Конспект внеклассного мероприятия по экологии Турнир знатоков природы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

















Внеклассное мероприятие

Турнир знатоков природы
«Берегите Землю, берегите»


Зубарева Наталья Викторовна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

МОУ СОШ №30











г. Томск


Внеклассное экологическое мероприятие

Турнир Знатоков природы

"Берегите Землю, берегите!"

Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Задачи:

-обогащать представления об окружающем мире;

-показать значимость окружающей нас действительности;

-привлечь внимание ребят к проблемам охраны окружающей среды;

-формировать у учащихся представление о планете Земля, как общем доме для всего человечества, где нужно правильно и разумно распоряжаться имеющимися богатствами;

-активизировать познавательную деятельность к происходящим событиям в окружающем обществе;

-предоставить возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Форма проведения: экологический турнир знатоков природы с элементами инсценировки.

Методика проведения турнира:

1. Игра проводится в форме соревнования 2 команд.

2. Время 45-55 минут.

3. Возраст участников - 4 класс.

4. Ход игры отражается на доске.

5. Игра проводится в 4 тура.

6. В конце игры выявляется команда - победительница, набравшая наибольшее количество баллов.

7. Отдельно отмечаются активные и эрудированные дети.

8. Награждение.

Дидактический материал:

-таблица по учету заработанных победных баллов (маршрутный лист);

-карточки с заданиями;

-победные жетоны;

-детские рисунки; плакаты на экологическую тему;

-картинки с изображением животных; презентация; аудио - космическая музыка; сообщения уч-ся;

Оборудование:

-мультимедийный проектор;

- глобус;

-экран;

-процессор;

-выставка кормушек;

-выставка книг: энциклопедии животных и растений, Красная книга России;

-чай из лекарственных трав;

-рояль;

-реквизит, декорации для сценки;

-песочные часы

Предварительная подготовка: -на протяжении месяца организуются тематический показ диафильмов, выставка книг о природе, конкурсы на лучший рисунок, на лучшее стихотворение о природе.

-на уроках чтения, на экологических классных часах читаются рассказы о природе, об охране ее

богатств;

проводятся беседы по таким телевизионным передачам, как: "Клуб путешественников", "Команда

Кусто», «В мире животных»; -создание выставочных стендов для оформления кабинета: «Экологический календарь»; «Животный и растительный мир глазами детей» (рисунки);

-редколлегия классов рисуют плакаты «В защиту природы»;

-учащиеся под руководством учителя готовят сообщения и презентации;

-группа детей изготавливают декорации и костюмы для представления;

-изготовление кормушек.
Место проведения внеклассного мероприятия - школьный кабинет. Кабинет красочно оформляется, звучит музыка.

Оформление:

- класс украшен экологическими плакатами «В защиту природы»;

-выставка детских рисунков «Животный и растительный мир глазами детей»;

-выставка книг экологической направленности;


План-структура мероприятия:


1) Организационный момент (2 минуты)

2) Вступительное слово учителя (3 минуты)

2) Чтение стихотворения учеником (2 минуты)

3) Представление команд (3 минуты)

3) Разминка (5 минут)

4) Основная часть (25-30 минут)

а)1-й тур - «Лесная почта». Играют две команды. Игроки получают карточки с жалобами животных. На обсуждение вопросов - 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу. Написать, кому принадлежит жалоба.

б)2-й тур - «Цветик - семицветик». Капитаны команд получают по конверту с буквами, из которых нужно собрать названия трех цветов, занесенных в Красную книгу. Время на составление - 2 минуты. За каждый правильный ответ - 5 баллов.

в)3-й тур - «Мы любим природу». Театрализованное представление. Выступление экологического театра «Сказ про Ивана удальца». Исполнение музыкального произведения «Острою секирой ранена береза». На выступление дается 10 минут

г)4-й тур - «Найди ошибки». Играют две команды. Игроки получают карточки. На обсуждение трех вопросов - 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу. Исправить ошибки.

