- Преподавателю
- Начальные классы
- Календарно-тематическое планирование по литературному чтению (4 класс)
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Созонова Н.Л. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Название
раздела
Кол-во часов
Тема урока
Дата
реализа-ции
Факт
Деятельность
детей
Планируемые результаты по разделу
Предметные
Метапредмет-ные
Повторение. Произведения фольклора.
(7 часов)
1.Былины «Волх Всеславович» , «Вольга Святославович», «Святогор».
Составление образов героев.
01.09
Подробный, выборочный и сжатый пересказ текста, коллективное слушание произведений, словесное рисование портретов героев, словарно -лексическая работа. Работа в тетради.
Самостоятельная работа.
Владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами. Воспринимать произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, отбирать книги по заданной теме и уметь рассказывать о ней (название, тема, жанр, оформитель, год издания, издательство)
Знать особенности фольклора.
Личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной деятельности и принятия образа «хорошего ученика»;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание этнической принадлежности;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
- задавать вопросы;
:- строить речевое высказывание в устной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Коммуникативные:
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
Регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
Коммуникативные:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
Регулятивные:
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей
- оценивать свое действие на уровне адекватной оценки
Познавательные:- строить речевое высказывание в устной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной деятельности и принятия образа «хорошего ученика»;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Познавательные:
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Коммуникативные:
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной деятельности и принятия образа «хорошего ученика»;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Познавательные:- задавать вопросы;- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Коммуникативные: строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте, его строении, свойствах связях.
2-3 Тема восхищения в народной легенде «Легенда о граде Китеже»
Сравнение легенды с былинами.
03.09
07.09
4.Тема героизма в песне «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения».
5. Народная песня «Суворов приказывает армии переплыть море»
Определение основной мысли произведения.
08.09
10.09
6.Проверочная работа №1 по теме: «Сказки, легенды, былины, героические песни»
14.09
Басни. Русские баснописцы.
(6 часов)
7.Выделение морали басен И.А. Крылова « Стрекоза и муравей» и
И.И. Хемницера «Стрекоза»;
8. Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравьи». Закрепление понятий « басня, мораль»
15.09
17.09
Работа со схемами. Конкурсы: «Знаток басен». «Лучший чтец басен». Словесное рисование портретов героев, словарно -лексическая работа. Работа в тетради.
Уметь объяснить о «бродячих» сюжетах в сочинениях баснописцев разных стран, сравнивать басни разных баснописцев, работать с текстом басни: правильно называть, выделять части текста и объяснять мораль басни.
9.Тема хвастовства в басне А. И. Измайлова «Кукушка».
10.Выделение морали в басне И.А.Крылова «Осел и соловей».
11. Тема зазнайства в басне И.И. Дмитриева «Муха».
21.09
22.09
24.09
Словесное рисование портретов героев, словарно -лексическая работа. Работа в тетради.
Сравнивать басни разных баснописцев, работать с текстом басни: правильно называть, выделять части текста и объяснять мораль басни.
Правильно называть, выделять части текста и объяснять мораль басни.
12.Контрольная работа №1 по теме: «Басни. Русские баснописцы»
28.09
Произведения В.А. Жуковского
(5 часов)
13-14. Определение главной мысли в стихах В.А. Жуковского «Песня», «Ночь». Загадки.
29.09
01.10
Игра: « Третий лишний», работа над иллюстрацией, составление плана, пересказ.
Умение работать над иллюстрацией, составлять план, прогнозировать текст, анализировать поступки и характер героев.
15-16.Тема добра и любви в произведении В.А. Жуковского «Спящая царевна».
17. В.А. Жуковский «Светлана». Составление плана сказки.
05.1006.10
08.10
18.Урок-викторина по теме: « Стихи В. А. Жуковского».
Работа с понятием « эпитет».
12.10
Произведения А.С. Пушкина. (5 часов)
19.Тема любви к природе в стихах А.С. Пушкина «Осень».
20. А.С. Пушкин «И.И. Пущину». Анализ стихотворения с выделением понятий: « рифма», « ритм», « тон»,
« логическое ударение», « паузы»
13.10
15.10
Игра «Вспомни и назови». Работа с
Книгами- справочниками.
Уметь работать над иллюстрацией, составлять план,
анализировать поступки и характер героев, составлять характеристики героям.
