- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока
Конспект урока
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бакирова Р.К. |
Дата | 21.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
12
Составила и провела: Бакирова Р.К., учитель начальных классов МОУ « Пензятская СОШ»
Лямбирского района Республики Мордовия
Тема урока: «Где живут белые медведи?»
Цели урока:
I Познавательные:
1. Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира.
II Развивающие:
-
Развитие наблюдательности при работе с иллюстративными материалами.
-
Развитие логического мышления на основе отработки логических операций:
-
анализ при выделении признаков и видов животных;
-
синтез при формулировке вывода.
3 Развитие самостоятельности при организации работы в парах.
III Воспитательные:
-
Воспитание познавательного интереса.
-
Воспитание умения общаться:
УУД:
Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже знают и что ещё нужно узнать;
Познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи между живой и неживой природой;
Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение
Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других.
Планируемые достижения учащихся: учащиеся научатся показывать на глобусе и называть холодные районы Земли; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.
Оборудование:
-
учебник (Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс)
-
рабочая тетрадь (Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс)
-
глобус, карта мира
-
компьютер, проектор, экран, аудиоустройство
-
презентации
-
записи песен «Где-то на белом свете…», «Пингвины».
-
трафареты белых медведей, клей и вата
Ход урока
-
Организация класса
- Здравствуйте, ребята.
Психологический настрой.
Слова учителя:
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!
-Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, гостям, улыбнитесь. С хорошим настроением в такой знаменательный для нашей страны, день мы начинаем урок «Окружающий мир».
-А какой сегодня день?
-Правильно, начало зимних Олимпийских игр в Сочи. В городе Сочи с 7 по 23 февраля пройдут зимние Олимпийские игры. Талисманом нашего урока, как и олимпиады в Сочи, будет белый мишка по имени Полюс. Только сочинский Медведь будет трудиться в компании Леопарда и Зайки - у Игр 2014 года будет сразу три символа.
II. Проверка домашнего задания по теме: «Когда наступит лето? ».
- Сегодня д/з. я буду проверять по-разному.
-
Графический диктант. Ребята выполняют на листочках в клетку, которые подписывает учитель. Учитель читает утверждения, учащиеся ставят соответствующий знак. /\ - да \/ - нет ____ - не знаю
-Я буду читать предложение, если вы согласны с тем, о чём в нём говорится, то вы ставите /\ знак, если вы не согласны, то ставите другой соответствующий знак.
У. Учитель читает предложения:
Вторник идет после воскресенья. (Нет)
В году четыре времени года. (Да)
В неделе семь дней. (Да)
Осенью на деревьях распускаются листья. (Нет)
Весна приходит после зимы. (Да)
В понедельник все люди отдыхают. (Нет)
Осенью желтеют и опадают листья. (Да)
Зимой самые короткие дни и самые длинные ночи. (Да)
Суббота придёт после пятницы. (Да)
Весной самые длинные дни и самые короткие ночи в году. (Нет)
Б) Индивидуально-письменный опрос. По карточкам будут работать: Эльнар, Ильнур.
Карточка № 1
по теме: «Когда наступит лето?»
1. Выбери верный ответ (верный ответ обведи в кружок). К зимним месяцам относятся:
а) январь, февраль, март.
б) декабрь, январь, февраль.
в) ноябрь, декабрь, январь.
2. Допиши ответ. В году _________ месяцев.
Карточка № 2
по теме: «Когда наступит лето?»
1. Соедини стрелкой название времени года с месяцами, которые к нему относятся.
Весна июнь, июль, август
Лето сентябрь, октябрь, ноябрь
Зима декабрь, январь, февраль
Осень март, апрель, май
2. Допиши ответ. В году ____________ времени года.
В) Индивидуально-устный опрос.
- Итак, ребята, посмотрели все на меня.
- На какой вопрос мы искали ответ на прошлом уроке?
- Когда наступит лето?
- К какому же мы пришли выводу
- Когда наступит лето?
- Лето наступит после весны.
- А какие еще времена года вы знаете?
- Зима, весна, лето, осень.
- После какого времени года идет осень?
- Сколько месяцев в году?
