«Первый раз в школу» Л. Н. Толстой «Филиппок»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подробный конспект урока.

Организационная информация Тема урока

«Первый раз в школу» Л.Н.Толстой «Филиппок» Предмет литературное чтение Класс 2 класс




Цель урока
Создание условий для формирования осознанного, правильного и выразительного чтения.
Задачи урока

  1. Учить понимать содержание рассказа, используя сюжетно - композиционный треугольник.

  2. Развивать логическое мышление, внимание, умение концентрироваться, умение работать в парах, группах, прислушиваться к мнению товарища

  3. Давать характеристику герою произведения, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному.

  4. Формировать читательскую деятельность через выборочное чтение.

  5. Воспитывать волевые качества у детей, желание учиться.


Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока Умение анализировать текст, закрепят умение использовать выразительные средства для характеристики действий героя и характера героя, приобретут умение выделять главную мысль и пересказывать по плану.







Подробный конспект урока Мотивация учащихся

  1. Организация начала урока
Слова учителя (к классу): - Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам! в) Разминка Чтобы вам читалось на уроке быстро и легко, нужно размять нам язычок. Для этого выполним несколько упражнений:

А) Дыхательная гимнастика.

Задуйте свечу.

* Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. * Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу. *Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. Б) скороговорки Человек неучёный - что топор неточёный.

Ученик учил уроки - у него в чернилах щёки.

медленное чтение (хором)

чтение с ускорением (хором)

беглое чтением (индивидуально) Ход и содержание урока

  1. Проверка домашнего задания. - Сначала мы проверим домашнее задание. Выразительное чтение рассказа.
2. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с ещё одним произведением Л.Н.Толстого А) сведения о писателе.

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

Полное собрание сочинений - 90 томов. Он много работал. Свои со­чинения по нескольку раз перерабатывал, по 10 - 12 раз переписывал, чтобы сделать их лучше.

Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей.

В то время было ещё очень мало школ , а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей. Написал учебник для ребятишек и сам учил их. Ребятишки с удовольствием стали ходить в эту школу. Школу посещало от 30-40 мальчиков и девочек 7-13 лет. Уроки в школе начинались в восемь часов утра и зачастую продолжались до двух часов дня; с двух до пяти часов был перерыв. В сумерках занятия возобновлялись и заканчивались в восемь девять часов вечера.. Много времени он проводил с детьми: зимой катал­ся с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил с ними в лес Но книг для детей , простых и понятных, было очень мало. И хотя у писателя было всегда много работы Л.Н.толстой нашёл время для детских учебных книг.

Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни.

Б) знакомство с произведением.

В) работа с иллюстрацией

Откройте учебники на 137 странице. Кого вы видите на переднем плане?

  • Опишите мальчика. Какой он?
  • Что вы видите на заднем плане?
  • Кто изображен слева?
Можете ли вы на основании названия произведения и иллюстрации предположить, о чем это произведение? (Ответы учащихся).

Г) первичное восприятие.

Послушайте текст, проверьте и уточните свои предположения.

( слайд-фильм «Филипок»)

Совпало ли ваше предположение с содержанием данного произведения?

Д) словарная работа и работа над жанром произведения.

Могли события произведения произойти на самом деле или это лишь выдумка автора? В основу произведения положен случай, который сам Лев Николаевич наблюдал в своей школе. К какому жанру относится произведение «Филипок»? (Это быль) Что означает слово «быль»? (Быль - это то, что было в действительности, в жизни). хоровое чтение) Е) чтение произведения по цепочке. (стр. 138-140)

1) чтение первой части (с.138) "цепочкой": Какие действующие лица появились здесь? (Мальчик Филипп, мать, отец, бабушка, ребята). Что узнали о матери? Что узнали об отце? Что узнали о бабушке? Что узнали о ребятах? Что узнали о Филипке?

Филипок хотел идти в школу, просился, просился у матери, чтобы она отдала его учиться.

- А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе.)

- Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делает молча, никому не говоря.)

2) чтение второй части (с.139-1) "цепочкой":

- Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село.)

- Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда. А еще лают собаки, когда бежишь.)

