Конспект по обучению грамоте в 1 классе по теме Буквы Чч и Щщ по системе Л. В. Занкова

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока,

проведенного в 1 «Б» классе 18 февраля 2014 года,

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 111 . Минеральные Воды Галицына Ольга Николаевна

Урок открытия новых знаний.

Предмет: Обучение грамоте. 1 класс, система РО Л,В.Занкова. Тема: Буквы Ч и Щ, обозначающие всегда мягкие, глухие согласные звуки [ч], [щ](слайд 1) Цель: Развивать исследовательские умения и навыки. Формировать навык чтения. Задачи: - познакомить со звуками [ч], [щ] и буквами, которые их обозначают; - развивать фонематический слух; - обогащать словарный запас детей; - развивать связную устную речь.

- формировать представление о словах, обозначающих признаки предметов (прилагательных) и многозначных словах. - формирование универсальных учебных действий (УУД): Личностные: 1. Использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.2. Сохранять мотивацию к учебе, проявлять интерес к новомуучебному материалу; 3. Развиватьспособность к самооценке. Регулятивные:

1. Формировать умение высказывать своё предположение;

2. Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3. Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, классифицировать. 4. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 5. Вести наблюдение. Проводить эксперименты. Делать выводы и умозаключения. Познавательные:

1.Использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;2. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;3. Формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;4.формировать умение представлять информацию в виде схемы;5. Осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков;6. Устанавливать причинно - следственные связи, строить рассужденияоб объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку). Коммуникативные:

1. Формировать умение слушать и понимать других; задавать вопросы.

2. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии споставленными задачами;

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.4. Владеть монологической и диалогической формой речи. Оборудование:

  • карточки с загадками для работы учащихся в паре,
  • рисунки различных видов часов, часов с секретом и часовщика,
  • печатные буквы Чч и Щщ, рисунки часов для этапа рефлексии,
  • Азбука. Н.В.Нечаева. К.С.Белорусец.
  • Презентация урока.











Ход урока.

  1. Организационный этап. Со звонком дети хором произносят слова:

Прозвенел сейчас звонок, начинается урок. Ждут нас книжки и тетрадки. Учитель: Вы готовы? Дети:Всё в порядке! Учитель:Очень рада, что к уроку все готовы, что у всех хорошее боевое настроение. Скажите, что мы изучаем на уроках обучения грамоте? (Мы изучаем звуки и буквы.)

Как вы думаете, что узнаем сегодня на уроке? (Высказывания детей)

  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
2.1.Фронтальная работа - Давайте вместе вспомним то, что мы узнали. Поиграем в игру «Доскажи словечко». (На доске опорные схемы.) (Слайд № 2.)
  1. Звуки мы … (произносим и слышим)
  2. Буквы мы … (пишем и видим)
  3. Все звуки делятся на … (гласные и согласные)
  4. Если воздух проходит свободно то этот звук … (гласный)
  5. Если воздух встречает преграду то этот звук … (согласный)
  6. Гласные звуки могут быть … (ударными и безударными)
  7. Согласные звуки могут быть … (звонкими и глухими)
  8. Согласные звуки произносятся … (твердо и мягко)
  9. Звуки на письме обозначаем … (буквами)

2.2. Сегодня на урок к вам спешит необычный гость. Для того чтобы узнать его вам необходимо составить загадку, прочитать и отгадать ее. (Работа в парах)

Дидактическая игра в парах. (Дети получают конверты с карточками на которых написаны загадки)

1) Мы ходим ночью, ходим днём, 2) На руке и на стене

Но никуда мы не уйдем. И на башне в вышине

Мы бьём исправно каждый час, Ходим ночью, ходим днем

А вы друзья, не бейте нас. Но никуда мы не уйдем.(Слайд 3)

2.3. Словарная работа. Что такое часы? ( Часы это прибор, механизм, предназначенный для измерения времени.) Что вы знаете о часах? Какие бывают часы? Почему так называют эти часы? А де можно увидеть башенные часы?:

Дети., В Москве на Спасской башне.

Уч., Как называются эти часы?: Это куранты часы с музыкальным сопровождением.

Уч., По какому принципу разделили все часы?: Разделили по месту расположения.

(Слайд 4)

- А вот перед вами часы с секретом. Хотите открыть их секрет? Тогда отправимся в мастерскую, к мастеру по ремонту часов. Познакомимся с новыми буквами и откроем их секрет.