- Назовите первый месяц? последний?
- Молодцы.
Обобщение по дом.заданию: Итак, ребята, мы с вами изучили 4 времени года, узнали, что в году 12 месяцев, первый месяц - январь, последний - декабрь.
III. Постановка учебной задачи.
- Ребята, сейчас отгадайте загадки Муравьишки ( Слайд )
Среди снега и льда не голодает,
За рыбой в холодную воду ныряет.
Густая белая шерсть спасает
И от морозов его согревает. (Белый медведь)
Где мороз и холодина,
В океане ходит льдина.
У него дружков не счесть,
Брюшко беленькое есть:
Он на льдине не один. И зовут его……… (Пингвин)
IV. Самоопределение к деятельности
а) Постановка учебной проблемы
Приём создания проблемной ситуации №2.Задание на столкновение противоречивых мнений.
Игра «Кто, где живёт»
Слова учителя
На доске картинки с изображением животных и мест их обитания. (Лиса, волк, рыбы, пингвин, белый медведь, корова. Лес, льды, коровник, водоём)
- Расселите животных по месту их обитания.
Слова учеников
Дети сомневаются, куда расселить пингвина и белого медведя, предлагают разные варианты их расселения
Слова учителя
-Задание было одно, а мнений несколько. Почему так получилось? Чего мы не знаем?
Слова учеников
-Не знаем, где живут пингвины и белые медведи.
Проблема
- Так какая сегодня тема урока?
Слова учеников
-Где живут белые медведи?
Учитель фиксирует тему на доске "Где живут белые медведи?"
Совместное формулирование пунктов плана
Слова учителя
- Что мы ещё можем узнать о белых медведях?
Слова учеников
-Чем питаются?
- Где живут?
-Кто соседи?
-Как приспосабливаются? (вопросы записываются на доску)
Читаем цели урока.
У. Сегодня мы будем говорить о том, где живут белые медведи
V. Изучение новой темы.
-
Поиск решения. Практическая работа с глобусом
-Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей, мы отправимся в экспедицию. А для этого нужно знать, куда мы отправляемся. Угадайте, какой предмет необходим
Чтоб изучить пустыни, горы
И океанские просторы
Все острова, материки
И берега большой реки.
Не нужен поезд или автобус-
Поможет славный школьный …
-Что такое глобус? ( Уменьшенная модель Земли)
На столе у нас стоит глобус. Обратите внимание, что его макушка белая, если перевернуть глобус вместе с подставкой вверх ногами, то мы увидим «белую шапку».
- Кто знает, что это такое?
Так обозначены два полюса - Северный и Южный полюс. (Поместить на доску)
- Как вы думаете, что обозначает белый цвет?
Слова учеников
-Цвет снега
Слова учителя
- Действительно, летом и зимой здесь всё бело от снега. А раз здесь повсюду снег и лёд, значит, тут никто не живёт?
-Так ли это? Могут ли в таких холодных погодных условиях жить животные?
Слова учеников
-Да, нет
Проблема
- А как вы думаете, могут ли белый медведь и пингвин встретиться? Почему?
- У нас получилось разногласие. Итак, вопрос, на который мы должны все найти ответ это - могут ли белый медведь и пингвин встретиться?
2. Выбор одежды
Слова учителя
- Сейчас мы с вами отправимся туда и исследуем эти районы.
-Как вы думаете, ребята, какая погода будет на полюсах?
Слова учеников
-И там, и там холодно
Слова учителя
-Прежде, чем отправиться в путешествие нам нужно срочно вооружиться всем необходимым.
-Что из этих предметов нам понадобится для путешествия к Северному полюсу? Обведите карандашом, то, что понадобится в путешествии.
( Рисунок 1)
Слова учеников
Дети обводят шапку, пуховик, варежки, лыжи, снегоход
У. Что нам понадобится?
Д. Шапка, куртка, варежки, для передвижения пригодятся лыжи и аэросани.
У. Почему вы выбрали тёплую одежду?
Д. На Северном Ледовитом океане очень холодно.
У. А вот и полярные медведи нас радостно встречают.
