Технологическая карта по окружающему миру на тему Тела и вещества (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по окружающему миру

УМК «Перспектива»

Учитель: Теплышова Валентина Константиновна

Класс: 3 В

Тип урока: освоение нового знания

Раздел

Мир как дом

Тема

Тела и вещества

Цели Сформировать представление о телах и веществах. Ввести правило экономного расходования воды. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Термины и понятия Азот, вещество, вода, газ, газообразное состояние, жидкость, жидкое состояние, кислород, смесь веществ, твердое состояние, твердое тело.

Планируемые результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения Проявлять: - интерес к изучению темы; - позитивное отношение к экономному расходованию воды; - осознание собственных достижений при освоении темы.


Познавательные умения: - раскрывать значение понятий и использовать в активном словаре; - различать природные объекты и обосновывать их использование; - определять состояние воды и обосновывать свое мнение; - различать твердые, жидкие газообразные состояния тел и обосновывать свое мнение; Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога; - согласовывать позиции с партнером и находить общее решение; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. - выделять объекты живой и неживой природы; - выделять твердые, жидкие и газообразные тела; - выполнять опыт по преобразованию веществ в тела;

- характеризовать понятия «тела», « вещества»;

- классифицировать тела, вещества, приводить примеры;

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы Литературное чтение Раздел «Картины родной природы» Русский язык Тема - «Синонимы». Математика Раздел «Нумерация» Информатика Раздел «Информационные системы» Технология Тема - «Человек и земля» учебник часть1, рабочая тетрадь часть 1, электронное приложение (презентация по теме урока), викторина «Тела и вещества» на сервисе Learningapps, жидкое мыло, бутылочка воды, несколько баночек, несколько соломинок для коктейлей, мука, соль, несколько одноразовых тарелочек, глина, стека, мягкий парафин, вата.
Фронтальная; индивидуальная, парная, групповая

Технология изучения

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников


Планируемые результаты

1.

Организацион

ный момент

Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки, настроя на урок

- Урок интересен тогда, когда каждый является его активным участником, поэтому для меня очень дорого ваше внимание и активность. Я попрошу хлопнуть в ладоши тех, кто будет внимательным, активным участником урока. Спасибо, садитесь.



Личностные:

-формирование положительной учебной мотивации, эмоциональной отзывчивости;

-умение организовать рабочее место

2.Введение в тему, постановка учебной проблемы

Организует формулировку темы детьми, постановку цели урока.

Назови предметы общим словом - понятием:

1) Стол, табуретка, шкаф, комод (это мебель)

2) Ложки, чайник, нож, кастрюля (это посуда)

3) Стакан, банка, графин, тарелка (ёмкости для жидкости)

- Что объединяет эти три группы предметов? (Это предметы, которые сделаны руками человека или вещи, тела)

- Из чего человек делает вещи? (Из разных материалов)

- Откуда человек берет материалы для изготовления предметов? (Это природные материалы)

- Сделайте вывод на основании ваших высказываний. (Все предметы из чего-то сделаны)

- Как с точки зрения науки мы называем предметы? А материалы, из которых они сделаны?

- Давайте попробуем на основании проведённой работы сформулировать тему урока. (Тела и вещества)

- Какие цели мы поставим на урок?

Высказывания учащихся




Высказывания учащихся

Выводы учащихся

Формулирование темы и целей урока

Регулятивные:

-организация аналитической работы;

Познавательные:

-понимают познавательную задачу;

-умение строить монологические высказывания;

-участие в учебном диалоге.

Личностные

-проявляют способность к оценке своих знаний, умений, действий;

-осознание своих возможностей и трудностей в учении, стремятся к их преодолению

Познавательные:

-установление причинно-следственных связей;

-структурирование знаний

Коммуникативные:

-формулирование собственных мыслей;

-высказывают свою собственную точку зрения

3.

Актуализация знаний

Напомните мне, пожалуйста, что такое тела?

- Все тела мы делили на две группы.

