Разработка по русскому языку Определение падежей

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка по русскому языку Определение падежейПепенина Лариса Геннадьевна

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей № 9»

г.Белгорода

Урок по русскому языку в 3 классе

Система Л.В.Занкова

Тема: Определение падежей

Цель: - способствовать развитию умения определять падеж имен существительных.

Задачи:

Предметные:способствовать развитию умения образовывать падежные формы, определять функцию предлогов и окончаний имен существительных.

Личностные:содействовать пониманию причин успехов в учебе; оценивать одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные: строят сообщения в устной и письменной речи; находят в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи.

Коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Ход урока:

I.Организационный момент.

- Мы начать урок готовы,(слайд №1)

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

- Проверьте готовность к уроку, кто готов работать, садитесь.

-*Запись числа, классная работа.

II. Этап мотивации учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

  1. Работа с текстом.(слайд №2)

Кошка привыкла к Тиме.

Тима скучает без кошки.

Он налил кошке молока.

Мальчик напоил кошку.

Он подружился с кошкой.

Тима рассказал о кошке другу.

- Что заметили? (меняется существительное КОШКА)

- Что именно меняется? (окончание)

2) - Определите тему урока. О чем пойдет речь на уроке? (о падежах)

- Какова цель урока? (определение падежей)

- Какие умения на уроке нам помогут достичь цели?( определять, анализировать, сравнивать, писать, выделять, планировать, оценивать)

-А для этого мы поработаем: по учебнику, в парах, в группах, самостоятельно.(вывешиваю значки на доску к задачам-глаголам)

Лист самооценки

ФИ __________________________________

Вид работы

Критерии

Баллы

  1. Работа в парах (составление алгоритма)

Без ошибок - 4б

1 ошибка - 3б

2 ошибки - 2б

3 ошибки - 1б


  1. Работа в группах (упр.371)

Правильно определили все падежи- 8б

За каждую ошибку минус 1б


  1. Самостоятельная работа

Без ошибок - 5б

1 ошибка- 4б

2 ошибки - 3б

3 ошибки - 2б

4 ошибки - 1б


  1. Найди ошибку

Без ошибок - 4б

1 ошибка- 3б

2 ошибки - 2б

3 ошибки - 1б


Итого

21-18 б - «5»

17-14 б - «4»

13-10 б - «3»

Оценка за урок

III. Этап актуализации знаний.

  1. - Зачем нужно уметь определять падеж имени существительного?(ответы детей)

- А как определить падеж? Составить алгоритм определения падежа имени существительного нам поможет работа в парах. (1 пара - у доски) (слайд № 3)

2) - Из предложенных действий составьте порядок определения падежа.

  • Найти слово, к которому относится имя существительное;

  • Поставить от него вопрос;

  • По вопросу и предлогу определить падеж;

  • Для проверки подбери слово-помощник.

* - Согласны? Проверка (по слайду № 4)

IV. Этап обобщения и систематизации знаний.

  1. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упр. 363)

- Что нам предстоит сделать? (приходят к выводу, что окончание в одном и том же падеже зависит от рода существительного) (По одному предложению - на доске. Текст написан заранее)

* Проверка по доске.

Физминутка

2) Работа в группах.(Упр. 371). - Прочитайте задание, что вам предстоит сделать?(В словосочетаниях выделить окончание и определить падеж у слова ЗАБОР)

*Проверка по листам групп.

- Что вам помогло определить форму падежа: (показывают сигнальными карточками) главное слово, предлог, вопрос, окончание?

- Задание б) - Сравните окончания и предлоги у имен существительных в форме одного и того же падежа. Что можете сказать? (окончание не изменяется, а предлоги - разные)

- Задание в) - Падеж является постоянным или непостоянным грамматическим признаком имени существительного? (непостоянным)

Вывод:-Так все же, что нам помогает определить форму падежа? (окончание, вопрос)

V. Этап применения знаний и умений в новой ситуации.

1) Самостоятельная работа.(по вариантам)

- Определить и записать только падеж.

1 вариант

Определи падеж слова счастье.

1.Счастье в воздухе вьётся, а в руки не дается.

2.Человек создан для счастья, как птица для полёта.

3.Велика радость - дарить людям счастье!

4.Герои сказок отправлялись за счастьем в трудный путь.

5.Человек живёт с мечтой о счастье.

2 вариант

Определи падеж слова дело.

1.Дело мастера боится.

2.От слова до дела целая верста.

3. Сделал дело - гуляй смело.

4.Велик телом, да мал делом.

5.Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп..

*Проверка за доской.

1) И.п.

2) Р.п.

3) В.п.

4) Т.п.

5) П.п.

2) Найди ошибки. (в парах) - на листах

Кенгуру в кафу зашел,

Занял там свободный стол,

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

*Проверка (4 ошибки)

- Что вы можете сказать об этих словах?

- Какой вывод можно сделать? (есть слова, которые не изменяются по падежам)

VI. Этап подведения итогов урока.

Вот такие падежи.

А ты с ними- дружи и тогда

Будешь грамотно писать

И пятерки получать.

- Посчитайте итоговый балл на листе самооценки и выставите себе оценку за урок.

VIII. Этап рефлексии.

- Наш урок подошел к концу, достигли мы цели урока?

- Отметьте, какое из заданий интереснее всего вам было выполнять на уроке.(приклеивают стикер)

- В тетрадях нарисуйте смайлик, который соответствуют вашему настроению после нашего урока.

- Спасибо всем за работу. Урок окончен.

*Информация о домашнем заданиии.


© 2010-2022