- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию «Мы - дети России»
Рабочая программа по внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию «Мы - дети России»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мошкова А.В. |
Дата | 04.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Воспитание патриота страны - одно из главных условий национального возрождения.
Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе "Об образовании" Российской Федерации.
Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.
Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.
В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «Мы- дети России». В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, поселку, краю и любящий их.
Программа "Мы- дети России" долгосрочная - с 1-го по 4-й класс.
Главное в программе - системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 4 блока ( «Семья вся вместе - и душа на месте», «Школа - мой второй дом», «Казань - город родной», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины.
1. Цель работы по патриотическому воспитанию:
формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
сохранение истории нашего края для будущих поколений;
воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
Для достижения цели должны решаться следующие задачи:
2. Задачи работы по патриотическому воспитанию:
сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях республики Татарстан.
сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.
организовать экскурсии по историческим местам Камско - Устьинского района, Татарстана.
сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.
вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;
3. Исполнители программы:
Учащиеся, родители и руководитель кружка.
II. Актуальность программы.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания, сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей гимназии. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитывать патриотические чувства следует через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Направления работы:
Информационно-просветительская работа - пропаганда патриотического воспитания, наглядная агитация.
Научно-методическая работа - разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их внедрение в учебный процесс.
Профилактическая работа - предупреждение и своевременное выявление отклонений в поведении обучающихся.
Диагностическая работа - комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня воспитанности обучающихся.
Принципы, положенные в основу программы.
При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся, руководствуемся в своей деятельности следующими принципами:
Последовательности, гуманизации, интеграции, системности.
Сроки реализации программы.
Срок реализации программы - 4 года. Каждое мероприятие рассчитано на 35 минут и проводится 2 раза в неделю.
В содержание данной программы включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной деятельности.
Содержание программы.
Программа « Мы- дети России» включает в себя четыре блока:
Семья вся вместе - и душа на месте
Школа - мой второй дом
Родной поселок Тенишево
Родной свой край люби и знай
1 блок. «Семья вся вместе - и душа на месте».
Задачи:
воспитывать в детях уважение и любовь к семье;
формировать чувства ответственности перед будущей семьей.
Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.
2 блок. «Школа - мой второй дом».
Задачи:
формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;
воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний.
Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений "ученик - учитель", "ученик-ученик", выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
3 блок. «Родной поселок Тенишево»
Задачи:
Форми ровать представления о специфике поселка, об истории поселка;
приобщать детей к насущным заботам жителей поселка, к участию в различных общественных инициативах;
воспитывать любовь к своему поселку, уважение к его истории и жителям.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному поселку, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему Тенишева.
4 блок. «Родной свой край люби и знай»
Задачи:
формировать представления об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях края;
воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народа.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.
Программа состоит из четырех ступеней:
1 ступень - 1 класс (66 часов);
2 ступень - 2 класс (68 часов);
3 ступень - 3 класс (68 часов);
4 ступень - 4 класс (68часов).
Мероприятия по реализации воспитательной программы
№
Название темы
Форма проведения
Кол-во
Час
Дата
проведения
1 класс
план
факт
I. Семья вся вместе - и душа на месте
13
1
Мои родные
Беседа. КТД
3
2
Имя твое
поисковое задание.
1
3
Поздравление мам с Днем Матери
КДТ
1
4
Мое имя и фамилия
в летописи семьи.
3
5
Ты - родитель
Игра.
1
6
Игры бабушек, дедушек
Практикум.
1
7
Мои обязанности в семье
Беседа.
1
8
Поздравление пап с Днем защитника Отечества
Праздник.
1
9
Поздравление мам и бабушек с Женским праздником 8 Марта
Открытка.
1
II. Школа - мой второй дом
15
1
Здравствуй, школа!
Праздник.
1
2
Школьные кабинеты
Экскурсия. Рисунки
2
3
Адрес школы. Дорога в школу
Составление маршрута. Экскурсия.
3
4
Мой сосед по парте
Игра.
1
5
Посвящение в первоклассники
Праздник.
1
6
Традиции школы
Беседа.
2
7
Школьная библиотека. Посвящение в читатели
экскурсия, конкурсы
1
8
Наши права и обязанности
Игра.
3
9
До свидания, первый класс!
Праздник.
1
III. Родной поселок Тенишево
18
1
Мой двор. Игры во дворе.
Рисунки. Игры
2
2
История названия нашего поселка
Легенды.
2
3
Улицы. Значение названия.
Беседа. Экскурсия
2
4
Прогулка-экскурсия по поселку
Экскурсия.
1
5
Удивительный наряд села.
Рисунки
2
6
Водоёмы.
Беседа.
3
7
Природа родного края.
Экскурсия.
1
8
Посещение районного музея. Посещение школьного музея
Экскурсия.
2
9
Занятия жителей поселка.
Беседа. Экскурсия. Рисунки. Проектная работа
3
IV. Родной свой край люби и знай
20
1
«Малая Родина». Географическое положение.
