Основные направления деятельности образовательного учреждения в классах с детьми с ОВЗ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Основные направления деятельности образовательного учреждения в классах с детьми с ОВЗ.

Основные направления деятельности образовательного учреждения в классах с детьми с ОВЗ. Основные направления деятельности образовательного учреждения в классах с детьми с ОВЗ.Основные направления деятельности образовательного учреждения в классах с детьми с ОВЗ.Основные направления деятельности образовательного учреждения в классах с детьми с ОВЗ.Основные направления деятельности образовательного учреждения в классах с детьми с ОВЗ.Основные направления деятельности образовательного учреждения в классах с детьми с ОВЗ.Основные направления деятельности образовательного учреждения в классах с детьми с ОВЗ.Основные направления деятельности образовательного учреждения в классах с детьми с ОВЗ.Основные направления деятельности образовательного учреждения в классах с детьми с ОВЗ.Основные направления деятельности образовательного учреждения в классах с детьми с ОВЗ.Основные направления деятельности образовательного учреждения в классах с детьми с ОВЗ.Основные направления деятельности образовательного учреждения в классах с детьми с ОВЗ.Основные направления деятельности образовательного учреждения в классах с детьми с ОВЗ.

Основные направления деятельности образовательного учреждения в классах с детьми с ОВЗ. Психолого-диагностическое изучение детей с ОВЗ:

  • диагностика интеллектуального развития (наглядных и словесно-логических форм мышления, внимания, памяти, воображения и т.д.);
  • диагностика социальной готовности на различных возрастных этапах развития (отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний);
  • изучение эмоционально-волевой готовности (умение подчиняться требованиям учителя, выполнять задания по образцу и словесному указанию педагога, осуществлять контроль путем сопоставления с образцом как эталоном выполнения заданий).

Специальное педагогическое изучение детей с ОВЗ.

  • выявление и анализ педагогом класса типичных затруднений в усвоении УУД на основе результатов контрольных срезов и итоговых работ учащихся;
  • клинико-педагогическая диагностика учителем-логопедом речевых нарушений школьников;
  • изучение учителем-дефектологом причин трудностей в усвоении программного материала, уровня и характера сформированности приемов умственной работы учащихся;
  • разработка форм взаимодействия специалистов психолого-медико-педагогического консилиума;
  • определение функциональных обязанностей специалистов (психолога,учителя класса,учителя-логопеда);
  • оформление итогово-оценочной документации.

Создание благоприятных условий психологического микроклимата

детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.


  • анкетирование учителей общеобразовательных классов и администрации школы с целью выявления их отношения к детям с ОВЗ;
  • анализ результатов анкетирования родителей детей с ОВЗ с целью выявления оценки-эффективностиобучения их детей;
  • динамическое психолого-педагогическое изучение учащихся;
  • диагностика ОУУН (общеучебных умений и навыков) учащихся;
  • анализ успешности коррекционно-развивающей работы, соответствующей индивидуальной комплексной программе коррекции развития школьников и предельно допустимой нагрузке на учащихся;
  • выбор главных направлений в воспитательной работе на основе результатов изучения личности каждого ребенка, семей, особенностей класса в целом;
  • включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач и их особая подготовка силами школьного консилиума;
  • отслеживание информации об интеграции учащихся на массовые формы обучения и ее анализ.












Работа психолого-педагогического консилиума в рамках общеобразовательной школы. В системе коррекционно-развивающего обучения, особая роль отводится психологическому и специальному педагогическому изучению обучающихся, атакже динамическому наблюдению специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) за продвижением каждого ребенка.Работа консилиума организуется в соответствии с Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме (2000 г).В состав консилиума по приказу директора образовательного учреждения вводится логопед, специальный педагог, практический психолог, медицинский работник школы,учителя классов детей с ОВЗ.

В обязанности специалистов консилиума входит:

  • изучение состояния здоровья ребенка (медицинское обследование);
  • выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение);
  • изучение социальной ситуации развития ребенка, запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни и на начальной ступени обучения (педагогическое изучение).

Итогом изучения ребенка специалистами

консилиума является:

  • установление четких целей коррекционно-развивающей работы с ребенком, путей и сроков их достижения;
  • выработка адекватного состоянию ребенка общего подхода со стороны всех взрослых;
  • выявление качеств личности и особенностей ребенка, на которые можно опереться в коррекционно-развивающей работе;
  • анализ хода развития и оценка результатов учебно-педагогической работы, заноситься в дневник индивидуального развития ребенка с ОВЗ.

Психолого-дидактические принципы,

коррекционно-развивающего обучения, детей с ОВЗ:

  • введение в содержание обучения разделов, предусматривающих восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложных разделов программы;
  • использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка, создающих оптимальные условия для реализации его потенциальных возможностей;
  • коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития;
  • определение оптимального содержания и отбор учебного материала в соответствии с поставленными задачами.

