Библиотечный урок Учимся читать книги

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Учимся читать книгу

(БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК 4 КЛАСС) Библиотечный урок Учимся читать книги При переходе из начальной школы в среднее звено очень важна техника чтения, ведь перед детьми стоит сложная задача - освоение новых предметов, осуществление которой невозможно без навыков вдумчивого и осмысленного чтения. Уроки, посвященные этой теме, есть в программе старших классов, но там идет знакомство с видами литературы, сейчас же цель урока: показать учащимся значение вдумчивого, правильного чтения. Задачи:

  • научить читать внимательно и осмысленно;
  • научить извлекать полезные и необходимые знания из всех структур книги (обложки, титульного листа, аннотации, предисловия);
  • научить пользоваться "Дневником чтения".
Почему взято произведение именно этого автора? - Произведения К.Паустовского благодатная почва для осмысленного чтения; - Произведения писателя близки к такому направлению деятельности школы и библиотеки, как нравственное воспитание, одним из аспектов которого является воспитание бережного отношения к природе и любви к Родине. Отсюда вытекает еще одна задача: показать красоту и прелесть родной земли, в доступной форме донести до детей то, что видел и хотел передать своему читателю - писатель. Ход урока Ребята, пройдет совсем немного времени, и вы станете 5-классниками: начнете изучать очень интересные, новые, для вас, предметы: историю, географию, иностранный язык. А чтобы учились вы легко и с удовольствием, стали грамотными людьми и посредством чтения книг получили много полезных знаний, мы и поговорим сегодня о том, как нужно правильно читать. На предыдущих уроках мы с вами:
  • внимательно рассматривали книжку и говорили о ее структуре, т.е. из чего состоит книга (обложка, книжный блок, титульный лист);
  • узнали, какие бывают книжки (книжки-картинки, раскладушки,
    малютки);
  • а еще раньше, в 1-м классе, учились бережно обращаться с книгой, помогать ее в трудную минуту, т.е. лечить книжку, если она заболеет.
На прошлом уроке вы познакомились с книгами, которые во многом отличаются от тех, которые вы привыкли читать. Мы говорили с вами о книгах, которые рассказывают о тайнах Вселенной и о том, как устроен мир, они ответят на многочисленные ваши "Почему?". О каких книгах я говорю? ("Почемучкины книжки"). А сегодня мы с вами поговорим о том, как нужно правильно читать книги, наш урок так и называется: "Учимся читать книги". Это только на первый взгляд, кажется, что читать книги легко и просто, на самом деле это самое настоящее творчество и труд, требующий определенных навыков и умений. На что вы обращаете внимание, когда берете в руки книгу? Ребята, а вы согласитесь со мной, если я скажу, что "Читать правильно, значит читать быстро"? (Нет). Почему вы так считаете? Правильно, ведь читая быстро, мы не сможем понять:
  • о чем написано в книге;
  • пережить чувства, которые переживают герои книги;
  • получить нужные и полезные знания.
А потому главным условием правильного чтения является внимание, т.е. когда мы читаем, должны быть очень внимательны. И еще: не нужно торопиться. Именно так мы попытаемся прочитать рассказ Константина Георгиевича Паустовского "Барсучий нос". Вы уже знакомы с книгами этого писателя. Давайте вспомним, какие книги К.Г.Паустовского вы читали? А хотелось ли бы вам узнать, каким удивительным человеком был автор этих книг? Тогда слушайте.

"Я не знаю ничего более близкого мне,
чем наши простые русские люди,
и ничего более прекрасного,
чем наша земля".
(К.Паустовский) Константин Паустовский родился в Москве, кроме него в семье было еще трое детей - два брата и сестра. Отец его был неисправимым мечтателем и поэтому много ездил по стране. Мать всю себя отдавала воспитанию детей. В семье много пели, играли на рояле, очень любили театр. Учился Костя в Киеве в классической гимназии, там были хорошие учителя литературы, русского языка и истории, поэтому учащиеся знали и любили литературу, очень много читали. С ним учились ребята, которые стали очень знаменитыми людьми (Булгаков, Вертинский). Здесь Костя начал писать стихи. А когда учился в последнем классе гимназии, написал свой первый рассказ, который даже был напечатан в журнале "Огни" (1911 г.). И тогда Костя решил стать писателем. Хотя, прежде чем им стать, К.Г. переменил много профессий. Он был вожатым и кондуктором московского трамвая, рабочим на металлургических заводах в Донбассе, рыбаком, санитаром в старой армии во время 1-й мировой войны, служащим, учителем литературы, журналистом, воевал в красной Армии в Гражданскую войну и был военным корреспондентом в Великую Отечественную. К.Г побывал во многих уголках нашей страны. "Почти каждая книга - это поездка. Или, вернее, каждая поездка - это книга" - говорил он. Особенно горячо любил он Мещеру - сказочно красивый край между Владимиром и Рязанью. Здесь он подружился с удивительными людьми - писателями Фраерманом и А.Гайдаром. О Мещёре П. написал повесть "Мещёрская сторона" (1939 г.). В ней он говорит о скромной прелести русской природы, которую видит лишь человек, который любит ее и внимателен к ней. Паустовский верит, что человек, который любит природу - любит и свою родину. И он так описывает природу, что все, о чем читаешь, предстает перед глазами, и видятся чудные картины, и вы убедитесь в этом, когда мы будем читать с вами рассказ. К повети "Мещёрская сторона" примыкает цикл рассказов для детей "Летние дни", в которых говорится о происшествиях деревенского лета, забавные сценки из жизни животных:

