- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока обучения грамоте
Конспект урока обучения грамоте
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Колесникова И.В. |
Дата | 03.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока обучения грамоте «Закрепление изученного.Чтение слов с изученными буквами].»
Цель:
-закрепить знания о звуках и буквах , обозначающих их на письме;
-расширить словарный запас : познакомить с разными значениями слова «парк» ;
-познакомить с культурными и хозяйственными объектами;
-формировать бережное и внимательное отношение к природе, навыки правильного поведения в ней и общественных культурных местах;
-научить использовать приобретенные знания и умения в жизни.
Умения:
Личностные : проявлять интерес к изучению темы , желание узнать о новой букве и звуках ,проявлять интерес и бережное отношение к природе через понимание необходимости знаний об окружающем мире и их значимости для сохранения природы.
Предметные: рассказывать о новых звуках и букве , обозначающей их на письме, выделять новые звуки из слов ,распознавать новые звуки ,читать слоги и слова с изученными буквами.
Метапредметные:
Познавательные:, группировать и классифицировать все изученные буквы по разным признакам, использовать разные источники для выполнения учебного задания, использовать приобретенные знания в жизни, определять значения слов, связанных с понятием «парк»,формировать интерес к изучению родного города , его культурных и хозяйственных объектов.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место в соответствии с предстоящей работой, выполнять учебные задания в соответствии с целью ,соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности и оценивать его.
Коммуникативные: формулировать высказывания , собственное мнение и позицию, активно вступать во взаимодействие с партнером при помощи речевых средств ,согласовывать свои действия при работе в группе или паре.
Оборудование : учебник «Азбука»В.Горецкого ,пропись ,тетрадь для печатания , таблица «буквы-помощники», мультимедийный проектор.
Ход урока:
1.Организационный момент.
-Ребята, сегодня на уроке мы с вами отправимся на экскурсию. Проверьте ,что каждый из вас должен взять с собой…Дети под счет учителя подготавливают для работы учебник ,пенал, таблицу «буквы-помощники»(образец для печатания букв алфавита),звуковые схемы.
-Все готовы? Итак, в путь!
2.Актуализация опорных знаний.
А) Работа по дифференциации восприятия изученных букв.
-Куда же мы отправимся? Узнать вы это сможете, расшифровав запись на пригласительном билете.
-Рассмотрите его внимательно и напечатайте в тетради те буквы, которые здесь «спрятались». Дети работают в парах.
-Какая из этих букв «лишняя»? Почему? ( А - обозначает гласный звук, Р - состоит из двух элементов).
Б)Расширение лексического запаса.
-Какое слово можно составить из этих букв? (парк)
-Мы отправляемся на экскурсию в парк!
-Были ли вы в парке? В каком? Что интересного вы там видели?
-А какое место называют парком? (Ответы детей)
- Давайте обратимся за помощью к толковому словарю и узнаем точное определение этого понятия. (Учитель использует Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой). На слайде обложка толкового словаря и статья:
ПАРК- большой сад или насаженная роща с аллеями, цветниками ,-водоемами.
-В нашей станице есть парк.Он находится совсем рядом .
-Но, оказывается , что слово «парк» имеет и другие значения! Например,парком называют склад, из которого армия снабжается боевыми припасами. (Артиллерийский парк. Инженерный парк . Воздухоплавательный парк .)
Слайд с изображением воздухоплавательного парка.
- А еще парком называют место стоянки и ремонта транспорта. (Трамвайный парк.) Показ слайда.
-Какие еще могут быть парки? (Дети предлагают свои варианты ответов). Показ слайдов с изображениями таксопарка , авиапарка ,автопарка ,аквапарка ,лесопарка ,зоопарка ,луна-парка.При рассматривании даются комментарии этих понятий.
В) Работа с учебником.
-Откройте учебники на странице 94.Рассмотрите иллюстрацию. В каком парке мы оказались? (в зоопарке).
-Что это за парк? Кто из вас был в зоопарке? Что вам запомнилось?
-Что означает часть слова «ЗОО»? Какие слова с такой же частью вы знаете еще?
-В нашем городе есть не только ЗООпарк, но и ЗООлогический музей.(Показ слайдов с изображениями Санкт-Петербургского зоопарка и Зоологического музея).Мы с вами обязательно там побываем.
-Давайте прогуляемся по нашему зоопарку. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
-Что изображено на рисунке? (Составление предложений).
-На какие группы можно разбить все одушевленные предметы? (Звери , птицы ,люди).
- На какие группы можно разделить людей, пришедших в зоопарк? (дети и взрослые).
-На какие еще группы можно разделить людей? (мальчиков и девочек ,мужчин и женщин).
Вот и мы сейчас с вами разделимся на две группы. Работа в группах (мальчики и девочки).
- Рассмотрите внимательно иллюстрацию и назовите:
1 группа - зверей.
2 группа - птиц.
Проверка : дети одной группы перечисляют найденные объекты ,а другая группа следит и ,если возникает необходимость ,дополняет ответ .Затем группы меняются ролями.
3.Формулировка темы урока.
-Составьте схему слова «зоопарк». Какой новый звук есть в этом слове? Определите , чему мы будем учиться ,совершая нашу прогулку по зоопарку? (познакомимся с новыми звуками и буквой З, будем учиться отличать звуки и букву от ранее изученных ,научимся читать слоги и слова с новой буквой).
Физминутка .(Учитель рассказывает стихотворение и сопровождает его чтение соответствующими движениями).
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть им в прятки
На лугу среди травы.
Разлинованы лошадки
Будто школьные тетрадки,
Разлинованы лошадки
От копыт до головы.
4.Работа по теме урока.