5)Слово учителя, о том, как сохранить природу, и что для этого может сделать каждый человек.(2 минуты).

6)Путешествие в будущее (музей вымершей флоры и фауны (5 минут)

7) Заключительное исполнение экологических частушек (Участники выходят на сцену и поют экологические частушки). (5 минут)

8) Подведение итогов, награждение победителей и участников конкурса (3 минуты)

Ход занятия

Звучит космическая музыка

Учитель: Когда-то, миллиарды лет назад, в беспокойном и холодном космосе произошла вспышка яркого света.

Это вся любовь и теплота вселенной, собравшись вместе, создали наш с вами дом - планету Земля.

В те далёкие времена она совсем не походила на ту, которую мы видим и знаем сейчас.

Представьте себе! (закройте глазки).

Кругом темнота, повсюду вода и грязь, неприятный запах. В небе сверкают молнии, грохочет гром. Днем - нестерпимая жара, а ночью ужасный холод.

Земля была беззащитна. И ничто не могло защитить землю от жгучих солнечных лучей, от ледяного космического холода. Только спустя миллионы лет Землю постепенно окутает нежный, тонкий слой атмосферы.

В апреле 1961 г. русский космонавт Ю.А.Гагарин окинул взором нашу землю, именно он впервые заметил то, как она прекрасна. Если посмотреть на нашу планету из космоса, то она выглядит вот так - (показать на экран). Слайд 2 Бело-зелёно-голубая, такая хрупкая, красивейшая из планет.

Наша планета и теперь еще продолжает оставаться величайшей тайной и чудом. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества. Как планета, она существует уже несколько миллионов лет. И всего около 2 миллионов лет назад на ней появился человек.

Говоря о Земле, мы сегодня будем иметь в виду в основном её биосферу или живую природу.

Обратите внимание на экологический календарь, который размещён на стене. Здесь вы не увидите таких праздников, как 23 февраля или 8 марта, но есть масса других дат, посвящённых природе. О некоторых вы, наверное, даже не слышали. Мы с вами каждую весну отмечаем такие праздники, как День птиц, День Земли. А вот в предновогодней суете забываем, что 29 декабря отмечается Международный День биологического разнообразия (День Флоры и Фауны). Эта дата стала знаменательной в 1992 году, после того, как в Рио- де -Жанейро на конференции по окружающей среде был принят первый документ о сохранении биологического разнообразия, которую подписали представители 150 государств. Мы посвящаем наше мероприятие именно этому дню.

Казалось бы какой сложный термин - «биологическое разнообразие», а на самом деле оно означает только одно, что все живые существа, населяющие нашу планету Земля (от бактерии до человека) имеют право на жизнь и мы должны сохранить, сберечь их.

На планете Земля предположительно живет 11 млн. видов организмов, из которых пока описано только 1 млн. 550 тыс. Каждый из них занимает своё место в природе.

Слайд 3

«Берегите Землю, берегите» - тема нашего внеклассного мероприятия. На экране высвечивается название мероприятия.

Чтение стихотворения учеником.

"Берегите Землю, берегите"

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба.

Над пустыней тень от баобаба.

Ястреба парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите-

Берегите Землю, берегите!

А сейчас, представляем команды, которые принимают участие в нашем познавательном экологическом турнире знатоков природы. Наш турнир - это интересные конкурсы, вопросы, сюрпризы, это ваши знания, эрудиция и находчивость. Отсчитывать время будут песочные часы. Как только весь песок опустится вниз - ваше время истекло.

Просим команды (названия команд) приготовиться. Повторить правила работы в команде.

Представление команд

Разминка слайд 4,5,6,7

Мы знаем, как разнообразен мир живой природы. Попробуйте по описанию определить, о ком идет речь:

1. Они откладывают яйца и покрыты перьями. Большинство из них умеют летать. (Птицы).

