- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока русского языка в 3 классе Мягкий знак на конце существительных с шипящими
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе Мягкий знак на конце существительных с шипящими
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Карабинская Л.А. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе.
Учитель: Карабинская Л.А.
Тема урока:«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».
Цель:Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих, формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; - познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце; - выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих.
- развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, внимание.
- создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать дружно в паре, группе; воспитывать гуманизм и бережное отношение к природе; - способствовать формированию эстетического вкуса учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные: - формировать умения писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих, выделять орфограмму, применять правило написания.
Метапредметные : Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные : - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Межпредметные связи:русский язык, информатика, окружающий мир.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
I.Самоопределение к деятельности
-
(1 мин)
Побудительная мотивация.
- Встряхнулись, потянулись, улыбнулись друг другу и настроились на серьёзную работу.Итог урока во многом зависит от вашей работы.
Подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую работу.
Личностные: самоопределение;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
II.Актуализация знаний и мотивация на деятельность (5 мин)
Повторение о ь - разделительном и ь -показателе мягкости согласных.
- Сегодня у нас на уроке гость. А кто? Вы узнаете, если правильно выполните задание.
-Отгадайте загадки, отгадки напишите.
А) Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капелью и пахнет весной. (сосулька)
Б) Каждый год я к вам лечу, зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой ярко-красный галстук мой. (снегирь)
В) Рассыпала Лукерья серебряные перья,
Закрутила, замела, стала улица бела.(метель, вьюга)
Г) В голубеньких рубашках
Бегут по дну овражка. (ручьи)
-Чем похожи эти слова?
- Какую роль играет мягкий знак в написанных словах?
-Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?
- Итак, кто же наш гость на уроке?
Чистописание.
ь ььььььь
А что вы ещё знаете о мягком знаке?
Мотивация учащихся на изучение темы.
Запись слов.
(во всех словах пишется мягкий знак)
(В словах сосулька, снегирь, метель - ь указывает на мягкость предыдущего согласного, а в словах вьюга, ручьи он разделяет согласный звук от гласного, не давая им сливаться.)
( в корне слова, перед гласными -е, -ё, -ю, -я, -и).
(мягкий знак)
Вывешивается карточка с мягким знаком
(звука не обозначает)
Предметные результаты:
понимают задание, как его надо выполнить.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные:
сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга;
умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные:
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия
III. Сообщение цели.
(2мин)
-А как вы думаете, всё ли мы знаем о мягком знаке?-Как вы думаете, чем будем мы заниматься на сегодняшнем уроке?
- Сегодня на уроке мы узнаем, какую ещё роль ( работу) выполняет Ь.
Формулирование цели урока.
- Будем развивать внимание, память, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы, развивать речь; воспитывать аккуратность при работе в тетради, культуру общения и поведения на уроке.
Метапредметные результаты:
сформированный способ деятельности.
Личностные результаты:
самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
IV. Постановка и решение учебной задачи.
(7мин)
1. А сейчас мы узнаем, какую ещё работу может выполнять ь.
Прочитайте слова:
Рожь, меч, ночь, шалаш, сторож,дочь, ёж, чиж, мышь, стриж, молодёжь,грач.
-Чем похожи эти слова?
Проблема: Почему у одних существительных с шипящими на конце пишется мягкий знак, а у других - нет?
Можете дать ответ?
- Вот эту проблему нам сегодня на уроке нужно решить.
Путешествие в "Страну существительных" (Чтение сказки учителем на фоне музыки "Голоса леса", сопровождается размещением на доске полосок со словами, дети читают слова в полосках хором. )
Сказка.
- Мягкий знак отправился в путешествие.
Вдруг он оказался в загадочном лесу. Там он увидел шалаш. У входа стоял сторож
- Здравствуйте! Кто здесь живёт? - спросил Мягкий знак.
- Мы, существительные с шипящими на конце: ёж, чиж, стриж, грач?
- А ты кто? - спросил сторож.
