- Преподавателю
- Начальные классы
- Основные направления деятельности образовательного учреждения в классах с детьми с ОВЗ
Основные направления деятельности образовательного учреждения в классах с детьми с ОВЗ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | НАЗАРЕНКО А.В. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Основные направления деятельности образовательного учреждения в классах с детьми с ОВЗ. Психолого-диагностическое изучение детей с ОВЗ:
- диагностика интеллектуального развития (наглядных и словесно-логических форм мышления, внимания, памяти, воображения и т.д.);
- диагностика социальной готовности на различных возрастных этапах развития (отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний);
- изучение эмоционально-волевой готовности (умение подчиняться требованиям учителя, выполнять задания по образцу и словесному указанию педагога, осуществлять контроль путем сопоставления с образцом как эталоном выполнения заданий).
Специальное педагогическое изучение детей с ОВЗ.
- выявление и анализ педагогом класса типичных затруднений в усвоении УУД на основе результатов контрольных срезов и итоговых работ учащихся;
- клинико-педагогическая диагностика учителем-логопедом речевых нарушений школьников;
- изучение учителем-дефектологом причин трудностей в усвоении программного материала, уровня и характера сформированности приемов умственной работы учащихся;
- разработка форм взаимодействия специалистов психолого-медико-педагогического консилиума;
- определение функциональных обязанностей специалистов (психолога,учителя класса,учителя-логопеда);
- оформление итогово-оценочной документации.
Создание благоприятных условий психологического микроклимата
детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.
- анкетирование учителей общеобразовательных классов и администрации школы с целью выявления их отношения к детям с ОВЗ;
- анализ результатов анкетирования родителей детей с ОВЗ с целью выявления оценки-эффективностиобучения их детей;
- динамическое психолого-педагогическое изучение учащихся;
- диагностика ОУУН (общеучебных умений и навыков) учащихся;
- анализ успешности коррекционно-развивающей работы, соответствующей индивидуальной комплексной программе коррекции развития школьников и предельно допустимой нагрузке на учащихся;
- выбор главных направлений в воспитательной работе на основе результатов изучения личности каждого ребенка, семей, особенностей класса в целом;
- включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач и их особая подготовка силами школьного консилиума;
- отслеживание информации об интеграции учащихся на массовые формы обучения и ее анализ.
Работа психолого-педагогического консилиума в рамках общеобразовательной школы. В системе коррекционно-развивающего обучения, особая роль отводится психологическому и специальному педагогическому изучению обучающихся, атакже динамическому наблюдению специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) за продвижением каждого ребенка.Работа консилиума организуется в соответствии с Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме (2000 г).В состав консилиума по приказу директора образовательного учреждения вводится логопед, специальный педагог, практический психолог, медицинский работник школы,учителя классов детей с ОВЗ.
В обязанности специалистов консилиума входит:
- изучение состояния здоровья ребенка (медицинское обследование);
- выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение);
- изучение социальной ситуации развития ребенка, запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни и на начальной ступени обучения (педагогическое изучение).
Итогом изучения ребенка специалистами
консилиума является:
- установление четких целей коррекционно-развивающей работы с ребенком, путей и сроков их достижения;
- выработка адекватного состоянию ребенка общего подхода со стороны всех взрослых;
- выявление качеств личности и особенностей ребенка, на которые можно опереться в коррекционно-развивающей работе;
- анализ хода развития и оценка результатов учебно-педагогической работы, заноситься в дневник индивидуального развития ребенка с ОВЗ.
Психолого-дидактические принципы,
коррекционно-развивающего обучения, детей с ОВЗ:
- введение в содержание обучения разделов, предусматривающих восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложных разделов программы;
- использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка, создающих оптимальные условия для реализации его потенциальных возможностей;
- коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития;
- определение оптимального содержания и отбор учебного материала в соответствии с поставленными задачами.
Среди коррекционно-развивающих задач особо выделяются и имеют методическую обеспеченность следующие:
- развитие познавательной активности детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);
- формирование общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
- нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля, самооценки;
- развитие словаря, устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений детей об окружающей действительности;
- логопедическая коррекция нарушений речи;
- психокоррекцияповедения ребенка;
- социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса
в классах детей с ОВЗ. Учебно-воспитательный процесс организуется по программам для классов КРО. Для отслеживания результатов этой работы ведется психологический контроль эффективности коррекционно-развивающего обучения. С этой целью психолог знакомит учителей классов коррекционно-развивающего обучения с доступными методами диагностики психического развития обучающихся (наблюдения за деятельностью ученика в ходе индивидуальной и фронтальной форм работы и др.). Взаимодействие школьного психологас родителями учащихся При работе с детьми с ОВЗ необходимо проводить анализ особенностей семейного воспитания учащихся, определять типовое состояние семьи, стиль семейного воспитания, выявлять психотравмирующие факторы, находящиеся в сфере психологического контроля. Важное внимание уделяется разработке рекомендаций по оптимизации состояния семьи, включающих:
- ознакомление и согласование с родителями модели коррекционной работы;
- поиск индивидуальных путей адаптации хронически болеющих детей;
- апробацию и оценку эффективности коррекционной работы с семьей.
