Конспект урока по русскому языку на тему: «Обозначение на письме твёрдых и мягких согласных»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ОГБОУ СПО Ульяновский педагогический колледж №4







Конспект

урока по русскому языку

тема: «Обозначение на письме твёрдых и мягких согласных»

проведенного в 1 «В» классе

МБОУ «Гимназия №65 имени Н. Сафронова» г. Ульяновска

студенткой 103 группы

Леонтьевой Любовью Вадимовной

Специальность 050146

Преподавание в начальных классах







Учитель________________(Красняк Р. В.)

Руководитель_____________ (Трофимова М. А.)






Ульяновск,2015 Класс: 1 «В» Тема урока: Обозначение на письме твёрдых и мягких согласных. Цель: обозначение на письме твёрдых и мягких согласных звуков. Задачи:

  • Образовательные задачи:
-формирование умения определять функцию гласных звуков: обозначение твёрдости и мягкости согласных перед ними; -формирование умений проводить звуковой анализ слова, определять слова с равным и разным количеством букв и звуков.
  • Воспитательные задачи:
-осознание разницы в обозначении твёрдых и мягких согласных звуков.
  • Развивающие задачи:
-развитие фонематического слуха; -развитие речи (развернутые ответы). Оборудование: доска, мел, учебник, рабочая тетрадь.

Литература:

  1. Русский язык: учебник 1 кл./Н. А. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2011. - 52, 53с.

  2. Русский язык: поурочное планирование 1 кл./Л. М. Бочарникова. - М.: Академкнига/Учебник, 2012. - 57-59с.

  3. Русский язык: тетрадь для самостоятельной работы 1 кл./Е. Р. Гольфман. - М.: Академкнига/Учебник, 2014. - 31с.


Структура урока Вводная часть:

  1. Организационный момент;
  2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся;
  3. Постановка учебной задачи.

Основная часть:

  1. Обобщение и систематизация знаний;

  2. Физминутка;

  3. Упражнение в различении согласных в словах. Работа в парах.

  4. Гимнастика для глаз.

Заключительная часть:

- подведение итогов;

- рефлексия.

Ход урока.

Вводная часть.

1) Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Давайте проведём с вами разминку «Солнышко».

- Ребята, солнышко к нам заглянуло. Солнышко круглое. Руки в стороны, руки вперёд перевели, изобразили руками круг, похожий на солнышко. Вновь руки в стороны, и вновь делаем круг, похожий на солнышко. А теперь улыбнулись друг другу и тихо сели за парту.

- Тема нашего сегодняшнего урока: «Обозначение на письме твёрдых и мягких согласных».

Сегодня на уроке мы с вами поупражняемся на твёрдые и мягкие согласные звуки.

2) Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Города Звуков Тимом и Томом. Вслушайтесь в их имена: Тим и Том.

- Произнесите каждое имя. Что заметили?

- Какими звуками различаются?

- Одинаковые или разные звуки в этих именах?

- Назовите первые в имени Том.

- А первый звук в имени Тим.

(первые звуки разные: -т и -ть).

- Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том, хоть и братья совсем не похожи друг на друга.

- Давайте вместе скажем т.

- Какой он?

(Твёрдый)

- Скажем звук Т. Какой он?

(мягкий).

3) Постановка учебной задачи.

- Так как же называются согласные, которые любит Том?

(Твёрдые)

- Как называются согласные, которые любит Тим?

(Мягкие)

-Вы догадались, кто из них Том, а кто - Тим?

(по цвету костюма)

- Так над какой темой урока мы будем работать?

(Твёрдые и мягкие согласные)

- Чем же мы будем заниматься на уроке?

(Учиться различать твёрдые и мягкие согласные).

Основная часть.

1) Обобщение и систематизация знаний.

- Тим и Том любят играть вместе. Вчера они очень хорошо поиграли гласными буквами. А сегодня не могут разобраться, какие гласные Тима, а какие Тома и поэтому сердятся друг на друга.

- А мы с вами можем помочь нашим братьям?

-Давайте поможем Тиму и Тому распределить гласные между ними.

на - ня

во - вё

ру - рю

тэ - те

мы - ми

- Как произносится согласный звук в первом столбике - твёрдо или мягко? Какие это согласные?

(твёрдые)

- Как произносится согласный звук во втором столбике? Какие это согласные?

