Технологическая карта урока русского языка в 3 классе Мягкий знак на конце существительных с шипящими

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе.

Учитель: Карабинская Л.А.


Тема урока:«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».

Цель:Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих, формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; - познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце; - выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих.

- развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, внимание.

- создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать дружно в паре, группе; воспитывать гуманизм и бережное отношение к природе; - способствовать формированию эстетического вкуса учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные: - формировать умения писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих, выделять орфограмму, применять правило написания.

Метапредметные : Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные : - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Межпредметные связи:русский язык, информатика, окружающий мир.


Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I.Самоопределение к деятельности

  • (1 мин)

Побудительная мотивация.

- Встряхнулись, потянулись, улыбнулись друг другу и настроились на серьёзную работу.Итог урока во многом зависит от вашей работы.

Подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую работу.

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II.Актуализация знаний и мотивация на деятельность (5 мин)

Повторение о ь - разделительном и ь -показателе мягкости согласных.

- Сегодня у нас на уроке гость. А кто? Вы узнаете, если правильно выполните задание.

-Отгадайте загадки, отгадки напишите.

А) Висит за окошком кулёк ледяной,

Он полон капелью и пахнет весной. (сосулька)

Б) Каждый год я к вам лечу, зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой ярко-красный галстук мой. (снегирь)

В) Рассыпала Лукерья серебряные перья,

Закрутила, замела, стала улица бела.(метель, вьюга)

Г) В голубеньких рубашках

Бегут по дну овражка. (ручьи)

-Чем похожи эти слова?

- Какую роль играет мягкий знак в написанных словах?

-Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?

- Итак, кто же наш гость на уроке?

Чистописание.

ь ььььььь

А что вы ещё знаете о мягком знаке?

Мотивация учащихся на изучение темы.

Запись слов.


(во всех словах пишется мягкий знак)

(В словах сосулька, снегирь, метель - ь указывает на мягкость предыдущего согласного, а в словах вьюга, ручьи он разделяет согласный звук от гласного, не давая им сливаться.)

( в корне слова, перед гласными -е, -ё, -ю, -я, -и).

(мягкий знак)

Вывешивается карточка с мягким знаком

(звука не обозначает)

Предметные результаты:
понимают задание, как его надо выполнить.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные:

сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга;
умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные:
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия

III. Сообщение цели.

(2мин)

-А как вы думаете, всё ли мы знаем о мягком знаке?-Как вы думаете, чем будем мы заниматься на сегодняшнем уроке?

- Сегодня на уроке мы узнаем, какую ещё роль ( работу) выполняет Ь.

Формулирование цели урока.

- Будем развивать внимание, память, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы, развивать речь; воспитывать аккуратность при работе в тетради, культуру общения и поведения на уроке.

Метапредметные результаты:
сформированный способ деятельности.
Личностные результаты:
самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

IV. Постановка и решение учебной задачи.

(7мин)

1. А сейчас мы узнаем, какую ещё работу может выполнять ь.

Прочитайте слова:

Рожь, меч, ночь, шалаш, сторож,дочь, ёж, чиж, мышь, стриж, молодёжь,грач.

-Чем похожи эти слова?

Проблема: Почему у одних существительных с шипящими на конце пишется мягкий знак, а у других - нет?

Можете дать ответ?

- Вот эту проблему нам сегодня на уроке нужно решить.


