Дополнительный материал к урокам познания мира

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дополнительный материал к урокам познания мира

Дополнительный материал к урокам познания мира

1 -2 классы



Дополнительный материал к урокам познания мира







I.Человек и окружающий мир

Дополнительный материал к урокам познания мира






Игра «Будь внимателен!» Учитель называет предметы природы и предметы, сделанные руками человека. Ученики хлопками выделяют только предметы природы: горы, машина, дерево, стол, река, яблоко, трава, заяц, человек, ромашка, кот, часы, лук.

Игра «День и ночь».

По команде учителя «День!» уч-ся начинают производить разнообразные действия: «Собираем грибы», «поливаем цветы», «копаем землю», «косим траву», «прыгаем на скакалке», «гладим котёнка», «моем посуду», «катаемся на лыжах», «петушок клюёт зерно». По команде «Ночь!» дети закрывают глаза и замирают.

Игра «Будь внимателен!» на тему «Живая - неживая природа».

Игра проводится с мячом. Учитель кидает мяч ребёнку и называет предмет живой природы,- дети ловят мяч, когда называет предмет неживой природы - мяч отталкивают.

Игра «Четвёртый лишний».

Учитель перечисляет несколько предметов. Дети должны среди них выбрать лишний предмет и объяснить почему.

Пример: 1. Берёза, мак, солнце, лиса.

2. Река, гора, медведь, земля.

3. Стол, машина, астра, книга.

4. Сова, кулан, карандаш, ёжик.

Задание: придумать сказку, используя ассоциации : самолёт-птица, вертолёт-стрекоза, поезд- гусеница, рюкзак-кенгуру, ласты- плавники и хвост у рыбы.





Азбука народной мудрости

Народные приметы

Осень Дополнительный материал к урокам познания мира

  • Гром в сентябре предвещает тёплую осень.

  • Сентябрь птиц в дорогу торопит.

  • В лесу много рябины - осень будет дождливая, если ж мало - сухая.

  • Листья у берёзы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней весны, снизу - поздней.

  • Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима.

Зима Дополнительный материал к урокам познания мира

  • Много снега - много хлеба, много воды - много травы.

  • Зима снежная - лето дождливое.

  • В лунные ночи снег не тает.

  • Ветер зимой подул с севера - к большим холодам, с юга - к теплу.

  • Много инея зимой - к урожаю.

Весна Дополнительный материал к урокам познания мира

  • Зима весну пугает, да все равно тает.

  • Грач на горе - весна на дворе.

  • Ласточки прилетели - скоро гром загремит.

  • Кукушка стала куковать - морозу больше не видать.

  • Длинные сосульки - к долгой весне.

  • Майских жуков много - к засухе.

  • Муравьи прячутся в норки - к грозе.

Лето Дополнительный материал к урокам познания мира

  • Лето дождливое - зима снежная, морозная.

  • Зеленая радуга - к дождю, желтая - к хорошей погоде, красная - к жаре.

  • Куры в земле купаются - к ненастной, сырой погоде.

  • Паук усиленно плетет сети - к сухой погоде.

  • Стрижи низко летают - дождь предвещают.



Поэтические строки, загадки. Доскажи словечко: Я раскрываю почки, Дел у меня немало, В зелёные листочки. Я белым покрывалом Деревья одеваю, Всю землю укрываю, Посевы поливаю, В лёд реки убираю, Движения полна, Белю поля, дома, Зовут меня…(Весна). Зовут меня…(Зима). Я соткана из зноя, Несу я урожаи, Несу тепло с собою. Поля вновь засеваю, Я реки согреваю, Птиц к югу отправляю, «Купайтесь!» - приглашаю. Деревья раздеваю, И любите за это Но не касаясь сосен Вы все меня. Я…(Лето). И ёлочек. Я…(Осень).



Игра «Закончи предложение».

Начала предложений записываются на доске или произносятся вслух учителем, дети заканчивают предложения: Летом я люблю… . Осенью я люблю… . Зимой я люблю… . Весной я люблю… .

Задание: составить предложения по картине на тему «Осень» с ключевыми словами: багряный, золотой, пурпурный, мелкий, холодный, моросящий. Игра на внимание. Встаньте, когда услышите слова, относящиеся к осени: мышь, курица, ромашка, земля, грибы, дождь, тучи, лошадь, урожай, серые, листопад, солнце, грязь.



