- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок обучения грамоте по теме: Звуки [з], [з’]. Буквы З, з. (УРОК-ЭКСКУРСИЯ В ЗООПАРК)
Урок обучения грамоте по теме: Звуки [з], [з’]. Буквы З, з. (УРОК-ЭКСКУРСИЯ В ЗООПАРК)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Папян С.Н. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок литературного чтения
(УРОК-ЭКСКУРСИЯ В ЗООПАРК)
1 класс
]Тема: Звуки [з], [з']. Буквы З, з.
ТИП УРОКА: изучение нового материала
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ : урок- экскурсия
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: наглядный, практический, частично-поисковый.
ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальные, парные, индивидуальные.
Представление о результате:
Личностные (ЛР): проявлять интерес к новому содержанию занятия;
Метапредметные (МПР):
регулятивные: - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
познавательные: - находить в тексте ответы на вопросы;
- определять основную мысль текста;
- группировать и классифицировать все изученные буквы.
коммуникативные: - составлять рассказы о животных ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- выполнять правила работы в паре.
Предметные: - выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух;
- определять место новой буквы на «ленте букв»; соотносить все изученные буквы со звуками.
Цель урока: формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к учебно-познавательной, учебно-практической деятельности по определению звуков [з], [з,] в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями; развивать речь, память, мышление.
Задачи урока:
- учить звуковому и сравнительному анализу слов;
- способствовать продуктивному формированию навыка чтения;
- продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышление;
- развивать фонематическую и устную речь;
- воспитывать гражданскую идентичность у обучающихся;
- воспитывать культуру поведения на уроке;
-воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи, уважения друг к другу;
-воспитывать бережное отношение к животным;
- воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование урока:
учебник «Букварь» 1 класс, авторы Т.М.Андрианова, И.Л.Андрианова, карточки со слогами и словами, магнитные доски, карточки с индивидуальными заданиями, карточки-смайлики, предметные рисунки. компьютер, презентация (среда POWER POINT)
Ход урока
«Психологическая установка на работу»
Улыбнемся друг другу.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться!
-
Организационный момент. 1 cлайд
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
- Как называется наш урок?
- Чем мы занимаемся на этом уроке ?
- Зачем надо уметь читать?
II. Актуализация знаний
Чтобы книги читать,
Надо буквы изучать.
Повторение изученных букв.
- Назовите буквы, которые живут в первом домике ( а, о, э, и, у, ы) 2 слайд
- Какая гласная буква показывает на мягкость согласного звука? (и)
- Кто живет во втором домике? (н, л, м, р, в- буквы звонких согласных) 3 слайд
- Кто живет в третьем домике? ( буквы парных согласных) 4 слайд
III. Постановка учебной задачи . Формулирование темы и задач урока учащимися.
1.- Назовите предметы, изображенные на картинках. Слайд 5
зубр зебра
лиса кабан
белка жираф
2.- Как их можно назвать одним словом? (звери)
- Послушайте стих-загадку о зверях.
Я ходил куда-то с папой.
Видел там зверей я много
Обезьяну, тигра, крокодила.
Слон водою нас облил.
Где я был? Куда ходил? (В зоопарк) слайд 6
3. Беседа о зоопарке. - Итак, где можно встретить этих и других животных?
