Конспект урока по русскому языку на тему Раздельное написание предлогов со словами (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка

  1. Фамилия, имя, отчество учителя: Кожевникова Татьяна Анатольевна
  2. Учебно-методический комплект: «Школа России»
  3. Предмет: русский язык
  4. Класс: второй
  5. Раздел учебника: Части речи. Предлоги.
  6. Урок в системе уроков: второй

Тема: Раздельное написание предлогов. Роль предлогов в речи

Форма проведения: классно-урочная

Тип урока: Урок изучения нового материала на деятельной основе Современные образовательные технологии: технология проблемного обучения, личностно-ориентированные, использование информационно-коммуникативных технологий. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля, проблемно-поисковые методы. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Цель: Развивать умение писать предлоги с другими словами

Планируемые результаты:

  • узнавать предлоги в устной и письменной речи

  • правильно употреблять предлоги в речи

  • раздельно писать предлоги со словами

  • оценивать свои достижения
  • пользоваться орфографическим словарем
  • находить полезную информацию в словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых потребуются словари,
  • участвовать в презентации подготовленных заданий

Оборудование:


1. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 2 класса в 2 ч. - М.: Дрофа, 2013 2. Рамзаева Т.Г., Савинкина Л.П. Русский язык. 2 кл.: Тетрадь для упражнений по русскому языку и речи к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. 2 класс» М.: Дрофа, 2015

3.Электронное приложение к учебнику, слайды с весенней природой, портрет С.Я. Маршака

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент


Громко прозвенел звонок - Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко раскрыты - Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем!
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует на успешную работу. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Личностные: самоопределение


2. Проверка домашнего задания
Вспомним, какое задание выполняли дома? Какое правило надо знать, чтобы правильно вставить предлоги?
«Цепочкой» читаем с места по одному предложению, называем предлог, остальные внимательно проверяют. Если есть ошибки, аккуратно исправляем.
Рефлексия: Оцените себя, как вы подготовились дома к уроку русского языка, поднимите смайлики.

Проверяется, как выполнено домашнее задание

Повторение правила о предлоге

Фронтальный опрос учащихся с самоконтролем.


(Выявление уровня знаний обучающихся. Определяет типичные ошибки.)
Рефлексия. Просит оценить детей свои знания. Учитель сравнивает свои оценки с детскими и подводит итоги. Просит детей, которые показали красный смайлик, рассказать, что они должны повторить -Надо было в предложения вставить предлоги. Учащиеся хором повторяют правило.

Учащиеся по очереди прочитывают предложения, называют предлоги, остальные ученики проверяют себя и исправляют ошибки по необходимости.
Дети оценивают свои достижения и показывают соответствующий смайлик (желтый улыбающийся - «отлично», зеленый серьезный -«хорошо», красный сердитый - «удовлетворительно» Ребята, которые оценили себя на «3», делают вывод, что им надо повторить Личностные Коммуникативные Познавательные


Регулятивные: контроль, оценка, коррекция

3. Актуализация знаний А) Словарная работа












Б) Каллиграфическая минутка





В) Развитие речи






1. Словарная работа.
А) Послушайте внимательно загадку и отгадайте. -Будит лес, поля и горы, Все полянки и сады. Он во все стучится норы, Напевает у воды. « Просыпайтесь! Просыпайтесь! Пойте, смейтесь, улыбайтесь!» Далеко слышна свирель. Это будит всех … (На экране фотография весенней природы) - Правильно я выбрала фотографию или нет?
Б) Каллиграфическая минутка: Пропишите каллиграфически: ап, ре, ль, апрель Проверьте, правильно написаны буквы? Проговорите слово орфографически и орфоэпически.
в) Составьте и запишите предложение со словом апрель. Проверьте в паре «Цепочкой» прочитайте свои предложения. Представьте себя в весеннем лесу. - Чьё предложение понравилось?

А) Учитель загадывает загадку, подводит к повторению словарного слова апрель. Просит доказать, по каким признакам определили месяц весны?







Б) Показывает на доске соединения букв: ап, ре, ль, слово - апрель



в) Просит составить и записать предложение со словарным словом и проверить с товарищем по парте. Оценить. Просит зачитать свои предложения. Проанализировать.