Пословицы и поговорки:

Зима не лето: в шубу одета.

Чем крепче зима, тем скорее весна.

Солнце летом греет, зимой - морозит.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь - году начало, зимы середина.

Февраль - ветродуй, вьюговей, бокогрей и сечень.

В феврале два друга - мороз и вьюга.

В зимний холод всякий молод.

Много снега - много хлеба.

Ориентирование

Дополнительный материал к урокам познания мира

Загадки

Что это такое? Страны без людей,

Не море , не земля Города без домов,

Корабли не плавают Леса без деревьев,

А ходить нельзя. Моря без воды.



На столе передо мной И в тайге, и в океане

Закружился шар земной Он отыщет путь любой.

Арктика, экватор, полюс Умещается в кармане

Уместил всю землю…. И ведет нас за собой.



Он и летом и зимой - Ни начала, ни конца,

Между небом и землей. Ни затылка, ни лица.

Хоть всю жизнь к нему иди - Знают все, и млад, и стар,

Он все будет впереди. Что она большущий шар.

Горизонт. Стороны горизонта

Описание по иллюстрациям, где видно влияние солнца- муравейник, кора дерева, крона дерева, мхи, лишайники, снег. Ребус (гор(ы ) и зонт).

Задание: соотнеси стороны света с подходящими по смыслу словами:

Север- жара

Юг- восход

Запад- холод

Восток- заход



Солнце

Загадки, заклички о природе:

Солнышко, покажись, Радуга-дуга,

Красное, снарядись! Перебей дождя-

Чтобы год от года Опять в ночь

Давала нам погода: Льёт во всю мочь;

Тёплое летечко, Перебей гром, Не попал бы в дом.



Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зелёного горошка.



Гром гремучий, Земелюшка добра,

Тресни тучи, Вырасти гриба-

Дай дождя Гриба грибового,

С небесной кручи. Во бору борового.















Дополнительный материал к урокам познания мира



1. Группы растений.



Игра « Найди своё место».

3-м учащимся раздаются карточки с надписями: «деревья», «кустарники», «травы». Другим уч-ся -картинки с изображением: ромашки, шиповника, смородины, малины, клубники, василька, дуба, клёна, берёзы, чистотела. Ученики встают под соответствующей надписью групп растений.

2. Органы растений.

Игра «Собери растения».

Карточки с изображением частей растений : корень, стебель, листья, цветы, плоды.

Работа со скороговорками, считалками.

Марина грибы мариновала

Марина малину перебирала.

Зелёная берёза стоит в лесу,

Зоя под берёзой поймала стрекозу.

Стоит воз овса,

Возле воза- овца.

Плоды. Семена.

Игра « Найди своё место».

Карточки с изображением плодов, деревьев и кустарников.

Инструкция: одним учащимся раздаются карточки с изображением деревьев и кустарников, другим- с изображением плодов; дети подходят к соответствующему изображению.

Конкурс на лучшее сочинение-описание дерева или кустарника ( по группам).

План:

1.Название дерева или кустарника.

2.Где растёт? Дикое или культурное растение?

3.Какой внешний вид.

4.Какие плоды? (Вкус, цвет, форма, размер).

5.В какое время года собирают урожай?

6. Что из него варят?

7. Какая польза?

4. Овощи. Фрукты.

Загадки:

1. Зелёненький, полосатенький, а в серединке сладенький. (Арбуз).

2. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

Кто любит щи, меня в них ищи.(Капуста).

3. Синий мундир, тёплая прокладка,

А в середине сладко. (Слива).

4. Была зелёной, маленькой,

Теперь я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая. (Смородина).

5.Алый сапог в земле горит.( Свёкла).

6. Что копали из земли,

Жарили, варили? Что в земле мы испекли, Ели, да хвалили? (Картофель). 7. Растёт в траве Алёнка В красной рубашонке. Кто ни пройдёт, Всяк поклон отдаёт. (Земляника).

Игра « Пятый лишний».

Предлагаются картинки: огурец, редиска, яблоко, морковь, капуста;

смородина, малина, вишня, помидор, крыжовник;

яблоко, слива, огурец, груша, вишня, абрикос.

