Презентация по теме «Развитие личности обучающихся через нравственно-экологическое воспитание»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Солдатова Ирина Валентиновна

учитель начальных классов

МБОУ ООШ №2 г. Полярный

ЗАТО Александровск


Тема:

«Развитие личности обучающихся через нравственно-экологическое воспитание».

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы твой венец?

С Кирсанов



Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности обучающихся. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка, частью которого является и нравственно-экологическое воспитание.

На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо больше уделять внимания нравственно-экологическому воспитанию в современной школе.

Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. В качестве основных критериев нравственного роста человека следует, на наш взгляд, назвать приобретённый ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром и следующие проявления нравственно-экологической позиции личности:

(Они представлены на слайде)
· усвоение норм и правил взаимодействия с окружающим миром;
· наличие потребности в приобретении экологических знании;

· потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им;

- проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе;

- бережное отношение ко всему окружающему;
· проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
· проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Стоит отметить, что каждый учебный предмет вносит определенную лепту в реализацию задач нравственно-экологического воспитания ребенка, однако ни для одного предмета, будь то математика, русский язык или музыка, эти задачи не являются главными.

«… Обучение может порождать какие-то качества личности, но не воспитывать, если мы не организуем его так, чтобы оно было направлено на получение воспитательного эффекта, заданного как цель» - констатирует в своих трудах И. Я. Лернер. (слайд)

Становление экологически воспитанного человека в условиях

целенаправленного педагогического процесса предполагает органичное

единство научных знаний о взаимосвязи природных и социальных факторов среды

и того её чувственного восприятия, которое пробуждает нравственно-

эстетические переживания и стремление внести практический вклад в её

улучшение. Это призывает выработать определенную систему в работе нравственно-экологического воспитания детей.

В.А. Сухомлинский оценивал природу как «вечный источник мысли»

и добрых чувств детей. Он ставил задачу раскрыть роль природы в воспитании

стремления к интеллектуальной насыщенности трудовой жизни. «Природа, труд,

мысль - это предметы специального исследования».

«Идите в поле, парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами» (слайд) В.А.Сухомлинский

Серьезные предпосылки для развития экологического образования и воспитания представляет региональный компонент. Изучение природы родного края, удивительных, неповторимых особенностей животного и растительного мира Кольского Заполярья на уроках русского языка, чтения, природоведения воспитывает в детях любовь к малой Родине, которая перерастает в любовь к Родине у ее граждан, в потребность разумно использовать, беречь и сохранять природу родной земли.

Теоретической базой моего опыта явилась «Идея целостности в системе экологического образования младших школьников», разработанная кандидатами педагогических наук С.В.Алексеевым, Л.В.Симоновой.

Главное в этой идее то, что начальная школа - важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире и развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Идея целостности в экологическом образовании, как и в любом другом, может быть реализована при следующих основных подходах: (слайд)

  • Целостности педагогической системы на уровне целеполагания, задач, прогнозирующих результатов;

  • Целостности содержания на основе системного подхода в образовании;

  • Целостности педагогических технологий, проявляющихся в единстве когнитивных, ценностных, эмоционально-образных и деятельностных аспектов познания окружающего мира.

Я познакомилась со статьей А.П.Пахомовой «Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями», где поставлена проблема, заключающаяся в том, что с одной стороны, в настоящее время существует необходимость формирования правильного экологического мышления и поведения в более раннем возрасте, а с другой - специфика экологических знаний состоит в том, что эти знания базируются на системе знаний из биологии, химии, физики и многих других наук. В младших классах возникает задача, каким образом преодолеть этот диссонанс между относительной неподготовленностью учеников к восприятию материала и потенциальной сложностью самого материала.

Найти ответ мне помогла статья Н.Ф.Виноградовой «Проблемы и перспективы экологического образования младших школьников», где сказано, что информация, способная формировать мировоззрение экологически культурного человека, должна апеллировать не к разуму, а к чувству. Знания должны относиться к повседневной жизни детей, увязывая требования экологии с их собственными ценностями, видением мира и этическими убеждениями. Знания должны формировать Отношения, а Знания и Отношения должны диктовать правильное поведение человека по отношению к природе.

Воплощая идею целостности в системе нравственно-экологического образования и воспитания, работу веду через учебную деятельность учащихся, внеклассную и воспитательную работу.

Основным считаю систему урочных и внеурочных занятий по изучению окружающего мира с использованием регионального компонента.

Работу провожу в различных формах: (слайд)

- сезонных экскурсий,

- ролевых игр,

- КВН,

- путешествий (заочных, в прошлое природных объектов),

- мастерских (изготовление кормушек, поделок из природного материала, гербариев),

- выставок (домашних животных, растений)

- конкурсов,

- выезд в Ловозеро, на Страусиную ферму.