2.4.Классификация слов.Прочитайте(слайд5)Часовщик прищурив глаз,Чинит часики для нас. - Что это? (чисто говорка) где в словах чисто говорки стоят буквы Ч, Щ?: Д., Буква Ч стоит в начале слова (часовщик, чинит, часики). Буква Щ стоит в середине слова ( прищурив, часовщик). - Найдите родственные слова? (часовщик, часики) Почему? Работа над значением данных слов. 2.5. Определение темы урока. Какие новые буквы встретились в чисто говорке? (Ч и Щ) Определите тему урока. Д., Буквы Ч, Щ. Звуки (ч), (Щ).

Проводится дидактическая игра «На что похожа буква?». (Дети говорят ) Слайд № (6)

Уч., Ч вы правильно решили Щ щётка Щ поможет нам

Пишут так же, как «4». Чистить зубы по утрам.

Только с цифрами , друзья,

Путать буквы нам нельзя.

Физкультминутка. Изобразите букву Ч и Щ.

Тик-так, тик-так -тик-так, тик-так, тик-так.

Все часы идут вот так;Налево - раз, направо - раз

Тик-так.Мы тоже можем так.

Смотри скорей, который час:Тик-так.

  1. Этап открытия новых знаний.

3.1. Организация исследования. А сейчас мы проведем исследованиеновых букв Ч и Щи узнаем, какие звуки они могут обозначать. Для начала нам надо определить тему исследования:(слайд 7) Тема. Звуки [ч'] и [ щ']. Цель. Выявить фонематические признаки звуков [ч'] и [щ']. Задачи. 1. Наблюдать за произношением звуков [ч'] и [щ']. 2. Выяснить какие звуки обозначают буквы Ч и Щ. 3.Правильно читать слоги и слова с буквами Ч и Щ. Гипотеза. Предположим, что буквы Ч и Щ обозначают согласные звуки. - Как мы можем узнать что-то новое о звуках [ч'] и [ щ']? Произнесите звук. (ч), (щ). - Что происходит при произношении? (Во рту образуется преграда из языка и зубов, воздух встречает препятствие) - Что слышите? (голос не участвует в образовании звуков, слышится шум, шипение) Сделайте вывод. Звуки [ч'] и [ щ'] - согласные, шипящие.
  1. Дидактическая игра «Назови словечко» (слайд 8)
Девочки называют слова, в которых встречается звук «Ч». Мальчики называют слова, в которых встречается звук «Щ». - Называем слова и слушаем, как произносится звук? Исследование на материале учебника (стр. 98) Уч., Давайте прочитаем слоги 1го столбика:? Ра ри ре, вавиве. Жажи же, ша ши ше( слоги жи ши всегда твердые) Теперь прочитаем слоги второго столбика . Какие особенности звучания этих звуков?: Д., (Звуки в слогах) ча, чи че( мягкие.) ща щи ще (мягкие).ЧУ ЧО Чё Разные буквы, а произношение одинаковое)

Вывод: Звуки [ч'] и [ щ'] - мягкие.
  1. Слоговое лото. Прочитайте слоги и разделите на две группы(слайд 12)
ЧА, ЖЕ, ЦЕ, ЩА, ШЕ, ОЙ. Сравните произношение согласных в слогах. Сделайте вывод. Всегда твердые согласные: ЖЕ,ЦЕ,ШЕ. Всегда мягкие согласные: ЧА,ЩА, ОЙ. Дополни слоги до слов. Вывод: Согласные шипящие Звуки [ч'] и [ щ'] - всегда мягкие.
  1. Провести опыт, эксперимент (слайд 13)
Какой эксперимент по произношению звуков можем провести?

- Закройте уши руками и произнесите звук. Что услышали? (Ничего неслышно)

Вывод: Звуки [ч'] и [ щ'] - глухие.

Девочки:Буква Ч -обозначает согласный звук [ч'], всегда мягкий, непарный,глухой.

Мальчики: Буква Щ-обозначает согласный звук [щ'], всегда мягкий, непарный глухой.

Молодцы! Поздравляю! Вы открыли секрет новых букв Ч и Щ. Физкультминутка. Часовщик наш потянулся, раз нагнулся …

  1. Этап закрепления новых знаний.

4.1. Чтение слов с изученными буквами(слайд 16)

Прочитайте стих. В.Орлова «Часы».Говорят: « Часы стоят».Говорят: «Часы спешат».Говорят: «Часы идут,

Но немножко отстают».Мы смотрели с Мишкой вместе, Но часы стоят на месте.

- Как вы думаете, о каких часах говорится в стихотворении? Что значит «Часы стоят», «Часы спешат». «Часы идут». Про кого так говорят?

