- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Куйдан Г.В. |
Дата | 01.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Куйдан Галина Васильевна,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 14» г. Воркуты
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе
на тему «Устойчивые сочетания слов»
Тип урока Изучение нового. Авторы УМК
УМК «Перспектива». Авторы: Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Цели урока
-
Формировать умение отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, находить фразеологизмы в тексте и объяснять их значение.
-
Содействовать развитию познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, ввести в активный словарный запас учеников новые крылатые выражения.
-
Развивать наблюдательность, память, мышление, умение работать с фразеологическими словарями.
-
Воспитывать любовь и интерес к познанию родного языка.
Метапредметные:
1. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Регулятивные УУД:
- Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
- Развивать мотивы учения.
Коммуникативные УУД:
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний.
- Осуществлять анализ объектов.
- Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, видеофрагментах.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Познавательные УУД:
- Формирование умения анализировать учебный материал, выделять отличительные признаки, систематизировать. Оборудование Мультимедийное оборудование. Образовательные ресурсы Учебник «Русский язык 2 класс» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, словари фразеологизмов, электронная физминутка, презентация к уроку, раздаточные карточки
Карта урока
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Оформление классной доски, слайды презентации
Планируемый результат
1. Организационный
Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Встаньте прямо,
Распрямитесь! Удивитесь! Улыбнитесь!
И за парты тихонько садитесь!
Начинаем урок.
Рассаживаются по группам (3 группы)
Осуществляют самооценку готовности к уроку.
Повторяют правила работы в группе.
Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности.
2. Мотивация. Постановка цели и задач урока.
- Послушайте одну историю
Я знаю их как свои пять пальцев. Иногда они трещат как сороки, иногда молчат как рыбы. У них голова на плечах, но иногда в ней гуляет ветер. Они любят заговаривать мне зубы. Они всё мотают на ус, у них ушки на макушке, а некоторые считают ворон и витают в облаках. Когда надо они за словом в карман не лезут, но умеют держать язык за зубами. Они иногда играют у меня на нервах, поэтому я держу их в ежовых рукавицах. Но всё равно я люблю их всем сердцем.
-
Вы догадались, о ком идёт речь?
-
Все ли сочетания слов вам были понятны?
-
Что же это за слова, знакомые, и в то же время не совсем понятные?
- А зачем нам знать такие выражения слов?
- А вы хотите узнать ещё новые фразеологизмы, и научиться так же интересно сочинять истории?
- Так чем мы будем заниматься на уроке?
- Как построим свою работу?
Итак, цель нашего урока: научиться отличать фразеологические обороты от свободных сочетаний слов, выделять фразеологизмы в речи и объяснять их значение, применять устойчивые выражения в речи. Кроме этого мы продолжим учиться работать сообща, выслушивать ответы других и фиксировать свои промежуточные результаты.
- Речь идёт об учениках и учителе.
- Называют устойчивые сочетания слов.
- Речь будет более выразительной, красивой.
- Узнаем новые слова и выражения.
- Узнаем новые фразеологизмы, прочитаем о них, будем записывать их в тетради, будем сочинять истории.
Слайд 1
Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов.
Слайд 2
- знаю их как свои пять пальцев
- трещат как сороки
- молчат как рыбы
- голова на плечах
- в голове гуляет ветер
- заговаривать зубы
- мотают на ус
- ушки на макушке
- считают ворон
- витают в облаках
- за словом в карман не лезут
- умеют держать язык за зубами
- играют на нервах
- держу в ежовых рукавицах
Коммуникативные:
Оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать одноклассников. Познавательные: формирование умения анализировать учебный материал, выделять отличительные признаки, систематизировать.
Регулятивные:
составление плана действий, определение цели деятельности на уроке.
Личностные: формирование учебной мотивации.
Познавательные: развитие познавательной инициативы. 3. Изучение нового материала - Давайте запишем в тетради дату. - А в минутке чистописания тему нашего урока «Устойчивые сочетания слов» (обратить внимание на написание). А писать будем с красной строки.
- А почему так говорят «с красной строки». Кто знает?
- Кто помнит, как работать со словарём, чтобы быстро найти необходимые сведения?
Учащиеся работают по коллективно составленному плану: записывают дату, прописывают минутку чистописания.
При выполнении заданий учащиеся пользуются словарями, работают в группах. Слайд 3 Устойчивые сочетания слов.
Слайд 4 1 группа - Красная строка 2 группа - Спустя рукава 3 группа - Зарубить на носу
Познавательные:
Умение анализировать учебный материал.
Регулятивные: умение работать по коллективно составленному плану, умение работать со справочной литературой. Осознание своей деятельности и деятельности всего класса.
Коммуникативные: умение работать в группе, учитывать разные мнения и приходить к общему решению в совместной деятельности.
4.Обмен информацией.
Каждой группе предлагается выступить со своими результатами поиска информации.
Каждая группа знакомит класс со значением данных фразеологизмов, приводит примеры использования их в речи.
Познавательные:
преобразование модели в развернутый ответ, умение анализировать учебный материал. Регулятивные: умение выполнять взаимопроверку, умение вносить коррективы.
Коммуникативные:
Оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать одноклассников.
