Рабочая программа внеурочной деятельности Азбука истоков 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Пояснительная записка
Программа «Истоки» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина. «Истоки» - уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого - научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации. Направление развитие личности: духовно-нравственное. Актуальность: В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть приоритетными, но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности. Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить детей отличить одно от другого; сохранять первое и бороться со вторым - одна из задач всей воспитательной работы. Одним из решений этой задачи - создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.
Цель: развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни.
Задачи: - подвести учащихся к пониманию сути Истоков; - развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного); - развивать образное и логическое мышление; - формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества. - ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целос- тное восприятие русского языка как языка великого народа и вели кой литературы.
В 1 -м классе дети приходят к пониманию сути Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире, мире внешнем (социокультурная среда раз вития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).
Возраст детей: с 7 лет. Режим занятий: Занятия проходят 1 раз в неделю по 25 минут.
Формы работы: - теоретические (беседа, анализ ситуации, работа с материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал)); - практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Занятия проходят по группам, парами, в «круге».
Методическое обеспечение: разработки занятий, художественные произведения, иллюстрации, учебники, рабочие тетради.
Техническое оснащение занятий: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Формы подведения итогов: составление «Моей первой книги».
Программа представляет собой метапредметный уровень в целом предметно оформленного содержания образования, который базируется на системе фундаментальных образовательных объектов. В качестве последних и выступают базовые социокультурные ценности. Воспитание с социокультурных позиций раскрывается как восхождение ребенка к культуре современного ему общества, имеющей глубинные духовно-нравственные традиции, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности строить свою жизнь на основаниях, достойных Человека.

Содержание программы
Программа курса «Азбука истоков» охватывает период обучения в 1 классе, рассчитана на 32 часа. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы педагога. В первом классе дети подводятся к пониманию духовных истоков человеческого бытия, осознанию мира, в котором они живут. С этой целью они знакомятся с социокультурным наполнением ценностей, обозначаемых как «МИР», «СЛОВО», «ОБРАЗ», «КНИГА». Структурирование учебного материала органично осуществляется в соответствии с содержательными линиями, которые дают возможность раскрыть образовательный потенциал курса, обеспечивающий достижение социальной компетентности учащихся в ее культурно-исторической, социально-правовой, экологической, информационно-методологической и здоровьесберегающей составляющих. Тематика первого класса, в основном, сосредоточена на освоении ребенком средств и специфических источников ценностного познания, в качестве которых выступают «Слово», «Образ», «Книга», что наполняет особым смыслом информационно-методологическую содержательную линию курса, так как в центре ценностного поля ребенка оказывается учение как ценность и те средства, с помощью которых он может достичь успеха в учении - слово, образ, книга, информация, путь, метод учения. Изучаемый материал несет более глубокий образовательный потенциал, обеспечивающий движение к социальной компетентности и по культурно-исторической, социально-правовой и другими надпредметным содержательным линиям. Обращение к содержательному обобщению «Мир» дает возможность опереться на расширение познавательных возможностей детей и раскрыть все содержательные линии образовательного стандарта, обеспечивая его достижение. Содержание курса первого класса представляет собой своеобразную Азбуку Истоков. Ребенок постепенно вырабатывает свое представление об «Истоках», узнает, что значат Мир, Слово, Образ, Книга с большой буквы, в чем их духовный смысл. Начинает первый класс тема «Мир», которая помогает школьникам увидеть свою малую родину как одухотворенный мир природы, мир своеобразной культуры нашего города, как мир людей ее созидающих. Социокультурная ценность-категория «Мир» раскрывается на основе ценностей, представленных во всех содержательных линиях регионального компонента образовательного стандарта. Тема «Слово» раскрывается ребенку посредством обращения к особо значимым словам. Каждый человек должен ценить сказанное Слово, или оно станет пустым, бессодержательным - «медью звенящей». Обращение к «Слову о родителях», «Святому слову» вводит ребенка в мир духовно-нравственного содержания слова, его ценностного наполнения. Использование учебного материала по теме «СЛОВО» способствует осуществлению социокультурного единения семьи и начальной школы. Третья тема первого класса «Образ» рассматривает его как особый способ раскрытия духовных сущностей мира, способ познания и предполагает обучение посредством обращения к «Образу». Однако не все видимое есть Образ. Многое является безобразным (без-образным). Тема наполняется содержанием через обращение к тем образам, которые способствуют духовному восхождению учащихся, знакомит их с Образами Истоков - «Первый образ», «Светлый образ» «Святой Образ», «Любимый образ». Книга традиционно является основным средством образования в школе. Четвертая тема позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книга - «живое существо». Книга может любить и быть любима, наказывать и одухотворять. При необходимости учитель может дополнительно обратиться к тем великим книгам человечества, на которые опираются традиции семьи учащихся. В заключение работы над темой дети знакомятся с тем как сделать первые шаги по выпуску своей первой авторской Книги. Социокультурные ценности-категории «Слово», «Образ», «Книга» выступают особо значимыми средствами духовно-нравственного и шире социокультурного познания ребенка, что отвечает информационно-методологической и культурно-исторической содержательным линиям в единстве и целостности их взаимосвязей с другими линиями.
Главными целями курса в 1-м классе являются:
- освоение первых социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга.
- развитие целостного восприятия, способности чувствовать и понимать окружающий Мир, слышать Слово, видеть Образ, любить Книгу.
Результатом освоения курса будет развитие системы гуманистических отношений на различных уровнях: межличностные отношения (ребенок - ребенок, ребенок - учитель, ребенок - родитель); ценностные отношения (ребенок - культура, ребенок - природа, ребенок - социум);
Данная система отношений проявляется на вербальном и поведенческом уровнях, а также на уровне переживаний: изменения в речи (диалогичность, доброжелательность, расширение лексических и психологических средств общения); изменения в поведении - соответствие принятым нормам культуры; обогащение мира переживаний - способность и готовность к сопереживанию, к сочувствию.



