- Преподавателю
- Начальные классы
- Проект урока Точные и приближённые числа
Проект урока Точные и приближённые числа
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шилина С.А. |
Дата | 11.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Проект урока.
Предмет математика
Класс 4 «А» класс (1-4)
Программа Л.В.Занкова
Тема: Точные и приближённые числа Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода) Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Цели: - Ознакомление с понятием точные и приближённые числа
- Обучение детей умению рассуждать и доказывать.
- Развитие мышления, памяти, речи.
- Воспитание интереса к математике, аккуратности,
доброжелательности и добросовестного отношения
к учёбе.
Задачи: образовательные: обеспечить усвоение знаний,
формирование умений находить точные и
приближённые числа;
воспитательные: формировать интерес к
математической науке, добросовестное отношение
к учёбе, воспитывать уважение друг к другу;
развивающие: развивать интеллект, волю, эмоции;
развивать умение выделять главное,
самостоятельность в мышлении и учебной
деятельности.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
уметь работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ход урока
1.Самоопределение к деятельности.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень точная наука,
Очень строгая наука-
Это математика!
2.Актуализация знаний и мотивация.
-Ну что, дети, поднимите руку кто готов к работе? Я предлагаю вам собрать числа из суммы разрядных слагаемых и разности:
( на слайдах показаны выражения)
1 группа
8+9*10+9*100+2*1000=
1+1*10+3*1000=
2 группа
8+9*10+9*100+3*1000 -1*1000=
1+3*10+3*1000 - 2*10=
Дети должны записать получившиеся числа: 2998 и 3011
- Что общего между этими числами?
Дети должны отметить, что в обоих числах присутствуют все разряды: есть единицы тысяч, сотни, десятки, единицы, числа четырёхзначные.
- Чем различаются данные числа?
Дети находят несколько отличий:
2998- чётное число, 3011- нечётное,
В состав числа 2998 входят натуральные числа, в составе 3011 на месте сотен стоит ненатуральное число 0.
- Какие бы задания вы для них предложили?
Дети предлагают составить сумму и разность, по признакам делимости узнать на какие числа можно разделить, составить неравенства.
- А я предлагаю вам очень внимательно посмотреть на эти числа и подумать, что получится, если между ними вставить недостающие числа?
Получится отрезок натурального ряда:
2998, 2999, 3000, 3001, 3002, 3003, 3004,3005, 3006, 3007, 3008, 3009, 3010, 3011.
Что ещё мы знаем об отрезках?
В математике существуют отрезки, которые мы измеряем при помощи единиц измерения длины.
Физкультминутка для глаз.
Физ.минутка проводится с первого слайда под музыку
Под звучание мелодии управляем движением снежков и сменой слайдов щелчком левой кнопки мыши.
Каждый слайд сопровождает интересная картинка снежков различной величины. Можно на внимание задать вопросы « Из какого количества снежков получится такой снеговик? Из какого количества снежков получится 3 снеговика?»
Необходимо напомнить детям о времени работы за компьютером.
- Быстро поморгать, закрыть глаза, посчитать до 5, открыть глаза и посмотреть вдаль.
3. Постановка учебной задачи.
Сегодня у нас на уроке в гостях ученик одной из Московских школ - мальчик Витя. Как вы думаете, что он хочет?
Он очень хочет с нами поработать, узнать что- то новое, повторить изученное. Вы не против?
Тогда в путь!
4. «Открытие» детьми нового знания. (с.78 №136)
Учитель: Ребята, на партах у вас лежат листочки. Что на
них начерчено?
Дети: Отрезки.
_ Отрезки АВ, ОЕ, МК.
_ Отрезок АВ > ОЕ, АВ < МК, МК > ОЕ.
Учитель: Какое задание вы можете предложить выполнить?
Дети: Построить треугольник.
_ Измерить длину каждого отрезка.
Учитель: Давайте выполним второе задание.
На слайде изображены такие же отрезки. В масштабе 1:10.
Дети выходят к доске и записывают длину отрезков.
Дети: А у меня длина отрезка АВ = 7 см 6 мм.
_ А у меня 7 см 5 мм.
_ Длина отрезка ОЕ = 7 см.
_ Нет, 7 см 1 мм.
_ Длина отрезка МК = 8 см 3 мм.
_ А у меня длина отрезка МК = 8 см 4 мм.
Учитель: Мы можем проверить, кто прав?
Дети: Нет, ведь у каждого из нас линейки разные. Вернее, могут быть не совсем точные миллиметровые деления.
_ Когда измеряли, то концы отрезка могли находиться
между 3 мм и 4 мм, а это незаметно.
_ Мы здесь пользуемся измерительным инструментом,
а он не всегда точен.
Учитель: Эти числа можем назвать точными?
Дети: Нет, потому что получились разные числа.
Учитель: Как вы думаете, как в математике называют эти
числа?
Дети: Неточные.
_ Примерные.
_ Спорные.
Учитель: Математики договорились называть их приближенными.
Учитель: Как вы думаете, почему этим числам дали такое
название?
Дети: Наверное, они близки к какому -то числу.
_ Приближены к точному числу.
Учитель: К какому числу приближена длина отрезка АВ?
(Определяют по линейкам.)
Дети: Длина отрезка АВ приближена к числу 8 см, это
видно по линейке.
Учитель: Тогда что вы скажете о длине отрезка МК?
Дети: Длина этого отрезка приближена к 8 см.
Учитель: В древности люди не различали точных и приближенных чисел. Скажите, пожалуйста, где в жизни мы сейчас встречаемся с приближенными числами? Витя никак не может ответить на этот вопрос. Давайте ему поможем.