- Я - Мягкий Знак! Давайте дружить!
- Нет! Ни в коем случае! Закричали все хором. Сторож даже поднял меч.
- Уходи! Не будем с тобой дружить! Ведь тогда ребята будут получать двойки! - возмутился и замахал крыльями грач.
Мягкий знак обиделся, заплакал и пошёл прочь. Он вышел к полю, на котором росла рожь.Вдруг видит: у дороги сидит серая мышь.
- О чём ты плачешь? - спросила она.
Мягкий знак поведал свою печаль.
- Не горюй, я буду с тобой дружить!
- И я, - пропищала из норки мышь.
- И твоя дочь?
Мягкий знак обрадовался и не заметил, как наступила ночь.
- Я тоже буду с тобой дружить, - прошептала тихо ночь.
Тут вмешалась мышь.
- Пусть запомнит молодёжь
такую вещь: Мягкий знак - нам верный друг.
- Ребята, а вы ещё не догадались, почему одни слова прогоняли Ь, а другие называли его другом?
- Что общего в этих словах?
- На какие группы вы разбили бы данные слова.
- Я предлагаю мальчикам выписать имена существительные мужского рода, а девочкам -женского рода.
-Сравните написание существительных.
-Когда имена существительные с шипящим на конце пишутся с мягким знаком?
-Значит, какова же новая роль (работа) мягкого знака?
- Что нужно уметь, чтобы правильно написать имена существительные с шипящими на конце?
Высказывания учащихся.
(это имена существительные, оканчивающиеся на шипящий звук)
(дети сомневаются).
Слушают сказку
(в одних словах пишется мягкий знак, а в других -нет)
-шипящий на конце
Ответы - предположения детей.)
- Это существительные, они оканчиваются на шипящий.
(одушевлённые и неодушевлённые, мужского рода и женского рода, с мягким знаком на конце и без мягкого знака)
Высказывания учащихся.
(если они женского рода)
(он указывает, что это существительные женского рода)
(уметь определять род имён существительных)
Предметные результаты:
формулировать тему урока, учебную задачу
Личностные:
проявлять любознательность при получении знаний
Метапредметные результаты:
Познавательные -
самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера
Регулятивные -
регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы
V. Открытие детьми нового знания.
(2мии)
Мозговой штурм. Нам необходимо составить совместный план действий - алгоритм.
-Сформулируйте правило о правописании мягкого знака после шипящих на конце существительных.
Фронтальная работа
Высказывания учащихся.
Пробуют сделать вывод, записав схематично.
Формулируют правило.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании «ь» после шипящих;
уметь формулировать правило по написанию «ь».
Предметные результаты:
выстраивают модель алгоритма
по написанию имен существительных женского рода с шипящим на конце; формулируют правило
VI.Физминутка.
(3мин.)
Мы задание выполняли
И немножечко устали.
А теперь пришла пора
Отдохнуть нам всем, друзья.
- Я буду называть слова, а вы, если услышите слово женского рода, то хлопайте в ладоши, а мужского - топайте ногами.
Этаж, вещь, стриж, молодёжь, лещ, тишь, камыш, мелочь, шалаш, калач, кирпич, полночь, ёрш, матч, душ, печь.
- Как напишите имена существительные женского рода с шипящими на конце?
Самоконтроль
Метапредметные результаты:
Регулятивные
VII.Применение знаний в знакомой и незнакомой ситуации..
(15мин)
Упражнение в правописании имён существительных с шипящими на конце.
1.Работа с учебником.
-Чтение правила
-Работа над пословицами.
а) Выполнение упр. 52 Стр. 31
-Назовите существительные с шипящими на конце.
-звуко-буквенный анализ слова -рожь
б) Выполнение упр. 53
2. Работа по карточке в парах.