Д., о них рассказывают как о человеке. Время показывают стрелочки часов. Они передвигаются, а сами часы стоят на месте. По часам мы узнаем время.

Вывод: Данные слова приобретают переносное значение. 4.2.Чтение текста с изученными буквами.Когда человек изобрел часы? Где можно об этом узнать? Д., Первые часы появились очень давно. На странице с.99. Прочитайте текст. Учитель., Человек изобрел часы давно. Сначала были * Пауза) ( какие ?:) (ответы детей) солнечные часы.( Слайд )Расчертили люди круглую площадку под открытым небом и поставили посредине колышек * ( для чего?:). Идёт по небу солнышко идет по площадке и тень от колышка. Она как часовая стрелка, показывает время. Но «работали» такие часы только * ( ответы детей кода светило солнце) днём, при солнце. Пришлось придумывать другие часы водяные, песочные и даже часы из свечки. Сегодня мы пользуемся механическими и электронными часами. А ученные уже изобрели более точные атомные часы. Выступление детей о водяных и песочных часах.(Слайд ) - Что нового о часах вы узнали? Какие еще бывают часы? (Узнали что бывают Солнечные, водяные, песочные, часы из свечки, электронные, атомные) Уч., придумайте название текста Дети., Часы. Я не согласен. Надо назвать « История часов». Учитель., Расскажите какие часы у вас дома, в школе, на улице?: Дети., в школе настенные, песочные часы. На руках у нас часы механические и электронные. На здании вокзала настенные часы. Учитель., Какие вы молодцы! 4.3. Прочитайте, , что это? Дети: Это пословицы Учитель., Делу время, потехе час. Почему так говорят?: Дети., Надо делать все вовремя. Это же самое можно сказать и по другому:? «Кончил дело, гуляй смело. Учитель., Молодцы!» Я хочу выиграть время» Дети., Это я в первый раз слышу. А разве можно выиграть время?: Учитель., Можно если вы хотите сберечь время.

Минута час бережёт (В каждом часе 60 минут. Если потеряешь несколько минут, то останется меньше времени.

  1. Рефлексия.- Что запомнилось на уроке больше всего? Что нового для себя узнали? Кто очень старался?

- У кого за урок не испортилось настроение?

Часовщику было приятно с вами работать, он благодарит вас за дружную работу и дарит вам вот такие часики. У него прекрасное настроение. А вы изобразите свое настроение на часиках.


План - конспект урока.

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

У УД

Лич-ные

Поз-ные

Ком-ные

Рег

1 Организационный

Нацелить на продуктивную работу.

Конспект по обучению грамоте в 1 классе по теме Буквы Чч и Щщ по системе Л.В.Занкова Учитель:

Вы готовы?

Очень рада, что к уроку все готовы, что у всех хорошее боевое настроение. Что мы изучаем на уроках обучения грамоте?Конспект по обучению грамоте в 1 классе по теме Буквы Чч и Щщ по системе Л.В.Занкова

Как вы думаете, что узнаете сегодня на уроке?

Хором произносят слова:

Прозвенел сейчас звонок, начинается урок. Ждут нас книжки и тетрадки.

Всё в порядке!

Высказывания детей.

2

1,2

1

2. Этап подготовки учащихся

к активному и сознательному усвоению нового материала.


Актуализировать

знания необходимые для работы

над новым материалом.

Определить тему урока.

2.1.Организует фронтальную работу. Игра «Доскажи словечко» Конспект по обучению грамоте в 1 классе по теме Буквы Чч и Щщ по системе Л.В.Занкова

2.2. Работа в парах. Игра «Составь загадку» Конспект по обучению грамоте в 1 классе по теме Буквы Чч и Щщ по системе Л.В.Занкова

2.3.Словарная работа. Задает вопросы, Конспект по обучению грамоте в 1 классе по теме Буквы Чч и Щщ по системе Л.В.Занкова показывает слайды. (слайд )

Заинтересовывает необычным гостем, готовит к определению темы урока детьми. Конспект по обучению грамоте в 1 классе по теме Буквы Чч и Щщ по системе Л.В.Занкова

2.4. Организует фронтальную работу по чтению чистоговорки и нахождению родственных слов.

2.5. Какие новые буквы встретились в чистоговорке? Определите тему урока. Проводит дидактическую игру

«На что похожа буква?».

2.1. Используют ранее полученные знания о звуках русского языка, хором договаривают слова.

2.2.Работают в парах, составляют из строк- загадки, читают, отгадывают.

