Конспект урока по краеведению «Животные Удмуртии»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема урока: Животные Удмуртии Цель: формирование знаний учащихся о животных Удмуртии Задачи: Обучающие: познакомить учащихся с животными Удмуртии их ролью в природе; формировать умения учащихся по составлению рассказа Развивающие: развивать умения учащихся узнавать животных пог картинке и по описанию; развивать и обогащать речь учащихся через высказывания, рассуждения; развивать монологическую речь Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к животным; интерес к предмету; воспитывать правильное отношение к своему здоровью. Оборудование: иллюстрации животных (белка, лиса, волк, рысь, медведь, лось), картины: «Купание медвежат», «Схватка лося с волком») Ход урока:
  1. Орг.момент

  1. Сообщение темы и цели урока:
На доске кроссворд: Конспект урока по краеведению «Животные Удмуртии» Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной. А когда придёт весна - Просыпается от сна. (медведь)
Зубовато, серовато, По полю рыщет, Телят, ягнят ищет. (волк)
С ветки на ветку, Быстрее, чем мяч, Скачет по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол И в дупло убежал. (белка)
Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (лось)
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о животных) - Правильно, тема нашего урока: «Животные Удмуртии». Сегодня мы совершим с вами путешествие, в котором познакомимся с животными нашего края, узнаем, какие крупные животные живут в Удмуртии, научимся узнавать их по внешнему описанию и по картинам. А куда мы совершим путешествие, догадайтесь сами: Есть у ребят зелёный друг, Весёлый друг, хороший друг, Он им протянет сотни рук И тысячи ладошек. (лес) - Лес - наш друг, а друзей любят и берегут. Сегодня мы побываем с вами в лесу. А поедем мы на паровозике из Ромашкова. (иллюстрация). - Занимайте скорее свои места в поезде. - Что нам понадобится на уроке? (внимание, смекалка...) - Внимание, поезд отправляется! Давайте споём в пути песенку: «Мы едем, едем, едем....».
III. Новая тема. - Ребята, машинист делает остановку. Посмотрите, да это же станция: «Беличья». Кто же тут живёт? (белка) - Правильно, мы с вами в гостях у белки. (иллюстрация). Что вы знаете о белке? (сообщение учащегося). - По каким внешним признакам мы можем узнать белку? (дети описывают белку по иллюстрации) - Едем дальше. А вот и следущая остановка, называется она: «Я, кошка, гуляющая сама по себе». Интересно, к кому в гости это мы пришли? Разве кошка живёт в лесу? Сейчас мы всё узнаем из загадки: Меньше тигра, Больше кошки, на ушах кисточки-рожки. С виду кроток, но не верь, Страшен в гневе этот зверь. (рысь) (иллюстрация) - Вот у кого мы в гостях! Что вы знаете о рыси? (сообщение учащегося) - Правильно, это редкое животное в наших лесах. Она очень похожа на кошку. Только крупнее. Мех у неё густой и мягкий, и очень пушистый. На концах ушей - чёрные кисточки. Рысь превосходно бегает и ползает. За ночь может уйти очень и очень далеко. Рысь очень хорошо лазает по деревьям и плавает. Охотится она, в основном, ночью. В остальное время рысь с удовольствием греется и потягивается на солнышке, точно наша домашняя Мурка. Но как только увидит зайца, тотчас напрягается, притаивается и совершив прыжок, нападает на свою добычу. Вот такова эта кошка! - Едем дальше! Вот и следущая остановка: «Логово». Кто же здесь живёт? Правильно, волк. Что вы знаете о волке? (сообщение учащегося). - По каким внешним признакам мы можем узнать волка? (дети описывают волка по иллюстрации) - Едем дальше! Вот и следущая остановка: «Хитрая кума». Кто же здесь живёт? Правильно, лиса. Какие вы знаете сказки про лису? Каким изображается лиса в сказках? Что вы знаете о лисе? (сообщение учащегося). - По каким внешним признакам мы можем узнать лису? (дети описывают лису по иллюстрации). - Едем дальше! Посмотрите, да это же станция: «Берлога». Кто же тут живёт? (медведь). Правильно, это медведь. (иллюстрация). Мы в гостях у медведя. Что вы знаете о медведе? (сообщение учащегося). Правильно. Медведь