- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам (4 класс)
Конспект урока по русскому языку Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ермакова Е.Н. |
Дата | 23.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Слайд №2
Тема: Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Цели:
На основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени и окончаний глаголов в настоящем и будущем времени сделать вывод об изменении глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Задачи:
1.Учить детей изменять глаголы в прошедшем времени по родам и числам. 2.Развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного. 3.Воспитывать любовь к предмету, умение прийти на помощь в трудную минуту.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Повторение изученного материала.
Слайд №3 На доске: Цветёт, заскрипит, поедет, догоняет. -- Что общего в данных словах? (Это глаголы единственного числа, третьего лица.) -- Разделите слова на две группы. (1 - глаголы настоящего времени; 2 - глаголы будущего времени.) -- Назовите глаголы настоящего времени. -- Назовите глаголы будущего времени. -- Что общего у глаголов настоящего и будущего времени? (Эти глаголы изменяются по лицам и числам.)
- Письмо по памяти.
-- Сейчас я вам прочитаю четверостишие. Подумайте, как вы понимаете эти слова?
Слайд №4 -- Что значит «чувствует плечо»? -- Какие глаголы употреблены в переносном значении? -- Запишите это четверостишие по памяти.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
Тот никогда не пропадёт.
ВЗАИМОПРОВЕРКА
Слайд №5 -- Найдите глаголы, определите время глаголов, выделите окончания.
-- Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени? -- Определите лицо и число.
-
Постановка учебной задачи.
-- В каком ещё времени могут употребляться глаголы? (В прошедшем времени.) -- Как вы, думаете какая тема нашего урока? (Изменение глаголов в прошедшем времени.)
Слайд №6
-- Запишите тему урока. -- А теперь прочитайте вопросы к уроку?
Слайд №7
- На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?
- Чем отличаются окончания глаголов в прошедшем времени от глаголов в настоящем и будущем времени?
- Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
- Работа по теме.
- Нахождение в предложениях глаголов прошедшего времени.
Осенью грустно шуршала на ветру высохшая трава. В берлоге заснул медведь. Скудно светило солнце.
Слайд №8 На доске: Трава (что делала?) шуршала. Медведь (что делал?) заснул. Солнце (что делало?) светило.
-- Что показывает прошедшее время глаголов? -- На какие вопросы отвечают глаголы?
- СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД.
Слайд №9
ВЫВОД.
Прошедшее время показывает, что действие происходило до момента речи. Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делала? Что делал? и т. д.
б) Наблюдения за родовыми окончаниями глаголов. Выполнение упражнения № 80 (Устно.)
-- Назовите выделенные существительные и глаголы.
Слайд №10 -- Выделите окончания. Укажите род существительных. -- Какие окончания у глаголов? -- От чего зависит написание окончаний глаголов в прошедшем времени? (От рода существительных).
в) Выполнение упражнения № 81 -- Прочитайте. -- Что прочитали? (Предложения). -- Что вы можете сказать об этих предложениях? (Состоят из грамматической основы, нераспространённые предложения). -- На какие группы можно их распределить? (По роду глаголов). -- Запишите в три группы, выделяя окончания глаголов.
ПРОВЕРКА. -- Какие окончания у глаголов в прошедшем времени в женском роде? -- Какие окончания в среднем роде? -- Есть ли особое окончание в мужском роде? -- Есть ли разница на слух в окончаниях женского и среднего рода? А на письме? -- Как проверить написание окончаний глаголов в женском и среднем роде? (По вопросам). -- Отличаются ли окончания глаголов в прошедшем времени от окончаний в настоящем и будущем времени?
- СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД об изменении глаголов в прошедшем времени и правописании окончаний.
Слайд №11 ВЫВОД. Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском - а, в среднем роде имеют окончание - о. -- Распространите предложения. (Устно.) -- А теперь обратимся к правилу на странице 55. -- Правильный ли вывод сделали мы?
- Физкультминутка.
- Для улучшения мозгового кровообращения.
- Гимнастика для глаз.
- Наблюдение за глаголами во множественном числе.
Слайд №12 Прилетели три метели, Загудели, засвистели, А четвёртая метель Постелила им постель.
-- Все ли глаголы в этом стихотворении стоят в форме прошедшего времени? -- Какого рода глаголы? -- У всех ли глаголов можно определить род? Почему? (Если дети укажут род у глагола во множественном числе, учитель может предложить следующее стихотворение для наблюдения.)
Слайд №13 Может, это прилетели Вовсе даже не метели? Может, это коростели Или мухи прилетели? Знаю я наверняка: Прилетели облака. -- Я специально задала такой хитрый вопрос, чтобы вы подумали. -- Какого рода существительное коростель? (Мужского рода.) -- Какого рода существительное облако? (Среднего рода.) -- А существительное метель? (Женского рода.) -- Какого же рода глагол прилетели? Почему род не определяется? (Глагол во множественном числе.) -- Какую особенность в окончаниях вы заметили? -- В каком случае возможно определение глаголов прошедшего времени?
- Дополните ВЫВОД о глаголах прошедшего времени:
Слайд №14
Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам. Во множественном числе все глаголы имеют окончание - и. Во множественном числе род глагола не определяется.
-- Обратимся к правилу на странице 58. -- Мы сделали правильный вывод?
- Закрепление.
Выполнение упражнения № 87
- Прочитайте. Выпишите все глаголы. Определите время и число.
ПРОВЕРКА.
- Назовите глаголы настоящего времени.
- Назовите глаголы прошедшего времени во множественном числе.
- Итог урока.
-- Давайте вернёмся к вопросам, которые, были заданы вначале урока.
Слайд №15
-- Скажите, пожалуйста, мы ответили на них? -- Теперь глядя на эти вопросы, сделайте общий ВЫВОД.
Слайд №16
-
Прошедшее время показывает, что действие происходило до момента речи.
-
Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делала? Что делал? и т. д.
-
Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском роде - а, в среднем - о.
-
Глаголы прошедшего времени изменяются по числам. Во множественном числе все глаголы имеют окончание - и.
-
Во множественном числе род глагола не определяется.
Слайд №17
Слайд №18