Приоритетной формой считаю экскурсию, организацию наблюдений за изменениями природы по сезонам. Формы занятий выбираю соответственно теме, на некоторых из них я остановлюсь.

  1. На экскурсии «Изменения в природе с приходом осени» рассматриваем, решаем проблемы: Почему так тонок почвенный слой в наших краях? Почему его надо особенно беречь? Почему у наших деревьев несколько стволов, а на их ветках гнездоподобное сплетение веточек? Пытаюсь вызвать сочувствие к жизни растений в наших условиях и желание не навредить.

  2. Занятие-выставка то теме «Как домашние животные встречают зиму?» проходит в форме демонстрации домашних питомцев и дискуссии по поводу их содержания.

  3. На занятиях-мастерских отвечаем на вопрос: почему птицы улетают от нас в теплые края? Почему зимующим птицам не страшны холода? Знакомлю с изготовлением простых кормушек, нацеливаю детей на то, чтобы для птиц был всегда корм.

  4. На экологической игре «Вперед, знаток!» ребята доказывают, что они знают правила поведения в природе. Пантомимой показывают, как летает птица над выпавшим из гнезда птенцом; как ведет себя зайчиха, почувствовав, что зайчонка трогали руки человека; звуками изображают шум листвы, узнают голоса птиц. В игре с «угольком» чувствуют, как больно земле и всему живому от огня.

Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроке, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Работа по нравственно-экологическому воспитанию детей нашла отражение во внеклассных мероприятиях, классных часах, факультативах, а также участии детей в городских экологических акциях.

Фото1 (8 слайд)

22 января этого года ученики моего класса принимали активное участие в городской Экологической акции «Спаси птиц». Все ребята, вместе с родителями изготовили кормушки, которые были развешены по всему городу. На страницах нашей городской газеты «Полярный вестник» можно прочитать статью об участии детей в городской акции.

Такие экологические операции мы начинаем с определения цели исследования. Определить цель - значит ответить на главный вопрос о том, зачем мы это делаем?

Фото 2 (9 слайд)

Проведение таких акций даёт уникальную возможность детям приобщиться к городу, привлечь их к сотрудничеству в деле защиты природы, воспитывать гордость за свою малую родину и ощутить моральное удовлетворение от собственной причастности к сохранению ее природы.

В школе нет пришкольного участка, где ребёнок мог бы своими руками посадить и вырастить растение, поэтому решить эту задачу нам помогают комнатные растения. Их изучение развивает познавательную активность, наблюдательность, самостоятельность, трудолюбие, осуществляет межпредметные связи.

Фото 3 (10слайд)

2 год ученики моего класса являются постоянными посетителями нашей городской теплицы: там мы выращиваем растения, учимся правильно за ними ухаживать.

Такая работа дает свои результаты: ребята вовлекаются в самостоятельный поиск, учатся прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевают практическими умениями, участвуют в творческой проектной деятельности.

Нравственно-экологическое образование тесно связано со здоровьем обучающихся. Фото 4 (11 слайд)

Вместе с родителями мы постоянно обновляем «Уголок здоровья», ребята много работают с художественной и научной литературой, а так же используют информационно-коммуникационные технологии.

На спортивных каникулах, а также на традиционном «Празднике Севера», мы вместе с ребятами и родителями выходим кататься на лыжах и санках.

Любовь к природе тесно связана с культурой поведения. Педагоги и родители учеников начальной школы решают задачи, связанные с формированием у детей нравственного воспитания:

- воспитывать разнообразные положительные привычки, помогающие нормально расти, развиваться;

- формировать культуру поведения;

- учить детей уважительно относиться к окружающим, считаться с их мнением, интересами;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе (умение видеть прекрасное, стремиться беречь природу, действовать соответственно правилам и т. д.).

Проводя работу по нравственно-экологическому воспитанию, стремлюсь к тому, чтобы дети входили в природу не просто созерцателями, потребителями, а заботливыми, бережливыми хозяевами родной земли.

Заключение.

Воспитание по словам В.А.Сухомлинского, это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка, облегчающее формирование нравственной, гражданской позиции ребенка в его отношениях с окружающим миром.(слайд)

Тесная связь человека с природой - не случайно самое прекрасное, самое глубокое явление нашей жизни. Однако для того чтобы иметь возможность вступить в этот союз надо быть таким же правдивым, как и сама природа, чтобы каждый замысел природы, каждое ее движение претворялось в человеческой душе, в душе ребенка, непосредственно в сознательные мысли.

Чем была бы природа без нас, - чем были бы мы без природы? И то и другое немыслимо. (слайд)




© 2010-2022