- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности Солнечный ветер
Программа внеурочной деятельности Солнечный ветер
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дегтярева Л.С. |
Дата | 08.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 3 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
Программа внеурочной деятельности для 8 класса
«СОЛНЕЧНЫЙ ВЕТЕР»
(Социальное и духовно-нравственное направление)
Автор: педагог-организатор Л.С. Дегтярёва
Самара 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Содержание программы
- Методическое обеспечение программы
- Список рекомендуемой литературы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Социальное творчество школьников - это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью. Преобразования, осуществляемые в процессе социального творчества, могут касаться любых сторон (и проблем) общественной жизни: отношений между социальными группами и стратами, гражданской самоорганизации, общественной поддержки представителей социально незащищенных слоев населения, защиты и развития культурной и природной среды существования общества и т.д. Примерная программа внеурочной деятельности школьников по социальному творчеству основывается на принципах неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника. В программе предусматриваются социально-значимые проекты школьников.Социальные проекты преобразовывают общность и общество, вносят позитивные изменения в окружающую социальную среду за счет реализации социальных инициатив. Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров, как:
- коммуникабельность - легкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия;
- предприимчивость - способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, обладание практической сметкой, изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;
- самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;
- организационная и управленческая компетентность - знания, опыт по образованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования ее частей в процессе решения какой-либо задачи;
- конвенциональность - стремление к добровольному соглашению субъектов на предмет принимаемых на себя обязательств;
- законность (легальность) - стремление действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определенные обязательства и не нарушать их.
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тематическое планирование № Название модуля и занятий Общее количество часов Часы теоретических занятий Часы практических занятий 1 Благотворительность 34 10 24 1.1 Благотворительность - основные понятия. 4 2 2 1.2 Благотворительные организации и волонтёрское движение 4 2 2 1.3 Категории нравственности: благородство, честь, доброта, сострадание, милосердие 6 2 4 1.4 Проблемы детской онкологии 4 2 2 1.5 Социально-значимый проект «Солнце должно светить для всех» 12 2 14 ВСЕГО 34 10 24
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. «Благотворительность» 1. Благотворительность - основные понятия. Что такое благотворительность. Что такое благое дело или доброе дело. Примеры благотворительности в литературе и в жизни. 2. Благотворительные организации, волонтёрское движение. Благотворительные организации Самарской области. Работа со СМИ и Интернет ресурсами. Участие граждан в благотворительном и волонтёрском движении. Опрос и анкетирование учащихся гимназии. Как сделать благотворительное движение распространённым. Создание мультимедийных презентаций. 3. Категории нравственности: благородство, честь, доброта, сострадание, милосердие. Поиск определений. Работа с литературой, СМИ, произведениями кино- и художественного искусства. 4. Проблемы детской онкогематологии. Определение направления деятельности и содержания работы. Сбор материала, экспедиция в отделение детской онкогематологии, встречи со значимыми людьми (представителями общественных организаций, медицинских работников). Поиск путей решения проблемы. 5. Социально-значимый проект «Солнце должно светить для всех». Определение цели и задач. Технология организации и реализации проекта: распределение социальных ролей, подготовка материалов и печатной продукции, взаимодействие с социумом, организация благотворительного вечера, организация гуманитарной помощи для детей онкогематологического отделения. Поиск партнеров, спонсоров и подключение их к проекту. Подготовка, проведение и рефлексия. Общественная презентация результатов и материалов проекта.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы необходимы следующие ресурсы:
Материально-техническая база 1. Компьютерная техника, программное обеспечение (компьютер, сканер, принтер, программное обеспечение: графические редакторы, текстовые и табличные редакторы, базы данных). 2. Средства связи: телефон, электронная почта, скайп. 3. Площадка с аппаратурой для организации и проведения концерта. 4. Игровой инвентарь для проведения конкурсов и деловых игр.
Кадровый ресурс программы - к реализации программы подключен педагог, владеющий предметным контекстом, и/или специалисты по проблеме, не являющиеся педагогами; - уровень квалификации педагогических работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной внеурочной деятельности обучающихся; - педагоги и специалисты, работающие по программе, интегрированы в систему непрерывного педагогического образования (они обучаются по дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе на дистанционной основе, программам стажировки на базе инновационных общеобразовательных учреждений в объёме не менее 72 часов и не реже одного раза в пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности, а также программ самообразования). Целесообразны комплексное взаимодействие образовательных учреждений с целью восполнения недостающих кадровых ресурсов, а также непрерывная методическая, психолого-педагогическая поддержка педагогических работников по вопросам реализации внеурочных программ, использования инновационного опыта других образовательных учреждений. Организация учебной деятельности Занятия проводятся при строгом соблюдении правил техники безопасности; На занятиях поддерживается необходимая дисциплина. Важным организационным моментом является создание дружного коллектива школьников, отношения в котором строятся на принципах товарищества и взаимопомощи, и в котором культивируются духовно-нравственные нормы и ценности. Методическое обеспечение программы Занятия проходят один раз в неделю с чередованием групповых и индивидуальных форм, теоретических и практических занятий. Для достижения более высокой результативности в работе по некоторым разделам программы предусматриваются занятия с подгруппами и микрогруппами. Результатом практических занятий является групповой отчет. Группы защищают свой отчет, обмениваются полученными результатами с другими группами.