Среди коррекционно-развивающих задач особо выделяются и имеют методическую обеспеченность следующие:

  • развитие познавательной активности детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);
  • формирование общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
  • нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля, самооценки;
  • развитие словаря, устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений детей об окружающей действительности;
  • логопедическая коррекция нарушений речи;
  • психокоррекцияповедения ребенка;
  • социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса

в классах детей с ОВЗ. Учебно-воспитательный процесс организуется по программам для классов КРО. Для отслеживания результатов этой работы ведется психологический контроль эффективности коррекционно-развивающего обучения. С этой целью психолог знакомит учителей классов коррекционно-развивающего обучения с доступными методами диагностики психического развития обучающихся (наблюдения за деятельностью ученика в ходе индивидуальной и фронтальной форм работы и др.). Взаимодействие школьного психологас родителями учащихся При работе с детьми с ОВЗ необходимо проводить анализ особенностей семейного воспитания учащихся, определять типовое состояние семьи, стиль семейного воспитания, выявлять психотравмирующие факторы, находящиеся в сфере психологического контроля. Важное внимание уделяется разработке рекомендаций по оптимизации состояния семьи, включающих:

  • ознакомление и согласование с родителями модели коррекционной работы;
  • поиск индивидуальных путей адаптации хронически болеющих детей;
  • апробацию и оценку эффективности коррекционной работы с семьей.














Основные принципы деятельности психолога при работе с детьми с ОВЗ.

  • соблюдение интересов ребенка на всех этапах обследования, а также при выборе индивидуального образовательного маршрута;
  • комплексное изучение ребенка как результат индивидуального обследования ребенка каждым специалистом и выработки заключения на основе их междисциплинарного взаимодействия;
  • системное изучение ребенка как интеграция в едином обследовании нейропсихологической оценки, психодинамического подхода и элементов психокоррекции;
  • целостное изучение состояний ребенка как единства когнитивного и аффективного развития, совокупности всех психических качеств личности, обусловленных мотивационными установками и психофизическими особенностями;
  • структурно-динамическое (по Л.С.Выготскому) изучение ребенка как оценка развития с точки зрения возрастной соотнесенности и определенной последовательности развития функций. Учет данного принципа позволяет определить причины возникновения нарушений, оценить структуру дефекта и иерархию проблем развития;
  • координированностъкоррекционно-развивающей работы как четкое распределение и согласованность действий специалистов.


СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ строится по следующей схеме:

Пихолого-педагогическая деятельность с родителями

-исследование родительско-детских отношений в рамках психолого-педагогического мониторинга;

-проблемное и тематическое консультирование;

-родительские проблемные семинары;

-акции для родителей и детей по профилактике наркомании:

-ролевые и деловые игры для детей и родителей;

Работа с классными руководителями

- совместные досуги;

-спортивные соревнования в общешкольном празднике «День здоровья»;

занятии по пропаганде ЗОЖ;

-семейные мастер-классы;

-социальные проекты;

-классный час с психологом;

-родительские собрания в тренинговом режиме;

-психологическое консультирование учащихся по профессиональной ориентации;

-занятия с педагогами

Информационно-просветительская деятельность

-родительские лектории;

-родительские собрания;

-лекции и беседы для родителей(по запросу);

-выпуск информационных листов в помощь родителям;

Система работы учителя-логопеда по коррекции речи

у детей с ОВЗ.


Содержание коррекционно-воспитательной работы.

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению.

  • Устойчивость произвольного внимания.
  • Восприятие (зрительное, слуховое, пространственное) объектов и явлений.
  • Анализирующее наблюдение (особенно языковых явлений).
  • Способность к запоминанию (с опорой на наглядность, графические схемы).
  • Способность к переключению.
  • Навыки и приёмы контроля и самоконтроля.
  • Познавательной активности.


Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.

  • Умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, подчинять свои действия его инструкции и замечаниям.
  • Умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.
  • Умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи, соответствующей полученной инструкции.
  • Умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценку со стороны учителя-логопеда.
  • Соблюдение речевого этикета при общении.








Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии.


Уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе, и дальнейшее его обогащение как путём накопления новых слов, относящимся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей активного умения пользоваться различными способами словообразования. Последовательное накопление «гнёзд родственных слов». Уточнение, развитие и совершенствование грамматически правильного оформления речи путём овладения словосочетаниями, связью слов в предложениях, моделями разных синтаксических конструкций. Совершенствование умений и навыков отбора языковых средств, необходимых для построения высказывания в различных речевых ситуациях (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, картинки, творческие письменные работы).
















I- этап.

Работа по формированию и развитиюзвуковой стороны речи (фонематического анализа, синтеза, восприятия; произношения).

Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии.

1. Активизация, уточнение и обогащение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка.

2. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов.

3. Коррекция звукопроизношения.

IIэтап.

Восполнение недостатков в области овладения лексикой и грамматикой, развитие связной речи.


1. Совершенствование звуковой стороны речи. 2. Формирование полноценных представлений о морфологическом составе слова, 3. Формирование умения грамматического оформления речи. 4. Развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.

IIIэтап.

Восполнение недостатков в формировании связной речи.


1. Совершенствование связной речи (центральное место занимает работа над предложением как основной речевой единицей). 2. Развитие навыков связного высказывания , включающее в себя: установление последовательности высказывания, отбор языковых средств для построения высказывания, в зависимости от цели и вида общения; 3. Совершенствование навыка строить и перестраивать предложение по заданным образцам.

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ

Письменной(чтения и письма)

Устной(звукопроизношения)

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИЙ

Неречевых

Мелкой моторики пальцев рук.

Психических процессов:

  • -внимания;

  • памяти;

  • мышления

Речевых

Фонетико-фонематических процессов. Лексико-грамматического строя речи. Нарушений процессов чтения и письма.

НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИЙ



КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА




ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Семинары и методическиеобъединения

Сотрудничество с коллегами

Связь с психологом

Работа с родителями

Научно-исследовательская работа

Аналитическая работаV

МАОУ «Средняя Общеобразовательная (Русская Культурологическая) Школа №2»


© 2010-2022