Основные принципы деятельности психолога при работе с детьми с ОВЗ.
- соблюдение интересов ребенка на всех этапах обследования, а также при выборе индивидуального образовательного маршрута;
- комплексное изучение ребенка как результат индивидуального обследования ребенка каждым специалистом и выработки заключения на основе их междисциплинарного взаимодействия;
- системное изучение ребенка как интеграция в едином обследовании нейропсихологической оценки, психодинамического подхода и элементов психокоррекции;
- целостное изучение состояний ребенка как единства когнитивного и аффективного развития, совокупности всех психических качеств личности, обусловленных мотивационными установками и психофизическими особенностями;
- структурно-динамическое (по Л.С.Выготскому) изучение ребенка как оценка развития с точки зрения возрастной соотнесенности и определенной последовательности развития функций. Учет данного принципа позволяет определить причины возникновения нарушений, оценить структуру дефекта и иерархию проблем развития;
- координированностъкоррекционно-развивающей работы как четкое распределение и согласованность действий специалистов.
СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ строится по следующей схеме:
Пихолого-педагогическая деятельность с родителями
-исследование родительско-детских отношений в рамках психолого-педагогического мониторинга;
-проблемное и тематическое консультирование;
-родительские проблемные семинары;
-акции для родителей и детей по профилактике наркомании:
-ролевые и деловые игры для детей и родителей;
Работа с классными руководителями
- совместные досуги;
-спортивные соревнования в общешкольном празднике «День здоровья»;
занятии по пропаганде ЗОЖ;
-семейные мастер-классы;
-социальные проекты;
-классный час с психологом;
-родительские собрания в тренинговом режиме;
-психологическое консультирование учащихся по профессиональной ориентации;
-занятия с педагогами
Информационно-просветительская деятельность
-родительские лектории;
-родительские собрания;
-лекции и беседы для родителей(по запросу);
-выпуск информационных листов в помощь родителям;
Система работы учителя-логопеда по коррекции речи
у детей с ОВЗ.
Содержание коррекционно-воспитательной работы.
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению.
- Устойчивость произвольного внимания.
- Восприятие (зрительное, слуховое, пространственное) объектов и явлений.
- Анализирующее наблюдение (особенно языковых явлений).
- Способность к запоминанию (с опорой на наглядность, графические схемы).
- Способность к переключению.
- Навыки и приёмы контроля и самоконтроля.
- Познавательной активности.
Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.
- Умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, подчинять свои действия его инструкции и замечаниям.
- Умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.
- Умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи, соответствующей полученной инструкции.
- Умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценку со стороны учителя-логопеда.
- Соблюдение речевого этикета при общении.
Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии.
Уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе, и дальнейшее его обогащение как путём накопления новых слов, относящимся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей активного умения пользоваться различными способами словообразования. Последовательное накопление «гнёзд родственных слов». Уточнение, развитие и совершенствование грамматически правильного оформления речи путём овладения словосочетаниями, связью слов в предложениях, моделями разных синтаксических конструкций. Совершенствование умений и навыков отбора языковых средств, необходимых для построения высказывания в различных речевых ситуациях (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, картинки, творческие письменные работы).
I- этап.
Работа по формированию и развитиюзвуковой стороны речи (фонематического анализа, синтеза, восприятия; произношения).
Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии.
1. Активизация, уточнение и обогащение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка.
2. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов.
3. Коррекция звукопроизношения.
IIэтап.
Восполнение недостатков в области овладения лексикой и грамматикой, развитие связной речи.
1. Совершенствование звуковой стороны речи. 2. Формирование полноценных представлений о морфологическом составе слова, 3. Формирование умения грамматического оформления речи. 4. Развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.
IIIэтап.
Восполнение недостатков в формировании связной речи.
1. Совершенствование связной речи (центральное место занимает работа над предложением как основной речевой единицей). 2. Развитие навыков связного высказывания , включающее в себя: установление последовательности высказывания, отбор языковых средств для построения высказывания, в зависимости от цели и вида общения; 3. Совершенствование навыка строить и перестраивать предложение по заданным образцам.
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ
Письменной(чтения и письма)
Устной(звукопроизношения)
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИЙ
Неречевых
Мелкой моторики пальцев рук.
Психических процессов:
-
-внимания;
-
памяти;
-
мышления
Речевых
Фонетико-фонематических процессов. Лексико-грамматического строя речи. Нарушений процессов чтения и письма.
НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИЙ
КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
Семинары и методическиеобъединения
Сотрудничество с коллегами
Связь с психологом
Работа с родителями
Научно-исследовательская работа
Аналитическая работаV
МАОУ «Средняя Общеобразовательная (Русская Культурологическая) Школа №2»