Технологическая карта урока по русскому языку на тему Правописание сложных слов (з класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: Русский язык

Класс: 3 «В»

Учитель: Кушхова Надежда Сергеевна

УМК: Начальная инновационная школа

Тема урока: Правописание сложных слов

Тип урока: урока актуализации знаний и умений ( общеметодологической направленности)

Цель урока: 1. образовательная: расширение понятийной базы (предметной и метапредметной) за счёт включения в неё новых элементов;

  1. деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов;

  2. развивающая: развитие умения мыслить на основе логических операций анализа и синтеза, высказывать своё мнение в соответствии с поставленными вопросами и составлять развёрнутые ответы;

  3. воспитательная: воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение выслушивать и не перебивать товарищей.

Задачи урока:

  1. Познавательные: умение определить понятие «сложные слова», структурирование знаний из личного опыта, выбор основания для сравнения способов образования слов, построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей.

  2. Коммуникативные: высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий, умение рассказать другому о способах образования сложных слов, инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов.

  3. Регулятивные: действие целепологания, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение высказывать предположение и его доказывать, умение рефлексировать свои действия по цели.

  4. Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания; формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить, рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Оборудование: комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран), учебник «Русский язык 3 класс»

Л.В.Кибирева, О. А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова, карточки, лесенки успеха

Ход урока

(этапы урока)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Методические рекомендации

1.

Организационный момент

Приветствие гостей.

Приветствуют гостей

Личностные: готовность к сотрудничеству и дружбе

Учитель настраивает учащихся на работу

2.

Актуализация знаний

На экране слова:

высокогорный, камнепад, водопад, камнеломка.

- По какому признаку эти слова я объединила в одну группу?

- разделите эти слова на 2 группы.

По какому признаку разделили?

Дети читают слова на доске

Все эти слова сложные

В первую группу слова с соединительной гласной е

Во вторую с соединительной гласной о.

Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися

Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, раскрытие значимости изучения данного материала, привлечь внимание учащихся, пробудить их интерес, желание узнать, понять, применить.

Для получения новых знаний необходимо вспомнить изученный материал и систематизировать его.

3

Постановка темы и цели урока.

- С опорой на эти гласные назовите тему нашего урока.

- Исходя из темы, которую вы мне назвали, чем мы с вами будем сегодня заниматься?

Правописание сложных слов.

- Понаблюдать за словами, как соединяются корни в словах. Составить инструкцию (алгоритм) - как нужно действовать, чтобы правильно соединить корни в сложных словах, образованием, правописанием сложных слов,

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: постановка и решение проблемы.

Коммуникативные: умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: проявлять желание узнать больше.

Сообщение темы и цели урока

4

Самоопределение к деятельности.

-У вас на столах лежит лесенка успеха. Определите, на какой ступеньке при изучении нашей темы вы находитесь.

Дети отмечают на лесенке успеха своё местонахождение

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Ребёнок должен настроить сам себя на положительную и продуктивную работу.

5

Чистописание

- Догадайтесь, какие гласные буквы мы сегодня будем прописывать на минутке чистописания?

- Установите закономерность и продолжите её.

- У меня рассыпалось предложение. Соберите его.

развит, в, спорт,

Приэльбрусье, горн_лыжный

Соберите его.

- Какое слово соответствует нашей теме урока?

- Какую букву вы вставите? Почему?

Дети прописывают соединение «ео», «ееоо» устанавливают закономерность

Дети собирают предложение

В Приэльбрусье развит горнолыжный спорт.

Горнолыжный

Букву о . Потому что первая основа заканчивается на твёрдый согласный звук.

Дети вспоминают правило написания соединительной гласной о

Личностные: заинтересовать учащихся в улучшении способов написания отдельных элементов букв, буквосочетаний.

Регулятивные : проведение учащимися самоконтроля и самооценки

Данная работа является частью интеллектуального развития учащегося

6

Включение в систему знаний и повторение.

- У вас на столах есть жёлтые листы. Из слов, записанных на карточках соберите сложные слова.

- Какие слова у вас получились?

- Сформулируйте правило образования сложных слов.

Дети в группе собирают сложные слова.

Каждая группа называет получившиеся слова

Дети формулируют правило образования сложных слов: «Слова, образованные от двух или более основ при помощи соединительных букв «о» и «е» или без них, называются сложными словами.

Регулятивные: умение действовать по плану.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов поиска.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Личностные: готовность к сотрудничеству и дружбе.

Работа в группе.

Повторение пройденного материала, отработка алгоритма состава сложных слов

7

Локализация затруднений.