А) Различение слов с новым звуком.
-Вы узнали о ком это стихотворение?
-Какой новый звук есть в этом слове?
Чтение стихотворения:
Идет коза…Растет лоза,
Густой листвой одета.
Глядит коза во все глаза:
-Не для меня ли это?
Спешит коза - трещит лоза,
Козе и горя мало.
Закрыв глаза, грызет коза-
Всю красоту сжевала.
Когда, малыш ,ты в парк бежишь,
Обрызганный росою,
Не рви цветов, не гни кустов,
Не надо быть козою!
-Вам понравилось это стихотворение? Чем?
-О каких правилах поведения в парке напоминает автор? Как надо вести себя в парке ,чтобы не навредить природе и не мешать другим отдыхающим ?А о каких правилах следует помнить ,приходя в зоопарк?
-Какой незнакомый звук есть в слове «коза»?
-Сравните два слова :коза ,зебра.(Слайд с изображением зебры и козы).
-Разместите животных в нужные клетки (соотнесение схемы и слова).Слайд с изображением этих же животных в клетках.
-Как вы думаете ,где животные чувствуют себя лучше: на воле или в клетке?
-Конечно, животным лучше жить на свободе! Но те животные ,которых мы видим в зоопарке - не невольники !В зоопарке находятся животные ,которые на свободе оказались в трудной ситуации и которых люди спасли от возможной беды ,или животные ,родившиеся уже в неволе и неприспособленные к самостоятельному существованию в дикой природе .Работники зоопарка ухаживают за животными ,изучают особенности их повадок.
-Сравните слова «коза» и «зебра» .Чем похожи ? Чем отличаются? (сходство-это животные ,есть новые звуки ,состоят из двух слогов ;различие -коза- домашнее животное .а зебра -дикое ,ударение падает на разные слоги ,новые звуки различаются по мягкости-твердости.
-Посмотрите на иллюстрацию в учебнике и назовите только тех животных, в названии которых есть новые звуки.
А теперь узнаем: сможете ли вы услышать новые звуки в словах.
Физминутка.
-Давайте поиграем.
Я буду называть слова, а вы , если:
звук мягкий - попрыгайте на месте.
звук твердый - поставьте руки, изобразив рожки.
этого звука нет - присядьте.
Коза, суслик ,стрекоза ,кузнечик, ,козленок ,зяблик ,осетр ,козел ,бизон ,зубр ,заяц ,трясогузка ,землеройка.
-Молодцы! Вы были очень внимательны!
-Какой вывод мы сделаем о новых звуках? Давайте нарисуем их портрет. (словесный портрет звуков : согласный ,звонкий ,может быть мягким и твердым).
Б)Знакомство с новой буквой.
-Как называется буква, которой мы обозначим новый звук?
-Рассмотрите старинную букву З. На что она похожа? (на змею).
-Почему именно так изобразили? А как бы вы могли изобразить новую букву в виде какого-нибудь предмета?
Чтение стихотворения В. Берестова хорошо читающими детьми.
В)Работа с « буквами - помощниками» по группам-колонкам .Анализ формы новой буквы и сопоставление с другими (дети называют известные им буквы по заданному основанию).
-О каких внешних особенностях написания буквы вы можете сказать? (состоит из двух элементов, «смотрит» влево , состоит из полуовалов).
-С какими буквами «дружит» буква З ? (Дети по таблице «Буквы- помощники» называют буквы ,в которых :
1колонка: есть полуовалы : Б,В,Ф,Ь,Ъ,Я.
2колонка: которые «смотрят» влево :У,Ч,Э,Я.
3колонка: которые состоят из такого же количества элементов , что и буква «З»:Г,Л,Р,Т,У,Х,Ь,Э.
Коллективная проверка.
Г) Использование заглавной буквы.
-Почему на плакате четыре буквы? В каких случаях используют заглавную букву?
-Придумайте клички нашим животным!
Коза Зина, зебра Заура.
5.Закрепление полученных знаний.
А) Чтение слогов.
-На доске цветочная полянка, на цветках записаны слоги : ЗА,ЗИ,ЗО,ЗЕ,ЗУ,ЗЫ,ЗЯ,ЗЁ,ЗЮ.
- Зебра и коза - травоядные животные , они питаются растениями ,причем выбирают из них более жесткие, а козы любят грызть даже лозу(это ветви деревьев и кустарников). Мы для них подготовили тоже угощение .Какие из этих цветков выберет для себя коза , а какие зебра?(различение по твердости-мягкости).
Б) Чтение слов.
-Прочитайте слова, записанные на доске: забор гроза
резво лоза
зарябили грызут
Произношение скороговорок:В зоопарке за забором зебры резво зарябили.Лезут козы в гpозу в лозу - лозу козы в гpозу гpызут.
Определите неизвестное слово:
Коза - козленок
Зебра - ?
Оказывается ,что малыша зебры нужно называть -детеныш зебры.
Чтение текста в учебнике «Звери в зоопарке».
-Прочитайте текс про себя и подчеркните слова с новой буквой.
.Проверка : чтение слов с буквой З .
В) Чтение текста по цепочке вслух.
-Что нового узнали о жизни животных зимой?
-Как можно иначе озаглавить этот текст?
-Какие вопросы можно задать по содержанию текста?
-А что бы вы хотели еще узнать о жизни животных?
-Как можно получить ответы на ваши вопросы?(спросить у взрослых ,прочитать в книгах и т.д.)
6.Итог урока. Рефлексия.
-Что новое узнали на уроке? С какой буквой познакомились? Что знаете о звуках ,которые она обозначает?
-Оцените свою работу (с использованием условных значков)