Методическая разработка урока чтения на тему: Басня - древний жанр словесности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема: Басня - древний жанр словесности. (Басня Эзопа «Ворон и Лисица», басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица») Цель: исследование басни как жанра литературы. Задачи: научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, различать басни и сказки о животных, развивать умение самостоятельно работать с текстом, сопоставлять произведения разных авторов, делать выводы, формировать нравственные понятия и представления. Оборудование: мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА


I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

Вступительное слово учителя

Перед вами Василиса Прекрасная. Откуда пришла эта героиня? (Из сказки)

К какому жанру относится сказка? (Устное народное творчество)

Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, о животных, бытовые) В руке у Василисы Прекрасной клубок - это символ проблем и вопросов, которые нам предстоит распутать на уроке. Сегодня нас ждет знакомство с творчеством двух великих писателей. Это - Эзоп, живший в 6 веке до н.э. и Иван Андреевич Крылов, творчество которого приходится на конец XVIII - первую половину XIX века. Давайте определим их место на ленте времени. (Дети показывают на ленте времени. На слайде появляются стрелки.)

Из сказки мы возьмём клубок,

Чтоб верный путь найти он нам помог.

Двух авторов сравним творенья

И связь времен мы установим без сомненья.

III. Работа по теме урока. Два писателя, жившие в разные периоды истории человечества, (Эзоп - Древний мир, Крылов - новое время) неразрывно связаны нитью времени, потому что оба они - баснописцы. Кто такой баснописец? (Писатель, сочиняющий басни)

  1. Вопрос для исследования: Что такое басня? А где искать ответ на этот вопрос? Конечно, в басне.

2.Чтение басни Эзопа «Ворон и лисица» учащимися.

- На что похожа басня? ( На сказку)

- Какой вид сказки? ( Сказка о животных) - Сказка о животных - жанр более древний, чем басня. Сегодня мы выясним, чем сказка о животных отличается от басни. - Определите размер басни. Какая она? (Басня короткая) На слайде схема-опора, которая в ходе беседы постепенно заполняется. - Что напоминает вам в басне поведение животных и их взаимоотношения? (Поведение людей) - Какого испытания не выдержал Ворон? (Испытания лестью. Ворон любит славу, похвалу) - Что такое лесть? (Ответы детей) 4.Лексическая работа. - Найдите лексическое значение слова «лесть» (Дети работают по группам со словарями Ожегова и Ушакова) (Значение слова «лесть» по Ожегову: Лесть - лицемерие, угодливое восхваление. Значение слова «лесть» по словарю Ушакова: лесть - угодливое восхваление, лицемерное восхищение чем-либо или кем-либо, внушаемое корыстными побуждениями. Т.е. Эзоп в басне высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Этот прием называется иносказанием. Значит, басня - это какой рассказ? (Иносказательный) - Литературоведы называют иносказание особым термином - аллегория. - Получив кусок мяса, что делает лисица? (Лисица поучает Ворона.) - Прочитайте слова Лисицы. («Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать») Но поучает в басне не только Лиса, но и автор, значит, басня какой рассказ? (Поучительный.) Поучение - это главный вывод басни. Как называется поучение в басне (мораль) 5. Обобщение по схеме-опоре: «Басня - это…» - Чем басня отличается от сказки о животных?

6. Краткий рассказ о писателях. Эзоп жил в Древней Греции, был рабом. Сохранилось очень мало достоверных сведений о его жизни. Существует легенда о золотой чаше, украденной из храма и подброшенной Эзопу. Так решили отомстить Эзопу его современники, видевшие в героях его басен свои пороки: жадность, зависть, глупость, хвастовство, тщеславие. За преступление, которое он не совершал, Эзоп был казнен. И.А.Крылов родился в Москве. Читать и писать его научила мама. Будущему писателю не пришлось учиться в гимназии. Когда Ивану было 11 лет, умер его отец и мальчику пришлось идти работать писцом. Всю жизнь писатель занимался самообразованием и стал одним из самых образованнейших людей своего времени: знал французский, немецкий, итальянский языки, учил греческий, прекрасно рисовал и играл на скрипке. Начинал Крылов как переводчик басен, а потом уже стал их сочинять сам. Свою первую басню поэт написал в 37 лет. Всего им создано более 200 басен. Нить времени соединила Эзопа и Крылова, потому что оба они баснописцы. Но что же еще связывает этих писателей? Ответ на этот вопрос мы снова найдем в басне. 7. Чтение басни И. А. Крылова «Ворона и лисица» учителем. - Что заметили? (Сюжет похожий на сюжет басни Эзопа) - В двух баснях есть сходство, но есть и различия, которые мы сейчас будем искать. 8. Чтение басни И.А.Крылова учащимися.


