Конспект урока по русскому языку по теме

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока:

Твердые и мягкие согласные звуки. Сочетания на Ча-Ща.

Цели урока:

- Закрепление навыка правописания изученных сочетаний;

-развитие умения распознавать звуки ( Ч) (Щ);

-развитие орфографической зоркости;

-развитие внимания, мышления;

-обогащение словарного запаса и развитие речи учащихся;

-закрепление знаний о предложении, как единицы речи, выражающей законченную мысль.

Оборудование:

Карточки с гласными буквами;

таблица ча-ща, жи-ши, чу-щу;

снежинки;

картинка Незнайки;

картины чайки, зимующих птиц;

перфокарты.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Ну- ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке

Ручка, книжка и тетрадка?

А еще проверьте, детки,

Есть линейка? Карандаш?

2.Минутка чистописания.

Вступительная беседа:

Отгадайте загадку:

Покружилась звездочка

В воздухе немножко

Села и растаяла

На моей ладошке

(Снежинка)

А какая буква похожа на снежинку?

-Стала снежинка буквою «ж»

-Солнце ее не растопит уже.

Давайте сначала нарисуем узоры, как мороз

1.Жжж

2. А теперь слова

Ужи лыжи чижи снежинка

- Подчеркните буквы на месте твердых согласных звуков.

- Разделите слова на слоги. Найдите слово, которое мы не можем перенести? Почему?

3. Словарная работа.

А вот Незнайка делил слова для переноса (на доске):

Мор-оз, мА-льчик, ре-бята, маш-ина, кар-андаш, деж-урный.

-Все ли у него верно? Исправьте ошибки.

- Можно ли все эти слова для переноса разделить иначе? Запишите.

- Какая орфограмма спряталась в словах?

А на какое правило были первые слова?

4. Сообщение темы урока.

Сегодня мы будем на уроке повторять правила-

правописание сочетаний Жи-Ши.

- Как они пишутся?

Правописание сочетаний Ча- Ща

- А они как пишутся?

5.Письмо под диктовку.

-Запишите предложение:

У Жени на рукаве лежат пушистые снежинки.

- Какие правила встретились при написании предложения.

1.Поставьте ударения в словах.

2.Подчеркните подлежащее и сказуемое.

3. Звуко- буквенный разбор- снежинка.

Проверка.

6. Физминутка.

Ты уж матушка- зима

Ты с морозами пришла.

(потирают плечи, постукивают ногой об ногу.)

Ветер воет, вьюга воет.

(качают руками над головой)

Вдоль по улице метет.

( повороты в сторону)

А мы на саночки садимся

И под горку быстро мчимся

(имитация езды с горки - приседают, руки сзади)

Снег, снег, белый снег

Мчимся мы быстрее всех,

Потом в лес побежали.

И в снежки играть мы стали

(имитируют игру в снежки)

Снег пошел.

- Как называется явление, когда идет снег? (снегопад)

Посмотрите, к нам залетело несколько снежинок!

7. Игра. « Кто больше всех запомнит слов?»

- Это снежинка принесла нам следующее задание.

-Запишите по памяти все слова с сочетаниями ча- ща.

Ча и ща, ча и ща, Чадо, чаща, роща, куча

Роща, чаща и свеча. Саранча, кочан и туча.

Пища, туча, Саранча. Дача, гуща и свеча

С буквой а и ча и ща Все слова на ча и ща.

Взаимопроверка тетрадей.

- Кто больше - снежинка

Подчеркните сочетания ча-ща

8.Работа по учебнику.

-А эта снежинка залетела к нам учебник, предлагает вам поработать с упражнением 169 в учебнике на странице 129.

-Составьте и запишите слова (« цепочкой») с сочетаниями ча и ща.

Подчеркните сочетания ча и ща.

9.Скороговорка.

А эта снежинка предлагает нам вставить буквы в слова и прочесть скороговорку.

-Подогрела чайка чайник

Пригласила восемь чаек.

- Какой шипящий звук слышится много раз в каждой строке?

-Какие буквы пишем после шипящих.

( буквы на столе, на снежинках, дети вставляют)

10.Беседа о зимующих птицах.

Чаек, где видели?

Летом,- на море.

Летом хорошо. Есть корм.

А зимой птицам надо помогать.

-Как мы, помогаем зимой птицам?

Ответы детей.

11.Физминутка.

Все захлопали в ладоши

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки

Громче и быстрей!

По коленочкам ударим-

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем

Выше, выше, выше

Завертелись наши ручки,

Снова опустились

Мы на месте покрутились

И остановились.

12.Работа над деформированным текстом.

А эта снежинка встретилась опять с Незнайкой. Был текст, были предложения.

Он их рассыпал и теперь не может их восстановить.

Трещат, морозы

Тишина, в, лесу, в, стоит.

По, стучат, дятлы, стволу

Ищут, они, пищу, корой, под.

Слабым детям- Карточка- помощник

13.Игра «Раздели по группам»

А эта снежинка запуталась в словах.

Запишите слова по правилам:

/ Вариант жи-ши. // Вариант

крыши лужи

Чаща чайник (/ уровень).

Роща щавель

Стрижи ежи

живет часы

Взаимопроверка тетрадей. Подчеркните сочетания жи-ши,ча-ща

14.Самостоятельная работа.

/ ур. Запишите слова в два столбика по правилам

  1. Жи- Ши

  2. Ча-Ща.

Встреч…,лыж…,ш…на, куч…, ш…шки, щ…вель.

// ур. Подберите подходящее слово по смыслу. Выделите орфограммы.

Коровы…

Сороки…

Мыши…

Проверка работ.

15.Итог-рефлексия.

1) Какие виды работ вам понравились?

2)Написание каких правил повторяли?

3)Оценки.

Урок закончен

Учебник закрыть нам пора.

С ним узнали мы много слов,

И много всяких всячин,

И если ты запомнил их,

Не зря урок наш был потрачен!

© 2010-2022