- Преподавателю
- Начальные классы
- Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения
Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Микова И.В. |
Дата | 27.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МАОУ прогимназия «Надежда»
Самостоятельная работа
на уроках математики
в условиях развивающего обучения
(Из опыта работы)
Выполнила:
учитель I категории
Микова Ирина Владимировна
Губаха, 2012 г
Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся до сих пор является актуальной. Это объясняется тем, что современный учитель ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели образования: формирование готовности учащихся к самоопределению и самообразованию в постоянно изменяющихся условиях развития нашего общества, а так же умение адаптироваться в окружающем мире и применять полученные знания на практике. На начальной ступени обучения в деятельности учителя приоритетными задачами являются: обучение учащихся умению ставить цели и самостоятельно организовывать свою деятельность для их достижения; оценивать результаты своих действий. Самостоятельная деятельность формируется различными средствами, из которых наиболее распространенными является самостоятельная работа. Самостоятельная работа в системе учебных занятий приобрела статус объективно необходимой формой обучения, обеспечивающей учащимся прочные знания и устойчивые умения. Я считаю, что самостоятельная работа служит средством активизации познавательной деятельности в том случае, если школьник пытается использовать свои знания в необычной ситуации и выполняет разнообразные задания, сложность которых соответствует различным видам психической деятельности. Важно, что повышению эффективности обучения математике способствует не просто введение самостоятельных работ и увеличение их количества, а организация именно системы самостоятельных заданий, связанных со всем преподаванием в целом. Лишь в условиях, когда самостоятельная работа проводится систематически, у учащихся вырабатывается психологическая установка на самостоятельность, формируются необходимые познавательные умения, желание и способность самостоятельно овладеть знаниями и применять их в разнообразной учебной и общественной практике. Поэтому различные виды самостоятельных работ могут и должны быть включены в учебный процесс в составе единой, научно обоснованной системы. Наиболее актуальным такой взгляд на самостоятельную работу становится в условиях развивающего обучения, так как самостоятельная деятельность - необходимое условие формирования учебной деятельности. Я объясняю это тем, что методика использования самостоятельной работы в условиях развивающего обучения освещена мало. Так, при первоначальном проведении самостоятельной работы во 2 классе, я увидела, что ученики не готовы к выполнению заданий самостоятельно. Это подтвердили и результаты, которые я получила. Так, количество «5» составило 19%, «4» - 23%, «3»-58%. (Приложение 1) Это привело меня к мысли о том, что необходимо приучать детей к самостоятельному выполнению заданий через различные виды самостоятельных работ. В соответствии с компонентами учебной деятельности можно выделить виды самостоятельных работ, которые я использую на уроках:
- самостоятельная работа на этапе постановки учебной задачи;
- самостоятельная работа на этапе решения поставленной учебной задачи;
- самостоятельная работа на этапе решения частнопрактических задач;
- самостоятельная работа на этапе контроля и самоконтроля.
- Самостоятельная работа на этапе постановки учебной задачи содержит задания, направленные на формирование общего способа действий. Формулировки заданий побуждают школьника задуматься над тем, что он знает (на основе актуализации предшествующего материала) и что не знает в предполагаемом для работы содержании.
2. Самостоятельная работа на этапе решения поставленной учебной задачи содержит задания, в которых новая информация не вводится в готовом виде. Новые правила, определения, законы становятся результатом самостоятельной исследовательской деятельности ученика. Данный вид самостоятельной работы я провожу в групповой и парной форме. Пример 1. Учебная задача урока: сформировать понятие о единичном отрезке. 0 2 3 4 6 - Начерти числовой луч, используя мерку длиной в две клетки. Отметь на нем точки, соответствующие числам 2, 4, 6, 3. - На другом числовом луче, используя мерку длиной в одну клетку, отметь точки, соответствующие тем же числам.
0 2 3 4 6 - На третьем луче тоже отметь точки, соответствующие тем же числам. Мерку для этого выбери самостоятельно так, чтобы она отличалась от использованных. - Сравни получившиеся чертежи. Чем они отличаются друг от друга? От чего зависит разница? - Мерку, которую выбирают для построения числового луча, называют единичным отрезком. Пример 2. Учебная задача урока: сформировать понятие о прямоугольнике.
- Разбейте эти фигуры на две группы по какому-нибудь признаку. Используя модель прямого угла, найдите четырехугольник, имеющий только один прямой угол. Найдите четырехугольник с двумя прямыми углами. Есть ли среди оставшихся четырехугольников четырехугольник с тремя прямыми углами. Рассмотрите оставшиеся четырехугольники. Сравните их: чем они похожи, чем отличаются? Знаете ли вы, как называется четырехугольник, у которого четыре угла прямые? 3. Задания для самостоятельной работы на этапе решения частнопрактических задач формулируются таким образом, чтобы школьник при их выполнении мог прибегнуть к общему способу действия, освоенному ранее. Пример 1. Учебная задача урока: формирование умения пользоваться правилами выполнения действий в выражениях. - Расставьте скобки так, чтобы равенства стали верными. 27-17:4=2 3·6-4=6 24:8-2=4
4. Основные требования, которых я придерживаюсь при введении самостоятельной работы на этапе контроля и самоконтроля состоят в том, что они должны предлагаться в варьирующих условиях, побуждающих школьников к продуктивной мыслительной деятельности. Варьирующие условия создаю при помощи:
- непривычных формулировок заданий;
- традиционной формулировки, но с материалом повышенной трудности;
- выполнения заданий, требующих сделать какое-то обобщение, самостоятельный вывод и т.д.