Физкультминутка для глаз 9. Сравнительный анализ басен (работа в группах по вопросам, по окончании данные выводятся на слайд) - Каким языком написаны басни? (Проза, стихи) - Какие отличия в деталях? (Ворон и Ворона, кусок мяса, кусочек сыра) - Сравним композиции двух басен. Что идет сначала: сюжет или мораль? (У Эзопа сюжет, а потом мораль. У Крылова мораль, а потом сюжет) - Сравним характеры героев басен. Какой Ворон и какая Ворона? (Ворон и Ворона глупые) Какие в баснях Лисицы? ( Лисица Эзопа хитрая и мудрая. Лисица Крылова - хитрая) Скажите, а мораль у басен одинаковая? (Мораль разная) В ходе сравнительного анализа заполняется таблица.

У Эзопа У Крылова Проза Ворон Кусок мяса Сюжет - мораль Лисица хитрая и мудрая Мораль: вредна глупость Поэзия Ворона Кусочек сыра Мораль - сюжет Лисица хитрая Мораль: вредна лесть.

- Итак, можем сделать вывод: Эзопа и Крылова связывают и одинаковые сюжеты басен. - Как вы думаете, почему? ( Крылов начинал как переводчик басен. Использовал сюжеты басен Эзопа) На какой жанр устного народного творчества опирался в своем творчестве Эзоп? ( На сказку о животных.)

Физкультминутка - Сколько частей в басне? (Две части) - В басне 2 части: основная часть, назовем ее сюжетная, берет начало из сказки о животных. Вторая часть - мораль. - Какая часть вам больше нравится? (Основная) - Как вы думаете, что ценнее в басне: сюжет или мораль? (ответы детей) Мораль - это нравоучение. Не все люди любят слушать нравоучения. Но баснописцы для того и сочиняли басни, чтобы в ненавязчивой форме, как бы исподволь указывать людям на их недостатки. IV. Обобщение по теме: «Басня - это…» Пришло время его дополнить таблицу. Басня - это краткий, иносказательный (аллегория), поучительный (мораль) рассказ или стихотворение. V. Итог урока. Кроссворд. 1. Поучительный вывод басни - это… 2. Аллегория - это … 3. Героями басен чаще всего бывают … 4. Басни Эзопа - это проза, а басни Крылова - это…

б


м о р а л ь


и н о с к а з а н и е ж и в о т н ы е


п о э з и я


- Нить нашего клубка протянулась от Василисы Прекрасной, персонажа устного народного творчества, к баснописцу Эзопу, т.к. басня возникла из жанра устного народного творчества - сказки о животных. От баснописца Эзопа нить протянулась к баснописцу Крылову, ведь он в своем творчестве использовал сюжеты басен Эзопа. Куда же дальше протянется нить? (Нить можно протянуть к другим баснописцам: Пьер Лашамбоди и Жан Лафонте́н - французские баснописцы, Александр Ефимович Измайлов и Сергей Владимирович Михалков - русский баснописцы) - Правильно. А нить нашего клубка от баснописца Крылова вернулась к Василисе Прекрасной, т.е. в устное народное творчество. А почему? (Многие строчки его басен стали «крылатыми», почти пословицами) - Так нить времени на нашем уроке связала творчество великих баснописцев с устным народным творчеством. Значит, где истоки художественной литературы? (В устном народном творчестве.) - Закончить наш урок хочется стихами древнеримского баснописца Федра:

Двойная в басне польза - возбуждает смех

И учит жить разумными советами.

А если упрекнут меня за то, что здесь

Не только звери, а и деревья речь ведут,

Пусть вспомнят: это всё - смешной лишь вымысел.

VII. Рефлексия.

Продолжи предложение:

На уроке я узнал….

Сегодня я понял….

Мне особенно понравилось…

После сегодняшнего урока мне захотелось…..

VIII. Домашнее задание.

Выучить басню И.А. Крылова наизусть. Нарисовать иллюстрацию к басне.










© 2010-2022