21.Определение главной мысли произведения И.И.Пущина «Записки о Пушкине».
22. А.С. Пушкин«Зимняя дорога». Определение главной мысли стихотворения.
23. А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»
Составление характеристики героев.
19.10
20.10
22.10
Работа над иллюстрацией, составление плана, пересказ от первого лица.
24. Тема жадности в сказке А.С. Пушкина » «Сказка о золотом петушке»
26.10
Произведения М.Ю. Лермонтова
(6 часов)
25-26.Тема любви к родине в стихотворении М.Ю. Лермонтова « Москва, Москва! … Люблю тебя как сын».
27. Тема одиночества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус».
27.10
29.10
09.11
Работа со схемами. Словарная работа. Моделирование обложки. Творческая работа «Что значит для меня Кремль»
Уметь выразительно читать стихи М.Ю. Лермонтова о Родине, природе.
Уметь анализировать произведение, делить на части,
давать характеристику героям.
28-29.Тема тоски по родине в стихах М.Ю. Лермонтова «Утес», «Горные вершины»
10.11
12.11
Чтение . Деление на части, выделение главной мысли.
30.Контрольная работа №2 по теме: «Произведения Жуковского В.А. Пушкина А.С, Лермонтова Ю.М»
16.11
Самостоятельная групповая работа
Произведение П.П. Ершова
(2 часа)
31-32.П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» Определение главной мысли сказки.
17.11
19.11
Просмотр сказки. Словарная работа. Коллективная работа.
Умение работать над иллюстрацией
составлять план, прогнозировать текст, анализировать поступки и характер героев, составлять характеристики героям.
Объяснять поступки героев и своё отношение к ним.
Произведения В.М. Гаршина.
( 4 часа)
33-34.В.М. Гаршин Сказка «Лягушка путешественница» Деление на части. Составление плана.
23.1124.11
Работа с сюжетно-композиционным треугольником. Пересказ от первого лица. Анализ текста произведений. Работа над иллюстрацией,
Уметь выявлять точку зрения автора и выражать свою; выделять художественные детали, раскрывающие образы героев» определять главную тему, находить книги - справочники и работать по ним.
35-36.Тема прекрасного в произведениях В.М. Гаршина
«Сказка о жабе и розе», «Пленница»,
26.11
30.11
Произведения русских писателей о детях (4 часа)
37-38.Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»
Работа с сюжетно- композиционным треугольником.
01.12
03.12
Творческая работа в группах, свободные высказывания детей, Чтение различными приемами, прогнозирование содержания текста по иллюстрации.
Объяснять поступки героев и своё отношение к ним.
39-40. В.Гюго «Козетта». Выделение кульминационного момента в произведении.
07.1208.12
Произведения зарубежных писателей
(6 часов)
41.Характеристика главного героя в произведении В.Гюго «Козетта».
10.12
Творческий пересказ, выборочное чтение, составление картинного плана, работа в группах, эвристическая беседа, драматизация произведения. Игра «Кто автор?» , «Выбери ответ»
Уметь пересказывать текст от первого лица, иллюстрировать прочитанный рассказ, делить текст на части, озаглавливать каждую часть, составлять картинный план, анализировать поступки героев.
42-43.Марк Твен «Приключения Тома Сойера» Прогнозирование содержания текста по иллюстрации.
14.12
15.12
44-45. Х.К. Андерсен «Дикие лебеди», «Самое невероятное»
Работа над особенностями сказок: сюжет, главная мысль, язык.
17.12
21.12
46.Проверочная работа №2 по теме: «Произведения зарубежных писателей».
22.12
Самостоятель-ная работа.
Произведения Л.Н. Толстого (8 часов)
47-48.Тема смелости в рассказе Л.Н. Толстого «Акула».
24.1228.12
Групповая работа по карточкам, работа по
обогащению словарного запаса детей, чтение текстов приемами «Замочек, Молния, Цепочка, Буксир. До первой ошибки» и т.. д. Составление характеристики героя по плану.
Работа над пересказом прочитанного. Умение выделить главное.
Знать понятия: сюжет, кульминация произведения.
49-50.Выделение главной мысли произведений Л.Н. Толстого «Два брата»,
басня «Мужик и водяной».
29.1211.01
Знать темы и жанры. Отличать басню от других произведений.
