Программа внеурочной деятельности Солнечный ветер

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 3 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА










Программа внеурочной деятельности для 8 класса

«СОЛНЕЧНЫЙ ВЕТЕР»

(Социальное и духовно-нравственное направление)

















Автор: педагог-организатор Л.С. Дегтярёва



















Самара 2013 г.



СОДЕРЖАНИЕ




  1. Пояснительная записка
3
  1. Учебно-тематический план
5
  1. Содержание программы
6
  1. Методическое обеспечение программы
10
  1. Список рекомендуемой литературы
13 Список использованной литературы 14










































1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Социальное творчество школьников - это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью. Преобразования, осуществляемые в процессе социального творчества, могут касаться любых сторон (и проблем) общественной жизни: отношений между социальными группами и стратами, гражданской самоорганизации, общественной поддержки представителей социально незащищенных слоев населения, защиты и развития культурной и природной среды существования общества и т.д. Примерная программа внеурочной деятельности школьников по социальному творчеству основывается на принципах неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника. В программе предусматриваются социально-значимые проекты школьников.Социальные проекты преобразовывают общность и общество, вносят позитивные изменения в окружающую социальную среду за счет реализации социальных инициатив. Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориенти­ров, как:

  • коммуникабельность - легкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия;
  • предприимчивость - способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, обладание практической сметкой, изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;
  • самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;
  • организационная и управленческая компетентность - знания, опыт по обра­зованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации действий отде­льных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования ее частей в процессе решения какой-либо задачи;
  • конвенциональность - стремление к добровольному соглашению субъектов на предмет принимаемых на себя обязательств;
  • законность (легальность) - стремление дейс­твовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определенные обязательства и не нарушать их.
Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в социальном творчестве - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности. Одно из важнейших направлений социального творчества - оказание помощи сверстникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (детям-сиротам, детям с онкогематологическими заболеваниями). Эта проблема особенно остро стоит в России, где каждый год, по данным статистики, диагноз рак получают пять тысяч детей. Выживает половина. А должно выживать 80%, если равняться на Америку и Европу. Каждый год от рака умирает больше тысячи детей. Потому что не хватает лекарств, донорской крови, коек в гематологических отделениях, денег. Но рак излечим. Проблема в том, что лечение требует огромных физических, моральных и материальных затрат. В благотворительной деятельности и социально-значимом проектировании молодое поколение приобретает опыт оказания бескорыстной помощи ближнему, опыт социального творчества. То есть такой человек, во-первых, знает, как организовать мероприятия по оказанию помощи больным детям, владеет методами проведения акции. Во-вторых, он способен принимать и воплощать в жизнь взвешенные, разумные решения в области благотворительности и привлечения внимания окружающих к проблеме. В-третьих, он может вдохновить и сплотить вокруг благотворительной деятельности других людей. Цель программы: формирование у школьников духовно-нравственных ценностей и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности (социальному творчеству) в сфере благотворительности и милосердия. Задачи программы: - сформировать у школьников способность видеть и понимать социальные проблемы (на примере проблем семей с детьми, больными раком); понимать идею благотворительности; - сформировать у школьников способность и готовность вступать в конструктивную коммуникацию с другими субъектами и социальными институтами вокруг общественно значимых проблем (благотворительными организациями, врачами детской онкогематологии); - сформировать у школьников способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами и институтами помогать детям с онкогематологическими заболеваниями (знакомство с методикой проведения благотворительных акций, организация помощи детям с онкогематологическими заболеваниями); - сформировать у школьников понятие здорового образа жизни. Настоящая программа рассчитана на 1 год, объем занятий - 34 часа. Программа состоит из шести разделов. Каждый включает теоретические и практи­ческие занятия. Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (в расчете - 1 час в неделю), так и возможность организовывать занятия крупными блоками. Предусмотренные программой занятия проводиться как на базе одного отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов. Ожидаемые результаты реализации программы Воспитательные результаты социально-творческой деятельности школьников распределяются по трем уровням. 1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об онкологических заболеваниях; о диагностике и методах борьбы с недугом; о трудностях и проблемах, с которыми сталкиваются семьи, если ребёнку поставили диагноз рак; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах организации взаимодействия людей и общностей; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации. 2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к другим людям; стремления к коллективной социально-творческой деятельности. 3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации благотворительной деятельности в социальном пространстве; опыта волонтерской (добровольческой) деятельности; опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей. Помимо воспитательных результатов в ходе освоения старшеклассником программы он может достичь специфических надпредметных результатов. Школьник научится: - воспринимать беду человека, проявлять сострадание и милосердие; - понимать проблемы семей, в которых есть дети с онкогематологическими заболеваниями; - понимать принципы и методы благотворительной деятельности; - выполнять конкретные виды социальной помощи; - методам проведения социальных проектов; - выполнять работу по организации и про­ведению благотворительных акций.
