- Преподавателю
- Начальные классы
- Урока литературного чтения во 2 кл «Ребята и утята», «Страшный рассказ»
Урока литературного чтения во 2 кл «Ребята и утята», «Страшный рассказ»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Наговицына Н.Г. |
Дата | 12.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Литературного чтения во 2 классе
Тема: М. М. Пришвин «Ребята и утята», Е. Чарушин «Страшный рассказ»
Цели:
-познакомить учащихся с произведениями М. М. Пришвина о животных ;_
- формировать доброе, бережное отношение у детей к природе;
- формировать чувство ответственности за свои поступки;
Задачи:
- работать над скорочтением;
-учиться ориентироваться в тексте;
- уметь объяснять значение слова;
- учиться формулировать свой ответ, аргументировать , доказывать.
Ход урока
-
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята. Вчера на уроке мы перешли к изучению раздела « О братьях наших меньших»
- Какие произведения нас ожидают в этом разделе, что их объединяет? (все произведения о природе, о животном мире)
- О каком великом русском писателе вы прочитали дома статью?(М.М. Пришвин)
- Почему мы можем назвать его великим писателем?( он подмечал в природе много интересного, любил путешествовать и в каждом путешествии находил материал для нового рассказа, спешил записать увиденное, призывал человечество учиться у природы, ценить каждую минуту, беречь природу)
Вот и мы сегодня с вами, как и всегда, должны быть внимательны к слову, вчитываться, вслушиваться, запоминать.
-
Проверка домашнего задания
А) Собери пословицу
Всякий человек ----------------- это наблюдать и помогать ей.
Кто скоро помог,----------------- стой смело.
За правое дело -----------------тот дважды помог.
Любить природу ----------------- в деле познаётся.
Как понимаете данные высказывания?
Найдите среди них то, которое не является пословицей. Чьи это слова? (М.М. Пришвин )
Б) Ответы на вопросы
Дома вы прочитали трогательную историю «Ребята и утята» М.М. Пришвина. Надеюсь, она вызвала у вас много эмоций, чувств, вопросов.
- что особенно вас затронуло в рассказе? (высказывания ребят)
- какие моменты были для вас напряженными, где вы испытывали удивление, негодование, какой эпизод оказался юмористическим?
- А сейчас проверим, кто внимательно прочитал дома рассказ? Свой ответ подтвердите словами из текста
Вопросы:
- Как называется порода дикой утки, о которой говорится в рассказе? ( чирок - свистунок)
- почему утка-мать так далеко от озера свила гнездо? ( зачитайте ответ из текста)
- кто является врагами для этих птиц? (зачитайте)
- Какие опасности на пути к озеру подстерегали семью? (зачитайте)
- Как повели себя ребята? Почему? (ради забавы, необдуманно)
- Кто помог предотвратить трагедию? Согласны ли вы, ребята, что могла произойти именно трагедия?Почему?)
- как ведет себя утка-мать, когда мальчики закидали утят шапками? (зачитайте выдержки из текса)
- Какие чувства испытывает мать ? (Отчаяние, ужас, ее «немота»- люди не понимают ее языка, крика)
- Как встретились мать и утята?
- От чьего имени ведется рассказ?
- Чему хочет научить нас автор, от чего предостеречь? (отвечать за свои поступки, не вмешиваться в законы дикой природы)
В) Аукцион ( О каких повадках этой птицы вы узнали? Побеждает тот, кто скажет последним)
Г) Волшебная шляпа ( объясни смысл слов из рассказа) (Дети берут из шляпы карточки с записанными на них словами и объясняют их смысл)
В обход, вода спала, верста, кузница, зашвыряли, паровое поле, овсяное поле, шапки поднялись в воздух, не выпускать из виду.
Итог :
- Чему учит этот рассказ, какие мысли возникли у вас?
3. Физминутка
4. Игра «Фотографы» ( работа над скорочтением)- детям предлагаютя карточки со словами или выражениями на доске. Карточку демонстрируем 2-3 сек. и убираем . Ученики должны вслух озвучить написанное.
5. Работа над новым материалом.
- Сегодня мы познакомимся с очень интересным рассказом с таинственным названием «Страшный рассказ» Е. Чарушина. Действительно ли он страшный ,- узнаем
- Что вы знаете об авторе?
А) Первоначальное знакомство с произведением (Читает учитель, а дети следят и карандашом помечают непонятное)
Б) Беседа
- Это сказка или рассказ?
- Какие чувства испытали? ( По вашим лицам я прочла, что вам было и страшно, и смешно. В каких моментах?)
- Что оказалось непонятным?
- Где произошло событие?
- Кульминация?
В) Работа над скорочтением (второй раз текст читают дети разными способами по команде:
Вслух, Губы, Шепотом, Молния, Дикторы, Дочитайте рассказ про себя.
Г) Игра «Разведчики» -быстро найти ответ на заданный вопрос из текста .
- большая или маленькая была дача?
_Куда отправились родители?
- Какого зверя не боялся Шура?
- Кто к кому бросился в кровать?
- В каком предложении кроется разгадка тайны?
- Чем накормили дети ночного гостя? О чем это говорит?( Еж-хищник)
- Ночной или дневной хищник?
-Что случилось с ежом потом?
-Боялась ли семья топота ежа впоследствии?
Д) Вывод:
Какое настроение осталось после прочтения книги?
Давайте обсудим, почему автор дал произведению такое название?
От чьего имени повествуется рассказ?
6.) Рефлексия
Расшифруйте слова, все они встретились в рассказе
МАПАЛ(лампа) ЛИДОКОРК (крокодил) КИМОД (домик)
ОЛЕЯДО (одеяло) КИЧИМАЛЬ (мальчики) ЛАНЧУ (чулан)
ЖИЁК (ёжик) ЯМОС (мясо) АЧАД (дача)
ЛЮЧКОЛКИ (колючки)