Путешествие в "Страну существительных" (Чтение сказки учителем на фоне музыки "Голоса леса", сопровождается размещением на доске полосок со словами, дети читают слова в полосках хором. )
Сказка.
- Мягкий знак отправился в путешествие.
Вдруг он оказался в загадочном лесу. Там он увидел шалаш. У входа стоял сторож
- Здравствуйте! Кто здесь живёт? - спросил Мягкий знак.
- Мы, существительные с шипящими на конце: ёж, чиж, стриж, грач?
- А ты кто? - спросил сторож.
- Я - Мягкий Знак! Давайте дружить!
- Нет! Ни в коем случае! Закричали все хором. Сторож даже поднял меч.
- Уходи! Не будем с тобой дружить! Ведь тогда ребята будут получать двойки! - возмутился и замахал крыльями грач.
Мягкий знак обиделся, заплакал и пошёл прочь. Он вышел к полю, на котором росла рожь.Вдруг видит: у дороги сидит серая мышь.
- О чём ты плачешь? - спросила она.
Мягкий знак поведал свою печаль.
- Не горюй, я буду с тобой дружить!
- И я, - пропищала из норки мышь.
- И твоя дочь?
Мягкий знак обрадовался и не заметил, как наступила ночь.
- Я тоже буду с тобой дружить, - прошептала тихо ночь.
Тут вмешалась мышь.
- Пусть запомнит молодёжь
такую вещь: Мягкий знак - нам верный друг.

- Ребята, а вы ещё не догадались, почему одни слова прогоняли Ь, а другие называли его другом?

- Что общего в этих словах?

- На какие группы вы разбили бы данные слова.

- Я предлагаю мальчикам выписать имена существительные мужского рода, а девочкам -женского рода.

-Сравните написание существительных.

-Когда имена существительные с шипящим на конце пишутся с мягким знаком?

-Значит, какова же новая роль (работа) мягкого знака?

- Что нужно уметь, чтобы правильно написать имена существительные с шипящими на конце?

Высказывания учащихся.

(это имена существительные, оканчивающиеся на шипящий звук)

(дети сомневаются).

Слушают сказку





(в одних словах пишется мягкий знак, а в других -нет)

-шипящий на конце

Ответы - предположения детей.)

- Это существительные, они оканчиваются на шипящий.

(одушевлённые и неодушевлённые, мужского рода и женского рода, с мягким знаком на конце и без мягкого знака)

Высказывания учащихся.

(если они женского рода)

(он указывает, что это существительные женского рода)

(уметь определять род имён существительных)

Предметные результаты:
формулировать тему урока, учебную задачу
Личностные:
проявлять любознательность при получении знаний
Метапредметные результаты:
Познавательные -
самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера
Регулятивные -
регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы

V. Открытие детьми нового знания.

(2мии)

Мозговой штурм. Нам необходимо составить совместный план действий - алгоритм.

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе Мягкий знак на конце существительных с шипящими

-Сформулируйте правило о правописании мягкого знака после шипящих на конце существительных.

Фронтальная работа

Высказывания учащихся.

Пробуют сделать вывод, записав схематично.

Формулируют правило.

Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании «ь» после шипящих;
уметь формулировать правило по написанию «ь».
Предметные результаты:
выстраивают модель алгоритма
по написанию имен существительных женского рода с шипящим на конце; формулируют правило

VI.Физминутка.

(3мин.)

Мы задание выполняли

И немножечко устали.

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам всем, друзья.

- Я буду называть слова, а вы, если услышите слово женского рода, то хлопайте в ладоши, а мужского - топайте ногами.

Этаж, вещь, стриж, молодёжь, лещ, тишь, камыш, мелочь, шалаш, калач, кирпич, полночь, ёрш, матч, душ, печь.

- Как напишите имена существительные женского рода с шипящими на конце?

Самоконтроль

Метапредметные результаты:
Регулятивные

VII.Применение знаний в знакомой и незнакомой ситуации..

(15мин)

Упражнение в правописании имён существительных с шипящими на конце.

1.Работа с учебником.

-Чтение правила

-Работа над пословицами.

а) Выполнение упр. 52 Стр. 31

-Назовите существительные с шипящими на конце.

-звуко-буквенный анализ слова -рожь

б) Выполнение упр. 53

2. Работа по карточке в парах.

-Замени одним словом и напиши слова с шипящим на конце:

Приспособление с помощью которого открывается замок (ключ)

Часть суток от вечера до утра (ночь)

Маленький ребёнок (малыш)

Человек с высшим образованием, который лечит больных (врач)

Каменное сооружение для отопления помещений (печь)

Суп со свёклой и другими овощами (борщ)

Растение, из зёрен которого выпекают ржаной хлеб (рожь)

  1. Предмет, на котором ездил Емеля.)печь)

Запишите слова.

