Рабочая программа по внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию «Мы - дети России»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Воспитание патриота страны - одно из главных условий национального возрождения.

Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе "Об образовании" Российской Федерации.

Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.

Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.

В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «Мы- дети России». В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, поселку, краю и любящий их.

Программа "Мы- дети России" долгосрочная - с 1-го по 4-й класс.

Главное в программе - системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 4 блока ( «Семья вся вместе - и душа на месте», «Школа - мой второй дом», «Казань - город родной», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины.

1. Цель работы по патриотическому воспитанию:

формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;

сохранение истории нашего края для будущих поколений;

воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.

Для достижения цели должны решаться следующие задачи:

2. Задачи работы по патриотическому воспитанию:

сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях республики Татарстан.

сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.

воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.

организовать экскурсии по историческим местам Камско - Устьинского района, Татарстана.

сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.

вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;

3. Исполнители программы:

Учащиеся, родители и руководитель кружка.

II. Актуальность программы.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания, сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей гимназии. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитывать патриотические чувства следует через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Направления работы:

Информационно-просветительская работа - пропаганда патриотического воспитания, наглядная агитация.

Научно-методическая работа - разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их внедрение в учебный процесс.

Профилактическая работа - предупреждение и своевременное выявление отклонений в поведении обучающихся.

Диагностическая работа - комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня воспитанности обучающихся.

Принципы, положенные в основу программы.

При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся, руководствуемся в своей деятельности следующими принципами:

Последовательности, гуманизации, интеграции, системности.

Сроки реализации программы.

Срок реализации программы - 4 года. Каждое мероприятие рассчитано на 35 минут и проводится 2 раза в неделю.

В содержание данной программы включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной деятельности.

Содержание программы.

Программа « Мы- дети России» включает в себя четыре блока:

Семья вся вместе - и душа на месте

Школа - мой второй дом

Родной поселок Тенишево

Родной свой край люби и знай

1 блок. «Семья вся вместе - и душа на месте».

Задачи:

воспитывать в детях уважение и любовь к семье;

формировать чувства ответственности перед будущей семьей.

Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.

2 блок. «Школа - мой второй дом».

Задачи:

формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;

воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний.

Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений "ученик - учитель", "ученик-ученик", выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

3 блок. «Родной поселок Тенишево»

Задачи:

Форми ровать представления о специфике поселка, об истории поселка;

приобщать детей к насущным заботам жителей поселка, к участию в различных общественных инициативах;

воспитывать любовь к своему поселку, уважение к его истории и жителям.

Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному поселку, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему Тенишева.

4 блок. «Родной свой край люби и знай»

Задачи:

формировать представления об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях края;

воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народа.

Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.

Программа состоит из четырех ступеней:

1 ступень - 1 класс (66 часов);

2 ступень - 2 класс (68 часов);

3 ступень - 3 класс (68 часов);

4 ступень - 4 класс (68часов).

Мероприятия по реализации воспитательной программы

Название темы

Форма проведения

Кол-во

Час

Дата

проведения

1 класс


план

факт


I. Семья вся вместе - и душа на месте

13

1

Мои родные

Беседа. КТД

3

2

Имя твое

поисковое задание.

1

3

Поздравление мам с Днем Матери

КДТ

1

4

Мое имя и фамилия

в летописи семьи.

3

5

Ты - родитель

Игра.

1

6

Игры бабушек, дедушек

Практикум.

1

7

Мои обязанности в семье

Беседа.

1

8

Поздравление пап с Днем защитника Отечества

Праздник.

1

9

Поздравление мам и бабушек с Женским праздником 8 Марта

Открытка.

1


II. Школа - мой второй дом

15

1

Здравствуй, школа!

Праздник.

1

2

Школьные кабинеты

Экскурсия. Рисунки

2

3

Адрес школы. Дорога в школу

Составление маршрута. Экскурсия.

3

4

Мой сосед по парте

Игра.

1

5

Посвящение в первоклассники

Праздник.

1

6

Традиции школы

Беседа.

2

7

Школьная библиотека. Посвящение в читатели

экскурсия, конкурсы

1

8

Наши права и обязанности

Игра.

3

9

До свидания, первый класс!

Праздник.

1


III. Родной поселок Тенишево

18

1

Мой двор. Игры во дворе.

Рисунки. Игры

2

2

История названия нашего поселка

Легенды.

2

3

Улицы. Значение названия.

Беседа. Экскурсия

2

4

Прогулка-экскурсия по поселку

Экскурсия.

1

5

Удивительный наряд села.

Рисунки

2

6

Водоёмы.

Беседа.

3

7

Природа родного края.

Экскурсия.

1

8

Посещение районного музея. Посещение школьного музея

Экскурсия.

2

9

Занятия жителей поселка.

Беседа. Экскурсия. Рисунки. Проектная работа

3


IV. Родной свой край люби и знай

20

1

«Малая Родина». Географическое положение.

Беседа.

2

2

Тенишево- сердцу милый уголок.

