Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Куйдан Галина Васильевна,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 14» г. Воркуты


Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе

на тему «Устойчивые сочетания слов»


Тип урока Изучение нового. Авторы УМК

УМК «Перспектива». Авторы: Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Цели урока

  • Формировать умение отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, находить фразеологизмы в тексте и объяснять их значение.

  • Содействовать развитию познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, ввести в активный словарный запас учеников новые крылатые выражения.

  • Развивать наблюдательность, память, мышление, умение работать с фразеологическими словарями.

  • Воспитывать любовь и интерес к познанию родного языка.

Планируемые образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) Предметные: 1. Отличать фразеологические обороты от свободных сочетаний слов. 2. Выделять фразеологизмы в речи и объяснять их значение. 3. Применять устойчивые выражения в речи. Личностные: 1. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

1. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Регулятивные УУД:

- Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

- Развивать мотивы учения.

Коммуникативные УУД:

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

- Осуществлять анализ объектов.

- Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, видеофрагментах.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Познавательные УУД:

- Формирование умения анализировать учебный материал, выделять отличительные признаки, систематизировать. Оборудование Мультимедийное оборудование. Образовательные ресурсы Учебник «Русский язык 2 класс» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, словари фразеологизмов, электронная физминутка, презентация к уроку, раздаточные карточки




Карта урока


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оформление классной доски, слайды презентации

Планируемый результат

1. Организационный

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

Встаньте прямо,

Распрямитесь! Удивитесь! Улыбнитесь!

И за парты тихонько садитесь!

Начинаем урок.

Рассаживаются по группам (3 группы)

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Повторяют правила работы в группе.


Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности.

2. Мотивация. Постановка цели и задач урока.































- Послушайте одну историю

Я знаю их как свои пять пальцев. Иногда они трещат как сороки, иногда молчат как рыбы. У них голова на плечах, но иногда в ней гуляет ветер. Они любят заговаривать мне зубы. Они всё мотают на ус, у них ушки на макушке, а некоторые считают ворон и витают в облаках. Когда надо они за словом в карман не лезут, но умеют держать язык за зубами. Они иногда играют у меня на нервах, поэтому я держу их в ежовых рукавицах. Но всё равно я люблю их всем сердцем.

  • Вы догадались, о ком идёт речь?

  • Все ли сочетания слов вам были понятны?

  • Что же это за слова, знакомые, и в то же время не совсем понятные?

- В русском языке есть сочетания слов, которые нельзя разорвать, потому что они имеют целостное значение. Эти сочетания появились очень давно, ещё в те времена, когда люди не умели писать. В течение столетий эти выражения передавались из одного поколения к другому через устную речь. Эти сочетания нельзя понимать в прямом смысле, потому что они предназначены для употребления в переносном значении. Эти слова называются фразеологизмами. В них нельзя заменять одни слова другими. Их нужно запоминать и знать их значение.
  • А зачем нам знать такие выражения слов?
Чем больше вы их будете знать, тем точнее и красочнее вы можете выразить свою мысль. Фразеологизмы встречаются в литературных произведениях, сказках и в речи людей.
  • А вы хотите узнать ещё новые фразеологизмы, и научиться так же интересно сочинять истории?
  • Так чем мы будем заниматься на уроке?
  • Как построим свою работу?



Итак, цель нашего урока: научиться отличать фразеологические обороты от свободных сочетаний слов, выделять фразеологизмы в речи и объяснять их значение, применять устойчивые выражения в речи. Кроме этого мы продолжим учиться работать сообща, выслушивать ответы других и фиксировать свои промежуточные результаты.



- Речь идёт об учениках и учителе.

- Называют устойчивые сочетания слов.



- Речь будет более выразительной, красивой.

- Узнаем новые слова и выражения.


- Узнаем новые фразеологизмы, прочитаем о них, будем записывать их в тетради, будем сочинять истории.



Слайд 1

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов.

Слайд 2

- знаю их как свои пять пальцев

- трещат как сороки

- молчат как рыбы

- голова на плечах

- в голове гуляет ветер

- заговаривать зубы

- мотают на ус

- ушки на макушке

- считают ворон

- витают в облаках

- за словом в карман не лезут

- умеют держать язык за зубами

- играют на нервах

- держу в ежовых рукавицах
















Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать одноклассников. Познавательные: формирование умения анализировать учебный материал, выделять отличительные признаки, систематизировать.




Регулятивные:

составление плана действий, определение цели деятельности на уроке.

Личностные: формирование учебной мотивации.

Познавательные: развитие познавательной инициативы. 3. Изучение нового материала - Давайте запишем в тетради дату. - А в минутке чистописания тему нашего урока «Устойчивые сочетания слов» (обратить внимание на написание). А писать будем с красной строки.

  • А почему так говорят «с красной строки». Кто знает?
- Оказывается, это выражение также является устойчивым. В русском языке есть специальные словари, в которых помещены такие выражения. Давайте познакомимся с таким словарём и прочтём значение некоторых фразеологизмов.
  • Кто помнит, как работать со словарём, чтобы быстро найти необходимые сведения?
Каждая группа ребят работает со своим фразеологизмом.

Учащиеся работают по коллективно составленному плану: записывают дату, прописывают минутку чистописания.


При выполнении заданий учащиеся пользуются словарями, работают в группах. Слайд 3 Устойчивые сочетания слов.














Слайд 4 1 группа - Красная строка 2 группа - Спустя рукава 3 группа - Зарубить на носу

Познавательные:

Умение анализировать учебный материал.

Регулятивные: умение работать по коллективно составленному плану, умение работать со справочной литературой. Осознание своей деятельности и деятельности всего класса.