- Прочитайте существительные с мягким знаком на конце.Почему написали мягкий знак?

- Что нужно уметь, чтобы грамотно писать существительные с шипящими на конце?

- С одним из существительных составьте и запишите. предложение . Разберите его по членам предложения.

Работа в тетрадях.

Объясняют пословицу,

делают звуко-буквенный анализ

комментируют, вставляют пропущенные буквы

Самоанализ


Самопроверка.

Высказывания учащихся.

(уметь определять род имён существительных)

Работа в тетрадях.

Запись и чтение предложений.

Метапредметные результаты:
Самоопределяются в УД.
Работа с информацией:
работа с материалом учебника
искать и выделять необходимую информацию

VIII. Закрепление знаний

(5мин)

Выявление уровня усвоения новых знаний. (самостоятельная работа)

Для контроля усвоения темы урока я предлагаю вам выполнить задания разной степени трудности. Три уровня 1,2,3.

1уровень

Напиши имена существительные в единственном числе, укажи род.

Чертежи, вещи, дочери, трубачи, гаражи, моржи, мелочи, богачи, коржи.

2 уровень

Спиши, вставляя нужные слова с шипящей на конце.

Перочинный …, холодный …, полярная …, душистый …, скорая …, звонкий …

3 уровень

Напиши мини- сочинение на тему «На реке», используя слова:

Петрович, пейзаж, луч, тишь, камыш, лещ, помощь.

- Выберите задание. Прочитайте его внимательно, определите задачу и приступайте к её решению. О результатах работы вы узнаете на следующем уроке русского языка.

Работа в тетрадях.

Самоанализ

Метапредметные результаты:
Самоопределяются в УД.
Личностные результаты:
осознают смысл изучения правописания «ь» в словах, понимают значимость правильного написания «ь» в словах.

Метапредметные результаты:
сформированный способ деятельности.
Личностные результаты:
самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

IX. Итог урока.


Домашнее задание

(4мин)

- Давайте вернёмся к проблеме урока: почему у одних имён существительных, оканчивающихся на шипящий, пишется мягкий знак, а у других нет?

- О какой новой функции(работе) мягкого знака вы узнали сегодня на уроке?

- Что нужно уметь, чтобы правильно писать существительные с шипящими на конце?

- Кому было легко? - Кто испытывал затруднения? В чём?

1вар. -упр.56

2 вар. -упр.54

Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок.

(Мягкий знак на конце существительных после шипящих указывает, что они женского рода)

(уметь определять род имён существительных)

Учащиеся читают задание про себя.
Понимают, как надо выполнить домашнее задание.

Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Личностные результаты:
осознавать смысл изучения правописания «ь» после шипящих на конце имён существительных женского рода

X. Рефлексия.(1мин)

- Кого можно отметить за работу на уроке?
- А как вы работали на уроке?

  • Оцените свою работу.

Самооценка.

Взаимооценка.

Личностные результаты:
Самооценка личного вклада в общий результат деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать результат выполнения работы своих одноклассников.


Игра « Покормите птиц зимой!

- У вас на партах фигурки птиц. На обратной стороне фигурки написаны слова. Вставьте пропущенную орфограмму , определите род у существительных: мощ.., стриж.., дрож.., грач.., чиж..., ноч.., ёж.., финиш.., брош.., лож...

Поменяйтесь работами , проверьте у своих одноклассников.

Кто работу выполнил без ошибок поместите птиц в кормушку, кто допустил ошибку - около кормушки.

Работа учащихся на уроке: Учащиеся работали активно, все были включены в работу.Дифференциация и индивидуализация обучения присутствовала. Самостоятельная работа учащихся носила продуктивный характер. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Урок достиг поставленных целей.

-

.


© 2010-2022