(жужжащее чтение, хоровое чтение, индивидуальное).

2.3. Отвечают на вопросы, используют личный опыт и знания, объясняют значения слова часы.

2.4. Читают чистоговорку. Наблюдают за произношением. Классифицируют слова. Используют ранее полученные знания при нахождении родственных слов. Доказывают. Объясняют значение слов: часики, часовщик.

2.5. Развивают воображение, говорят на что похожа буква. Определяют тему урока.

2

1,2,3

5, 6

1,2,3

1.3

Физкульт

минутка

Организация двигательной активности

Показывает движения.

Изображают букву Ч и Щ.

Произносят слова и повторяют движения.


1

3. Этап открытия новых знаний

Развивать исследовательские умения

и навыки

Познакомить со звуками [ч], [щ] и

буквами, которые их обозначают;развивать фонематический слух;

3.1. Организует исследовательскую деятельность. Совместно с детьми определяет тему, цель, задачи и гипотезу исследования. Конспект по обучению грамоте в 1 классе по теме Буквы Чч и Щщ по системе Л.В.Занкова Конспект по обучению грамоте в 1 классе по теме Буквы Чч и Щщ по системе Л.В.Занкова Предлагает карточки с методами исследования.

3.2. Показывает слайды. Направляет деятельность обучающихся. Помогает детям в проведении наблюдения, эксперимента, составлении выступления. Конспект по обучению грамоте в 1 классе по теме Буквы Чч и Щщ по системе Л.В.Занкова Конспект по обучению грамоте в 1 классе по теме Буквы Чч и Щщ по системе Л.В.Занкова

3.1. Определяют тему исследования, предлагают гипотезы. Определяют методы исследования. Составляют план исследования.

3.2. Ведут самостоятельное исследование звуков: девочки Ч, мальчики Щ, по ранее составленному плану. Наблюдают за произношением звуков, классифицируют, оформляют запись при помощи условных знаков. Работают в парах, группируют слоги. Объясняют способ группировки.

3.3. Выступают с сообщениями. Задают вопросы. Дополняют, уточняют.

1

1,2,3

4.6



1,2,3

4

3,4

5

Физкульт

минутка

Снятие умств-го и физич-ого напряжения

Конспект по обучению грамоте в 1 классе по теме Буквы Чч и Щщ по системе Л.В.Занкова

Выполняют движения и произносят слова: «Часовщик потянулся …»


1

4. Этап закрепления новых знаний.

Формировать навык чтения. Обогащать словарный запас детей; формировать представление о словах с переносным значением.

4.1. Конспект по обучению грамоте в 1 классе по теме Буквы Чч и Щщ по системе Л.В.Занкова Показывает слайд. Задает вопросы, сообщает детям о переносном значении слов. Конспект по обучению грамоте в 1 классе по теме Буквы Чч и Щщ по системе Л.В.Занкова

4.2.Задает вопросы. Предлагает узнать новое из Азбуки с.99.Конспект по обучению грамоте в 1 классе по теме Буквы Чч и Щщ по системе Л.В.ЗанковаКонспект по обучению грамоте в 1 классе по теме Буквы Чч и Щщ по системе Л.В.Занкова

4.3. Создает проблемную ситуацию.

На с.99 Азбуки «Наш театр».Конспект по обучению грамоте в 1 классе по теме Буквы Чч и Щщ по системе Л.В.Занкова

4.1. Читают стихотворение с экрана доски, объясняют выражения, анализируют, узнают о переносном значении слов.

4.2. Ищут информацию об истории возникновения часов в Азбуке на с.99. Читают самостоятельно. Отвечают на вопросы по содержанию текста.

4.3. Решают проблемную ситуацию, путем театрализации. Предлагают пути решения проблемы.

3,5

6

1,2

4

1.3

5. Рефлексия.

Развивать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. 5.1. Конспект по обучению грамоте в 1 классе по теме Буквы Чч и Щщ по системе Л.В.Занкова Задает вопросы. Конспект по обучению грамоте в 1 классе по теме Буквы Чч и Щщ по системе Л.В.Занкова

5.1. Высказывают свое впечатление об уроке. Говорят. Что нового узнали, оценивают свою работу на уроке, отмечают настроение на часах сердечках.


1,3

1.4

1,2

4

2, 5

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа № 111

Открытый урок по обучению грамоте

На тему: «Буква Ч, Щ .»

Составил:

учитель начальных классов

Галицына Ольга Николаевна

Г. Минеральные Воды, 2014

© 2010-2022