- Тела, созданные природой тоже можно разделить на 2 группы?

Что относится к живой природе, а что к неживой?

(задание на карточках).

-Отгадайте загадки. Запишите в таблицу слова - отгадки.

  1. Длиннохвостая лошадка
    Привезла нам каши сладкой.
    Ждет лошадка у ворот -
    Открывай пошире рот. (Ложка)

  2. Это что за аппарат?

Говорить с тобой он рад…

Ты по улице идёшь

И беседу с ним ведёшь. (телефон)


  1. У них есть крылья, голова,
    Две лапки, клюв и перья.
    Все появляются с яйца.
    Слышны их песенки с деревьев. (птицы)


  1. Если пуст, то я прозрачный,
    Но бывает все иначе,
    Я с напитками другой -
    Замечательный цветной.
    (Стакан)

  2. Планета голубая,
    Любимая, родная,
    Она твоя, она моя,
    А называется...(Земля)

  3. Не хожу и не летаю,
    А попробуй догони!
    Я бываю золотая.
    Ну-ка, в сказку загляни!(рыба)

  4. Что за чудо, что за ящик?
    Сам - певец и сам - рассказчик,
    И к тому же заодно
    Демонстрирует кино. (телевизор)

  5. К подарку прилагаются,

В букеты собираются,

И пахнут словно, как духи,

Кто отгадал, скорей пиши! (цветок)


Сверка с эталоном (видеозапись с перечислением правильных ответов).

Оцените свою работу. Если вы ей довольны - зеленый смайлик, если есть несколько ошибок, желтый, недовольны - красный.

Кто как себя оценил? Поднимаем руки

Мы говорили, что все тела состоят из материалов. Как их по-научному мы их называем? Вещества.

На какие 3 группы на прошлом уроке их разделили?

Твердые, жидкие, газообразные.

Примеры.

Как вы думаете, могут ли из одного вещества состоять несколько тел? Приведите пример, какие тела, сделанные из древесины, в классе вас окружают?

А одинаковые тела из разных веществ?

Откройте в рабочей тетради с.37 №4. Попробуйте отгадать различные вещества, вписать их в клеточки. Если у вас возникнут затруднения, где мы будем искать необходимую информацию? - в учебнике на стр.52-53.

Поменяйтесь тетрадями с соседом и выполните взаимооценивание.

Запись в кластер:

Технологическая карта по окружающему миру на тему Тела и вещества (3 класс)

Живая и неживая природа


Выполняют задание на раздаточных карточках




Сверяют результат выполнения задания с эталоном

Запись в кластер

Технологическая карта по окружающему миру на тему Тела и вещества (3 класс)

Высказывания учащихся

Индивидуальное выполнение задания в рабочей тетради

Взаимооценивание

Познавательные:

-установление причинно-следственных связей;

-использование приобретённых знаний;

-формулирование выводов на основе полученной информации

Коммуникативные:

-использование речевых средств в соответствии с учебной задачей;

-проведение взаимопроверки учебного задания

Регулятивные:

-планирование выполнения учебного задания

-выполнять учебные действия в соответствии с целью;

-контроль и коррекция выполненного задания

-оценивание результата действий

4. Физминутка

Если я называю твердое вещество - поднять руки вверх, жидкое - хлопнуть, газообразное - присесть.

Вода, азот, кислород, мрамор, соль, сахар, природный газ, ртуть, песок, глина, вода, пластмасса

Выполнение движений

Личностные:

-снятие утомляемости;

-поддержание эмоционального настроя

Познавательные:

-использование приобретённых знаний

5. Этап усвоения и осмысления новых знаний на основе решения проблемной ситуации.

Как вы думаете, легко ли отличить тело от вещества?

Сейчас мы это проверим.

На столах у вас лежат макбуки. Откройте их.

В данном задании распределите тела в левый столбик, вещества в правый столбик. После выполнения задания, проверьте себя, а затем нажмите на клавишу - Перепроверить решение.
Если слова подсвечиваются зеленой рамкой - задание выполнено верно, красной - вы совершили ошибку.