2. Они живут в воде и покрыты чешуей, дышать могут только под водой. (Рыбы).

3. Они обладают крыльями и тремя парами ног. (Насекомые).

4. Они кормят своих детей молоком. Обычно покрыты шерстью. (Млекопитающие).

Задаются 2 вопроса 1 команде, 2 вопроса 2 команде. За каждый правильный ответ жетон.

Слайд 8 Раздать карточки с вопросами. На подготовку 1 минута. Выходит представитель от команды. Перед ним картинки на слайдах, найти правильный ответ и показать. Вопросы для 1 команды.

  1. Какое млекопитающее строит дом с бассейном? (Бобр)

  2. Кто выводит птенцов в феврале? (Клёст)

  3. Какая бабочка "носит" воинское звание? (Бабочка - адмирал)

Если одна команда не смогла ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда:

Слайд 9 Вопросы для 2 команды. Выходит представитель от команды

Если дети не знают ответа и не могут показать картинку, может помочь команда-соперница.

1.Этого дикого зверя можно встретить и на небе. (Большая медведица)

2. 3.Какая птичка бегает под водой по дну ручьев и рек в поисках пищи? (оляпка)

3.Кто бежит ногами вперёд? (Заяц)

Тур 1. Лесная почта Слайд 10,11,12 Очень часто из лесной школы к нам в школу приходят жалобные письма от животных, растений, которые просят у вас совета, помощи. Вам нужно внимательно прочитать их (3 письма), дать ответ и помочь им. Каждой группе дается 1 письмо- задание. Капитаны разбирают письма. Посовещавшись, они зачитывают письмо-описание и называют отгаданное животное.

Учитель: Ребята, из этих жалоб мы можем сделать вывод: Живой природе грозит опасность! Потеря любого вида растений или животных - глубокая трещина в биологическом разнообразии Земли. До появления человека один вид животных вымирал за1000 лет. В настоящее время на Земле исчезает один вид животных в год. Зоологи подсчитали, что из-за деятельности человека в исторический период исчезли 150 видов птиц, 106 видов млекопитающих. В основном это касается охотничьих и промысловых животных.

Человечество давно осознало эту проблему и поставило перед собой одну из важнейших задач - сохранение биологического разнообразия (флоры и фауны).

Первым шагом к этому явилось создание Красных книг различного ранга. Слайд 13 В 1963 году появилась первая Красная книга МСОП (Международного союза охраны природы). Первая Красная книга бывшего СССР была опубликована в 1978 году, а Красная книга России - в 1982г. Ребята, в Красной книге указаны не только редкие животные, которых мы должны беречь и охранять. В Красной книге также говорится о тех животных, которые уже исчезли. Послушайте одну печальную историю о странствующем голубе. Слайд 14 Выступает учащийся с докладом о странствующем голубе.

В Северной Америке в конце 19 века был полностью истреблён странствующий голубь. Эта птица считалась самой многочисленной. Люди убивали птиц всеми возможными способами: ружьями, палками, шестами и даже сетями, т.к. стаи этих птиц пролетали очень низко. Мясо убитых в огромных количествах птиц засаливали в бочках, скармливали свиньям, использовали как удобрение. Никто в те времена не допускал мысли, что голуби могут исчезнуть. Но к началу 80-х годов многочисленные стаи заметно поредели и странствующий голубь исчез.

Физминутка. «Раз, два, три, выросли цветы! К солнцу потянулись - высоко. Стало им приятно и тепло! Ветерок пролетал, стебелёчки качал. Влево качнулись, низко пригнулись. Вправо нагнулись, низко пригнулись. Ветерок, убегай! Ты цветочки не сломай! Пусть они цветут, растут!

Учитель: У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько из них занесено в Красную книгу.

Тур 2. Цветик - семицветик Слайд 15, 16, 17 Капитаны команд получают по конверту с буквами, из которых нужно собрать названия трех цветов, занесенных в Красную книгу. Время на составление - 2 минуты. За каждый правильный ответ - 5 баллов.

