Внеурочная деятельность зелёная планета

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа к курсу «Зелёная планета» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с целью расширения курса «Окружающий мир» Н.Я Дмитриевой, А.Н.Казакова для 2 класса, в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования и учебным планом Лицея.

Актуальность программы:

В рамках реализации целей и задач ФГОС второго поколения внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.

Данный курс вводит учащихся в чарующий мир природы. Формирование образа Земли как уникального дома всего человечества, нуждающегося в трепетном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению, и к планете в целом обеспечивает этот курс. При этом полностью сохраняет свое значение воспитательная направленность, связанная с развитием у детей экологической ответственности.

Цель: дана программа позволяет оптимизировать процесс воспитания и социализации младших школьников, создать условия для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создать условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учебы время.

В результате расширения реализуются следующие задачи:

  1. На основе предметных знаний и умений осознавать учащимися причинно-следственные связи между природой, обществом и человеком;

  2. Развитие личности и самостоятельности мышления;

  3. Формирование экологической культуры, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей; норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  4. Освоение доступных способов изучения природы и общества

( наблюдение, запись, опыт с получением информации из разных источников;

  1. Формирование общеучебных умений: восприятие проблемы, выдвижение гипотез, умения классифицировать, сравнивать, потребности участвовать в творческой деятельности, делать выводы;

  2. Воздействие на развитие эмоциональных, нравственных качеств личности, способствовать трудовому и эстетическому воспитанию;

  3. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

  4. Формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, к Родине, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.

В работе используются различные формы и методы обучения:

  1. Организация экскурсий;

  2. Выставка рисунков, поделок;

  3. Беседы, викторины;

  4. Проектная деятельность;

  5. Групповая форма;

  6. Социальная практика.

Данные формы способствуют формированию общеучебных компетентностей: коммуникативной, социальной, информационной.

Место занятий в учебном плане.

Рабочая программа «Зеленая планета» разработана для 2 класса начальной школы. На изучение отведен 1 час в неделю -34ч. в год. В соответствии с расписанием занятий 2ч. выпадают на праздничные дни, поэтому рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Зелёная планета» рассчитана на 32ч.

Содержание курса

Содержание курса охватывает широкий круг вопросов и помогает в формировании у детей экологического сознания, закладывает основы природоохранного поведения, удовлетворяет потребности детей в познании природы; формирует навыки трудового воспитания, организует навыки трудового воспитания, организует индивидуальную и коллективную работу.

1.Введение

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты. Природа- это все, что нас окружает, но не создано руками человека. Зачем люди изучают окружающий мир? Что изучает география? С чего начинается наука? Природа-это все, что нас окружает, но не создано руками человека. Природа осенью.

2.Космос и Земля

Планеты Солнечной системы. Луна-естественный спутник Земли. Приливы и отливы. Времена года. Причины смены дня и ночи. Область жизни на Земле. Наука о Земле. Строение Земли. Рельеф Земли. Что у нас под ногами? Почва. Ландшафт Земли. Глобус и географическая карта.

3.Силы природы.

3.Силы природы.

Энергия Солнца. Значение воды. Три состояния воды. Почему капля круглая? Только ли в сказках бывает « живая вода?» Атмосфера Земли. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных, человека. Явления природы: снегопад, листопад, ветер, гроза. Круговорот воды в природе. Охрана суши, воды и воздуха.

4.Удивительный мир растений.

Многообразие растений. Древние группы растений. Дикорастущие и культурные растения. Поля, сады и огороды, Условия для прорастания и роста растений. Почему цветут цветы? Тайны пробуждения семечки. Что мы едим? Грибы: съедобные и ядовитые. Друзья или враги? Для кого грибы «дом родной?». Почему подосиновики растут под осинами? Огород в нашей школе.

5.Основы здорового образа жизни.

Питание и здоровье. Что такое здоровая пища и как ее приготовить? Как усваивается пища и как придает нам силы? Что вкусней всего на свете? Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека. Бактерии-невидимые организмы. Значение бактерий в жизни человека. Кисломолочные продукты. Чистота-залог здоровья. Почему здоровые зубы здоровью любы?Гигиена тела и жилища. Почему говорят: «Мойся белее - будешь здоровее?»Самообслуживание.

6.Человек и природа

Наука экология. Загрязнение окружающей среды. Экологическая тревога: «Травогубители», « Почему нельзя рвать растения?», « Бедняга цветок на асфальте». Труд и творчество старших и сверстников. Красная книга России. Заповедники, национальные парки России. Бережное отношение к природе.

7.Обобщение. Подведение итогов своей деятельности (личной и коллектив

Тематическое планирование занятий « Зеленая планета»

Название раздела

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Космос и Земля

5

3

Силы природы

6

4

Удивительный мир растений.

5

5

Основы здорового образа жизни

6

6

Человек и природа

8

7

Обобщение

2

32ч

Календарно-тематическое планирование

п/п.

Тема занятия, содержание.