Тема
Содержание
Количество часов
Дата проведения 1 МИР. На первом занятии с учащимися проводится инструктаж по правилам поведения. Так же они знакомятся с содержанием курса кружка.
СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА.
Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.
МИР И ЛАД.
Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи. 1


ИСТОКИ И ШКОЛА.
Истоки глазами детей. Рождественский дар.
ИСТОКИ И РАДУГА.
Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга - образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека. 1


СКАЗКИ ПУШКИНА.
В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть 1


РОДНОЙ КРАЙ.
Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.
ЩИТ И ГЕРБ.
Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб. 1


ИЛЬЯ МУРОМЕЦ.
Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир. 1
2. СЛОВО СЛОВО.
Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом.
ВЕСНА И СЛОВО.
Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.
ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО.
Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое Слово. 1


СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ.
Добро. Доброе Слово. Доброе дело. 1


ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ.
Честное Слово. Родительское благословение. Подвиг. 1


СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ.
Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание. 1


АЛЕША ПОПОВИЧ.
Святое Слово. Богатырская доблесть. Честь. 1


ЧАША ЖИЗНИ.
Жизнь. Любовь. Добрые дела. 1
3. ОБРАЗ РОДНИК.
Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник - начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.
ОБРАЗ РОДИНЫ.
Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины. 1


ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА.
Святой Александр Невский - солнце Земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа. 1


ОБРАЗ ПРАЗДНИКА. Праздники на Руси
1
4 КНИГА КНИГА.
Книга - живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет Творец.
КНИГА КНИГ.
Собирание библиотеки - добрая традиция нашего народа. Книга книг - Библия. Библия положила начало объяснению книг в семью - библиотеку. 1


ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ.
Чтение - сердечный дар. Живое слово Книги найдет отклик в душе читателя.
ПЕРВАЯ КНИГА.
Первая книга соединяет труд семьи и школы. 1


МИР КНИГИ.
Подведение итогов. 1



Ожидаемые результаты: - формирование системы духовно-нравственных ценностей; - развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка; - приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни; - умение вести продуктивный диалог и сотрудничать; - расширение кругозора и словарного запаса. - освоение первичных базовых социокультурных ценностей: Истоки. Слово. Доброе Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Благодарение. Забота. Святое Слово. Образ. Родник. Святой источник. Первый образ. Светлый Образ. Благодатный образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Вечные и великие книги. Мир Книги. Мир. Человек. Родной край. Здоровье. Красота. Природа. Творчество.
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.












Тематическое планирование учебного курса

«Азбука Истоков» (1 класс) /32 часа/


I. Мир

Тема урока

Дата

Содержание

Основные понятия

Азбука

Прописи

1

Введение в предмет.

Солнышко, мама и папа

03.09

Знакомство с «Азбукой Истоков». Алфавит - семья букв. Различные названия и начертания букв. Строчные и прописные буквы. Рукописные шрифты, буквицы.

Родители. Мама. Папа. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Благодарность.

А, М

А а, М м

Колыбельная

2

Мир и лад

(Поле, школа и семья)

10.09

Смысл и значение слова.

Из чего состоит слово?

Чем слово отличается

от набора букв?

Поле. Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Добрый плод.

П, Л

П п, Л л

Песня

3

Истоки и школа

17.09

Что обозначает слово?