Предлагаются названия трех цветков, занесенных в Красную книгу: ветреница, ландыш, колокольчик.

Выступает учащийся с докладом.

Ветреница! Она уменьшает содержание пыли в воздухе в 3 раза, а газов и дыма в 2 раза.

А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновение 25 тысяч видов растений.

Да и площадь лесов ежеминутно сокращается на 20 га.

Учитель: Да… И зачем губить деревья? В некоторых странах просвещенной Европы того времени, например за незаконную рубку леса, палач отсекал руку обличенному преступнику. «О времена, о нравы!» За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека.

Знаете ли вы? Один гектар леса вырабатывает за 1 час кислорода столько, сколько нужно для дыхания двухсот человек

Тур 3 Мы любим природу

Чтение стихотворения «Береза» учащимся.

От чего березка плачет?

Не пойму, что это значит?

Кто б ответить нам помог?

Почему березка плачет?

Кто её обидеть мог? Сейчас мы это узнаем.

Учитель: Группа ребят, озабоченных состоянием нашей Земли, сейчас покажут вам сказку про Ивана - удальца, но не обычную, а экологическую. Инсценировка.

Учитель: Что же ещё делает человек для спасения живой природы? Ответы детей

Создаются заповедники (в России их - 99), заказники, национальные парки, где подлежат охране не только отдельные виды, но и целые природные сообщества. Для разведения отдельных видов создаются питомники, где разводят, например, журавлей, крупных соколов, дроф, а затем их потомство выпускается на волю.

Создаются организации, которые также включаются в борьбу за сохранение флоры и фауны.

Тур 4. Найди ошибки Слайд 18, 19, 20

  1. Слон - плотоядное млекопитающее.

  2. Флора - древнеримская богиня полей и лесов, покровительница животных.

(Растительноядное, Фауна).

  1. Выходной день друзья решили провести в лесу. Целый день они резвились, играли, бегали по лесу, кричали, слушали музыку, плели венки. Потом разожгли костер, приготовили еду. То, что не доели, оставили в упаковке голодным лесным животным. А когда нашли маленького ежонка, то взяли его с собой, чтобы ему не было так одиноко.

Такое поведение в природе недопустимо! Вот что может случиться в недалеком будущем, если мы вовремя не остановимся и не задумаемся.

Путешествие в будущее (Музей вымершей флоры и фауны)

Дорогие товарищи экскурсанты! Добро пожаловать в наш Музей вымершей флоры и фауны XXX века. Мы с гордостью говорим, что сотрудникам нашего музея удалось сохранить то немногое, что когда-то было на Земле. Но нас ожидает большая, кропотливая работа.

До нас дошли записи песни, которую мы не можем полностью расшифровать. Так, известная в своём веке певица Людмила Зыкина поёт песню «Посею лебеду на берегу». Что она сеет, нам не удалось выяснить. Лебеда, видимо, было какое-то экзотическое растение, которое высевали по склонам, чтобы услаждать взор проплывающих мимо путешественников.

Правда, людям в своё время тоже пришлось поломать голову над одним растением, которое знал ещё Пушкин, а до нас оно не дошло. Название его - полба.

Ну, не будем грустить; видимо, этот процесс закономерен. Я прошу взглянуть на эти чудесные искусственные цветы. Когда-то они росли на планете Земля и исчезли, но, благодаря умельцам, мы можем любоваться ими сейчас.

Фауна в нашем музее представлена более полно, чем флора. И здесь нас ожидают интересные находки. Посмотрите на эту птицу, это петух. К сожалению, до нас дошёл единственный игрушечный экземпляр, т.к. люди были беспечными и не думали о будущем. По утрам их будил крик живого петуха, и они думали, что так будет продолжаться вечно.