занимает первое место по своей огромной силе, неустрашимости. Его боятся все животные, кроме лося и кабана. Медведь - очень красивый зверь. Шерсть у него бурого цвета, пушистая, мягкая, длинная. Медведь - один из крупных животных Удмуртии, второй по величине после лося. - Какие вы знаете сказки про медведя? Каким изображается медведь в сказках? (...) Правильно, только медведь внешне такой неуклюжый. На самом деле он очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать прыжки, влезать на деревья, прекрасно плавает. - Кто знает, как называют медведя в народе? (топтыгин, хозяин, косматый, косолапый). - А кто знает, почему медведя называют косолапым? (ставит ноги немного внутрь).
IV. Физкультминутка: Даже то, кто в детстве слаб, Неуклюж и косолап, - Станет ловким, Станет стройным, как медведь. Только надо очень, очень, Очень сильно захотеть И немножко попотеть.
V. Продолжение темы. - Медведи очень много едят. За сутки наш топтыгин может съесть 20-30кг. - Чем питаются медведи? (...). - Правильно, за лето-осень медведь жиреет до 100кг. А что же он делает зимой? (...) - Медведи зимой спят в берлоге. Делают они её у корня упавшего дерева, или выкапывают. А внутри из мха делает себе мишка постель. Но, если медведь летом не наелся, то всю зиму голодный, худой и злой бродит по лесу, сметая всё на своём пути. Таких медведей называют шатунами. - В январе-феврале у медведицы рождается 2-3 крошечных медвежонка. Они слепые, голые, беспомощные. Потом медвежата подрастают, становятся толсенькими, смешными, как дети, играют между собой. Мать купает медвежат в ручьях и озёрах, опуская каждого по очереди медвежонка в воду, ухватив его зубами за загривок. (картина «Купание медвежат»). - Медвежат, которые родились в прошлом году называют пестунами. Потом по лесу они ходят в таком порядке: медведица впереди, сзади её дети, а потом уже пестун. Он ухаживает за медвежатами. Вот такова медвежья семейка! - Но сейчас медведей становиятся мало и их надо охранять. Многие виды медведей занесены в «Красную книгу». Проводятся различные мероприятия по восстановлению численности медведей. Какие это мероприятия? (охота в определённое время, заказники, заповедники) - Молодцы! Я очень рада, что вы всё знаете. Но что это? Кто-то нас зовёт?! Да нам же пора в путь! Поезд отправляется! Едем! - А вот и ещё одна станция: «Самое крупное животное Удмуртии». Что это за животное? Правильно, это - лось. (иллюстрация). - Что вы знаете об этом животном? (сообщение учащегося). - Лось - самое крупное животное нашего края. Внешность лося оригинальна. Рога самцов лопатообразные (похожи на лопату) с отростками и похожи на ладонь человека с раздвинутыми пальцами. Уши у лося очень большие. Они достигают длины 25 см. Двигая ушами в разные стороны, лось быстро улавливает шорохи леса и, услышав подозрительный шум, уходит в заросли. - Кто знает, чем питаются лоси? Летом лоси питаются сочными растениями и их корневищами, а также листвой молодых деревьев. Зимой же, когда эта пища бывает под снегом, едят ветки деревьев (особенно осины, ивы), кору и немного хвою. - Лось - ценное промысловое животное. А кто знает почему?(...) Молодцы! - А кто знает, как зимуют лоси? - Зимой лоси собираются по 5-6 особей, но иногда собирается больше. При нападении они обороняются сильным ударом рогами вперёд. Этим приёмом лосю удаётся убивать наповал волка и отогнать медведя. Лоси могут защищаться и ударами копыт и способны даже убить не только волка(картина «Схватка лося с волком»), но и медведя. - Когда-то лосей было очень-очень много, но они стали объектом охоты и поэтому лоси стали исчезать. В результате этого проводятся различные мероприятия по восстановлению численности лосей.

VI. Физкультминутка: «Зарядка для животных».

VII. Закрепление: Возвращаемся обратно. Путешествие наше закончилось. Игра: «Узнай по описанию». (Две команды определяют животного по описанию и рассказывают, что узнали о нём.)

VIII. Домашнее задание: Нарисовать одного из животных Удмуртии. Поворить роль животных в природе и для человека.

IХ. Итог.
© 2010-2022