. Игры: «Пронеси предмет на голове» и др.
3
1
2
42
Тема 14. Как закаляться. Обтирание и обливание
Урок 42. Если хочешь быть здоров.
1
1
43
Тема 15. Как правильно вести себя на воде
Урок 43. Правила безопасности на воде.
1
1
44 - 47
Тема 16. Не бывает красоты там, где нету чистоты
Урок 44. Хорошая причёска важнее дорогого наряда»
Урок 45. Помощники Мойдодыра
Урок 46 - 47. Практикум: Массаж головы.
Игры: «Найди на ощупь» и др.
4
1
3
48 - 50
Тема 17. Микробы - причина многих болезней
Урок 48. Полезные и вредные микробы
Урок 49 - 50. Игры
3
1
2
51-53
Тема 17. Народные игры
Урок 51. Русская игра «Городки»
Урок 52. Русская игра «Лапта»
Урок 53. Хакасская игра «Веревочка», «Бой баранов»
3
1
2
54-66
Тема 17. Подвижные игры
Урок 54 - 65. Подвижные игры
Урок 66. Обобщающий.
12
12
66
20
46
Литература
-
Интернет - ресурсы
-
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья: 1 - 4 класс. - М.: ВАКО, 2004. - (Мастерская учителя)
-
И.И.Климова .Мастерская учителя: уроки здоровья. Конспекты уроков для 1 класса. Учебно-методическое пособие. -М.: УЦ «Перспектива», 2009г. - 96с.