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тематическое планирование № Название модуля и занятий Общее количество часов Часы теоретических занятий Часы практических занятий 1 Благотворительность 34 10 24 1.1 Благотворительность - основные понятия. 4 2 2 1.2 Благотворительные организации и волонтёрское движение 4 2 2 1.3 Категории нравственности: благородство, честь, доброта, сострадание, милосердие 6 2 4 1.4 Проблемы детской онкологии 4 2 2 1.5 Социально-значимый проект «Солнце должно светить для всех» 12 2 14 ВСЕГО 34 10 24
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. «Благотворительность» 1. Благотворительность - основные понятия. Что такое благотворительность. Что такое благое дело или доброе дело. Примеры благотворительности в литературе и в жизни. 2. Благотворительные организации, волонтёрское движение. Благотворительные организации Самарской области. Работа со СМИ и Интернет ресурсами. Участие граждан в благотворительном и волонтёрском движении. Опрос и анкетирование учащихся гимназии. Как сделать благотворительное движение распространённым. Создание мультимедийных презентаций. 3. Категории нравственности: благородство, честь, доброта, сострадание, милосердие. Поиск определений. Работа с литературой, СМИ, произведениями кино- и художественного искусства. 4. Проблемы детской онкогематологии. Определение направления деятельности и содержания работы. Сбор материала, экспедиция в отделение детской онкогематологии, встречи со значимыми людьми (представителями общественных организаций, медицинских работников). Поиск путей решения проблемы. 5. Социально-значимый проект «Солнце должно светить для всех». Определение цели и задач. Технология организации и реализации проекта: распределение социальных ролей, подготовка материалов и печатной продукции, взаимодействие с социумом, организация благотворительного вечера, организация гуманитарной помощи для детей онкогематологического отделения. Поиск партнеров, спонсоров и подключение их к проекту. Подготовка, проведение и рефлексия. Общественная презентация результатов и материалов проекта.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы необходимы следующие ресурсы:
Материально-техническая база 1. Компьютерная техника, программное обес­печение (компьютер, сканер, принтер, про­граммное обеспечение: графические редакторы, текстовые и табличные редакторы, базы данных). 2. Средства связи: телефон, электронная почта, скайп. 3. Площадка с аппаратурой для организации и проведения концерта. 4. Игровой инвентарь для проведения конкурсов и деловых игр.
Кадровый ресурс программы - к реализации программы подключен педагог, владеющий предметным контекстом, и/или специалисты по проблеме, не являющиеся педагогами; - уровень квалификации педагогических работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной внеурочной деятельности обучающихся; - педагоги и специалисты, работающие по программе, интегрированы в систему непрерывного педагогического образования (они обучаются по дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе на дистанционной основе, программам стажировки на базе инновационных общеобразовательных учреждений в объёме не менее 72 часов и не реже одного раза в пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности, а также программ самообразования). Целесообразны комплексное взаимодействие образовательных учреждений с целью восполнения недостающих кадровых ресурсов, а также непрерывная методическая, психолого-педагогическая поддержка педагогических работников по вопросам реализации внеурочных программ, использования инновационного опыта других образовательных учреждений. Организация учебной деятельности Занятия проводятся при строгом соблюдении правил техники безопасности; На занятиях поддерживается необходимая дисциплина. Важным организационным моментом является создание дружного коллектива школьников, отношения в котором строятся на принципах товарищества и взаимопомощи, и в котором культивируются духовно-нравственные нормы и ценности. Методическое обеспечение программы Занятия проходят один раз в неделю с чередованием групповых и индивидуальных форм, теоретических и практических занятий. Для достижения более высокой результативности в работе по некоторым разделам программы предусматриваются занятия с подгруппами и микрогруппами. Результатом практических занятий является групповой отчет. Группы защищают свой отчет, обмениваются полученными результатами с другими группами.
Основной принцип работы - сочетание внутри одного занятия различных форм учебно-творческой деятельности.

В структуре занятия:

- интеллектуальная разминка, коммуникативные игры;

- развивающие и деловые игры;

- речевой тренинг;

  • КТД.

В работе со школьниками используются следующие методические приемы: - введение и поддержание корпоративных норм в группе школьников; - инициирование и поддержание самоуправления в группе; - организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа; - организация воспитывающей предметно-эстетической среды, окружающей школьников; - предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта подражания; - предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, ее совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций; - проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития; - организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.
Основные формы занятий по теме первого раздела:
  • Этическая беседа «Что такое благотворительность»
  • Игра «Аукцион» (однокоренные слова)
  • Деловая игра «Аквариум» - «Что такое благое дело или доброе дело».