Основной принцип работы - сочетание внутри одного занятия различных форм учебно-творческой деятельности.
В структуре занятия:
- интеллектуальная разминка, коммуникативные игры;- развивающие и деловые игры;
- речевой тренинг;
- КТД.
В работе со школьниками используются следующие методические приемы: - введение и поддержание корпоративных норм в группе школьников; - инициирование и поддержание самоуправления в группе; - организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа; - организация воспитывающей предметно-эстетической среды, окружающей школьников; - предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта подражания; - предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, ее совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций; - проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития; - организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.
Основные формы занятий по теме первого раздела:
- Этическая беседа «Что такое благотворительность»
- Игра «Аукцион» (однокоренные слова)
- Деловая игра «Аквариум» - «Что такое благое дело или доброе дело».
Основные формы занятий по теме второго раздела:
- Самостоятельная работа в медиакабинете и библиотеке (со СМИ и Интернет ресурсами) создание мультимедийных презентаций «Благотворительные организации»;
- Работа в подгруппах с карточками «Сформулируй определение - волонтёр, волонтёрское движение».
- Коммуникативные игры и речевые упражнения;
- Опрос учащихся гимназии (хотели бы они стать участниками волонтёрского движения);
- Встречи с представителями благотворительных общественных организаций.
Основные формы занятий по теме третьего раздела:
- Дебаты «Честь и благородство - атавизмы прошлого»;
- Диспут «Доброта и милосердие помогают человеку или мешают ему жить?»;
- Посещение киносеансов;
- Экскурсия в Иверский монастырь;
- Встреча с настоятелем храма Св.великомученика и целителя Пантелеймона протоиереем Рустиком;
- Самостоятельная работа - подбор тематических литературных произведений;
- Работа в группах с карточками: «Анализ ситуации».
Основные формы занятий по теме четвёртого раздела:
- Сбор материала, встречи со значимыми людьми (представителями общественных организаций, медицинских работников);
- Дискуссия «Проблемы детской онкологии» с участием внешних экспертов;
- Мозговой штурм «Пути решения проблемы».
Основные формы занятий по теме пятого раздела: Деловая игра «Конкурс социальных проектов»; Организация совместного проекта:
- распределение социальных ролей;
- взаимодействие с социумом;
- организация благотворительного вечера (подбор материала и программы концерта, составление сценария, организация репетиций);
- организация сбора средств для оказания адресной помощи;
- поиск партнеров, спонсоров и подключение их к проекту;
- подготовка печатной продукции (составление текста обращения, изготовление информационных листов, изготовление афиш и программы концерта);
- организация флэш-моба,
- подготовка оборудования, технического сопровождения.
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ЧТЕНИЯ:
- Алексин А.Г. «А тем временем где-то».
- Андреев Л.Н. «Петька на даче».
- Бунин И.А. «Лапти».
- Достоевский Ф.М. «Мальчик у Христа на ёлке».
- Платонов А.П. «Юшка».
- Распутин В.Г. «Уроки французского».
- Солженицын А.И. «Матрёнин двор».
Список использованных источников Литература: 1. Алексеева О. «Кто помогает детям? О работе благотворительных организаций», Москва, 1994. 2. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Смысл, 2007. 3. Аспекты модернизации российской школы: научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. - М.: ГУ ВШЭ, 2001 4. Бадя Л. Б. «Подвиг сострадания (Из истории российского благотворения)»//Российский журнал социальной работы, 1995. № 1. С. 48-53. 5. Власов П. В. «Благотворительность и милосердие в России», Москва, 2001. 6. Власов П. В. «История благотворительности в России //Помоги ближнему!», Благотворительность вчера и сегодня /Ред. В. В. Меньшиков. Москва, 1994, С. 19-65. 7. Гумилев Л. Н. «От Руси до России», СПб., 199 8. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - Новосибирск, 2003. 9. Ключевский В. О. «Добрые люди Древней Руси» // Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятеля исторической мысли. Москва, 1990, С. 77-94. 10. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»// Вестник образования. Специальный номер. 1 полугодие, 2009. С - 6-21
11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат. - М.: Аcademia, 2000.
12. Поташник М.М., Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008. - 272 с. 13. Соболевская А. «Духовные истоки российского предпринимательства» //Вопросы экономики, 1993, № 8. 14. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования, 2009г.
15. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - М.-Томск, 1997.
16. Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы: Метод. пособие. - М.: Просвещение, 2006. - 207 с.
17. Ученическое проектирование и деятельностное содержание образования - стратегическое направление развития образования / Под ред. Е.В. Хижняковой. - М., 2007.
Интернет-ресурсы
- Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: fgos.isiorao.ru/
- Основные направления реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: интернет-конференция [Электронный ресурс]. URL: omskedu.ru/conferens/
- ФГОС второго поколения // Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества [Электронный ресурс]. URL: openclass.ru/blogs/61808
- Каков уровень готовности педагогов к реализации ФГОС? // Общественно-государственная экспертиза учебников [Электронный ресурс]. URL: fsu-expert.ru/node/2235
- Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. URL: standart.edu.ru