Беседа.
2
2
Тенишево- сердцу милый уголок.
Видео экскурсия. Проектная работа
2
3
Из бабушкиного сундука
Рисунки. Поделки
2
4
Кто нас окружает. Растительный и животный мир.
Беседа. Видео экскурсия. Проектная работа. Рисунки. Устный журнал
4
5
Красота родной природы
Экскурсия. Конкурсы. Рисунки. Поделки
4
6
Детский праздник Сабантуй.
Игры, конкурсы.
1
7
Достопримечательности нашего района
Видео экскурсия. Беседа. Экскурсия в музей Туфана Минуллина.
2
8
Спортивный комплекс
« Акчарлак»
Поездка в спортивный комплекс, экскурсия.
Рисунки
1
9
Дружба поколений.
Беседа. Встреча с ветеранами.
2
2 класс
I. Семья вся вместе - и душа на месте
16
1
Мой дом - моя крепость
Игра. Конкурс герба семьи
2
2
Досуг в моей семье
беседа, рисунки
2
3
Профессия моего отца
КДТ Беседа
2
4
Профессия моей мамы
Беседа.КТД
2
5
Распределение обязанностей в семье
Практикум. Ролевые игры
2
6
Песни родителей, бабушек
Прослушивание. Разучивание. Экскурсия в СДК- встреча с ансамблем « Рябинушка»
2
7
Фамилия, имена, отчества членов семьи
Поисковое задание. Проектная работа
2
8
Папа, мама, я - читающая семья
КДТ.
2
II. Школа - мой второй дом
16
1
Правила поведения учащихся на уроках и переменах
Беседа. Инсценирование сценок.
2
2
Распределение обязанностей в классном коллективе
Беседа. Ролевые игры
2
3
Мои любимые книги
Проектная работа, Выставка книг. Экскурсия в поселковую и районную библиотеку.
3
4
Береги учебник
Акция. КДТ
2
5
Бережное отношение к школьному имуществу
Беседа.
1
6
Я - директор школы
Ролевая игра
2
7
Школа будущего
Конкурс рисунков. Проектная работа. Презентация работ
2
8
Дом, в котором мы живем
Озеленение школы
2
III Родной поселок Тенишево
20
1
Память о прошлом.
Беседа.
2
2
О чём говорят названия улиц
поисковое задание
2
3
Посещение кинотеатра, сельской библиотеки.
Культпоход.
2
4
Альбом «Знай и люби свой поселок»
рисунки, сочинения, мини-доклады
2
5
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны
встреча, беседа
2
6
Исторические памятники.
Экскурсия. Проектная работа
2
7
Основные достопримечательности поселка: памятники, музеи.
Экскурсия. Проектная работа
2
8
Профессии людей, живущих в повелке.
Беседа. Экскурсии. Встречи с людьми разных профессий. КВН
« Радуга профессий». Проектная работа
4
IV. Родной свой край люби и знай
16
1
История образования поселка.
беседа, рисунки
1
2
Некоторые годы из жизни поселка.
Беседа.
1
3
Старожил - источник о прошлом села.
Встречи.
4
4
Национальная кухня
конкурс блюд
2
5
Богатства родного края.
Рисунки.
2
6
Особые места поселка Тенишево
Беседа. Экскурсии. Проектная работа
2
7
Игры нашего народа
Практикум.
2
8
Семейные традиционные праздники.
Беседа. Проектная работа « Праздники моей семьи»
2
3 класс
I. Семья вся вместе - и душа на месте
16
1
Моя семья
Сочинение. Рисунки
2
2
У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки
Беседа.
Выставка семейных поделок
2
3
Традиции моей семьи
Конкурс рисунков. Проектная работа
2
4
Моя родословная
Составление родословной
2
5
У семейного очага
Семейная игра
2
6
Великая Отечественная война в истории моей семьи
Поисковое задание. Проектная работа
2
7
Подвижные семейные игры
Практикум
2
8
Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека
Беседа
открытки, праздник
2
II. Школа - мой второй дом
16
1
Моя школа - мой дом
Беседа. Конкурс рисунков
2
2
Я работаю в библиотеке
Беседа. Ролевая игра
2
3
Поздравление учителей с Днем учителя
Открытка. Концерт
2
4
Что растет на территории школы
Тесты.
2
5
Все о школе
Викторина.
2
6
Школьный музей
Экскурсия. Беседа.
2
7
Акция «Хорошее время читать»»
Читательский дневник. Конкурс чтецов
2
8
Трудовой десант
Озеленение школы
2
III.Родной поселок Тенишево
16
1
Исторические места поселка.
Экскурсия. Проектная работа
2
2
Возраст моего поселка.
Поисковая работа. Проектная работа
2
3
Основные занятия жителей поселка.
Экскурсия. Рисунки. Беседа
2
4
Великая Отечественная война в истории моего села
Беседа. Проектная работа
2
5
Посещение музея.
Экскурсия в музей
2
6
Знаменитые земляки
Поисковое задание
2
7
Встреча с известными земляками
Беседа.