Кол-во часов

Деятельность учащихся

Формирование УУД

дата

Введение (1ч.)

1.

Раскрытые и нераскрытые тайны нашей планеты. Зачем люди изучают окружающий мир? Что изучает география? С чего начинается наука?

Природа-это все, что нас окружает, но не создано руками человека. Природа осенью.

1ч.

Наблюдение объектов, явлений; группировка объектов живой и неживой природы. Экскурсии в природу.

Личностные:

Положительное отношение к учебной деятельности, к школе; интерес к учебному материалу.

Познавательные:

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; анализ объектов.

Коммуникативные:

Постановка вопросов, умение точно выражать свои мысли.

Регулятивные:

Целеполагание,

Волевая регуляция.

7.09

Космос и Земля (5ч.)

2.

3.

4.

5.

6.

Планеты Солнечной системы. Луна-естественный спутник Земли. Приливы и отливы.

Времена года. Причины смены дня и ночи.

Область жизни на Земле. Наука о Земле. Строение Земли. Рельеф Земли. Что у нас под ногами? Почва. Ландшафт Земли.

Глобус и географическая карта.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

Просмотр фрагментов из мультфильма «Тайна третьей планеты». Формулирование научных вопросов создателям мультфильма. Просмотр презентации «Луна-естественный спутник Земли».

Создание макета внутреннего строения. Презентация

« Ориентирование на местности». Участие в создании макета рельефа и ландшафта участка Земли. Выставка фотографий «Земля с высоты птичьего полета». Работа с глобусом, картой.

Личностные:

Проявление учебно-познавательного интереса к новому материалу; понимание причин успеха в учебе, понимание предложений и оценок учителей, одноклассников, родителей.

Регулятивные:

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с учителем; принимать роль в учебном сотрудничестве; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

Познавательные:

Воспринимать смысл познавательного текста; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в группе, в паре); владеть рядом приемов решения задач: выполнять практические действия на основе инструкции, определять порядок действий в процессе выполнения простейших наблюдений.

Коммуникативные:

Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позиции; формулировать собственное мнение и позицию; использовать в общении правила вежливости

14.09

21.09

28.09

Работа в группе над созданием учебной презентации « Планеты солнечной системы» (на основе подготовленных сообщений и подобранных иллюстраций).

Силы природы (6ч.)

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Энергия Солнца.

Значение воды. Три состояния воды. Почему капля круглая? Только ли в сказках бывает « живая вода?»

Атмосфера Земли. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Явления природы: снегопад, листопад, ветер, гроза. Круговорот воды в природе. Охрана суши, воды и воздуха.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

Обсуждение значения изобретения устройств, в которых используется энергия солнечного света. Сравнение различных способов получения человеком энергии по их безопасности для природы. Просмотр компьютерной презентации

« Атмосфера Земли». Графическое представление данных о составе воздуха на примере круговой диаграммы. Объяснение значения света, воздуха, воды в жизни растений и животных. Моделирование ситуаций выживания человека во время различных стихийных бедствий. Выявление факторов опасности для жизни и здоровья. Освоение основных правил выживания в экстремальных условиях. Составление правил экономного использования воды и электроэнергии в доме. Поиск (библиотека, интернет) сказок, в которых ветер, вода и Солнце становились полноценными персонажами

Личностные:

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу « Окружающий мир»; понимание причин успеха в учебе.

Регулятивные:

Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил.

Познавательные:

Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, модулями, схемами; воспринимать смысл познавательного текста; Устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные:

Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственные мнения и позицию; строить понятные для партнера высказывания.

Удивительный мир растений(5ч.)

13.

14.

15.

16.

17.

Многообразие растений. Древние группы растений.

Дикорастущие и культурные растения. Поля, сады и огороды, Условия для прорастания и роста растений.

Почему цветут цветы?Тайны пробуждения семечки.

Грибы: съедобные и ядовитые. Друзья или враги?

Для кого грибы «дом родной?». Почему подосиновики растут под осинами?

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

Определение роли растений в природе (очистители воздуха и пища для животных и человека); графическое изображение частей травянистого растения, дерева, кустарника (с подписью названий частей); загадывание и отгадывание загадок о фруктах на основе выделения существенных признаков; посадка растений и наблюдение за их развитием в различных условиях; обсуждение в классе условий проведения эксперимента; характеристика природных условий, влияющих на растения, изменяющих их внешний вид; изучение внешнего строения плодов и корнеплодов; наблюдения и уход за комнатными растениями; выращивание хлебной плесени. Фиксация результатов наблюдения; обсуждение проблемы в классе: почему нельзя поедать незнакомые грибы, употреблять пищу с плесенью.

Личностные:

Интерес к предметно-исследовательской деятельности; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; понимание причин успеха в учебе; формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину; формирование представления о красоте природы России, родного края.