5. Первичное закрепление
- Давайте обратимся к нашему учебнику и познакомимся со значением других фразеологических оборотов.
Выполняем упражнение № 52 стр. 37
При выполнении заданий учащиеся работают индивидуально в тетрадях, один ученик работает у доски.
Слайд 5 На каждый фразеологизм представлена юмористическая картинка.
Познавательные:
преобразование модели в развернутый ответ, умение анализировать учебный материал. Регулятивные: умение выполнять взаимопроверку, умение вносить коррективы.
Коммуникативные:
Оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать одноклассников.
6. Физминутка
- Мы немножечко устали. А теперь все дружно встали…
Музыкальная физминутка
Учащиеся выполняют упражнения, которые видят на экране.
Слайд 6
Физминутка
7. Закрепление Во многих фразеологизмах часто встречаются названия животных, название частей тела человека. Народ очень внимателен, приметлив. Какая - то особенность человека, напоминающая важную черту животного, даёт жизнь выражению, а потом это выражение становиться фразеологизмом. Посмотрите небольшой видеофрагмент и постарайтесь запомнить новые устойчивые выражения.
Учащиеся просматривают видеофрагмент и записывают фразеологизмы в тетрадь или запоминают устно. Далее называют записанные сочетания и дают им объяснение.
Слайд 7
Видеофрагмент. Познавательные: формирование умения анализировать учебный материал, выделять отличительные признаки, систематизировать
Регулятивные: умение соотносить цель и результат учебной деятельности, умение оценивать.
Коммуникативные:
Оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать одноклассников.
8. Применение знаний. Творческое задание. Давайте теперь попробуем применить наши полученные знания на практике - составим небольшие рассказы, используя устойчивые выражения.
Учащиеся работаю в группах, и составляют минитексты, используя подборку устойчивых выражений:
- водой не разольёшь
- золотые руки
- светлая голова
- ловил ворон
- душа в пятки ушла
- заплакал в три ручья
- знал назубок
- на свежую голову
- на седьмом небе
- где раки зимуют
- сломя голову
- и в ус не дует
- засучив рукава
- спустя рукава
- где раки зимуют
Слайд 8
1 группа - Тема «Мой друг».
2 группа - Тема «На уроке».
3 группа - Тема «Домашнее задание». Познавательные: формирование умения анализировать учебный материал, выделять отличительные признаки, систематизировать
Регулятивные: умение соотносить цель и результат учебной деятельности, умение оценивать.
Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи, умение слушать одноклассников.
9. Оценка результатов, формулирование вывода. Давайте послушаем и оценим рассказы ребят с точки зрения правильности применения устойчивых выражений. На слайде представлены критерии оценивания.
Ребята зачитывают свои минирассказы, дают самооценку и оценку другим ребятам. Слайд 9 1. Оценивание своей группы. - В нашей группе работали (все-не все) ребята. - В рассказе мы правильно применили…. устойчивых выражений. - Рассказ получился …… - Самым трудным в работе было ……. 2. Оценивание другой группы. - Я считаю, что группа поработала (хорошо, плохо) потому что….. - Ребята правильно использовали …. Фразеологизмов и рассказ получился …. - Самым интересным для меня было …. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: формирование умения анализировать учебный материал, выделять отличительные признаки, систематизировать
Регулятивные: умение соотносить цель и результат учебной деятельности, умение оценивать.
Коммуникативные:
Оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать одноклассников.
10. Итог урока. Рефлексия. Ребята, вы сегодня узнали немало фразеологизмов. Вы и дальше будете совершенствовать свои знания, работать над тем, чтобы свою речь сделать богатой, красивой. Я хочу вам показать книги, общение с которыми будет для вас не только поучительным, но занимательным и интересным. Это "Краткий фразеологический словарь русского языка" Е. А. Быстровой, А. П. Окуневой и "Почему мы так говорим" В. Волиной, Большой фразеологический словарь для детей ОЛМА Медиа Групп, Москва, 2012.
- Что сегодня на уроке вам показалось самым интересным?
- А что вызвало удивление?
- На каком этапе было трудно? Почему?
Обсуждаются с учащимися результаты проделанной работы: достигнута ли цель урока, каким образом удалось решить поставленные задачи
Слайд 10
Демонстрация учебных пособий
Регулятивные: формирование умения соотносить цель и результат учебной деятельности, уметь давать самооценку
Коммуникативные:
Оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать одноклассников, критично относится к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции.
Познавательные: предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения материала, построение логической цепочки рассуждений.
11. Домашнее задание.
Ребята, вы все сегодня хорошо, активно, засучив рукава работали.
Никто не ударил в грязь лицом и не сел в калошу. Я решила наградить вас ценными подарками. Вот неполный перечень: телевизор, компьютер, видеокамера, цифровой фотоаппарат, автомобиль ВМW и другие подарки, любезно предоставленные фирмой «Рожки да ножки». Вручение будет сразу, как только рак на горе свиснет.
-
Попались на удочку?
Дома попробуйте нарисовать иллюстрации к тем устойчивым выражениям, которые прозвучали на уроке.
Спасибо за работу на уроке.
Слайд 11
Иллюстрации к предложенным фразеологизмам:
- засучив рукава
- ударить в грязь лицом
- сесть в калошу
- рак на горе свистнет