Основные формы занятий по теме второго раздела:
  • Самостоятельная работа в медиакабинете и библиотеке (со СМИ и Интернет ресурсами) создание мультимедийных презентаций «Благотворительные организации»;
  • Работа в подгруппах с карточками «Сформулируй определение - волонтёр, волонтёрское движение».
  • Коммуникативные игры и речевые упражнения;
  • Опрос учащихся гимназии (хотели бы они стать участниками волонтёрского движения);
  • Встречи с представителями благотворительных общественных организаций.

Основные формы занятий по теме третьего раздела:
  • Дебаты «Честь и благородство - атавизмы прошлого»;
  • Диспут «Доброта и милосердие помогают человеку или мешают ему жить?»;
  • Посещение киносеансов;
  • Экскурсия в Иверский монастырь;
  • Встреча с настоятелем храма Св.великомученика и целителя Пантелеймона протоиереем Рустиком;
  • Самостоятельная работа - подбор тематических литературных произведений;
  • Работа в группах с карточками: «Анализ ситуации».

Основные формы занятий по теме четвёртого раздела:
  • Сбор материала, встречи со значимыми людьми (представителями общественных организаций, медицинских работников);
  • Дискуссия «Проблемы детской онкологии» с участием внешних экспертов;
  • Мозговой штурм «Пути решения проблемы».

Основные формы занятий по теме пятого раздела: Деловая игра «Конкурс социальных проектов»; Организация совместного проекта:
  • распределение социальных ролей;
  • взаимодействие с социумом;
  • организация благотворительного вечера (подбор материала и программы концерта, составление сценария, организация репетиций);
  • организация сбора средств для оказания адресной помощи;
  • поиск партнеров, спонсоров и подключение их к проекту;
  • подготовка печатной продукции (составление текста обращения, изготовление информационных листов, изготовление афиш и программы концерта);
  • организация флэш-моба,
  • подготовка оборудования, технического сопровождения.
Анализ деятельности. Со­ставление отчета (в форме мультимедийной презентации).
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ЧТЕНИЯ:
  1. Алексин А.Г. «А тем временем где-то».
  2. Андреев Л.Н. «Петька на даче».
  3. Бунин И.А. «Лапти».
  4. Достоевский Ф.М. «Мальчик у Христа на ёлке».
  5. Платонов А.П. «Юшка».
  6. Распутин В.Г. «Уроки французского».
  7. Солженицын А.И. «Матрёнин двор».

Список использованных источников Литература: 1. Алексеева О. «Кто помогает детям? О работе благотворительных организаций», Москва, 1994. 2. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Смысл, 2007. 3. Аспекты модернизации российской школы: научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. - М.: ГУ ВШЭ, 2001 4. Бадя Л. Б. «Подвиг сострадания (Из истории российского благотворения)»//Российский журнал социальной работы, 1995. № 1. С. 48-53. 5. Власов П. В. «Благотворительность и милосердие в России», Москва, 2001. 6. Власов П. В. «История благотворительности в России //Помоги ближнему!», Благотворительность вчера и сегодня /Ред. В. В. Меньшиков. Москва, 1994, С. 19-65. 7. Гумилев Л. Н. «От Руси до России», СПб., 199 8. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - Новосибирск, 2003. 9. Ключевский В. О. «Добрые люди Древней Руси» // Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятеля исторической мысли. Москва, 1990, С. 77-94. 10. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»// Вестник образования. Специальный номер. 1 полугодие, 2009. С - 6-21
11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат. - М.: Аcademia, 2000.
12. Поташник М.М., Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008. - 272 с. 13. Соболевская А. «Духовные истоки российского предпринимательства» //Вопросы экономики, 1993, № 8. 14. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования, 2009г.
15. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - М.-Томск, 1997.
16. Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы: Метод. пособие. - М.: Просвещение, 2006. - 207 с.
17. Ученическое проектирование и деятельностное содержание образования - стратегическое направление развития образования / Под ред. Е.В. Хижняковой. - М., 2007.
Интернет-ресурсы
  1. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: fgos.isiorao.ru/
  2. Основные направления реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: интернет-конференция [Электронный ресурс]. URL: omskedu.ru/conferens/
  3. ФГОС второго поколения // Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества [Электронный ресурс]. URL: openclass.ru/blogs/61808
  4. Каков уровень готовности педагогов к реализации ФГОС? // Общественно-государственная экспертиза учебников [Электронный ресурс]. URL: fsu-expert.ru/node/2235
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. URL: standart.edu.ru



© 2010-2022