Регулятивные:

Принятие и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; принимать роль в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

Учащиеся научатся пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами; строить сообщения в устной форме; производить сранение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям

Коммуникативные:

Воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; использовать в общении правила вежливости

Практическая работа

1.«Чудо-растение. Лук репчатый». Проектная деятельность. Работа в школьном огороде.

2.« Что вырастет из семечка?». Проектная деятельность. Работа в школьном огороде.

3.Наблюдения за растениями (поездка в городской лимонарий);

4.Коллективное составление фот о - выставки «Растения огорода»»

5 «.Картофель северный». Работа в школьном огороде.

6. « Цветок солнца». Работа в школьном огороде.

7.Книжка-малышка «Загадки о растениях » (работа в группах)

8.Составление презентации «Наш огород»

Основы здорового образа жизни(6ч.)

18.

19.

20.

21.

22.

23.

Питание и здоровье. Что такое здоровая пища и как ее приготовить?

Как усваивается пища и как придает нам силы? Что вкусней всего на свете?

Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека.

Бактерии-невидимые организмы. Значение бактерий в жизни человека. Кисломолочные продукты.

Чистота-залог здоровья. Почему здоровые зубы здоровью любы? Гигиена тела и жилища. Почему говорят: «Мойся белее - будешь здоровее?»
Самообслуживание.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

Обсуждение режима питания.

Овощи, ягоды, фрукты - витаминные продукты.

Обсуждение значения бактерий в жизни человека.

Составление правил гигиены, предохраняющих человека от попадания опасных бактерий.

Личностные:

Самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; ориентация в поведении на принятые моральные нормы; установка на безопасный образ жизни.

Регулятивные:

На основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Познавательные:

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные:

Задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения; строить монологическое высказывание.

Человек и природа(8ч.)

24.

25.

26-27.

28.

29.

30.

Наука экология. Загрязнение окружающей среды. Экологическая тревога: «Травогубители», « Почему нельзя рвать растения?», « Бедняга цветок на асфальте».

Красная книга России.

Заповедники, национальные парки России.

Бережное отношение к природе.

Проект « Берегите природу».

1ч.

1ч.

2ч.

1ч.

1ч.

2ч.

Чтение экологических сказок.

Прослушивание записей звуков природы и музыкальных произведений; просмотр фотографий и репродукций.

Выявить источники загрязнения воздуха, водоемов, почвы.

1.Игра « Что? Где? Когда?» (подготовка вопросов по материалам экологической темы для команд-соперниц)

2 Подготовка коллективного проекта « Берегите природу».

Познавательные: выполнять практические действия на основе инструкции

Личностные:

Представление о природе России и родного края на основе знакомства с произведениями искусства.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать результат своих действий.

Коммуникативные:

Строить монологическое высказывание, умение договариваться, приходить к общему решению.

Обобщение(3ч.)





Подведение итогов своей деятельности

( личной и коллективной).

2.Задание на лето « Что растет у бабушки в огороде?»

Регулятивные:

Смыслополагание, самоопределение.

Коммуникативные:

Постановка вопросов; умение выражать свои мысли полно и точно; разрешение конфликтов; управление действиями партнера (оценка, коррекция)

Личностные:

Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к природе, желании участвовать в ее делах и событиях; установка на безопасный образ жизни.

Предметные:

Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности; сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир; умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира; владеть основами экологической грамотности, элементарными правили нравственного поведения.

31

32.

Проект «Зелёная планета глазами детей».

Задание на лето « Что растет у бабушки в огороде?»

1ч.

Материально - техническое обеспечение

1. Большая энциклопедия природы. Жизнь растений.Травянистые растения. М.: ООО «Мир книги»,-2002.-192с.

2. Большая энциклопедия природы. Заповедники. М.: ООО «Мир книги»,-2003.-192с.

3.Большая энциклопедия природы. Растения и кустарники. М.: ООО «Мир книги»,-2003.-192с.

4.Большая энциклопедия природы «Грибы». М.: ООО «Мир книги»,-2003.-192с.

5. Большая энциклопедия природы «Вода и воздух». М.: ООО «Мир книги»,-2002.-192с.

6. Большая энциклопедия природы «Ландшафты планеты». М.: ООО «Мир книги»,-2002.-192с.

7.Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. М.: «Махаон»,2003.-493с.

8.Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка.- 3-е изд.,- М: Педагогика,1991.-384с.

9.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г.Асмолов,Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под. Ред. А.Г.Асмолова.-2-е изд.-М.:Просвещение,2010.-152 с.: ил.

10. Программа начального общего образования . Система Л.В.Занкова/сост.Н.В.Нечаева,С.В.Бухалова.-Самара: Издательский дом «Федоров»,2011.-224с.

11.Поурочное планирование к учебникам Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова « Окружающий мир».1-2 классы.- Самара: Издательский дом «Федоров»,2011.-48с.

12.Трафимова Г.В. Тайны далекие и близкие.-Самара:Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров»,2002.-160с.:ил.

13.Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира.- Корпорация «Федоров», Издатель.

14.Компьютер. Проектор.

3


© 2010-2022