Использование ИКТ в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК 372.881.161.1

Компьютерные технологии обучения русскому языку в начальной школе: документ - камера.


Аннотация: Статья посвящена различным подходам использования документ - камеры на уроках русского языка начальной школы. Выявлена и обоснована необходимость использования компьютерных средств обучения в школе.

Ключевые слова: информационные технологии, компьютерные средства обучения, русский язык, документ - камера, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования


Информационные технологии в образовании играют всё более существенное значение. Разработчики средств обучения уже давно предложили учебным заведениям альтернативу рабочим тетрадям, учебным пособиям и обычной доске. Во многих работах уже присутствуют такие определения как компьютерные средства обучения (КСО), которые подразумевают компьютерные учебники, тренажеры, справочники, а так же различные контролирующие и тестирующие системы. И действительно, многие ученики знакомы с электронными учебниками, энциклопедиями, широко представленными на рынке. Но в силу различных обстоятельств, эти средства не используются учителями на уроках. Почему же так происходит? Рассмотрим преимущества компьютерных средств обучения: - более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности (особенно в адаптивных КСО, способных настраиваться на текущий уровень подготовки обучаемого и области его интересов); - возможность работы с моделями изучаемых объектов и процессов (в том числе тех, с которыми сложно познакомиться на практике); - возможность представления и взаимодействия с виртуальными трехмерными образами изучаемых объектов; - возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и других); - возможность автоматизированного контроля и более объективное оценивание знаний и умений; - возможности поиска информации в КСО и более удобного доступа к ней (гипертекст, закладки, автоматизированные указатели, поиск по ключевым словам, полнотекстовый поиск и другие); - создание условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик (игровые и состязательные формы обучения, экспериментирование, «погружение» в виртуальную реальность и так далее). Несмотря на все достоинства КСО, учителя не используют их на уроках. Скорее всего, причина в том, что не все педагоги оказались готовы к таким новшествам и просто не знают, как использовать КСО максимально эффективно. А современные образовательные технологии, используемые при системно - деятельностном подходе, предусматривают использование именно таких средств обучения, которые предоставляют гораздо более широкие возможности для организации совместной работы учителя и учащихся. К таким современным инструментам относится документ - камера уже потому, что, как известно, познание учащимися окружающего мира происходит более эффективно с помощью различных приборов, инструментов и приспособлений, позволяющих, в том числе, наблюдать объекты, недоступные нашему глазу. Главным преимуществом документ - камеры перед другими средствами обучения является то, что она позволяет максимально реализовать основополагающий принцип обучения - наглядности, получивший название «Золотое правило дидактики» [Коменский, Я.А. Великая дидактика М., 1982 г. - 271 с.]. Документ - камера предназначена для сохранения, получения, визуализации на большом экране и трансляции изображений в режиме реального времени, полученных с нецифровых носителей информации [Документ - камера. Методическое пособие.- М: Современные образовательные технологии, 2012 г. - 16 с.]. В соответствии с заявленной темой среди функций документ - камеры выделим те, которые непосредственно относятся к обучению языку: - демонстрация стационарных изображений и их увеличение (страницы прописей, элементы буквы, соединения букв, демонстрация «как надо» и «как не надо»); - видеокамера в режиме реального времени (демонстрация учителем правильного написания элементов буквы, соединения букв в режиме «мастер - класс»); - обзор объемного текстового материала (написание сочинений по картинке); - демонстрация сложных учебных действий, состоящих из нескольких этапов (рисование сложных узоров, накладывание штриховки - в период обучения грамоте); - обучение сложным учебным действиям при выполнении письменного задания (письмо, подчеркивание членов предложения, исправление ошибок, заполнение пропусков, разгадывание кроссвордов); - обучение заполнению бланков (олимпиада «Русский медвежонок», листки регистрации и др.); - запись стационарных и динамических