(на слайдах пакет молока, кисть винограда, земельный участок).
Когда на пакете с молоком записано, сколько процентов жирности, например 3,2%, но это не точно, ведь использовали прибор.
_ Например, взвесили кисть винограда, ее вес 356 г, но продавец скажет: вес кисти винограда 360 г. Он округлил.
_ А что значит округлить?
_ Я думаю, что это должны назвать такое число, в котором последняя цифра нуль.
Учитель: Об округлении будем говорить с вами на следующих уроках.
_ На даче измеряют участок, получают приближенное число, потому что используют инструмент.
Учитель: Замечательно. Мы знаем, что математика - точная наука, но при решении практических задач часто приходится делать приближенные вычисления.
4.Первичное закрепление знаний.
1.Начертите несколько разных отрезков, длина которых приближённо равна 6 см.
Витя тоже начертил отрезки. Давайте посмотрим, что у него получилось.
(на слайде 3 отрезка: 5см8мм, 6см1мм, 5см2мм)
5см2мм не подходит, т.к. больше приближено к 5см
Давайте поможем Вите исправить ошибку! Какие могут получиться отрезки? (5,9см; 6,2сми др.)
Физ.минутка
«Открывай скорее книжку!»
2.Работа над задачей (с.79 №138)
Учитель: Откройте учебники и прочитайте № 138.
1) Сделай к задаче чертеж и реши ее.
Из Москвы и Саратова вышли одновременно навстречу
друг другу два поезда. Скорость одного поезда 62 км/ч,
а другого - 74 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут находиться поезда через 5 часов после
начала движения, если от Москвы
до Саратова 892 км?
2) Реши задачу, заменив 5 часов
на 9, и сделай новый чертеж.
3) Сравни чертежи. В чем разница?
4) Чем похожи решения? В чем их
главное различие?
Учитель: Выполните чертеж к этой
задаче.
Учитель проходит между рядами и наблюдает за выполнением работы.
Витя тоже выполнял это задание. Он начертил два чертежа и не может понять, какой чертёж правильный.
Дети сравнивают чертежи.
Дети: У Вити чертежи очень похожи, но на одном чертеже два
флажка, а на другом - один.
Ребята, поднимите руку, у кого получился чертёж с одним флажком, у кого чертёж с двумя флажками
1 ученик: В задаче сказано, что расстояние от Москвы до
Саратова 892 км, но это приблизительно, поэтому я сделал
чертеж в масштабе: 89 мм. Поезда шли навстречу и через пять часов они встретились, место встречи я обозначил
флажком.
2 ученик: Я с тобой не согласен, в тексте задачи не сказано, что поезда встретились. В задаче спрашивается: на каком расстоянии будут находиться поезда? Значит, между ними должно быть расстояние. Каждым флажком я обозначил то место, до которого доехали поезда за 5 часов.
Учитель: Ребята, так какой чертёж правильный?(второй) Почему?
Давайте посмотрим, как двигались поезда (работа по слайду).
Далее дети решают задачу. Возникают два способа решения задачи.
Учащиеся объясняют ход решения задачи своим способом.
1 ученик (1 способ)
1) 62 + 74 = 136 (км/ч) _ скорость сближения.
2) 136 · 5 = 680 (км) _ расстояние, которое проехали два
поезда за 5 ч.
3) 892 - 680 = 212 (км)
Ответ: через 5 часов поезда будут находиться друг
от друга на расстоянии 212 км.
2 ученик (2 способ)
1) 62 · 5 = 310 (км) _ расстояние, которое проехал первый
поезд за 5 часов.
2) 74 · 5 = 370 (км) _ расстояние, которое проехал второй
поезд за 5 часов.
3) 310 + 370 = 680 (км) _ проехали два поезда за 5 часов.
4) 892 - 680 = 212 (км)
Ответ: через 5 часов поезда будут находиться друг
от друга на расстоянии 212 км.
Дети: Мне кажется, что способ, которым решал 1 ученик, рациональнее, быстрее можно решить задачу.
_ А для меня более понятен способ, которым решал 2 ученик.
Учитель: Конечно, каждый может выбрать тот способ решения, который понятен для вас лично. Этот способ и будет рациональным.
Ребята, а числа, которые получились в задаче, - это точные или приближенные?
Дети: Числа, которые получали при вычислении - это точные числа, потому что можем проверить.
_ А вот если говорить о единицах измерения расстояния - это приближенное число.
5. Рефлексия деятельности.
Витя приготовил для вас небольшое задание.
Отгадайте загадку.
Запылал у чудища
Изумрудный глаз.
Значит, можно улицу
Перейти сейчас. (светофор)
-Сколько глаз у светофора? (3)
-Какое это число? (точное)
-Как это можно проверить?
(пересчитать)
Красный свет - проезда нет!
Жёлтый - будь готов к пути!
А зелёный свет - кати!
Который час показывают часы?
(14ч.55мин)
Что вы можете сказать об этом значении?
14ч.55мин - приближённое число, т.к. здесь используется прибор для измерения.
Какова же была тема сегодняшнего урока ?
-Вспомните, где возникли затруднения?
-Ну что ж, вы сегодня хорошо поработали. Молодцы!
Но на этом тема: «Точные и приближённые числа» ещё не заканчивается. Впереди нас ждёт ещё работа. И я надеюсь, что благодаря вашему желанию работать мы с ней справимся.
Выставление оценок за работу на уроке.
6. Домашнее задание.
С. 79 № 138 (3,4).