-
Работа в группах
Итак, наше путешествие продолжается. Остановка «Учебная». Чтобы отправиться в полюса, предлагаю вам исследовать Северный и Южный полюс. (Поместить на доску слово ИССЛЕДОВАНИЕ)
Работать будем с текстом на с.12-13, 84 и дополнительной литературой. Вы будете внимательно читать текст про себя. После этого ответите на вопросы, доказывая своё мнение словами из текста. Помните, что работать надо дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы.
Учащиеся получают задания для работы в группах:
Задание для первой группы:
Внимательно рассмотрите рисунок на стр.12
Расскажите о том, что увидели по плану:
1. Где вы побывали?
2 .Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана?
3. Какой полюс расположен в этом районе?
4 .Что увидели вокруг?
5 .Какие звери и птицы вам встретились?
Задание для второй группы:
Внимательно рассмотрите рисунок на стр.13.
Расскажите о том, что увидели по плану:
1. Где вы побывали?
2 .Как называется один из холодных районов Земли?
3 .Какой полюс расположен в этом районе?
4.Что увидели вокруг?
5. Какие звери и птицы вам встретились?
Мы должны подготовить небольшое сообщение о проделанной работе.
- Время, отведенное на работу закончилось.
-Представим результаты своей работы.
- Первым мы слушаем рассказ 1 группы, все остальные должны быть внимательными, так как вы должны запомнить то, что вам расскажут.
- Спасибо. Молодец.
4 . Беседа о Северном полюсе - Арктике. Остановка «Арктика».
Рассказ учителя с показом презентации
- На Земле есть очень холодный район - это Северный Ледовитый океан. Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом. Слой льда очень толстый и крепкий. В этом районе Земли расположен Северный полюс. Это место на Земле называют ещё Арктика.
Эта территория отличается своеобразной погодой. Здесь долгая зима и очень короткое лето с белыми ночами, когда солнце почти не уходит с неба. Снег лежит почти круглый год. С середины октября до конца февраля здесь царит долгая полярная ночь, когда солнце совсем не видно. Несмотря на то, что в Арктике очень холодно, там можно встретить некоторых животных. Давайте посмотрим: кто живет в Арктике .
Там обитают белый медведь, птица поморник, моржи, тюлени, треска (учитель показывает иллюстрации).
5. Остановка «Отдыхайка».
Физкультминутка «Мишка»
А теперь вместе с Мишкой потопаем и похлопаем!
Топай, Мишка,
Хлопай, Мишка,
Приседай со мной братишка,
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись!
Звучит музыка «Пингвины». Нас встречают пингвины.
Беседа о Южном полюсе - Антарктиде. Остановка «Антарктида».
Слова учителя
Итак, наше путешествие продолжается. Сейчас мы побываем на Южном полюсе - Антарктиде.
-Ребята, как вы думаете, надо ли будет снимать тёплую одежду, если мы окажемся на Южном полюсе?
Слова учеников
-Нет, потому что там тоже холодно.
- На противоположной стороне находится - Южный полюс. Это место на Земле называют ещё Антарктидой. Антарктида - огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда. Мы с вами в Антарктиде. Внимательно смотрим видеоролик и презентацию. ( Просмотр )
Там обитают пингвины, птица альбатрос, морской леопард, ледяная рыба (учитель показывает иллюстрации).
VI. Закрепление.
Остановка «Научная». Здесь мы поработаем с учебником и тетрадью.
-
Вывод. Работа с учебником
-Давайте сделаем вывод по теме
- В каких самых холодных районах Земли мы сегодня побывали?
- Рассмотрите иллюстрацию, назовите животных.
Откройте учебник, на стр.12.
- Прочтите вывод, который предлагает нам автор.
-
Выполнение заданий в рабочей тетради
Наше путешествие продолжается. Сейчас мы сделаем записи своих исследований. Для этого выполним задание в рабочей тетради
-
Рассмотрите рисунки задания 1 на с.11 рабочей тетради. Найдите в каждом ряду лишний рисунок. Обведите карандашом. Почему вы выбрали именно этот рисунок? Работаем в парах.