(Имена существительные - без терминологии.) Общее и конкретное значение слов. Слово-образ. Слово-символ. Слово-имя. Имена родителей и друзей. (Заглавная буква.)

Колокол. Язык. Книга. Истоки. Отечество. Имена. Уважение к старшим. Школа.

К, О

К к, О о

Считалочка

4

Дар

(Рождество)

24.09

Праздничное слово.

Слово-поздравление.

Слово-приветствие.

Слово-прославление.

Дар. Божий дар. Благодарение. Поздравление. Праздник.

Е, Ё

Е, ё

Загадки

5

Истоки и радуга

01.10

Откуда берутся слова? Связь и общее происхождение слов. (Корни слов.)

Истоки. Живительная сила. Родная земля. Родное слово.

Родной очаг. Радуга. Сияние истоков.

И, Р

И и, Р р

Хороводная

6

Сказки

А.С. Пушкина

08.10

Сказочные слова и присказки. Каковы отличия сказочной речи от обыденной?

Мир сказок. Добро. Честь. Храбрость. Любовь. Милосердие. Мудрость.

Ш, С

Ш ш, С с

Потешка

7

Родной край

15.10

Имя края. В какой стране мы живем? Названия городов, сел, рек, гор родного края. Происхождение названий.

Родной край. Родина. Дом. Родные люди. Народная песня.

Й

-

8

Святыни России.

Щит и герб (св. Георгий Победоносец)

22.10

Героические слова.

Слова верности.

Слово-действие.

(Глаголы - без терминологии.)

Что значит «Ищи мира»?

Как это делать?

Герб. Щит. Щит-совесть. Святой.

Чудо. Защитник. Победоносец.

Щ, Г

Щ щ, Г г

Марш

9

Святыни России.

Илья Муромец

05.11

Славные имена. Связь имени с родным краем. Почему богатыря Илью назвали Муромцем? Имена каких героев тоже связаны с краем?

Богатырь. Добро. Храбрость. Родная земля. Мир.

У, Ф

У у, Ф ф

Частушка

10

Обобщающий урок (Память)

12.11

Что более всего запомнилось из пройденного содержания?

Добрая память. Долгая память. Память сердца.

-

-

II. Слово

Тема урока

Дата

Содержание

Основные понятия

Азбука

Прописи

11

Слово

19.11

Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову. Интонация. Чтение

с различной интонацией.

Слово. Бесценный дар. Свет. Добро.

Слово и дело.

Х, В

Х х, В в

Угадайка

12

Весна и слово

26.11

Слово - сравнение, описание. (Прилагательные - без терминологии.) Метафоры.

С чем можно сравнить весну? Вспоминаем стихи, ищем сравнения.

Весна и слово. Добродетель.

Сад добродетелей. Умиротворение.

Н, Я

Н н, Я я

Песенка

13

Золотое сердечко

03.12

Пять талантов

Золотого сердечка.

Почему «верная тропа узка»? Чтение - труд души.

Трудные упражнения.

Золотое сердечко. Талант. Доброе слово. Честное слово.

Слово о родителях.

Труд и подвиг.

Святое слово.

З, Т

З з, Т т

Пословицы

14

Серебряное копытце

10.12

Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли их говорим? Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям.

Добро. Доброе слово. Доброе дело.

Д, Б

Д д, Б б

Совет

15

Честное слово. Добрыня Никитич

17.12

Слово - наука.

Чему мы научились?

Слушать и слышать.

Честное слово. Родительское благословение. Подвиг.

Ч, Ы

Ч ч, ы

Былина

16

Слово о родителях

24.12

Поэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из прочитанных стихотворений.

Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.

Э, Ю

Э э, Ю ю

Пословицы

17

Святое слово. Алеша Попович

14.01

Слово и дело в жизни. Работа. Помощник. Слова-помощники. (Предлоги, союзы, междометия - без терминологии). Ищем слова-помощники в тексте - зрительно и на слух.

Святое слово. Богатырская доблесть. Честь.

Ь, Ъ

ь, ъ

Пословицы

18

Чаша жизни

21.01

Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как вести себя, как правильно говорить и писать? Правописание слов с большой буквы.

Жизнь. Любовь. Добрые дела.

Ж, Ц

Ж ж, Ц ц

Дорога

19

Обобщающий урок (Внимание)

28.01

Наиболее увлекательные минуты на уроках «Истоки». Любимые увлечения и важные дела. Когда мы меньше всего устаем от учебного или физического труда? Нужно ли расширять свой кругозор? Внутренний мир.

Внимание. Умение слушать и слышать.

Любознательность.

Усердие в учебе.

Заботливость.

Сердечное внимание.

