- Преподавателю
- Начальные классы
- Тема «Зима». Урок развития речи
Тема «Зима». Урок развития речи
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Галиева С.А. |
Дата | 01.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: «Зимушка - зима».
Тип урока: урок развития речи.
Цели: 1) формировать умение составлять художественное описание природы ;
учить умению видеть основные элементы текста, предложения;
2) учить исследовательской работе на уроке
3) учить умению работать в группах, в парах;
4) способствовать развитию творческого воображения, зрительного восприятия, памяти, развитию речи учащихся посредством работы над лексическим значением слов, составлением синонимического ряда; выделением словосочетаний из текстов ряда жанров.
5) формировать умение использовать изобразительные средства языка для описания образов;
6) способствовать развитию чувств и эмоций детей;
7) воспитывать чувство прекрасного, чувство любви к родной природе.
Оборудование:
-
Слова К. Паустовского;
-
Картинки для показа образов (солнце, небо, дом, деревья и т.д.); иллюстрации о зиме;
-
план урока;
-
Слова для описания образов;
-
В. Бианки «Синичкин календарь», «Лесная газета» (декабрь, январь, февраль), Соколов - Микитов «От весны до весны». Стихотворения о весне.
Ход урока. 1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. - Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир природы. Эпиграфом данного урока являются прекрасные строки Константина Георгиевича Паустовского:«У каждого человека случается свое счастливое время открытий» Мы сегодня будем открывать мир зимней природы на примере разных видов творческой работы. Отгадайте загадку: «Не болела, а белый саван одела». (зима). - Какое время года сейчас на календаре? Какие месяца зимы вы знаете? ( декабрь, январь, февраль) Какой месяц зимы сейчас идет? (Первый месяц, декабрь). 2. Минутка чистописания. Объясните значение поговорок. Запишите одну из них. Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст. Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает. Январю - батюшке - морозы, февралю - метели. Существует много примет о зиме Сильно блестят звезды - к морозу Если начинают потеть стекла - к усилению мороза Кошка на печь - к морозу Если самовар гудит - это к морозу Валяются собаки на снегу- к метели Кольцо вокруг солнца - к ненастью Зима снежная - лето дождливое Основная часть урока. 1.Работа над деформированным предложением.( В классе работает 4 группы детей. Каждой группе дается задание составить предложения на доске. Составьте предложения: 1-я группа 1. русский, зимой, красив, лес 2.кружева,белые, на березках, замерзли 2-я группа
3.на вековых блестят шапки пушистые соснах 4. и, вот, солнышко, в , лес, заглянуло 3-я группа 5. на, ветках, шишки, заискрились, елки 6.на, тропе, рысь, лесной, затаилась 4-я группа 7. с березами, ветерок, играл, весело 8. в лесу, здорово, как, оказаться , зимой Учитель: - Давайте теперь составим предложения в нужной последовательности. -Найдите, в каких предложениях можно поставить восклицательный или вопросительный знак? Какой знак не понадобился? Прочитайте текст самостоятельно еще раз -Какой тип текст получился . /Текст описание/ Какие типы текстов вы знаете? /описание, повествование, рассуждение/
2. Работа над деформированным текстом Из каких основных частей состоит любой текст? На доске появляются постепенно слова: Введение Основная часть Заключение. Творческая работа Работа в группах. Каждой группе дан небольшой текст Задание: Расставьте знаки препинания и соедините их в текст. Выдержаны ли все части в тексте. Работа в группах. Каждой группе дан небольшой текст 1. Пришла зима пушистый снег укутал землю кусты и деревья опушились блестящим инеем ударил сильный мороз 2. Толстым льдом покрылся пруд лучи солнца осыпали холодным блеском всю местность стоят короткие зимние дни на скатерти снегов видны следы зверей и птиц склонив тяжелые головы, застыли вековые ели 3. От елки к елке прыгала шустрая белочка с деревьев падали огромные шапки снега в лесу пахло смолой и хвоей но вот пухлая туча медленно затянула горизонт начал валить хлопьями снег 4.Мы подъезжали к деревне в окнах мелькали тусклые огни быстро наступали длинные зимние сумерки как прекрасно это время года! Творческая работа Прочитайте тексты и найдите описание элементов природы.
Например:
Был самый разгар зимы. В лесу от мороза трещали деревья. По утрам вставало солнце красное, как начищенный медный таз.
Мы с вами сидим в 4 группах. Мы сегодня в роли исследователей. Каждой из групп будет дано задание. Нужно описать один их элементов данной картины; подобрать имена прилагательные к именам существительным соответствующих теме «Зимушка -зима». Дети работают в группах и постепенно на доске с их помощью появляются дополнительные слова для описания. Консультанты зачитывают слова, а учитель записывает их.
В итоге на доске появляется запись.
небо солнце лес снег
деревья животные Настрое ние мрачное тусклое голый
нетронутый
тоненькие Заяц прячется в норках радостное серое зимнее не греет вдали темнеет
хрупкие Прячется в норках, запасы грустное с низкими облаками
стройные
веселое
Найдите в текстах описание зимы, ее отдельные образы.
1. В. Бианки «Синичкин календарь»
2. Соколов - Микитов «От весны и до весны»
3.В. Бианки«Лесная газета»
4.Стихотворение о зиме
Дети зачитывают отдельные описания природы. Вывод: Посмотрите как здорово и живописно показывают нам поэты и писатели приход зимы. Я думаю, что кто-нибудь из вас использует эти слова в мини-работе. Мы сегодня учимся описывать отдельные элементы природы и соединять общими усилиями в единое целое - в тек Работа по плану в тетради 1группа - о солнце и небе. 2группа - о лесе, снеге 3группа - вступление 4 группа - о животных Давайте попробуем соединить смысловые части по плану. Составим картинный план. Вступление 1. Вступление 2. Небо 3. Солнце 4 Лес
5. Снег
6. Животные
7. Я Мне (не) нравится наша зима потому, что… Написание фрагментов сочинения учащимися самостоятельно.
Резервный материал. Цель: работа над орфографией и лексикой языка учащихся. Задание №1.
- Темный, грустный, таинственный …(лес,одежда,снег).
- Белый, пушистый, как ковер…(дом, снег,).
- Тоненькие, хрупкие, молодые…(деревья,люди).
Чтение сочинения по плану целиком
- У нас получился рассказ по плану …? Какой это текст
- Есть ли в нем свое мнение? Давайте вернемся к высказыванию К. Паустовского
«У каждого человека случается свое счастливое время открытий»
6. Рефлексия.
- Понравилась ли вам такая работа?
- Что показалось вам интересным?
- Что запомнилось больше всего?
- Что было наиболее трудно? Легко?
- Перед вами лежат воздушные шарики. Отобразите на них свое настроение?