51-52. Тема заботы о братьях меньших в рассказах Л. Н. Толстого «Черепаха», «Русак».
12.0114.01
Знать особенности художественных и научно-познавательных рассказов.
Умение определять главную мысль произведения, пользоваться различными видами пересказа.
53.Характеристика главных героев в билине Л.Н.Толстого «Святогор-Богатырь».
18.01
54.Проверочная работа №3 по теме: «Произведения Л.Н. Толстого»
19.01
Самостоятель-ная работа.
Стихи А.А. Блока ( 2 часа)
55-56.А.А. Блок «Россия», «Рождество»
Работа по определению темы, тона, темпа, ритма стихотворения.
Выразительное чтение. Чтение в лицах.
Определение прямого и переносного значения слова, моделирование картинки на
магнитной доске, игра: «Допишите строки», самостоятель-ная групповая работа,
коллективная оценка работ учащихся.
Знать понятия: ритм, рифма, метафора, образные средства языка. Уметь выразительно читать лирические произведения, составлять «партитуру» чтения.
Произведения Д.К. Бальмонта ( 3 часа)
57.Тема любви к родине в стихотворении Д.К. Бальмонта «Россия», «К зиме»
21.01
Работа в группах с деформированным текстом, упражнения по технике речи. Игры для тренировки дыхания, силы голоса, дикции.
Знать понятия: ритм, рифма, метафора, образные средства языка. Уметь выразительно читать лирические произведения, составлять «партитуру» чтения.
58-59.Описание природы в стихотворениях Д.К. Бальмонта «Снежинка», «Камыши», «У чудищ»
25.0126.01
Произведения А.И. Куприна
(2 часа)
60-61.выделение главной мысли произведений А.И. Куприна
«Скворцы», «Воспоминания об А.П. Чехове»
28.01
01.02
Работа над пересказом прочитанного. Умение выделить главное.
Умение работать с текстом. Делить на части, озаглавливать
Произведения И. А. Бунина
( 4 часа)
62-63.И.А. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет ...», «Детство».
Работа над образными средствами языка.
02.02
04.02
Определение прямого и переносного значения слова, моделирование картинки на магнитной доске, игра: «Допишите строки», самостоятель-ная групповая работа, коллективная оценка работ учащихся.
Знать понятия: ритм, рифма, метафора, образные средства языка. Уметь выразительно читать лирические произведения, составлять «парти- туру» чтения.
64.И.Тема осенней природы в стихотворении А. Бунина «Листопад».
08.02
65.Контрольная работа №3 по теме: «Стихи русских поэтов».
09.02
Произведения С.Я. Маршака.
( 5 часов)
66-67.С.Я. Маршак «Словарь», «Загадки», «Зелёная застава».
Определение жанра произведения.
11.0215.02
Определение прямого и переносного значения слова, моделирование обложки, игра: «Допишите строки», самостоятельная групповая работа, коллективная оценка работ учащихся.
Знать понятия: ритм, рифма, метафора, образные средства языка. Уметь выразительно читать лирические произведения, составлять «партитуру» чтения
Уметь участвовать в инсценировке, отличать пьесу от других произведений.
68-69.С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев».
Выделение главной мысли пьесы.
16.02
18.02
Дать понятие пьеса, действия, картины, действующие
70.С.Я. Маршак. Перевод стихов Р.Бёрнста « В горах моё сердце»
Работа над средствами выразительности речи.
25.02
Чтение. Работа над содержанием пьесы. Инсценирова-ние
Произведения Н.А. Заболоцкого
(2 часа)
71-72.Н.А. Заболоцкий «Детство», «Лебедь в зоопарке». Составление партитуры чтения.
29.02
01.03
Работа с различными типами текста, партитурой текста.
Творческий пересказ, выборочное чтение, составление картинного плана,
Рассказ о любимом литерат. герое. Оформление книги-самоделки.
Уметь воссоздавать художественные образы. Накапливать эстетический опыт слушания произведений.
Уметь оформлять книгу - самоделку о герое произведения
Стихи Н.М. Рубцова
(2 часа)
73.Н.М. Рубцов «Берёзы». Работа по определению точки зрения автора, его отношения к стихотворению.