(мягкие)

- Какие гласные обозначают твёрдость предыдущего согласного?

(А, О, У, Э, Ы)

- Какие гласные обозначают мягкость согласного?

(Я, Ё, Ю, Е, И)

- Посмотрите на стенд: верхний ряд гласных обозначает твёрдость согласного перед ними, а нижний ряд - мягкость согласного перед ними.

- Открываем маленькие рабочие тетрадки, вниз отступаем 2 строчи и записываем число, классная работа.

15 апреля.

Классная работа.

- Теперь с новой строчки, с красной строки, с заглавной буквы -записываем небольшой словарный диктант: карман, пальто, дежурный, телевизор, Москва, пенал. (учащиеся записывают слова).

- Положили ручки, взяли карандаши указываем безударные и ударные позиции и подчёркиваем опасные места в словах.

- Сейчас я вам прочитаю ещё раз слова, а вы внимательно послушайте их: карман, пальто, дежурный, телевизор, Москва, пенал.

- Всё закончили. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы, отгадав её, должны будете сделать звуко - буквенный анализ этого слова.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора. (ЗАЯЦ)

- Теперь давайте проанализируем это слово, я буду писать на доске, а вы у себя в тетрадях.

Для начала сделаем транскрипцию этого слова:

За/яц-(з а й' а ц)-2 сл., 4 б., 5 зв., 2 гл., 3 согл.

- Теперь открываем учебник на странице 52.

- Давайте выполним с вами задание под номером 1. Здесь даны слова, наша задача указать твёрдость и мягкость букв. Я буду писать эти слова на доске, а вы списываете их к себе в тетрадь. Не забываем наверху указывать твёрдость и мягкость согласных звуков.

Пар (п), пять (п'); мозг (м), мёд (м'); луч (л), ключ (к'); мэр (м), метр (м'); мыл (м), мир (м').

2) Физминутка.

Если названные мною слова надо писать с большой буквы - поднимайте руки вверх, если с маленькой - приседайте: Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок. Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

- Теперь открываем печатную тетрадь на странице 31 и кладем её наверх, находим упражнение 4. Читаем задание самостоятельно.

- Давайте прочитаем задание в слух.

- Сейчас я вам прочитаю задание.

Выпиши те слова, в которых буквы гласных указывают на мягкость стоящих перед ними согласных. (рис, тюк, мел, лис, кит, вил, лён, бил).

- Давайте разберём задание сначала устно.

- Записываем слова, в которых буквы гласных указывают на мягкость.

- Будем выходить к доске и работать в тетрадях.

3) Упражнение в различении согласных в словах. Работа в парах.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Превращение».

Вам надо изменить слово так, чтобы первый согласный звук стал твёрдым (если он мягкий) или мягким (если он твёрдый). То есть одно слово Тома, другое - Тима. (устно)

рад - ряд

мал - мял

лук - люк

был - бил

ров - рёв

-Прочитайте, что у нас получилось, чем отличаются слова?

Дети сравнивают написание и значение слов.

Вывод: Слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.

4) Гимнастика для глаз.

1. Несколько раз посмотрите вверх, вниз, вверх, вниз.

2. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.

Заключительная часть.

- Откладываем тетради и переходим к учебнику упражнение 23.

- Читаем задание.

- Теперь я вам его прочитаю: читай название каждого животного. Чётко произноси каждый звук отдельно.

-Читаем эти слова по цепочке.

- Посмотрите на подчёркнутые слова.

- В слове гусь- сь обозначает сколько звуков? (устный разбор подчёркнутых слов).

- Давайте спишем к себе в тетрадь эти слова в столбик и сделаем их транскрипцию.

- Кто пойдёт к доске запишет первое слово? Все остальные работают в тетрадях.

гусь- (г у с')

енот- (й'э н о т)

ёж- (й'о ш)

конь- (к о н')

лось- (л о с')

мышь- (м ы ш')

ястреб- (й'а с т р' э п)

Подведение итогов, рефлексия.

- Итак, ребята, чем же мы сегодня занимались на уроке?

Ожидаемый ответ: «Сегодня на уроке мы повторяли словарные слова, занимались повторением гласных звуков, показывающих мягкость и твёрдость перед ними согласного.

- Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твёрдые и мягкие согласные». Молодцы! Урок окончен.

© 2010-2022