-
Выполните задание №2 в рабочей тетради на с. 11.
- Как вы думаете, могут ли встретиться белый медведь с пингвинами? Докажите своё решение
- Нет, потому что они живут в разных районах.
- Правильно, потому что Северный полюс находится от Южного полюса на расстоянии 12 713 726 метров . Презентация.
-Куда надо поместить фигурку белого медведя на карте? (поместить карточку с медведем в район Арктики)
Куда надо поместить фигурку пингвина на карте?
3. Работа в группах.
- А сейчас мы вместе с вами более подробно рассмотрим представителей животного мира каждого полюса. Вы получите картинки с животными Арктики и Антарктиды, внимательно рассмотрите их. На отдельный лист вам предлагается клеить иллюстрации этих животных. 1 группа - животных Арктики, 2 группа - животных Антарктиды.
На работу вам отводится 5 минут. После чего группа должна будет представить результаты работы в виде небольшого сообщения.
Отчёт групп.
- Время, отведенное на работу, закончилось.
-Представим результаты своей работы.
- Спасибо. Молодец.
4. Физкультминутка для глаз «Пингвины»
VII. ЭТАП ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗНАНИЙ.
Остановка «Проверочная».
-
Игра «Да- нет»
Слова учителя
-Проверим ваши знания с помощью игры «Да-Нет»
Я буду читать предложение, если согласны с тем, о чём говорится, то показываете желтый кружок, если вы не согласны, то показываете красный кружок.
- Арктика - это Северный полюс.
- В Арктике тёплая погода.
- Антарктида - это Южный полюс.
- Белые медведи живут в Арктике.
- Пингвины тоже живут в Арктике.
(Сравнивают ответы с эталоном слайд)
-
Самостоятельная работа . Выполнение тестовой работы с самопроверкой
4) Творческая работа учащихся.
Остановка «Творческая». - Итак, мы с вами побывали на Северном полюсе. Давайте выделим приспособления животных к обитанию здесь: - густой белый мех; - перьевой покров; - толстый слой подкожного жира.
Чтобы узнать, как приспосабливаются белые медведи к суровым условиям, мы выполним аппликацию белого медведя из шерсти
Возврат к вопросу проблемной ситуации
-Почему медведи белые?
Слова учеников
-Они живут среди снегов, и такая окраска помогает им слиться с их средой обитания.
Слова учителя
- Почему медведи не мёрзнут?
Слова учеников
-У них тёплая шуба.
На трафарет белого медведя наклеить вату. Не забываем про технику безопасности при работе с клеем.
Дети выполняют задание под песню «Колыбельная Медведицы» из мультфильма «Умка». (сл.Ю. Яковлева, муз. Е.Крылова)
Демонстрация работ.
Поднимите свои работы. Какие красивые белые медведи у вас получились! Такие великолепные работы могли получиться только у очень дружных детей.
VIII. Рефлексия
- Что понравилось на уроке?
- Что показалось сложным?
Я очень довольна вами и вашей работой на уроке.
- Оцените свои достижения на уроке (учащиеся достают смайлики и объясняют свой выбор)
-у меня всё получилось, я всё понял
-мне есть над чем поработать
-мне было трудно
Если вам понравился урок, то прикрепляем своих медведей на рисунок « На Севере».
- Спасибо за урок, мне очень понравились как сегодня на уроке работали….
IX. Итог урока
Слова учителя
Наше путешествие завершилось.
-О каких холодных районах Земли мы узнали?
Слова учеников
-Северный полюс и Южный полюс
Слова учителя
-Покажите их на глобусе.
- Чем похожи эти районы?
Слова учеников
-Там всегда холодно
Слова учителя
- На какой вопрос мы искали ответ сегодня на уроке?
- Где живут белые медведи?
Слова учеников
На Северном полюсе в Арктике
-Охотятся ли белые медведи на пингвинов?
Слова учеников
-Нет, они живут на разных полюсах.
X. Домашнее задание
- Подготовьте небольшое сообщение о понравившемся животном или
нарисуйте картинки на тему (по желанию):
«Мы на Северном полюсе»
«Мы на Южном полюсе»