Вот другой экспонат - свинья-копилка. Люди относились к ней любовно, но уже к концу XX в. свиней становилось всё меньше и меньше. Посмотрите на этих забавных лягушку, медведя и зайца. Прошу бережно обращаться с игрушками, надо думать о наших потомках; им и этого может не достаться.

Что касается птиц, то из уцелевших письменных источников нам известно, что была какая-то кукушка, какой-то соловей. Мы вам можем показать только картинку вороны. Предлагаем записи птиц, которые когда-то населяли Землю.

Учитель: Музей вымершей флоры и фауны - фантазия. Страшная фантазия! Но она тем и страшна, что может стать реальностью.

Чтобы не допустить подобной ситуации, мы предлагаем вам еще раз вспомнить правила поведения в природе. И озвучим мы эти правила в необычной форме.

Дети поют экологические частушки.

В заключение произносят хором клятву юного эколога.

Подведение итогов (команды подсчитывают жетоны)

Учитель: Ну вот, ребята, и закончилась наша игра, выявлена команда, которая первой пришла к «финишу». И подводя итоги нашего турнира, я скажу следующее: Молодцы, ребята, проделали большую работу, готовясь к этому мероприятию: сделали много кормушек, (судить, чья кормушка лучше, будет самое строгое жюри - птицы, которые будут прилетать к ним), выпустили газеты, рисовали плакаты, читали литературу, писали, разучивали стихи, песни на экологическую тему.

И очень хотелось бы, чтобы эта работа была бы потребностью вашей души, вашего характера.

Наша планета Земля очень большая. И она отблагодарит вас за то, что хотя бы на маленьком участке вы сумели стать добрыми хозяевами. Но дело в том, что нам уже сейчас нельзя терять время. Уже сегодня, сейчас, наша планета, этот хрупкий голубой шарик в космическом пространстве, и в ваших руках. Будьте добрыми хозяевами Земли!

А теперь, - награждение лучших. Команда - победитель (название команды, аплодисменты). Ей вручаются призы - сюрпризы (призы упакованы, прилагаются только аннотации).

Награждение команд

Ну, а наших гостей мы угощаем чаем из лекарственных трав, и желаем Вам здоровья!

Приложение к внеклассному мероприятию


Тур 1 «Лесная почта»

Жалобы животных

  • Ох и не любят меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым без хлеба сидеть. Так вот подумайте, обижать или любить меня.________________________________________________________

  • Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая. ____________________________________________________

  • Я красивая грациозная кошка - одно из наиболее редких животных. У нас очень ценится пятнистая шкура и кости, которые широко используются в народной медицине. Поэтому человек безжалостно истребляет нас.___________________________________




Тур 2 «Цветик-семицветик»

«Узнай растение»
1.Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот побежит ветерок - и над поляной послышится тихий серебряный перезвон. Что это за растение?______________________________________________________
2 Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое-где ещё лежит снег, когда ветрено и холодно. И как будто дрожит цветок на ветру.__________________________________________________________
3 Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков появляется красная ягода. Но не бери её в рот - она ядовита.________________________________________________________
__________________________________________________________________

Частушки на экологическую тему


  1. Начинаем петь частушки

Просим не смеяться.

Тут народу очень много

Можем постесняться.


  1. Мы частушки Вам споем

И об этом, и о том.

Вы послушайте, ребята,

Как природу бережем.


  1. Чтоб могли цветы расти

Всюду без опаски.

Их в букеты ты не рви-

Относись к ним с лаской.


  1. Другом ты природе будь:

Ствол ножом не трогай,

Лишь тропой держи свой путь

И смотри под ноги.


  1. Мусор ты не оставляй

На лесной полянке,

Красоты не оскверняй-

Убери все склянки.


  1. Всем на свете, наконец,

Нам запомнить можно,

Что природу-храм чудес

Сохранить несложно.


  1. Вот настал момент прощанья

Будет краткой наша речь.

Говорим мы «До свиданья»

До счастливых новых встреч!


© 2010-2022