Задания для самостоятельной работы данного вида требуют дифференцированного подхода к учащимся. Для этого я использую задания трех уровней сложности, которые позволяют каждому ученику работать в своем режиме. Все ребята обязательно выполняют задание первого (базового) уровня. Задания второго и третьего уровней (задания повышенной сложности) выполняют по возможности. Рассмотрим организацию самостоятельной работы на уроке с помощью разноуровневых заданий (Приложение 2). У каждого ученика на парте лежат три сигнальных карточки: красная (Я сам!), желтая (Помогите!) и синяя (Решил!) (Приложение 3). Использование сигнальных карточек дает мне возможность видеть в каждый момент работы всех учащихся и оказывать незамедлительную помощь нуждающимся. Если ребенок понял, как решить задание, то он поднимает красную карточку, если испытывает трудности и необходима моя помощь - желтую. Выполнив и проверив задание ученик поднимает синюю карточку. К ученикам испытывающим трудности, я подхожу и работаю с ними индивидуально, при этом ограничиваюсь минимальным объяснением и не вмешиваюсь в их самостоятельную работу. Одновременно наблюдаю за работой остальных учеников. Выполнив задание первого (базового) уровня учащиеся переходят к работе над заданием следующего уровня. Выполнение заданий второго и третьего уровней положительно влияет на развитие умственных способностей учащихся и на формирование умения решать задачи и примеры. Такая организация самостоятельной работы при выполнении заданий способствует повышению познавательного интереса учащихся, так как у каждого ребенка есть возможность решить задания трех уровней сложности и все дети находятся в равных условиях. У моих учеников возникает естественное желание самостоятельно выполнять все предложенные задания. Выполнение более сложного задания становится целью каждого ученика. В моем классе с каждым годом увеличивается количество учащихся, справляющихся с заданиями второго и третьего уровней. Так, во 2 классе, были получены следующие результаты выполнения самостоятельных работ: Iуровень - 84%, IIуровень - 41%, III уровень - 12%. После систематического выполнения самостоятельных работ у учеников вырабатывается установка на самостоятельность. Мои ребята стали внимательнее вчитываться в задание, стали более усидчивыми при выполнении различных заданий. У них возникло желание самостоятельно овладевать знаниями и умениями. В 3 классе я получила следующие результаты: Iуровень - 96%, IIуровень - 56%, III уровень - 22% (Приложение 4). Отметки ставлю за выполнение заданий первого уровня, а за выполнение заданий второго и третьего уровней - только положительные. С каждым годом обучения математике в системе развивающего объем самостоятельных работ увеличивается. Так, например, в 1 классе - 5 мин, во 2 классе - 10 мин, в 3 классе - 15 мин, в 4 классе - 20 мин (Приложение 5). Также изменяется и уровень сложности. Например, если в 1 классе задания носят игровой
характер(Приложение 6), то к 4 классу постепенно планирую вводить тесты (Приложение 7), которые подготавливают детей к среднему звену. Такая организация самостоятельной работы позволяет мне, учителю начальной школы, методически грамотно, с учетом требований к развивающему обучению, формировать самостоятельную деятельность младших школьников. Полностью согласна с мнением В.А. Гусева, который считает, что сегодня перед учителем стоит задача: организовать «…обучение так, чтобы всем было интересно, чтобы слабый на сегодняшний день тянулся к уровню среднего, средний - к уровню сильного, а сильный ученик стремился к совершенствованию. Тогда даже самый слабый ученик поверит в свои способности».
Приложение 2
Карточки для самостоятельной работы.
-
1 уровень
2 уровень
3 уровень К школе привезли саженцы 48 берез и 36 осин. В первый день школьники посадили 32 саженца березы .Сколь-ко саженцев осталось посадить школьникам?Реши задачу другим способом.
Поясни выражение и запиши ответ.
(48 - 42) - (36 - 30)
-
1 уровень
2 уровень
3 уровень Найди значения сумм: 654+236 128+718 803+109 522+269
Измени первое слагаемое в каждой сумме так, чтобы сложение выполнялось без перехода через десяток.
Сделай такое же преобразование, изменяя второе слагаемое каждой суммы.
1 уровень
2 уровень
3 уровень Укажи порядок действий в каждом выражении и найди их значения: 467 + 385 - 298
194 + 609 + 38
При помощи скобок измени порядок действий так, чтобы значения выражений не изменились. Проверь свое решение.
Запиши еще несколько выражений, соответствую-
щих этим свойствам. Проверь.
Приложение 3
Сигнальные карточки.
Я сам! Помогите! Решил!
Приложение 4
Результаты выполнения самостоятельных работ.
Приложение 1
Результаты выполнения самостоятельных работ.
Приложение 5
Объем самостоятельной работы по классам (мин).