Рабочая программа факультатива Экология 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка. Рабочая программа курса «Экология» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
  • Авторской программы «Моя первая экология» В.А.Самковой 2011 г;
  • инструктивно - методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2012-2013 учебный год».
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Общая характеристика курса. «Моя первая экология» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры. Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естествонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетических циклов. Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении. Воспитательная функция заключается в формировании у младшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитии. Эмоциональной сферы младшего школьника, его способности к сопереживанию, состраданию.

Ценностные ориентиры содержания занятий. Содержание программы курса «Моя первая экология» направлено на:

  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
  • формирование представлений о природе как универсальной ценности;
  • изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
  • развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
  • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
  • развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
  • вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Место курса в учебном плане. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Во 3 классе 33 часа в год.

Содержание программы.


№ п/п
Тема раздела
Кол-во часов
Универсальные учебные действия
1. Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда.
6
формирование элементарных представлений об экологии жилища; формирование понятия о доме в его прямом и переносном значении; приводить примеры того, как человек защищается от воздействия окружающей среды; знать причины возникновения экологических проблем, связанных с неэкономным потреблением воды и электроэнергии; знать что такое браконьерство; составлять план простейшего исследования.
2. О городах и горожанах: человек в городе.
5
рассказывать о возникновении первых поселений; называть какие происходят изменения естественной (природной) среды в городе; знать экологические проблемы города; указывать, как город влияет на образ жизни человека; оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
3. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы.
10
формирование представление об экологии как системы со множеством закономерных связей элементов друг с другом, разнообразие систем, биологические системы; моделировать экосистемы; знать, как человек влияет на природные экосистемы; называть положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.
4. В сетях жизни: многообразие экологических связей.
8
знать простейшую классификацию экологических связей; иметь элементарные представления о пищевой пирамиде; иметь представления о способах общения животных; оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
5. Общий дом - общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы.
4
иметь представление о глобальных экологических проблемах человечества и пути решения экологических проблем; иметь представление, что такое заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы; знать охраняемые государством природные территории своего родного края; знать и применять правила разумного отношения к окружающей среде; составлять план исследования; оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.


Планируемые результаты изучения курса.


В результате освоения программы курса «Моя первая экология» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО: Личностные результаты:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);
  • воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;
  • формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
  • овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
  • освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
  • формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
  • ценностно-ориентационная сфера - сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
  • познавательная сфера - наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естествонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения а природе и социоприродной среде;
  • трудовая сфера - владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;
  • эстетическая сфера - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
  • сфера физической культуры - знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.















№ п/п
Название раздела

Тема занятия
Дата занятия По плану
Фактически

Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда.
Поговорим о доме.

«Была у лисы избушка ледяная, а у зайца - лубяная…»

Мой дом - моя крепость.

Элементарные представления об экологии жилища.

«О кувшинах, выросших на грядке, и не только…»

«Чудо в перьях» - животные, исчезнувшие с лица Земли.

О городах и горожанах: человек в городе.
Дом тянется к дому - получается город. Как «растёт» город.

Как «живёт» город.

«Сначала человек строит город, а потом...»

Экологические проблемы города.

Будущее города - город будущего

О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы.
Система - одно из ключевых понятий экологии.

Что общего между тобой, механическими часами и Солнечной системой.

Типы природных экосистем.

Под пологом леса. Лесные экосистемы.

«Всяк кулик своё болото хвалит». Водоём как природная система.

Для кого пуста пустыня? Пустыни и полупустыни.

Тундра и арктическая пустыня.

О белых куропатках, полярных совах и маленьких леммингах, удививших учёных.

«И кормилица, и вдохновительница». Природа как источник различных ресурсов.


Влияние человека на природные экосистемы.

В сетях жизни: многообразие экологических связей.




Соседи по планете. Биологическая экология.

О нитях, сплетающихся в сети. Пищевые связи в экосистеме.

Цепи питания.

Вместе безопаснее.

«И вместе не тесно, и врозь - скучно». Внутривидовые отношения.

Школа под открытым небом. Общение животных.

Школа под открытым небом. Общение животных.

«Информатика» для волка. Передача информации от взрослых животных потомству.

Общий дом - общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы.
Наши общие проблемы.

Пути решения экологических проблем.

Что происходит с отходами, которые производят люди?

Что происходит с отходами, которые производят люди?

Проект «Будь достойным жителем Земли».



Материально-техническое обеспечение программы. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2004 Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. - М.: ВАКО, 2007 Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. - М.: ВАКО, 2008 Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина. - М.: 5 за знания, 2009 Лесная энциклопедия: в 2 т./ Воробьёв Г. И. - М.: Сов. энциклопедия, 1985 Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991 Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы/ Юдина И. Г. - Волгоград: Учитель, 2004 Специфическое сопровождение (оборудование): Глобус, компас, микроскоп. Модели форм поверхности Земли. Модели систем органов организма человека. Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы). Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант). Электронно-программное обеспечение: Видеофильмы и звукозаписи естественно-научного, обществоведческого содержания.

© 2010-2022