Видео экскурсия. Проектная работа

2

3

Из бабушкиного сундука

Рисунки. Поделки

2

4

Кто нас окружает. Растительный и животный мир.

Беседа. Видео экскурсия. Проектная работа. Рисунки. Устный журнал

4

5

Красота родной природы

Экскурсия. Конкурсы. Рисунки. Поделки

4

6

Детский праздник Сабантуй.

Игры, конкурсы.

1

7

Достопримечательности нашего района

Видео экскурсия. Беседа. Экскурсия в музей Туфана Минуллина.

2

8

Спортивный комплекс

« Акчарлак»

Поездка в спортивный комплекс, экскурсия.

Рисунки

1

9

Дружба поколений.

Беседа. Встреча с ветеранами.

2

2 класс




I. Семья вся вместе - и душа на месте

16

1

Мой дом - моя крепость

Игра. Конкурс герба семьи

2

2

Досуг в моей семье

беседа, рисунки

2

3

Профессия моего отца

КДТ Беседа

2

4

Профессия моей мамы

Беседа.КТД

2

5

Распределение обязанностей в семье

Практикум. Ролевые игры

2

6

Песни родителей, бабушек

Прослушивание. Разучивание. Экскурсия в СДК- встреча с ансамблем « Рябинушка»

2

7

Фамилия, имена, отчества членов семьи

Поисковое задание. Проектная работа

2

8

Папа, мама, я - читающая семья

КДТ.

2


II. Школа - мой второй дом

16

1

Правила поведения учащихся на уроках и переменах

Беседа. Инсценирование сценок.

2

2

Распределение обязанностей в классном коллективе

Беседа. Ролевые игры

2

3

Мои любимые книги

Проектная работа, Выставка книг. Экскурсия в поселковую и районную библиотеку.

3

4

Береги учебник

Акция. КДТ

2

5

Бережное отношение к школьному имуществу

Беседа.

1

6

Я - директор школы

Ролевая игра

2

7

Школа будущего

Конкурс рисунков. Проектная работа. Презентация работ

2

8

Дом, в котором мы живем

Озеленение школы

2


III Родной поселок Тенишево

20

1

Память о прошлом.

Беседа.

2

2

О чём говорят названия улиц

поисковое задание

2

3

Посещение кинотеатра, сельской библиотеки.

Культпоход.

2

4

Альбом «Знай и люби свой поселок»

рисунки, сочинения, мини-доклады

2

5

Встреча с ветераном Великой Отечественной войны

встреча, беседа

2

6

Исторические памятники.

Экскурсия. Проектная работа

2

7

Основные достопримечательности поселка: памятники, музеи.

Экскурсия. Проектная работа

2

8

Профессии людей, живущих в повелке.

Беседа. Экскурсии. Встречи с людьми разных профессий. КВН

« Радуга профессий». Проектная работа

4


IV. Родной свой край люби и знай

16

1

История образования поселка.

беседа, рисунки

1

2

Некоторые годы из жизни поселка.

Беседа.

1

3

Старожил - источник о прошлом села.

Встречи.

4

4

Национальная кухня

конкурс блюд

2

5

Богатства родного края.

Рисунки.

2

6

Особые места поселка Тенишево

Беседа. Экскурсии. Проектная работа

2

7

Игры нашего народа

Практикум.

2

8

Семейные традиционные праздники.

Беседа. Проектная работа « Праздники моей семьи»

2

3 класс


I. Семья вся вместе - и душа на месте

16

1

Моя семья

Сочинение. Рисунки

2

2

У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки

Беседа.

Выставка семейных поделок

2

3

Традиции моей семьи

Конкурс рисунков. Проектная работа

2

4

Моя родословная

Составление родословной

2

5

У семейного очага

Семейная игра

2

6

Великая Отечественная война в истории моей семьи

Поисковое задание. Проектная работа

2

7

Подвижные семейные игры

Практикум

2

8

Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека

Беседа

открытки, праздник

2


II. Школа - мой второй дом

16

1

Моя школа - мой дом

Беседа. Конкурс рисунков

2

2

Я работаю в библиотеке

Беседа. Ролевая игра

2

3

Поздравление учителей с Днем учителя

Открытка. Концерт

2

4

Что растет на территории школы

Тесты.

2

5

Все о школе

Викторина.

2

6

Школьный музей

Экскурсия. Беседа.

2

7

Акция «Хорошее время читать»»

Читательский дневник. Конкурс чтецов

2

8

Трудовой десант

Озеленение школы

2


III.Родной поселок Тенишево

16

1

Исторические места поселка.

Экскурсия. Проектная работа

2

2

Возраст моего поселка.

Поисковая работа. Проектная работа

2

3

Основные занятия жителей поселка.

Экскурсия. Рисунки. Беседа

2

4

Великая Отечественная война в истории моего села

Беседа. Проектная работа

2

5

Посещение музея.

Экскурсия в музей

2

6

Знаменитые земляки

Поисковое задание

2

7

Встреча с известными земляками

Беседа.