03.03
Чтение текста вслух и про себя, рассказ учителя, иллюстрирование, пение прочитанных стихов, выбор из текста метафор, составление рассказов о случае из жизни по наблюдениям.
Учить понимать и интерпретировать
образы, созданные поэтом; понимать мысли и чувства поэта, анализируя лексику, ритм, и художественные детали стиха. Развивать внимание к художественному слову.
74.Тема любви к родине в стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя родина».
10.03
Произведения С.В. Михалкова
( 4 часа)
75.С.В. Михалков «Школа». Определение жанра произведения.
14.03
Словарная работа, групповая работа, сравнение произведений (по таблице). Творческие задания.
Уметь понимать виды строф и рифм, умению рассуждать и выражать своё мнение к героям произведений;
готовить выразительное чтение с листа и наизусть; развивать внимание к художественному. слову.
Учить понимать и интерпретировать
образы, созданные поэтом; понимать мысли и чувства поэта.
76. Тема заботы в произведении С.В. Михалкова «Хижина дяди Тома».
15.03
77-78.Тема доброго отношения к старшим в произведениях С.В. Михалкова «Зеркало», « Как старик корову продавал».
17.0321.03
Юмористичес-кие произведения
(3 часа)
79-80.Тема юмора в произведении Н.Н. Носова «Федина задача»
22.03
24.03
Конкурс знатоков стихов. Сравнение произведений.
Уметь видеть особенности художественного юмора.
81.И.Л. Гамазкова «Страдания». Выделение главной мысли произведения.
04.04
Очерки
(7 часов)
82-83. Тема тоски по родине в произведении И.С. Соколова-Микитова «Родина»
05.0407.04
Коллективная работа: сравнение по таблице двух очерков. Моделирование обложки.
Учить определять тему очерка; выделять факты, даты, имена; определять отношения автора к героям и событиям очерка.
84-85.А.И Куприн «Сказки Пушкина», Выделение особенностей очерка.
11.04
12.04
86. Н.С. Шер «Картины - сказки»
Выделение главной мысли очерка.
14.04
87.Н.С. Шер «Картины - сказки»
Определение темы очерка.
18.04
88.Проверочная работа №4 по теме: «Очерки»
19.04
Самостоятельная работа.
Путешествия, приключения, фантастика
(17 часов ).
89-90.Описание характера главных героев в произведении Н.П. Вагнера «Фея фантаста»
21.04
25.04
Рисование , просмотр отрывка из мультфильма «Тайна третьей планеты» .
Уметь определять жанр научной фантастики, уметь прогнозировать содержание.
91-92.Н.П. Вагнер «Берёза»
Составление картинного плана и выделение главной мысли.
26.04
28.04
93.Тема заботы в произведении Дж.Свифта «Гулливер в стране лилипутов»
94. Региональная оценка качества знаний.
03.05
05.05
95.Дж.Свифт «Гулливер в стране лилипутов».
Выделение главной мысли.
10.05
96-97.Дж.Свифт «Гулливер в стране лилипутов»
Составление плана произведения.
12.05
16.05
98.Н.П.Вагнер «Руф и Руфина»
Составление аннотации к книге.
17.05
99.Контрольная работа № 4 по теме: «Произведения о детях и для детей»
19.05
Самостоятельная работа.
Знать авторов и их произведения, изученные в учебном году.
100.В Рыбаков «О книге Дж Свифта». Составление аннотации к книге.
23.05
Слушание, чтение отдельных эпизодов.
Уметь самостоятельно выбрать книгу для внеклассного чтения.
101. Чтение и обсуждение сказок зарубежных писателей.
24.05
102. Обобщающий урок по темам года.
26.05
График контрольных и проверочных работ
четверть
Темы контрольных работ
Темы проверочных работ
дата
I
Сказки легенды, былины, героические песни. Сравнение жанров.
14.09
Контрольная работа по теме: «Басни. Русские баснописцы»
28.09
Произведения Жуковского В.А., Пушкина А.С, Лермонтова М.Ю
16.11
II
Произведения зарубежных писателей.
17.12
III
Произведения Л.Н. Толстого
14.01
Стихи русских поэтов.
09.02
IV
Проверочная работа по теме: «Очерки»
19.04
Региональная оценка качества знаний.
Контрольная работа по теме: «Произведения о детях и для детей»
05.05
19.05
5
4