Учащиеся называют лишний фрукт или овощ и объясняют почему.



Составить рассказ по его началу ( например : Девочка сняла кожуру

с апельсина и увидела, как много в нём долек. Она спросила: «Апельсин,

почему ты весь из долек?»…

Сезонные изменения в жизни растений.

1-2. Труд людей осенью.

Загадки:

На просторе в море хлеба

Замок с башнями до неба.

Замок с башнями до неба.

Сохранит он много хлеба.( Элеватор).

Сто один брат,

Все в один ряд

Вместе связанные стоят. (Сноп).

Зубья ходят, гребни машут,

Жатки по полю бегут,

Как мальчишку под машинку,

Поле наголо стригут. (Жатва).

У лепёшки, каравая,

Сушки, плюшки, пирожка

От рождения седая

Мать по имени …(мука).

Игра «Найди ошибки».

На доске предложения: Осенью листья распускаются. Весной собирают грибы. Осенью с гор бегут ручьи. В начале лета собирают яблоки и груши ».

Учащиеся находят ошибки и объясняют их.

Игра «Печаль осени».

Учитель читает начало стихотворения:

О чём ты печалишься, Осень?

Ведь убрано всё на полях.

И травы мы больше не косим,

И яблоки сняты в садах.

Но осень дождём зашумела….

Дети, прослушав начало стихотворения, должны попытаться составить рассказ: « О чём печалится осень?».

В конце урока дети слушают ответ на вопрос самой осени - стихотворение Г. Новицкой « О чём ты печалишься, Осень?».

«Нескладно Лентяйкою жить!

Но если мне нечего делать,

То, значит, осталось грустить».



3. Зима. Изменения в жизни растений.

Игра «Найди дерево».

Предлагаются картинки листьев и плодов деревьев, и деревья : яблоня, груша, берёза, дуб, сосна, абрикос, слива, рябина.

Учащиеся получают карточки и подходят к соответствующему дереву.

Задание: составить рассказ «В лесу зимой» по опорным словам: зима, деревья, земля, кусты, снег, следы

4. Труд человека зимой. Тест

Задание: прочитать выразительно скороговорки:

Иней лёг на ветви ели, иглы за ночь побелели.

Везёт на гору Саня за собою сани.

Ехал с горки Саня, а на Сане санки.

5. Весенние и летние изменения в жизни растений.



Задание: « Вставь слово».

В лесу весной.

Настала весна. ( Как?) светит весеннее солнце. На деревьях (Что сделали?) пушистые почки. Из коры берёзы закапал (Какой?) (что?). Золотые пуховки (Что сделали?) кустики ивы. Зацвели голубенькие и беленькие (Что?). Земля покрылась молоденькой сочной (Чем?).В лесу пахнет смолой, сосновой и еловой (Чем?).

Слова для справок: ярко, надулись, ласково, сладкий, сок, украсили,

подснежники, травкой, хвоей.

Игра «Найди ошибку».

«Весна начинается в мае. В это время становится холодно, и замерзают лужи. Первыми прилетают грачи. Деревья сбрасывают свои листочки. Птицы начинают строить гнёзда. Снег тает, и люди собирают урожай.

6. Труд человека весной.



Задание: прочитать выразительно скороговорки, заклички о весне.

Журчали ручьи и урчали,

Жужжали шмели над ручьями.

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

Весна - красна,

Ты с чем пришла?

-С сохой, бороной,

С лошадкой вороной;

С рожью зернистой,

С пшеницей золотистой;

С травой шёлковою,

С водой ключевою,

С калиной- малиной,

С красной рябиной.

Приди к нам, весна с радостью,

С великою к нам с милостью!

Приди, матушка- весна, отвори- ка ворота.

Скорее март приходи, белый снег сойди,

Приходи- ка ты апрель, отворяй окно и дверь.

Задание: составить рассказ « Труд людей весной». Опорные слова: пашут, боронят, сеют, убирают, сажают, озеленяют, подрезают, копают, белят, высаживают, удобряют.

  1. Труд человека летом

.

Игра «Найди ошибку».

На доске предложения: Летом люди собирают картофель, капусту, морковь. Летом люди сажают деревья. Летом собирают урожай смородины, малины, вишни, клубники. Летом рыбаки ловят рыбу. Летом делают ремонт в квартирах и домах, гаражах и в других помещениях.



