Конспект урока по русскому языку Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слайд №2

Тема: Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.


Цели:
На основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени и окончаний глаголов в настоящем и будущем времени сделать вывод об изменении глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Задачи:
1.Учить детей изменять глаголы в прошедшем времени по родам и числам. 2.Развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного. 3.Воспитывать любовь к предмету, умение прийти на помощь в трудную минуту.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Повторение изученного материала.

Слайд №3 На доске: Цветёт, заскрипит, поедет, догоняет. -- Что общего в данных словах? (Это глаголы единственного числа, третьего лица.) -- Разделите слова на две группы. (1 - глаголы настоящего времени; 2 - глаголы будущего времени.) -- Назовите глаголы настоящего времени. -- Назовите глаголы будущего времени. -- Что общего у глаголов настоящего и будущего времени? (Эти глаголы изменяются по лицам и числам.)

  1. Письмо по памяти.

-- Сейчас я вам прочитаю четверостишие. Подумайте, как вы понимаете эти слова?

Слайд №4 -- Что значит «чувствует плечо»? -- Какие глаголы употреблены в переносном значении? -- Запишите это четверостишие по памяти.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадёт,

Тот никогда не пропадёт.



ВЗАИМОПРОВЕРКА

Слайд №5 -- Найдите глаголы, определите время глаголов, выделите окончания.


-- Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени? -- Определите лицо и число.
Конспект урока по русскому языку Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам (4 класс)

  1. Постановка учебной задачи.


-- В каком ещё времени могут употребляться глаголы? (В прошедшем времени.) -- Как вы, думаете какая тема нашего урока? (Изменение глаголов в прошедшем времени.)






Слайд №6

-- Запишите тему урока. -- А теперь прочитайте вопросы к уроку?

Слайд №7


  1. На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?
  2. Чем отличаются окончания глаголов в прошедшем времени от глаголов в настоящем и будущем времени?
  3. Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
Вот на эти вопросы мы с вами должны будем ответить в процессе нашего урока.
  1. Работа по теме.

  1. Нахождение в предложениях глаголов прошедшего времени.
Учитель читает предложения. Учащиеся выписывают основы предложений с вопросами к глаголам.
Осенью грустно шуршала на ветру высохшая трава. В берлоге заснул медведь. Скудно светило солнце.

Слайд №8 На доске: Трава (что делала?) шуршала. Медведь (что делал?) заснул. Солнце (что делало?) светило.
-- Что показывает прошедшее время глаголов? -- На какие вопросы отвечают глаголы?

  • СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД.

Слайд №9


ВЫВОД.
Прошедшее время показывает, что действие происходило до момента речи. Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делала? Что делал? и т. д.
б) Наблюдения за родовыми окончаниями глаголов. Выполнение упражнения № 80 (Устно.)
-- Назовите выделенные существительные и глаголы.

Слайд №10 -- Выделите окончания. Укажите род существительных. -- Какие окончания у глаголов? -- От чего зависит написание окончаний глаголов в прошедшем времени? (От рода существительных).
в) Выполнение упражнения № 81 -- Прочитайте. -- Что прочитали? (Предложения). -- Что вы можете сказать об этих предложениях? (Состоят из грамматической основы, нераспространённые предложения). -- На какие группы можно их распределить? (По роду глаголов). -- Запишите в три группы, выделяя окончания глаголов.
ПРОВЕРКА. -- Какие окончания у глаголов в прошедшем времени в женском роде? -- Какие окончания в среднем роде? -- Есть ли особое окончание в мужском роде? -- Есть ли разница на слух в окончаниях женского и среднего рода? А на письме? -- Как проверить написание окончаний глаголов в женском и среднем роде? (По вопросам). -- Отличаются ли окончания глаголов в прошедшем времени от окончаний в настоящем и будущем времени?

  • СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД об изменении глаголов в прошедшем времени и правописании окончаний.

Слайд №11 ВЫВОД. Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском - а, в среднем роде имеют окончание - о. -- Распространите предложения. (Устно.) -- А теперь обратимся к правилу на странице 55. -- Правильный ли вывод сделали мы?

  1. Физкультминутка.

  1. Для улучшения мозгового кровообращения.
(И. п. - сидя на стуле, «1, 2» - отвести голову назад и плавно наклонить назад; «3, 4» - голову наклонить вперёд, плечи не поднимать; «5, 6» -голову наклонить влево; «7, 8» - голову наклонить вправо). Повторить 3 - 4 раза. Темп медленный.
  1. Гимнастика для глаз.
Крепко зажмурить глаза (сосчитать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (сосчитать до 5). Повторить 4-5 раз.
  1. Наблюдение за глаголами во множественном числе.
-- А теперь вашему вниманию предлагаю следующее четверостишие:

Слайд №12 Прилетели три метели, Загудели, засвистели, А четвёртая метель Постелила им постель.
-- Все ли глаголы в этом стихотворении стоят в форме прошедшего времени? -- Какого рода глаголы? -- У всех ли глаголов можно определить род? Почему? (Если дети укажут род у глагола во множественном числе, учитель может предложить следующее стихотворение для наблюдения.)

Слайд №13 Может, это прилетели Вовсе даже не метели? Может, это коростели Или мухи прилетели? Знаю я наверняка: Прилетели облака. -- Я специально задала такой хитрый вопрос, чтобы вы подумали. -- Какого рода существительное коростель? (Мужского рода.) -- Какого рода существительное облако? (Среднего рода.) -- А существительное метель? (Женского рода.) -- Какого же рода глагол прилетели? Почему род не определяется? (Глагол во множественном числе.) -- Какую особенность в окончаниях вы заметили? -- В каком случае возможно определение глаголов прошедшего времени?

  • Дополните ВЫВОД о глаголах прошедшего времени:

Слайд №14 Конспект урока по русскому языку Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам (4 класс)
Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам. Во множественном числе все глаголы имеют окончание - и. Во множественном числе род глагола не определяется.
-- Обратимся к правилу на странице 58. -- Мы сделали правильный вывод?

  1. Закрепление.

Выполнение упражнения № 87
  • Прочитайте. Выпишите все глаголы. Определите время и число.

ПРОВЕРКА.
  • Назовите глаголы настоящего времени.
-- Можно ли у глаголов определить род? Докажите. (Подставляют к этим глаголам разного рода существительные). -- У каких глаголов возможно определение рода? Назовите их. Выделите окончания.
  • Назовите глаголы прошедшего времени во множественном числе.
-- Какие окончания имеют? Можно ли определить род?
  1. Итог урока.

-- Давайте вернёмся к вопросам, которые, были заданы вначале урока.

Слайд №15
-- Скажите, пожалуйста, мы ответили на них? -- Теперь глядя на эти вопросы, сделайте общий ВЫВОД.

Слайд №16

  • Прошедшее время показывает, что действие происходило до момента речи.

  • Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делала? Что делал? и т. д.

  • Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском роде - а, в среднем - о.

  • Глаголы прошедшего времени изменяются по числам. Во множественном числе все глаголы имеют окончание - и.

  • Во множественном числе род глагола не определяется.


Слайд №17 Конспект урока по русскому языку Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам (4 класс)












Слайд №18



© 2010-2022