А) Дети внимательно слушают загадку, анализируют и отгадывают (Это апрель) Дети выделяют признаки весны, которые соответствуют именно апрелю: поют птицы в лесах, просыпаются звери, которые спали зимой, тепло. - Рассматривают фотографию, доказывают, что она соответствует отгадке.



Б) Дети каллиграфически прописывают соединения букв: ап, ре, ль, слово - апрель Сравнивают, как пишется и как слышится слово. Выделяют орфограммы.
в) Дети самостоятельно записывают предложения, проверяют в паре, оценивают. Дети по очереди читают предложения, анализируют и делают вывод, какое самое красивое предложение.

4. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
На доске запись Выходить … дом Идти … лес Заботиться ... щенок -Объедите слова. -Какая часть речи помогла вам выполнить задание? - Что мы уже знаем о предлоге? -Спишите словосочетания, подчеркните предлоги. Обратите внимание на имена существительные. Что с ними надо сделать? Проверка на доске.

Оцените себя.
- Назовите тему урока.
Откройте страницу учебника 110 и проверьте, правильно ли мы сформулировали тему урока.
- Чему мы должны научиться на уроке?
Актуализация знаний учащихся, создание проблемной ситуации. Повторение знаний о предлоге, об изменении формы имени существительного.
Организует самостоятельную работу учеников.

Активизирует внимание на проверке задания


Просит проанализировать задание и предположить тему урока, поставить перед собой учебные задачи.

- Анализируют задание, определяют, что вставить надо предлоги и изменить окончание имени существительного, записывают словосочетания, проверяют, выделяют предлоги


Один ученик вставляет красным мелом предлоги, подчеркивает их, изменяет окончания существительных

Остальные проверяют, корректируют.

Оценивают себя и ученика


- Сегодня продолжим изучать предлоги. Рассматривают, анализируют учебник и делают вывод.


- Узнаем больше о предлогах. Научимся писать предлоги с именами существительными другими словами.

Повторим, с какой частью речи предлоги не пишутся. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: общеучебные, самостоятельное выделение проблемы.

овладение логическими действиями сравнения, анализа объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные: умение вести диалог, определение общей цели и путей ее достижения. 5. Работа по теме урока. 1. Наблюдение за предлогами в речи. Упр. 187. Прочитайте внимательно задание. -Что видите в упражнении? - О ком текст? - Определите тему и придумайте заголовок. - Определите, правильно ли художник нарисовал ситуацию? - Определите тип текста и докажите.


- Самостоятельно найдите в тексте предлоги и выпишите их вместе с именами существительными, выделите предлоги.

- Проверим, как выполнили задание.

- Оцените себя.

- Почему мы подчеркнули предлоги?

- Сравните свои выводы и правило учебника Осуществляет контроль, коррекцию за выполнение практических заданий. Фронтальная работа: - Подводит детей к повторению, что такое текст, проводится анализ текста, определяется тема текста и дается заголовок, определяется тип текста, приводятся детьми доказательства, сравнение текста и иллюстрации. Самостоятельная работа: выделение в тексте предлогов и существительных, связанных с ними.
Производится проверка на доске (Цепочкой)
Самоконтроль. Оценка своей работы.
Подводит к выводу урока

Помогает сделать вывод. Знакомит с правилом.

Находят задание, знакомятся с ним. Дети определяют, что они прочитали текст о лисе. Проанализировали его и озаглавили. («Лисица и бельчонок») Сравнивают текст и иллюстрацию, правильно ли художник изобразил ситуацию. Определяют тип текста ( повествование)

Находят в тексте предлоги и выписывают вместе с именами существительными (На сосне, с ветки, на ветку, на минутку, из глаз, по земле, к березкам, около березы, из травы, в ветвях, с носом) Проверка на доске, дети выходят по очереди, записывают предлог с существительным. Самоконтроль. Самооценка.
-Предлог - это орфограмма, его надо писать отдельно от имени существительного. Дети читают правило и определяют, что они сделали правильный вывод Познавательные: общеучебные, овладение логическими действиями: анализ, сравнение, выводы. Коммуникативные: умение вести диалог

Личностные: самоопределение

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция
5.1. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа. Физминутка (Игра) Игра: «Узнай предлог - сделай прыжок» Вы должны внимательно слушать меня и прыгать на каждый предлог. Надеюсь, у вас все получится. Снег уже теперь не тот, Потемнел он в поле. На озерах треснул лёд, Будто раскололи. Облака бегут быстрей, Небо стало выше. Зачирикал воробей Веселей на крыше. Все чернее с каждым днём Стежки и дорожки. И на вербах серебром светятся серёжки. - Назовите автора стихотворения. - Почему я выбрала его? ( На экране портрет С.Я. Маршака).