Филипок не шел, а бежал в школу - вот что важно! Да еще он был в отцовской старой шапке, в шубе.

- Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки?

- А почему он не вернулся, хотя и было страшно?

- Найдите в тексте выражения, которые изображают, что происходило с Филипком.

3) чтение третьей части (с.139-2) про себя. Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают из книги.)

Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить.) Какие новые действующие лица появились? (Мужик, баба с ведром). Что вы можете сказать о мужике, какой он? Что можно сказать о бабе? Почему мальчик без этого «подталкивания» не входил в школу? (Он боялся). Как об этом говорит автор? нашёл страх (слова записаны на доске) боится испугался Почему на вопросы учителя Филиппок ничего не отвечал? Какие слова употребил автор? Найдите в тексте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филиппка. Так напугался, что говорить не мог. В горле от страха пересохло.

4) чтение четвертой части(с.140):

Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? ("Я бедовый...") Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий. Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что он сможет учиться. Физкультминутка.

Почему Филиппок пошёл в школу? Докажите текстом.

Какое чувство испытывал Филиппок, когда прибежал к школе? (страх)

Чего именно он боялся? ( собаки, учителя)

Найдите предложение, в котором говорится об этом чувстве.

прочитайте: Это Филиппок …

Какая ещё причина, кроме скуки, привела его в школу? (давно просился - интерес)

О каком ещё качестве Филиппка говорит автор? ( хвастовство)

Но почему он хвастает, подчёркивает свои способности?

Какие ещё качества есть у Филиппка, они просматривается во всех частях произведения? ( настойчивость, упорство, стремление к достижению целей)

Какова идея ( главная мысль) произведения?

Все хорошие стремления нужно поддерживать.

Так каков же Филипок? (Филипок - самостоятельный, настойчивый, смелый, целеустремленный, он уже имеет характер - он может добиться своей цели.)

Выбрать качества присущие Филипку. Как вы думаете, как будет учиться этот мальчик? Кто хотел бы быть похожим на него? А что для этого надо? (Стремление, старание).

Какая у него цель? (Хорошая, благородная.) Мог ли писатель дать другое название рассказу? (В названии большой смысл.) Что же больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филипка.)

- Как относится автор к своему герою? ( по-доброму, одобряет поступок Филиппка)

Чему научил вас этот текст (добиваться своей цели, не бояться) Рефлексия деятельности на уроке
Итог урока. В январе 1908 года Лев Толстой получил в подарок от Томаса Эдисона звукозаписывающий аппарат - фонограф. Писатель решил использовать его, прежде всего для диктовки ответов на письма. Он говорил, что иногда ему "хочется, прочтя письмо, сейчас же, под свежим впечатлением, ответить на него, а сказать ответ в фонограф легче и скорее, чем писать на бумаге". Так до нас дошли некоторые письма Толстого, а также отрывки из его произведений не только в письменном, но и в звуковом варианте. Однажды в гости ко Льву Николаевичу пришли школьники. Они попросили писателя показать им "чудо-аппарат", так появилась запись "Обращение к учащимся школы". - Давайте прослушаем это обращение. Я попрошу вас сидеть тихо, чтобы услышать голос Л.Н. Толстого.

Какая из предложенных вам пословиц подходит к этому произведению?

  • Один за всех, а все за одного.

  • Друзья познаются в беде.

  • Грамоте учиться всегда пригодится.

  • Добра желаешь - добро и делай.

работа с выставкой книг - Обратите внимание на выставку книг Л. Н. Толстого. Эти интересные книги я советую вам взять в нашей библиотеке и прочитать. Есть желающие прорекламировать произведения Л.Н.Толстого.

(реклама произведений) - В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро и о необходимости учиться.

- Чему учились на уроке? (строили сюжетную линию, характеризовали Филиппка, прислушивались к мнению друг друга, выразительно читали, читали по ролям) - Вам понравилось? Выберите смайлик, который оценит вашу работу. Вы хорошо поработали, молодцы. Похлопайте себе. Домашнее задание

  1. Домашнее задание.

Чтение по ролям «Филиппок»


© 2010-2022