-

-

20

04.02 Экскурсионно-тематический урок.


III. Образ

Тема урока

Дата

Содержание

Основные понятия

21

Родник

11.02

Богатство Родины и богатство языка. Близкие по смыслу слова. Множество оттенков речи. (Синонимы, антонимы - без терминологии). Учимся подбирать точные слова и правильно выражать свои мысли.

Род. Родник.

Живая вода.

Святой источник. Святая вода.

22

Образ Родины

18.02

Похожие слова. Корень слова. Другие части слова, которые могут стоять впереди или позади корня и менять смысл всего слова. Примеры из предыдущих текстов.

Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.

23

Образ защитника Отечества

04.03

Дружная жизнь слов в языке. Взаимодействие слов. Изменение формы слова. Зависимость изменения формы одного слова в предложении от изменения формы другого. (Изменение по числам, родам, лицам и падежам на примерах - без терминологии).

Упражнения на подбор слова в правильной форме.

Защитник Отечества. Солнце

Земли русской. Подвиг.

24

Образ праздника

(День Победы)

11.03

Передача мудрого и доброго слова через книги. Устная передача - предания, сказки, песни. Почему говорят, что «слово из песни не выкинешь»? Чем песня отличается от рассказа или стихотворения? (Ритм, мелодия, рифма, повтор припева.) Георгиевская скала. Можем ли мы «услышать» письменную речь? Что помогает нам понять интонацию автора? Знаки препинания: почему они так называются? Примеры.

Образ праздника. Великая Победа. Святая память.

25

Обобщающий урок (Мышление)

18.03

Как уроки «Истоков» помогают нам учиться мыслить самостоятельно? Что значит мыслить образно? Что такое образ мыслей? Как меняется наш образ мыслей в процессе учебы? Что значит «чистые мысли»?

Мысль и слово.

Мысль и образ.

Образная мысль.

Образ мыслей.

Чистые мысли.

26

01.04 Экскурсионно-тематический урок.

IV. Книга

Тема урока

Дата

Содержание

Основные понятия

27

Книга

08.04

Разнообразие книг. О чем рассказывают книги? Особенности языка и разные задачи. Угадываем, из какой книги отрывок: из сказки, былины, рассказа, учебника, инструкции и т.п.

Книга - живое существо. Добро и красота. Творец.

28

Книга книг

15.04

Жизнь книги. Вечные книги человечества.

Исторические пути книги (возникновение письменности в Древнем Риме, святые братья Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки и письменности, первые книги на Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе.

Книга книг. Библия. Библиотека. Собирание библиотеки.

Связь поколений.

29

Живое слово книги

22.04

Книга - культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности родного языка. Книги, пришедшие из других стран.

Живое слово книги. Чтение.

Сердечный дар.

30

Первая книга. Мир книги

29.04

Первая книга: увиденное, услышанное, прочувствованное ребенком. Создание Первой книги. Открытие мира книг. Рассказ детей о книгах, прочитанных за год.

Слова благодарности книге.

Слово. Образ. Мир. Добро. Дом. Книга. Истоки.

31

Годовой обобщающий урок (Речь)

06.05

Слово сохраняет чистоту Золотого сердечка.

Что значит «говорить от чистого сердца»?

Чистое сердце.

Чистая речь.

Доброе слово.

32

13.05 Заключительный экскурсионно-тематический урок.












Методические пособия
№ Автор, издание 1 Е.Ю. Давыдова, И.А. Кузьмин «Азбука Истоков «Золотое сердечко» 1 класс. Учебное пособие 2 Азбука Истоков «Золотое сердечко». Методический комментарий под редакцией И.А. Кузьмина 3 О.А. Бандяк «Воспитание на социокультурном опыте». 1 класс. Методическое пособие. Активные формы обучения. Системная разработка

Список литературы: 1. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два филос. введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 413 с. 2. Воспитание на социокультурном опыте. - М.: Технологическая Школа Бизнеса, 1997. - 96 с. 3. Зеньковский В. В. проблемы воспитания в свете христианской антропологии/ Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 272 с. 4. Истоковедение. Том 1. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001. - 320 с. 5. Истоковедение. Том 2. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001. - 368 с. 6. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ 2-е изд. Отв. ред. Л. Е. Курнешова. М.: «Карапуз», 2001. - 304 с. 7. Кузьмин И.А., Бандяк О.А., Синицына В.Н. Воспитание на социокультурном опыте. 1-4 классы. Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997. 8. Кузьмин И.А., Камкин А.В. «Истоки». Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997. 9. Рожков М.И. «Организация воспитательной работы в школе». Учебное пособие для вузов. Гуманитарный издательский центр. 2001.





© 2010-2022