  • это рыжий бездомный кот, прозванный "ворюгой";
  • маленький барсук;
  • непослушный, но преданный людям, щенок Мурзик;
  • пеликан, удравший из зверинца и принятый дедом за черта;
  • сказочно прекрасная добыча рыболовов - золотой линь.
В старый дом, стоящий на краю села, повадился ходить бездомный рыжий кот, совершая свои пиратские набеги то на стол, накрытый для завтрака в саду, то в погреб, где хранились припасы. А однажды, на глазах у ошеломленных рыболовов, он утащил целый кукан со свежепойманной рыбой. Это было не воровство, а грабеж среди бела дня, и жители строго дома поклялись отомстить коту за его бандитские проделки... А вот что произошло дальше вы узнаете, прочитав рассказ "Кот-ворюга". Многие рассказы Паустовского похожи на сказку: "Заботливый цветок", "Растрепанный воробей", "Теплый хлеб". Одна из лучших сказок - "Стальное колечко". Писал Паустовский книги и для старшего возраста. А сейчас приготовьтесь слушать. Внимательно и не торопясь, мы читаем рассказ К.Г.Паустовского "Барсучий нос". (У каждого ребенка текст, желающие (визуалы) могут следить во время чтения, а затем он понадобится для ответов на вопросы). "Медленное чтение". (После чтения небольшая пауза, дети вспоминают и осмысливают услышанное). В какое время года происходит действие рассказа? Осенью. Об осени много говорится на первых страницах рассказа. Находим ее приметы: " Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули... Доцветали кувшинки, и голубая вода казалась черной, как деготь... Стояла осень и солнце в туманах". Через три абзаца встретится " холод осенних рассветов". И уже в конце рассказа мы услышим "утренние голоса птиц", которые, оказывается, еще не улетели. Теперь мы можем с точностью определить, когда же происходят события. 1. Ребята, все вы бывали в осеннем лесу. Чем он отличается от леса других времен года: летнего, зимнего или весеннего? Что кроме текста, мы можем встретить в книгах? Иллюстрации - именно они помогают нам лучше представить, о чем говорится в книге. (Посмотрите, как правильно пишется это слово). Перед вами репродукции картин осенней природы. Какая из них ближе к природе описанной в рассказе "Барсучий нос"? 2. Зачем оказались на лесном озере взрослые и мальчик? (Они пришли для того, чтобы ловить рыбу). Только ли ловить рыбу? (Главное - послушать природу и поговорить с ней, насладиться красками и ароматами осеннего леса). 4. Какую рыбу ловили герои рассказа? (Такую же пеструю, как лес по берегам: "... мы ловили разноцветных окуней, вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны"). Затем автор заставляет читателя оторвать взгляд от озера и лодки и посмотреть вверх: "Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий, густой воздух". 5. Кто является главным действующим лицом в рассказе? 6. Что это был за зверь? ("... однажды вечером в траве у костра, начал сердито сопеть какой-то зверь... Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы далее ушей"). Другое действующее лицо - мальчик. Автор смотрит на мир глазами мальчика. 7. Чего больше в рассказе - смешного, грустного, а может, страшного? 8. Какие чувства он вызвал у вас? (Подведение итогов) Часть 2. Ребята, с первого класса вы привыкли к своему ученическому дневнику, в который вы записываете расписание уроков и домашние задания, учитель выставляет в него ваши отметки; на уроках природоведения вы познакомились с "Дневником наблюдений за природой". Сегодня, я познакомлю вас с еще одним дневником. Но сначала ответьте мне на вопрос: как долго вы помните о прочитанных книгах? Так вот, для того, чтобы восстановить в памяти:
  • Какие книги вы уже прочитали;
  • Вспомнить, читали ли вы ту или иную книгу;
  • О чем говорилось в той или иной книге;
  • Кто ее главные герои/
Cуществует Дневник чтения, который вели многие известные люди. Что представляет собой Дневник чтения? Это может быть обыкновенная тетрадь, просто нужно ее правильно разлиновать, и записывать в нее данные о прочитанных книгах. Давайте попробуем заполнить первую строчку "Дневника" вместе. Дата Автор Название Главные герои (действующие лица) Содержание (о чем говорится в книге) Мое мнение 12 ноября 2010 г. К.Паустовский Барсучий нос Мальчик, Барсук, рыбаки На рыбалку пришли мальчик и взрослые, там они встретили барсучонка, который обжог свой нос Очень грустный рассказ, жалко барсучонка Надеюсь, "Дневник чтения" станет вашим спутником и помощником в чтении книг. Приложение 1 Оснащение урока 1. Планшет.я 2. Выставка рисунков: "По страницам книг Паустовского". 3. Карта России. 4. Выставка книг К.Г.Паустовского "О природе с любовью". 5. Название урока на классной доске: "Учимся читать книгу". 6. Портреты: Булгакова, Вертинского, Гайдара, Паустовского. 7. Репродукции И.Левитана и фотографии осенних пейзажей. 8. Таблички с терминами:
  • Автор
  • Название
  • Иллюстрация
  • Аннотация
  • Внимательно
  • Не торопясь
  • Дневник чтения
Эскизы Планшет Классная доска
  • Учимся читать книгу
  • Цитата о книге
"Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать". (Д.И.Писарев) Цитата о Паустовском "Я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля". (К.Г.Паустовский) (Репродукции Левитана и фотографии осеннего пейзажа.)



























Библиотечный урок Учимся читать книги

© 2010-2022