Коммуникативные: умение работать в группе, учитывать разные мнения и приходить к общему решению в совместной деятельности.


4.Обмен информацией.

Каждой группе предлагается выступить со своими результатами поиска информации.

Каждая группа знакомит класс со значением данных фразеологизмов, приводит примеры использования их в речи.

Познавательные:

преобразование модели в развернутый ответ, умение анализировать учебный материал. Регулятивные: умение выполнять взаимопроверку, умение вносить коррективы.

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать одноклассников.

5. Первичное закрепление

- Давайте обратимся к нашему учебнику и познакомимся со значением других фразеологических оборотов.

Выполняем упражнение № 52 стр. 37

При выполнении заданий учащиеся работают индивидуально в тетрадях, один ученик работает у доски.

Слайд 5 На каждый фразеологизм представлена юмористическая картинка.

Познавательные:

преобразование модели в развернутый ответ, умение анализировать учебный материал. Регулятивные: умение выполнять взаимопроверку, умение вносить коррективы.

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать одноклассников.

6. Физминутка

- Мы немножечко устали. А теперь все дружно встали…

Музыкальная физминутка

Учащиеся выполняют упражнения, которые видят на экране.

Слайд 6

Физминутка

7. Закрепление Во многих фразеологизмах часто встречаются названия животных, название частей тела человека. Народ очень внимателен, приметлив. Какая - то особенность человека, напоминающая важную черту животного, даёт жизнь выражению, а потом это выражение становиться фразеологизмом. Посмотрите небольшой видеофрагмент и постарайтесь запомнить новые устойчивые выражения.

Учащиеся просматривают видеофрагмент и записывают фразеологизмы в тетрадь или запоминают устно. Далее называют записанные сочетания и дают им объяснение.

Слайд 7

Видеофрагмент. Познавательные: формирование умения анализировать учебный материал, выделять отличительные признаки, систематизировать

Регулятивные: умение соотносить цель и результат учебной деятельности, умение оценивать.

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать одноклассников.

8. Применение знаний. Творческое задание. Давайте теперь попробуем применить наши полученные знания на практике - составим небольшие рассказы, используя устойчивые выражения.

Учащиеся работаю в группах, и составляют минитексты, используя подборку устойчивых выражений:

- водой не разольёшь

- золотые руки

- светлая голова

- ловил ворон

- душа в пятки ушла

- заплакал в три ручья

- знал назубок

- на свежую голову

- на седьмом небе

- где раки зимуют

- сломя голову

- и в ус не дует

- засучив рукава

- спустя рукава

- где раки зимуют

Слайд 8

1 группа - Тема «Мой друг».

2 группа - Тема «На уроке».

3 группа - Тема «Домашнее задание». Познавательные: формирование умения анализировать учебный материал, выделять отличительные признаки, систематизировать

Регулятивные: умение соотносить цель и результат учебной деятельности, умение оценивать.

Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи, умение слушать одноклассников.

9. Оценка результатов, формулирование вывода. Давайте послушаем и оценим рассказы ребят с точки зрения правильности применения устойчивых выражений. На слайде представлены критерии оценивания.













Ребята зачитывают свои минирассказы, дают самооценку и оценку другим ребятам. Слайд 9 1. Оценивание своей группы. - В нашей группе работали (все-не все) ребята. - В рассказе мы правильно применили…. устойчивых выражений. - Рассказ получился …… - Самым трудным в работе было ……. 2. Оценивание другой группы. - Я считаю, что группа поработала (хорошо, плохо) потому что….. - Ребята правильно использовали …. Фразеологизмов и рассказ получился …. - Самым интересным для меня было …. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: формирование умения анализировать учебный материал, выделять отличительные признаки, систематизировать

Регулятивные: умение соотносить цель и результат учебной деятельности, умение оценивать.

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать одноклассников.

10. Итог урока. Рефлексия. Ребята, вы сегодня узнали немало фразеологизмов. Вы и дальше будете совершенствовать свои знания, работать над тем, чтобы свою речь сделать богатой, красивой. Я хочу вам показать книги, общение с которыми будет для вас не только поучительным, но занимательным и интересным. Это "Краткий фразеологический словарь русского языка" Е. А. Быстровой, А. П. Окуневой и "Почему мы так говорим" В. Волиной, Большой фразеологический словарь для детей ОЛМА Медиа Групп, Москва, 2012.

  • Что сегодня на уроке вам показалось самым интересным?
  • А что вызвало удивление?
  • На каком этапе было трудно? Почему?

Обсуждаются с учащимися результаты проделанной работы: достигнута ли цель урока, каким образом удалось решить поставленные задачи

Слайд 10

Демонстрация учебных пособий

Регулятивные: формирование умения соотносить цель и результат учебной деятельности, уметь давать самооценку

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать одноклассников, критично относится к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции.

Познавательные: предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения материала, построение логической цепочки рассуждений.

11. Домашнее задание.

Ребята, вы все сегодня хорошо, активно, засучив рукава работали.

Никто не ударил в грязь лицом и не сел в калошу. Я решила наградить вас ценными подарками. Вот неполный перечень: телевизор, компьютер, видеокамера, цифровой фотоаппарат, автомобиль ВМW и другие подарки, любезно предоставленные фирмой «Рожки да ножки». Вручение будет сразу, как только рак на горе свиснет.

  • Попались на удочку?

Дома попробуйте нарисовать иллюстрации к тем устойчивым выражениям, которые прозвучали на уроке.

Спасибо за работу на уроке.

Слайд 11

Иллюстрации к предложенным фразеологизмам:

- засучив рукава

- ударить в грязь лицом

- сесть в калошу

- рак на горе свистнет



© 2010-2022