- Что такое зоопарк? (Зоологи́ческий па́рк (зоопарк) - одна из уникальных лабораторий по сохранению разнообразия животного мира и музей живой природы, созданный человеком, является научно-просветительным учреждением.) -Для чего туда помещают животных? (Место, где содержат диких животных для показа) (Открываю рисунки с изображением зоопарка и животных) слайд 7 - В зоопарках можно увидеть животных, которые живут не только в нашей местности, но и в жарких и дальних странах. Живут также в зоопарках и те животные, которым трудно выжить в природе, так как их осталось очень мало, и ученые помогают выжить и развиваться этим животным. - Кто из вас был в зоопарке? Каких животных вы там видели? - Как надо вести себя в зоопарке? (Нельзя дразнить животных, просовывать руку, перелазить через барьер, кормить животных). Помните об этих правилах, когда будете посещать зоопарк. - Мы сегодня тоже с вами отправимся на экскурсию в зоопарк. Слайд 8 - Подумайте, какое слово лишнее в первом столбике ? (Зубр - один слог, первый звук твердый, заканчивается на согласный звук) - Какое слово лишнее во 2 столбике? (Зебра - первый звук мягкий, последний звук - гласный, ударение падает на первый слог) (Лишние картинки убираю) слайд 9 - Произнесите первый звук в слове зубр. (В слове зубр первый звук [з]) - Какой первый звук в слове зебра? ( В слове зебра первый звук [з'])
- Определите , какие эти звуки? (гласные или согласные? Почему? Какой звук [з] звонкий или глухой?)
-Звуки [з], [з'] обозначаются буквой з.
- На что похожа буква з? слайд 10
На эту букву посмотри:
Она совсем, как цифра три! - Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Звуки [з], [з'] и буква, которая их обозначает). Слайд 11
- Попробуйте, опираясь на тему урока и опорные слова, сформулировать задачи нашего урока. Слайд 12 Познакомимся с ….. Научимся отличать …. Научимся читать ….. (предположения детей) - Правильно, мы должны познакомиться со звуками [з], [з'] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать эти звуки и букву от других звуков и букв, должны учиться читать слоги и слова с новой буквой. - А для чего нужна заглавная буква? Слайд 13
- Экскурсия продолжается. У нас в гостях тетушка Сова.
Слайд 14 прочитать
-Давайте прочитаем чистоговорки и закончим их. Работа над дикцией: чистоговорки: За-зо-зу-мы ловили стрекозу. Зи-зе-за-приближается гроза. Зо-за-зы-убегаем от грозы.
IV. Знакомство со звуками.
1.Подойдем поближе к клеткам с этими животными.
Демонстрация фотографии зубра Слайд 15
- Кто расскажет о зубре? (Зубр - самое крупное стадное животное. Рост его от 2 до 4 метров, а вес - 1,5 тонны. Но, не смотря на это зубр - это редкое животное. Виноват в этом человек. Люди охотились на них и почти истребили этот вид. Однако создание заповедников спасло зубров. На территории Белоруссии есть место - заповедник Беловежская пуща. Там люди охраняют этих зверей. И помогают им выживать в трудные времена. )
Демонстрация фотографии зебры Слайд 16
- Кто нашел информацию о зебре? (Зебра - представительница лошадиного рода. Место обитания - Африка. Большие табуны зебр пасутся на открытых пространствах не удаляясь от водопоя. Полосатая окраска хорошо маскирует животное. Хищнику трудно различить стадо зебр и выбрать себе жертву. Враг зебры - лев. )
- А ещё какую зебру вы знаете?
-Да, пешеходный переход тоже называют зеброй, т.к. он обозначен белыми поперечными полосами на проезжей части дороги.
Вывод: эти слова - многозначные. Одинаково звучат, но значение разное. ОМОНИМЫ. - У вас есть билеты в зоопарк. На них написаны буквы. - Выберите букву з и раскрасьте простым карандашом.. -Кого вы видите на билете? - Подходим к клетке со змеями. Слайд 17 - Попробуйте из шнурочков выложить букву з, чтобы она была похожа на змею. - Послушайте стихотворения про букву З. Слайд 18
Первый ученик. На эту букву посмотри Она совсем как цифра 3.
Второй ученик. «З »- не просто завитушка, «З » - пружинка, крендель, стружка.
Третий ученик. Занят заклинатель змей
Звонкой музыкой своей.
А под музыку, друзья,
Затанцует и змея.
2. Упражнение на концентрацию внимания. - Потренируемся в распознавании новой буквы среди других букв. Ваша задача - зачеркнуть букву З и посчитать, сколько раз она встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру.
УВМЗРЕЗЖФОБЬЗКЗПРЫВЗ
Взаимопроверка.