объектов (сохранение необходимой информации в виде фотографий или видеозаписей). В 2011 году вступил в силу новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования, предъявляющий новые требования к оснащению учебного класса специфическим оборудованием [ФГОС]. В массовом порядке в школы начали поставлять интерактивные доски, цифровые микроскопы и многое другое. С тех пор прошло уже почти 4 года. Первоклассники 2011 года уже оканчивают начальную школу, их учителя - первые, кто начал работать по новым стандартам и, соответственно, с новым оборудованием. Но, как показывает практика, учителя оказались не готовы к использованию нового оборудования, новых компьютерных технологий в рамках реализации нового образовательного стандарта. Один из вариантов такого использования продемонстрируем на примере введения документ - камеры в контекст уроков русского языка в начальной школе и прежде всего - в первом классе. Так, решению одной из главных задач учителя - научить учащихся ориентироваться в учебниках, пособиях, прописях служит следующая наглядность: помещаем тетрадь под объектив документ - камеры, «выводим» на экран, показываем учащимся, где и сколько линеек (клеток) отступать - учим учиться. В период обучения грамоте можно «вывести» страницу из Прописи (эта же страница Прописи открыта у учащихся) на интерактивную доску или экран для того, чтобы объяснить ученикам, где и как выполнять, что особенно актуально в первые месяцы учебы. Обводя (копируя) элементы букв в Прописях, ученики запоминают образ букв, сравнивают буквы между собой, синтезируют, анализируют. Первоклассники также делят слова на слоги, ставят ударение, обозначают гласные и согласные (мягкость - твердость), проверяют собственную работу, осуществляя самопроверку, что способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий. Свою эффективность подтвердил и следующий прием самопроверки: учитель берет тетрадь ученика, правильно выполнившего задание, с помощью документ - камеры «выводит» изображение на экран, учащиеся сравнивают свою работу с «эталоном», вновь обеспечивая себе самопроверку. Не менее результативно использовать и прием взаимопроверки - обмен тетрадями соседей по парте для проверки. Но не должно быть демонстрации неправильно выполненной работы, чтобы избежать ситуации «неуспеха», насмешек одноклассников. Фото. Личный опыт подтвердил, что прием самопроверки эффективен на каждом уроке русского языка в начальной школе, в том числе, во время «минутки чистописания». Многие учащиеся испытывают сложности в написании строчных букв «а» и «о» (буквы очень похожи, неправильно прописаны соединения). Также, как правило, небольшая часть учеников испытывает трудности в написании верхнего и нижнего соединения буквы «о». С помощью функции документ - камеры «видеокамера в режиме реального времени» учащимся систематически демонстрируется, как правильно соединять букву «о» с элементами других букв. фото С помощью документ - камеры проводится и контрольное списывание текста. Заранее подготовленный текст «выводится» на экран, читается вслух текст, обращается внимание учащихся на орфограммы, на особо сложные соединения букв. фото Обычно учащиеся боятся ошибиться в заполнении бланков регистрации во время участия в олимпиадах различного уровня, например, «Русский медвежонок». Заполняя в режиме он - лайн «свой» бланк, транслируя его на экран, учитель показывает учащимся правильное заполнение. После этого ученики самостоятельно заполняют свои бланки регистрации, не испытывая при этом волнения и страха. фото Можно использовать документ - камеру во время любимой детьми игры «Угадайка», когда на экран «выводится» часть текста, и учащиеся должны отгадать его скрытую часть. Фото Опыт показал, что внедрение в образовательный процесс компьютерных технологий открывает огромные возможности для повышения качества образования. Учебное занятие с использованием компьютерных средств обучения эффективнее, а восприятие предлагаемой информации намного превосходит возможности в этой области любых традиционных наглядных пособий, что ведёт к социальной успешности учащихся.




Список использованной литературы

Коменский, Я.А. Великая дидактика [Текст]: избранные педагогические сочинения в 2 т./Я.А. Коменский - М., 1982. - 271 с.

Документ - камера [Текст]: методическое пособие/ - М: Современные образовательные технологии, 2012 г. - 16 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации - М.:2009 - . Режим доступа: минобрнауки.рф, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. ус., англ.

© 2010-2022