2

8

Знай, люби и гордись своим поселком

Практикум. Конкурс стихов о поселке

2


IV. Родной свой край люби и знай

20

1

Тенишево в далеком прошлом

Беседа. Видео экскурсия

2

2

Воины-интернационалисты.

Встречи.

2

3

Подвиги односельчан в годы Великой Отечественной войны

Беседа. Встречи

2

4

Символика России

Беседа. КВН

2

5

Кто в государстве самый главный?

Беседа.Ролевая игра

2

6

Я - гражданин

Рисунки. КВН

2

7

Поселок мой - частица большой Родины.

Беседа. Рисунки. Проектная работа

2

8

Праздники русского и татарского народа

Праздник.

4

9

Тенишево - гордость каждого жителя.

Экскурсия. Презентация работ

2

4 класс



I. Семья вся вместе - и душа на месте

16

1

История одной фотографии

Сочинение. Беседа

2

2

Рукотворный мир

Выставка поделок

2

3

Моя семья. Семейные традиции

Практическая деятельность


2

4

Вклад моей семьи в историю страны

Поисковое задание

Проектная работа

2

5

Семейный бюджет

Практикум.

2

6

Права и обязанности родителей и детей

Беседа

Круглый стол

2

7

Папа, мама, я - дружная семья

Спортивный праздник

2

8

Поздравление с Днем Семьи

Поздравительная открытка

Концерт

2


II. Школа - мой второй дом

16

1

Юбилейная дата.

Беседа. КТД

2

2

Умники и умницы

Интеллектуальная игра

2

3

Бюджет школы

Практикум.

2

4

Школьный музей

Экскурсия в школьный музей

2

5

Мой любимый предмет в школе

Конкурс рисунков

Конкурс сочинений

2

6

История школы. Знаменитые люди - выпускники нашей школы.

Создание альбома

2

7

Прощание с начальной школой

Праздник.

2

8

Подарок школе

КДТ. Поздравительный альбом

2


III.Родной поселок - Тенишево

16

1

Моя малая родина

Сочинение. Беседа

2

2

Душа поэта.

Встречи.

2

3

Знакомство с духовной жизнью поселка

Встречи

2

4

Герои - земляки Великой Отечественной войны

Поисковое задание.

Проектная работа

2

5

Экскурсия по историческим местам поселка.

Экскурсия.

2

6

Изучение старинных предметов сельского быта.

Сбор материала для школьного музея

2

7

Наш народ - народ гостеприимный.

Оформление уголка

2

8

Моё село в будущем

Защита проекта

2


IV. Родной свой край люби и знай

20

1

Первобытный мир - начало истории человечества

Беседа. Презентации

2

2

Народы - проживавшие в нашем поселке

Беседа. Презентации

2

3

Люди - живущие в поселке и их предки.

Беседа. Презентации

Встречи с семейными династиями

2

4

Наш край в годы Великой Отечественной войны

Поисковое задание

2

5

На пути духовного возрождения.

Экскурсия в церковь.

Экскурсия в мечеть

2

6, 7

Знакомство с творчеством наших односельчан.

Чтение произведений.

Экскурсия в музей Туфана Минуллина

2

8

Трудовые достижения и замечательные люди.

Поисковое задание

2

9

Что человечество ценит больше всего.

Беседа. Сочинения

2

10

Ярмарки - далекое прошлое нашего края

Встречи со старожилами.

2

IV. Реализация программы.

Проведение тематических мероприятий по основным направлениям.

Проведение «круглого стола» с родителями и учениками по проблемам нравственного воспитания.

Проведение конкурсов рисунков, плакатов, сочинений, презентаций.

Посещение семей на дому.

Посещение школьного музея.

V. Ожидаемые результаты:

Формирование гражданской позиции, нравственных основ личности, понимание прав и свобод личности;

Повышение уровня духовной культуры

Возрождение патриотического воспитания.

Список использованной литературы:

1. Данилов Д.Д. , Белицкая Г.Э. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 4 класса.- М.: Баласс, 2003.

2. Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И. Учебник «Мое отечество» (3 класс) - новый подход к преподаванию истории и обществознания в начальной школе. Начальная школа: плюс - минус. - 1999.- №1

3. Пантелеева Т.А., Останина Е.А. Родной свой край люби и знай:

Интернет.

4. И. С. Артюхов. Настольная книга классного руководителя. - Москва, Эксмо, 2008 год.

5. Д. В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов - М.: Просвещение, 3010 год;

6. Е. И. Пудовина. Государственные праздники Российской Федерации. М. АЙРИС-ПРЕСС, 2005 год;

7. И. И. Варакина, С. В. Парецкова. Календарь знаменательных дат: классные часы на патриотические темы. Волгоград, Учитель 2007 год.

8. Н. В. Чудакова, А. В. Громов. Детская энциклопедия «Я познаю мир». Москва: АСТ, 2001 год.

9. С. Н. Сыров. Страницы истории. Москва, Русский язык, 1987 год.


© 2010-2022