- Кто не допустил ошибок? Молодцы, вы были очень внимательными.
ФИЗМИНУТКА. Слайд 19
- Первоклашки дружно встали,
И зверятами все стали.
Потоптались как слонята,
Повертелись как лисята,
Поскакали как зайчата.
Как жирафы потянулись
И друг другу улыбнулись.
Если в слове есть звуки [з], [з,'] то хлопаем, а если нет - приседаем.
слонята, лисята, зайчата, жирафы
VI. Чтение слогов и слов с новой буквой.
1. -Животных, которых мы можем увидеть в зоопарке, гораздо больше, чем я назвала. Чтобы прочитать их названия, надо подготовиться. А для этого надо научиться читать . Слайд 20. Чтение слогов . 2. Работа с учебником. - В каждом зоопарке есть путеводитель, чтобы знать, где какой зверь живет. Нашим путеводителем будет наш учебник - азбука. Откройте учебник на с. 70. - Какую букву увидели? - Назовите слова в которых есть новые звуки. - Чтение слов в столбиках - Что интересного заметили ? - А тогда как называются слова? - Прочитаем последний столбик. - Что здесь заметили? - Что обозначает ЗОО? -Где можно узнать точное объяснение? Зоо- (Zoo-) приставка, обозначающая животных. Зоо... - первая часть сложных слов со значением 1) относящийся к зоологии 2) относящийся к животным . 5. Работа с текстом. а) Прочитайте название, можете сказать о чем будет текст? б) Читает хорошо читающий ученик - О чем этот текст? в) Беседа по содержанию. - Каких животных встретили дети в зоопарке?(крокодила, тигра, мартышек, носорога) - Что делал крокодил? А тигр? - Чем занимались мартышки? А носорог? - Как надо относиться к животным? - Давайте ещё раз прочитаем текст и найдём слова с буквой з. (чтение цепочкой) -Прочитайте слова, в которых есть буквы З. з
VII. Проверка знаний.
- Наша экскурсия в зоопарк завершается.
- На выходе контролеры приготовили для вас задания, чтобы проверить ваши знания.
1.Поставьте знак +, если согласны c утверждением, а если не согласны, то поставьте - .
1. Звук [з] гласный.
2. Звук [з ] согласный.
3. Звук [з] глухой.
4. В слове зимний звук [з'] стоит в начале слова.
5. В слове корзина звук [з] твердый.
Самопроверка (по доске) -, +, -, +, -
2.Рассмотрите в Букваре внизу животных и назовите их по-разному.
Дополнительное задание на смекалку. Слайд 21
- Назовите крокодила по другому. Кто сможет записать это слово? ( Аллигатор) Аллига́тор (лат. Alligator) - род крокодилов семейства аллигаторовых (Alligatoridae), включающий всего два современных вида: американский аллигатор и китайский аллигатор . Разница между крокодилом и аллигатором
Самое большое различие - в их зубах. Когда челюсти у крокодила сомкнуты, то виден большой четвёртый зуб нижней челюсти. У аллигатора же верхняя челюсть закрывает эти зубы. Также их можно отличить по форме морды: у настоящего крокодила морда острая, V-образная, у аллигатора - тупая, U-образная.
- Где можно проверить написание слов?( В орфографическом словаре)
- Назовите бегемота по другому. Записать это слово. ( Гиппопотам) Слайд 22
Обыкнове́нный бегемо́т, или гиппопота́м - крупное, всеядное (в основном травоядное) млекопитающее из отряда парнокопытных.
VIII. Рефлексия деятельности на уроке. Самооценка собственной деятельности.
Оцените, чему вы научились на уроке: Я научился (лась) … . Я понял (а) … . Я смогу … . Слайд 23
Оцените свою работу на уроке: на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно - весёлый человечек; затруднялся при выполнении заданий - печальный; было трудно работать - грустный.
- И в заключение урока прочитайте пословицу в Букваре.
- Как понимаете?
Спасибо за работу Слайд 24