2
8
Знай, люби и гордись своим поселком
Практикум. Конкурс стихов о поселке
2
IV. Родной свой край люби и знай
20
1
Тенишево в далеком прошлом
Беседа. Видео экскурсия
2
2
Воины-интернационалисты.
Встречи.
2
3
Подвиги односельчан в годы Великой Отечественной войны
Беседа. Встречи
2
4
Символика России
Беседа. КВН
2
5
Кто в государстве самый главный?
Беседа.Ролевая игра
2
6
Я - гражданин
Рисунки. КВН
2
7
Поселок мой - частица большой Родины.
Беседа. Рисунки. Проектная работа
2
8
Праздники русского и татарского народа
Праздник.
4
9
Тенишево - гордость каждого жителя.
Экскурсия. Презентация работ
2
4 класс
I. Семья вся вместе - и душа на месте
16
1
История одной фотографии
Сочинение. Беседа
2
2
Рукотворный мир
Выставка поделок
2
3
Моя семья. Семейные традиции
Практическая деятельность
2
4
Вклад моей семьи в историю страны
Поисковое задание
Проектная работа
2
5
Семейный бюджет
Практикум.
2
6
Права и обязанности родителей и детей
Беседа
Круглый стол
2
7
Папа, мама, я - дружная семья
Спортивный праздник
2
8
Поздравление с Днем Семьи
Поздравительная открытка
Концерт
2
II. Школа - мой второй дом
16
1
Юбилейная дата.
Беседа. КТД
2
2
Умники и умницы
Интеллектуальная игра
2
3
Бюджет школы
Практикум.
2
4
Школьный музей
Экскурсия в школьный музей
2
5
Мой любимый предмет в школе
Конкурс рисунков
Конкурс сочинений
2
6
История школы. Знаменитые люди - выпускники нашей школы.
Создание альбома
2
7
Прощание с начальной школой
Праздник.
2
8
Подарок школе
КДТ. Поздравительный альбом
2
III.Родной поселок - Тенишево
16
1
Моя малая родина
Сочинение. Беседа
2
2
Душа поэта.
Встречи.
2
3
Знакомство с духовной жизнью поселка
Встречи
2
4
Герои - земляки Великой Отечественной войны
Поисковое задание.
Проектная работа
2
5
Экскурсия по историческим местам поселка.
Экскурсия.
2
6
Изучение старинных предметов сельского быта.
Сбор материала для школьного музея
2
7
Наш народ - народ гостеприимный.
Оформление уголка
2
8
Моё село в будущем
Защита проекта
2
IV. Родной свой край люби и знай
20
1
Первобытный мир - начало истории человечества
Беседа. Презентации
2
2
Народы - проживавшие в нашем поселке
Беседа. Презентации
2
3
Люди - живущие в поселке и их предки.
Беседа. Презентации
Встречи с семейными династиями
2
4
Наш край в годы Великой Отечественной войны
Поисковое задание
2
5
На пути духовного возрождения.
Экскурсия в церковь.
Экскурсия в мечеть
2
6, 7
Знакомство с творчеством наших односельчан.
Чтение произведений.
Экскурсия в музей Туфана Минуллина
2
8
Трудовые достижения и замечательные люди.
Поисковое задание
2
9
Что человечество ценит больше всего.
Беседа. Сочинения
2
10
Ярмарки - далекое прошлое нашего края
Встречи со старожилами.
2
IV. Реализация программы.
Проведение тематических мероприятий по основным направлениям.
Проведение «круглого стола» с родителями и учениками по проблемам нравственного воспитания.
Проведение конкурсов рисунков, плакатов, сочинений, презентаций.
Посещение семей на дому.
Посещение школьного музея.
V. Ожидаемые результаты:
Формирование гражданской позиции, нравственных основ личности, понимание прав и свобод личности;
Повышение уровня духовной культуры
Возрождение патриотического воспитания.
Список использованной литературы:
1. Данилов Д.Д. , Белицкая Г.Э. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 4 класса.- М.: Баласс, 2003.
2. Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И. Учебник «Мое отечество» (3 класс) - новый подход к преподаванию истории и обществознания в начальной школе. Начальная школа: плюс - минус. - 1999.- №1
3. Пантелеева Т.А., Останина Е.А. Родной свой край люби и знай:
Интернет.
4. И. С. Артюхов. Настольная книга классного руководителя. - Москва, Эксмо, 2008 год.
5. Д. В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов - М.: Просвещение, 3010 год;
6. Е. И. Пудовина. Государственные праздники Российской Федерации. М. АЙРИС-ПРЕСС, 2005 год;
7. И. И. Варакина, С. В. Парецкова. Календарь знаменательных дат: классные часы на патриотические темы. Волгоград, Учитель 2007 год.
8. Н. В. Чудакова, А. В. Громов. Детская энциклопедия «Я познаю мир». Москва: АСТ, 2001 год.
9. С. Н. Сыров. Страницы истории. Москва, Русский язык, 1987 год.