Вернемся к нашей фотографии, походит она к стихотворению Маршака? - Кто запомнил предлоги и слова, с которыми они связаны? Учитель читает стихотворение.
На каждый предлог дети прыгают. Активизация внимания, развитие быстроты реакции, закрепление пройденного о предлоге в игровой форме, снятие физического напряжения.


Связь с чтением.


Активизация внимания и памяти Дети внимательно слушают стихотворение и, услышав каждый предлог, прыгают














- Это стихотворение С.Я. Маршака. - Оно о весне, в нем есть предлоги. В поле, на озёрах, на крыше, с каждым днём, на вербах. Предлоги могут писаться и с другими словами, помимо существительных. Сравнивают фотографию и стихотворение. Делают вывод. Познавательные: общеучебные, овладение логическими действиями: анализ
сравнение, вывод

Личностные: самоопределение


Коммуникативные: умение вести диалог

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция
5.2. Самостоятельная работа
Работа в рабочих тетрадях Упр. 114 -Проверим. Всё ли вы запомнили о предлоге. Прочитайте внимательно задание. Что будете делать?

Коллективная проверка (комментирование с места по очереди) Оцените себя. Что надо повторить? - Что вам помогло правильно выполнить задание?
Осуществляет контроль, коррекцию за выполнение практических заданий.
Работа в рабочих тетрадях Ученики самостоятельно читают задание Вставляют самостоятельно пропущенные буквы, повторяют изученные орфограммы и вставляют нужные предлоги.
Дети по очереди рассказывают орфограмму, предлог, остальные слушают, проверяют, корректируют. Оценивают себя. - Знание изученных орфограмм: словарные слова, жи, ши, разделительный ь Познавательные: общеучебные, овладение логическими действиями: анализ
сравнение, вывод

Личностные: самоопределение

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция

6. Рефлексия деятельности
Перед вами карточки, изучите задание Выполняйте внимательно. Каждый делает самостоятельно. Если кто-то забыл, что он знает о предлогах, повторите правила по учебнику. Желаю успеха!




На экране правильный вариант. Проверьте и оцените себя. -Что скажите о нашем уроке? Осуществляет контроль, коррекцию за выполнение практических заданий.








Организует рефлексию.
Учащиеся выполняют самостоятельно работу на карточках. (Раскрывают скобки и определяют предлог, с какой частью речи он стоит рядом, вставляют пропущенные буквы) (В) л.сах цветёт орешник. (По)опушкам л.сов, (по)склонам оврагов (по)явились ранние цветы. Это апр.л. . Л.са (до)бралась (до) кур.
Дети проверяют, исправляют ошибки, оценивают (Смайлики), - дают характеристику уроку

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: общеучебные, овладение логическими действиями: анализ
сравнение, вывод

Личностные: самоопределение

  1. Итог урока
Подведём итоги урока. Кто назовёт, какие мы поставили перед собой учебные задачи? Смогли ли мы их выполнить? -Что мы знаем теперь о предлоге? Фронтальный опрос, подведение итогов -Научились писать предлоги с именами существительными, вспомнили, что с глаголами предлоги не пишутся. Предлоги бывают разные и надо правильно употреблять их в речи. Написание и произношение часто не совпадает.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция

Личностные: самоопределение Коммуникативные: умение вести диалог

  1. Домашнее задание
Задание на дом. Какие правила повторите? Рабочая тетрадь с.53, упр. 115 -Прочитайте задание, соответствует оно нашей теме урока?
Повторим правила на стр.109-110 о предлоге Будем вставлять предлоги, работать с текстом, определять части речи. Личностные: самоопределение Познавательные: анализ

5


© 2010-2022