-

фильм

картина

зал

лента


посмотрите на схему.

Технологическая карта урока по русскому языку на тему Правописание сложных слов (з класс)

кТехнологическая карта урока по русскому языку на тему Правописание сложных слов (з класс)Технологическая карта урока по русскому языку на тему Правописание сложных слов (з класс)ино

Технологическая карта урока по русскому языку на тему Правописание сложных слов (з класс)

Составьте слова и запишите их в тетрадь, выделите в них корни.

- Я эти слова разобрала вот так.

(Показ слайда № 7)


Дети по схеме составляют сложные слова, записывают и выделяют корни:

Кинофильм, кинокартина, кинозал, кинолента

Регулятивные: оценка - осознание качества и уровня освоения учебными действиями.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Коммуникативные: проявлять активность в деятельности.

Задание «ловушка»

8

Построение проекта выхода из затруднений.

- Всё правильно? Все со мной согласны?

На доске появляются неизменяемые слова: метро, кино, эскимо.

- По какому признаку они все в одной группе?

- Назовите корень.

- Давайте сделаем вывод:

если первый корень является неизменяемым словом, то..

Дети обсуждают правильность разбора слов

Все эти слова неизменяемые. Корнем является все слово.

…значит эти слова образованы при помощи сложения двух основ без соединительной гласной

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: умение работать в статичных и мигрирующих группах.

Личностные: уметь распределять роли.

При помощи наводящих вопросов и специально построенных заданий строится выход из затруднения.

9

Словарная работа

На доске записаны слова: кофеварка, кинотеатр, городостроение.

- выберите то слово, в котором оба корня являются словарными словами.

Объясните почему выбрано именно это слово.

Выбирают слово кинотеатр.

Оба корня сложного слова являются словарными словами (кино и театр)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с соседом;

Познавательные: умение строить речевое высказывание в устной форме;

Регулятивные: умения оценивать полученные результаты с поставленной задачей; определять успехи и трудности.

Личностные: умение находить и исправлять ошибки в работе соседа,

Данный вид работы способствует развитию познавательных УУД учащегося

10

Обобщение затруднений во внешней речи.

Заполнение кластера:

- Возьмите кластер, который заполняли на прошлых уроках.

Технологическая карта урока по русскому языку на тему Правописание сложных слов (з класс)

Дополните его. Какое слово вы вписали?

- Я предлагаю добавить словарное слово.

Дописывают в кластер схему образования сложных слов при помощи двух основ без соединительной гласной кинотеатр

Регулятивные: умение адекватно контролировать процесс и результат своей деятельности.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Личностные: проявлять внимание и положительное отношение к процессу познания, желание узнать больше.

11

Физминутка

- Я называю слова. Если вы услышите в слове соединительную гласную «о» - то садитесь, если гласную «е» - то хлопаете:

самолёт, звездопад, самовар, птицелов, пылесос, кашевар, водопад, вездеход.

Дети выполняют движения следуя указаниям учителя

Регулятивные: умение следовать заданной инструкции.

Смена деятельности для расслабления и отдыха

12

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- Откройте учебники на странице 94. Работаем с упражнением 167.

- Найдите в каждом столбике «лишнее слово». Объясните, почему оно лишнее. Запишите оставшиеся слова.

Дети находят и объясняют почему предложенные ими слова являются «лишними» словами

Регулятивные: оценка - осознание качества и уровня освоения учебными действиями.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Коммуникативные: проявлять активность в деятельности.

Работа по учебнику.

Работа в паре.

13

Рефлексия учебной деятельности.

- Какая была тема урока?

- Взяли лесенку успеха, Покажите или подчеркните, на какой ступеньке вы теперь находитесь? Если вы хоть на одной ступеньку стали выше, значит наш урок прошёл не зря!

Дети отмечают ступеньку на «лесенке успеха»

Регулятивные: осуществлять итоговый контроль.

Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Коммуникативные: проявлять активность в деятельности.

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность.

На данном этапе полученные знания приводятся в систему.

14

Домашнее задание.

1 уровень - составить 10 сложных слов,

2 уровень - составить 5 предложений со сложными словами.

3 уровень - составить сказку со сложными словами.

Дети записывают домашнее задание с учетом сложности задания

Личностные: оценивание усвоенного содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор

Каждый учащийся самостоятельно определяется с выбором уровня задания

15

Резерв

На стр 92 в упражнении 163 вы найдёте словосочетания. Составьте с одним из них предложение в группе.

Выполняют при остатке времени


© 2010-2022