• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Статья Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся

Статья Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районное методическое объединение

учителей начальных классов

Рамонского муниципального района

Воронежской области







Технологическая карта урока

как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся



Подготовила: учитель начальных классов

I квалификационной категории

МКОУ СОШ «Рамонский лицей»

Ситникова Светлана Алексеевна









2014

Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся

Нормативно-правовая база введения ФГОС, предусматривает активное использование педагогическими работниками в образовательном процессе системно-деятельностного подхода и различных педагогических технологий.

В рамках деятельностного подхода учителям предложено разрабатывать технологические карты уроков. Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Многие учителя мучаются вопросами: «Что это такое?», «Зачем составлять рабочую программу, технологическую карту?» «Можно ли на основе рабочей программы составить технологическую карту урока?», «Чем она отличается от привычного конспекта урока?». На эти вопросы сейчас постараемся ответить.

В традиционном конспекте урока расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма же записи урока в виде технологической карты, дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

По структуре и содержанию технологическая карта урока является логическим продолжением, структурной единицей рабочей программы учителя. Для того, чтобы составить технологическую карту, опираясь на рабочую программу, нужно первоначально разобраться в том, что же такое технологическая карта.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта - технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Таким образом, технологическая карта урока- это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Задача технологической карты урока - отразить деятельностный подход в обучении. Это способ графического проектирования урока. Формы таких карт могут быть самыми разнообразными.

Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо рассмотреть структуру технологической карты:

Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение

  • цель освоения учебного содержания

  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)

  • межпредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)

  • основные понятия темы

  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)

  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов

Зная структуру и содержание рабочей программы довольно несложно наполнить содержанием шаблон технологической карты (приведена ниже), составленный по вышеуказанной структуре. Так, название темы с указанием часов и контрольное задание (обратная связь) содержатся в календарно-тематическом планировании рабочей программы; планируемые результаты, межпредметные связи, ресурсы и организация пространства - прописаны в пояснительной записке. Таким образом, учителю остается заполнить только этапы изучения темы.



Итак, вы видите, что технологическая карта урока позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности. Так же технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт;

  • обеспечить повышение качества образования.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

  • используются эффективные методы работы с информацией;

  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

При составлении технологической карты урока, у меня наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. Но ещё Гёте писал: «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие - самая трудная вещь на свете». А так как цель составления и рабочих программ, и технологических карт урока состоит в превращении мысли в действие, желаю Вам с лёгкостью сказочной Золушки справляться с любыми трудностями. Как это было не раз: и при нахождении принципиальной разницы между ГОСТом и ФГОСом, и при отделении друг от друга, что называется «по зёрнышку», всех УУД, и при освоении компьютерных технологий, интернет-ресурсов. Творческих Вам успехов, коллеги!






© 2010-2022