Задание: прочитать выразительно скороговорки, заклички:

Божья коровушка,

Полети на облышко,

Принеси нам с неба,

Чтобы было летом:

В огороде бобы,

В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,

Во поле пшеница.

8. Тестирование на тему «Сезонные изменения в жизни растений».

Игра с мячом «Когда это бывает? »

Когда косят сено? Когда выращивают редиску? Когда сажают деревья? Когда сеют пшеницу? Когда солят огурцы? Когда убирают капусту? Когда подрезают кустарники? Когда цветёт сирень? Когда собирают малину? Когда собирают яблоки и груши?

Конкурс на лучший рассказ- описание «Труд людей осенью», «Труд людей зимой», «Труд людей весной», «Труд людей летом».



Значение растений в природе.



  1. Значение растений в жизни животных.



Игра «Кто с кем дружит?».

Предлагаются картинки: коза-капуста, заяц-морковь, медведь- малина, мышь- зерно, белка- грибы, корова-трава, свинья- жёлуди, пчёлы- цветы, обезьяна- бананы, снегирь- рябина, верблюд-верблюжья колючка.

Задание: составить рассказ по его началу : «Однажды коза Сашка и козёл Митька забрались в колхозный огород…»

2. Растения в жизни человека.

Игра «Найди гнездо для каждой птички».

Предлагаются иллюстрации птиц и их гнёзд на траве, на земле, на крыше, на дереве, в дупле, под крышей, на берегах рек и морей, в горах.

Задание: составить рассказ по опорным словам о пользе растений.

Написаны слова: сад- огород, ухаживают, выращивают, поливают, витамины, солят, варенье, здоровье, заготавливают на зиму.

3. Защита растений. «Красная книга».

Задание: придумать сказку « Если бы я был берёзой …».

  1. Творческая работа « Правила поведения в лесу».



По сюжетным картинкам учащиеся составляют по пунк-

там правила поведения в лесу.







Дополнительный материал к урокам познания мира







Животные



1. Дикие и домашние животные.



Загадки « Угадай кто это?

У кого из всех зверей

Хвост пушистей и длинней? (У лисы).

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж).

Имеет гнездо на дереве,

Прыгает и летает по сучьям,

А не птица. (Белка).

Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам (Верблюд).

Летом ходит вдоль дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос. (Медведь).

Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка).

Гладишь - ласкается,

Дразнишь - кусается.(Собака)

У кого рога длиннее хвоста? (У козы).

Четыре грязных копытца,

Залезли прямо в корытце! (Поросёнок).

Кто так заливисто поёт

О том, что солнышко встаёт? (Петух).

Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает. (Курица).

Задание: раздели на две группы всех названных животных.



Пословицы и поговорки:

Корова черна, да молоко у неё белое.

Не гони коня кнутом, а гони коня овсом.

Не та собака кусает, что лает, а та, что молчит да хвостом виляет.

Каждая лиса свой хвост нахваливает.

Лиса семерых волков проведёт.

Заяц от листа дрожит, а лягушка от зайца бежит.

Волка ноги кормят.

2. Птицы Загадки:

Чёрный жилет, красный берет.

Нос, как топор, хвост, как упор. ( дятел).

Непоседа птица эта-

Одного с берёзой цвета.(сорока).

Уличный мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет

Крохи собирает.(воробей).



Мать, отца не знаю,

Но часто называю,

Детей знать не буду,

Чужим сбуду.(кукушка).

Чёрный, проворный,

Кричит «Крак!»,

Червякам враг. (Грач).

Летать летаю, птиц всех забиваю. (Орёл).

Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова).

Продолжи: ворона - каркает

Сорока -… стрекочет

Воробей - …чирикает

Голубь -…воркует

Соловей - …поёт

Кукушка -…кукует

Сова -…ухает

Дятел -…стучит.

3. Рыбы. Земноводные и пресмыкающиеся. Насекомые.

Игра «Четвёртый лишний».

Картинки или слова на доске:

- карась, окунь, лягушка, лещ;

- черепаха, лягушка, крокодил, щука;

- комар, божья коровка, жаба, бабочка.

