Конспект урока литературы Ветер и Солнце (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературы Ветер и Солнце (2 класс)

Литература. 2 класс.

Дата ____________________

Тема: К.Д. Ушинский «Ветер и Солнце» (1-ый урок)

Цель:

- дать биографические представления о жизни К.Д.Ушинского;

- познакомить учащихся со сказкой «Ветер и Солнце»;

- учить детей работать со сказкой;

- развивать умение интонацией передавать настроение;

- развивать навыки выразительного чтения и пересказа;

- учить анализировать поступки героев; учить давать характеристику героям по плану;

- развивать внимание, память, речь;

- воспитывать положительные качества.

Оборудование: портрет К.Д.Ушинского, книги К.Д.Ушинского для организации книжной выставки, чистоговорка для артикуляционной гимнастики, иллюстрации к сказке, слова из текста для словарной работы, план для характеристики героев.

Ход урока

I. Организационный момент. (слайд 1 )

II. Пятиминутка чтения. (слайд 2)

III. Проверка домашнего задания. (слайд 3)

Пересказ рассказа Радия Погодина «Клад»

IV. Проговаривание чистоговорки. (слайд 4)

Са-са-са - по лесу идет лиса,
Со-со-со - лиса катит колесо,
Сы-сы-сы - хвост красивый у лисы,
Су-су-су - видел я в лесу лису.

V. Подготовительная работа.

- Я сейчас загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать.

До чего сияет ярко,
Щедро дарит всем подарки:
Теплоту, добро и свет
Миллионы долгих лет.
Утром выгляну в оконце,
В небе радостное...(солнце) (слайд 5)

- Что вы знаете о солнце? (слайд 6)

Солнце - ближайшая к Земле звезда, все другие находятся от нас неизмеримо дальше. (слайд 7)

Солнце дает свет и тепло, необходимые для растительного и животного мира. (слайд 8)

Без него - не было бы и воздуха, необходимого для жизни. (слайд 9)

Для нас, землян, важнейшая особенность Солнца в том, что около него возникла наша планета и на ней появилась жизнь. (слайд 10)

- Отгадайте следующую загадку (слайд 11)

Он летит издалека,
Гонит в небе облака,
Гонит волны в океане,
Кружит вихрем в урагане.
Может ласково подуть,
Может стихнуть и уснуть.
В каждом уголке на свете
Очень разный дует … (ветер)!

- Что вы знаете о ветре? (слайд 12)

Ветер - это движение воздуха по поверхности земли. (слайд 13)

Очень сильный ветер называется ураганом. (слайд 14)

Он сносит крыши домов, ломает деревья, производит большие разрушения. (слайд 15)

Сильный, зимний ветер со снегом называется вьюгой (слайд 16)

Ветер поднимает пыльные бури (слайд 17)

Точит камни (слайд 18)

И служит людям (слайд 19)

VI. Физминутка (слайд 20,21,22,23)

VII. Работа над темой урока.

- Итак, с какими телами неживой природы мы с вами сейчас говорили? (ветер и солнце)

- А как вы думаете, как наш урок литературы связан с этими словами? (ответы детей)

- Верно, сегодня мы познакомимся с произведением Константина Дмитриевича Ушинского, где главные

герои ветер и солнце. А сказка так и называется «Ветер и Солнце» (слайд 24)
- Может быть, кто-то из вас слышал об этом авторе? Или об его произведениях? (ответы детей)

- Послушайте немного о судьбе и творчестве этого человека.

Знаменитый русский педагог; родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского - отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича - Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет (слайд 25)

После назначения отца Константина Дмитриевича судьёй в небольшой, но старинный уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, вся семья Ушинских переехала туда. Всё детство и отрочество К. Д. Ушинского прошло в приобретённом отцом небольшом имении, расположенном в четырёх верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны. Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс Новгород - Северской гимназии, которую окончил в 1840 году. (слайд 26)

После окончания гимназии он поступил учиться на юридический факультет Московского университета и с успехом его окончил. Затем он начинает свою преподавательскую деятельность в различных учебных заведениях.

В 1862 году Ушинский был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых он посещал и изучал учебные заведения - женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. (слайд 27)

За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский мир». Ушинский стремился к тому, чтобы в России было, как можно больше школ и в них учились бы дети простых людей.

Для своих учебников рассказы Константин Дмитриевич писал сам. И из его рассказов всем известно, что счастливым бывает тот, кто честный, трудолюбивый и добрый. (слайд 28)

Умер Ушинский К. Д. в Одессе 22 декабря 1870 года, похоронен в Киеве на территории Выдубецкого монастыря. (слайд 29)

Книги К.Д.Ушинского (слайд 30)

- Произведение, которое мы будем с вами изучать, называется «Ветер и солнце».

- Ветер. Солнце. С какой интонацией в голосе хочется произнести эти слова? (Солнце - радостно, ветер сердито.)

- Рассмотрите иллюстрации к сказке и сделайте предположение, о чем пойдет там речь? (слайд 31) (Дети высказывают свои предположения.)

Чтение сказки

Дети читают текст про себя.

Анализ произведения.

- О чем эта сказка? (Как спорили ветер и солнце - кто из них сильнее.)

- Каким вы представили себе ветер? (Сердитым, страшным, сильным.)

- Как он старается показать свою силу?

- Как вел себя путешественник?

- А солнце, какое? (Доброе, ласковое)

- Что оно сделало?

- А как вел себя путешественник в это время?

- Какой совет дает автор? («Лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом»)

Словарная работа. (слайд 32)

- В тексте вам встретились слова: ворчал, свирепел, соперник, приободрился, кроткое солнце.

Как вы их понимаете?

(слайд 33)

ворчал - сердито бормотал.

свирепел - становился жестоким, неукротимым.

соперник - человек, который соревнуется с кем-нибудь.

приободрился - стал немного бодрее (сильнее)

кроткое солнце - покорное, смирное

Повторное чтение сказки.

- Произнесите слово ветер: а) тихо; б) чуть громче; в) громко.

- Какая сила голоса подходит к чтению отрывка про ветер в этой сказке? Как будем читать о ветре? (Громко.)

- А о солнце?

- Хороший читатель всегда вкладывает в чтение свое настроение, чувство, и, мне кажется, вы постараетесь сделать это.

Дети читают сказку, вслух выразительно.

VIII. Домашняя работа

1. Краткий обзор биографии писателя

2. Читать выразительно, бегло текст сказки.

IХ. Итог

- Что нового узнали на уроке?

- С каким произведением познакомились?

- Кто автор?

- Найдите и зачитайте главную мысль сказки. (Лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем

гневом)

- Выставление оценок


© 2010-2022