Кто выполнил все верно? Кто ошибся? В чем?

Довольно трудно бывает разобраться, тело перед нами или все-таки вещество. Ребята, рассмотрите внимательно то, что стоит у вас на столах.
После каждого ответа учитель обращается к группе с вопросом. Например: «А вода, мука, соль - это тела или вещества?» (Вещества или смеси веществ). Мы помним, что в природе очень мало чистых веществ, чаще всего - это смеси веществ. Поэтому сегодня, можно сказать, что мы будем работать не только с веществами, но и со смесями веществ. - Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять? (Мы будем из веществ создавать тела). - А для чего мы будем это делать? (Чтобы закрепить теоретические знания практическими умениями). - А как называются тела, которые создает человек? (Искусственные тела). - Правильно. Сегодня мы будем создавать искусственные тела. Обратите внимание на то, что у каждой группы свой набор веществ, а значит и тела получатся разными. Также, один участник команды должен представить вашу работу по предложенному плану. (Слайд 3). На работу я вам даю 5 минут. Но прежде, чем мы приступим к практическому заданию, давайте повторим правила работы в группе. (Учащиеся вспоминают правила). - Итак, приступайте к работе! После того, как все готовы, один из участников команды представляет работу, рассказывая, что за тело у них получилось и из каких веществ оно состоит.

- Вы все молодцы! Каждая команда справилась с поставленной задачей.

- Ребята, практически ежедневно мы сталкиваемся с тем, что создаем из веществ искусственные тела или смеси веществ, но никогда об этом не задумываемся, не предаем этому значения. Сегодня на уроке мы с вами создавали искусственные тела. Скажите, а дома, кто чаще всего создает для нас тела или смеси веществ? (Мама). Интересно, а задумываются ли наши мамы об этом? Поинтересуйтесь у них

Делают предположения

Парная работа. Выполнение интерактивной викторины

Групповая работа Все присутствующие поделены на четыре группы. У каждой группы свой набор веществ или смесей веществ: 1 группа: жидкое мыло, бутылочка воды, несколько баночек, несколько соломинок для коктейлей. 2 группа: мука, соль, бутылочка воды, несколько одноразовых тарелочек. 3 группа: глина, тарелка с водой, стека. 4 группа: мягкий парафин, вата. Также у каждой группы на столах лежат наборы влажных салфеток и клеенчатые скатерти.

Представление своей работы

Познавательные:

-установление причинно-следственных связей;

-использование приобретённых знаний;

-формулирование выводов на основе полученной информации

Коммуникативные:

-использование речевых средств в соответствии с учебной задачей;

-проведение взаимопроверки учебного задания

Регулятивные:

-планирование выполнения учебного задания

-выполнять учебные действия в соответствии с целью;

-контроль и коррекция выполненного задания

-оценивание результата действий

Познавательные:

-определять, какие тела получатся из предоставленных веществ

-выполнять опыт по инструкции

-фиксировать результаты в тетрадь

6. Подведение итога урока. Рефлексия. -Что нового и интересного вы узнали на уроке? -Какое открытие для себя сделали? -Что еще хотели бы узнать?

Синквейн

Тело

Естессвенное, искусственное

Состоит, окружает, используют

Состоит из вещества

Предмет

Составление синквейна на тему «Тело»

Регулятивные:

-рефлексия, саморегуляция

Личностные:

-проявление учебно-познавательного интереса;

-эмоциональная отзывчивость

Коммуникативные:

-организация учебного сотрудничества

7.

Самооценка собственной деятельности

-Давайте оценим, как вы работали на уроке. Выясним, что получилось.

Сегодня у меня на уроке получилось….

Сегодня у меня возникли сложности…

Кто хочет поделиться с одноклассниками. - Всем спасибо за активность и внимание на уроке!

Высказывания учащихся.

Оценка в индивидуальной диагностической карте

Личностные:

-выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

© 2010-2022