-Замени одним словом и напиши слова с шипящим на конце:
Приспособление с помощью которого открывается замок (ключ)
Часть суток от вечера до утра (ночь)
Маленький ребёнок (малыш)
Человек с высшим образованием, который лечит больных (врач)
Каменное сооружение для отопления помещений (печь)
Суп со свёклой и другими овощами (борщ)
Растение, из зёрен которого выпекают ржаной хлеб (рожь)
-
Предмет, на котором ездил Емеля.)печь)
Запишите слова.
- Прочитайте существительные с мягким знаком на конце.Почему написали мягкий знак?
- Что нужно уметь, чтобы грамотно писать существительные с шипящими на конце?
- С одним из существительных составьте и запишите. предложение . Разберите его по членам предложения.
Работа в тетрадях.
Объясняют пословицу,
делают звуко-буквенный анализ
комментируют, вставляют пропущенные буквы
Самоанализ
Самопроверка.
Высказывания учащихся.
(уметь определять род имён существительных)
Работа в тетрадях.
Запись и чтение предложений.
Метапредметные результаты:
Самоопределяются в УД.
Работа с информацией:
работа с материалом учебника
искать и выделять необходимую информацию
VIII. Закрепление знаний
(5мин)
Выявление уровня усвоения новых знаний. (самостоятельная работа)
Для контроля усвоения темы урока я предлагаю вам выполнить задания разной степени трудности. Три уровня 1,2,3.
1уровень
Напиши имена существительные в единственном числе, укажи род.
Чертежи, вещи, дочери, трубачи, гаражи, моржи, мелочи, богачи, коржи.
2 уровень
Спиши, вставляя нужные слова с шипящей на конце.
Перочинный …, холодный …, полярная …, душистый …, скорая …, звонкий …
3 уровень
Напиши мини- сочинение на тему «На реке», используя слова:
Петрович, пейзаж, луч, тишь, камыш, лещ, помощь.
- Выберите задание. Прочитайте его внимательно, определите задачу и приступайте к её решению. О результатах работы вы узнаете на следующем уроке русского языка.
Работа в тетрадях.
Самоанализ
Метапредметные результаты:
Самоопределяются в УД.
Личностные результаты:
осознают смысл изучения правописания «ь» в словах, понимают значимость правильного написания «ь» в словах.
Метапредметные результаты:
сформированный способ деятельности.
Личностные результаты:
самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
IX. Итог урока.
Домашнее задание
(4мин)
- Давайте вернёмся к проблеме урока: почему у одних имён существительных, оканчивающихся на шипящий, пишется мягкий знак, а у других нет?
- О какой новой функции(работе) мягкого знака вы узнали сегодня на уроке?
- Что нужно уметь, чтобы правильно писать существительные с шипящими на конце?
- Кому было легко? - Кто испытывал затруднения? В чём?
1вар. -упр.56
2 вар. -упр.54
Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок.
(Мягкий знак на конце существительных после шипящих указывает, что они женского рода)
(уметь определять род имён существительных)
Учащиеся читают задание про себя.
Понимают, как надо выполнить домашнее задание.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Личностные результаты:
осознавать смысл изучения правописания «ь» после шипящих на конце имён существительных женского рода
X. Рефлексия.(1мин)
- Кого можно отметить за работу на уроке?
- А как вы работали на уроке?
-
Оцените свою работу.
Самооценка.
Взаимооценка.
Личностные результаты:
Самооценка личного вклада в общий результат деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать результат выполнения работы своих одноклассников.
Игра « Покормите птиц зимой!
- У вас на партах фигурки птиц. На обратной стороне фигурки написаны слова. Вставьте пропущенную орфограмму , определите род у существительных: мощ.., стриж.., дрож.., грач.., чиж..., ноч.., ёж.., финиш.., брош.., лож...
Поменяйтесь работами , проверьте у своих одноклассников.
Кто работу выполнил без ошибок поместите птиц в кормушку, кто допустил ошибку - около кормушки.
Работа учащихся на уроке: Учащиеся работали активно, все были включены в работу.Дифференциация и индивидуализация обучения присутствовала. Самостоятельная работа учащихся носила продуктивный характер. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Урок достиг поставленных целей.
-
.