Сезонные изменения в жизни животных.



1. Значение животных в природе и жизни человека.

Задание: установление цепочки связей: трава, цветы, пчела, корова, молоко, масло, мясо, человек, мёд.



На доске слова или картинки: трава, цветы, пчела, корова, молоко, масло, мясо, человек, мёд.



Задание: составить сказку о пользе животных « Если б был бы я…».

Задание: прочитать выразительно диалог:

-Енот, а енот, ты ягоды есть любишь?

-Люблю.
- А птенцов и яйца любишь?
-Люблю.

-А лягушек и ящериц любишь?
- Люблю.

-А жуков и сороконожек любишь?

- Люблю.

- А червяков и улиток любишь?

- Тоже люблю!

- А чего же ты не любишь?

- Не люблю, когда меня глупыми вопросами от еды отвлекают.

2. Жизнь зверей осенью.

Задание: раздели животных на две группы: олень, барсук, лиса, медведь, заяц, волк, хомяк, белка, суслик, ёж (картинки животных или слова).

Задание-конкурс на самый интересный рассказ о жизни животного по картинке с помощью вопросов.

- Кто изображён?
- Какое время года?

- Какая шубка?

- Как звать детёнышей?

- Какие они по характеру?

- Где живут?

- Чем питаются?

- Как зимуют?

3. Подготовка домашних животных к зиме.

Творческая работа « Любимые животные».

Задание: составление рассказа «Я бы сделал для моего…»

Словесная игра «Мамы и детки»:

Учитель произносит начало предложения, учащиеся заканчивают.

-У лошади один жеребёнок, но много жеребят.

У коровы телёнок, но много …телят.

У свиньи один поросёнок, но много …поросят.

У кошки один котёнок, но много …котят.

У собаки один щенок, но много …щенят.

У козы один козлёнок, но много …козлят.

У овцы один ягнёнок, но много …ягнят.

У крольчихи один крольчонок, но много …крольчат.

Задание: попробуй сказать ласково: рыжий кот- рыженький котёнок, пушистая собака- ..., толстый щенок-…, кудрявая овца-…,пятнистый телёнок-….

4-5. Подготовка птиц к зиме. Кормушка.

Задание: прочитать рассказ, ответить на вопросы.

Наступили холода. Мальчики выбежали на улицу. Холодно. Они идут в -Когда подкармливали ребята птиц

Игра « Кто лишний?»

Картинки или слова:

- дятел, сорока, голубь, ласточка, воробей;

- стриж, гусь, утка, снегирь, скворец.

Как зимуют звери. Тест.

Задание: Отгадай о ком идёт речь? Ледяной ветер гуляет в открытом поле., носится по лесу меж голых берёз и осин. Он забирается под тугое перо, проникает в густую шерсть, студит кровь. Не усидишь ни на земле, ни на ветке: всё покрыто снегом, стынут лапы. Надо бегать, прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться. Хорошо тому, у кого тёплое, уютное логово, гнездо; у кого запасов полна кладо- вая. Закусил поплотней, свернулся калачиком- спи крепко.

(Лиса, волк, заяц, куница, белка, зимующие птицы.)

Игра «Найди ошибку». Белка залегает в спячку. Волк запасает корм на зиму. Ёж бодрствует всю зиму, добывает корм.

7. Как зимуют птицы.

Игра «Найди дом птицы». (Иллюстрации птиц и гнёзд.)

Игра «Превращения в птиц».

Дети заранее готовятся к пересказу текстов. - Я воробей, я маленький, коричневый, с чёрными пятнами, брюшко у меня светлое, на крыльях полоски. Ножки у меня короткие, а клюв тонкий. Живу я под крышей в уютном гнёздышке. Зимой, когда очень холодно, я распушу пёрышки, нахохлюсь и сижу тихонечко где-нибудь в тихом месте, пережидая непогоду.



- Я маленькая желтобрюхая синичка, я живу в парке. Я изящная и красивая, я не могу сидеть без движения, иногда даже могу, порхая с ветки на ветку, подвешиваться вниз головой. Ни одна птичка не сможет проделать такой трюк. Чтобы добыть пищу, мне приходиться обшаривать своим тонким клювом все щели на коре деревьев и вытаскивать оттуда насекомых, которые запрятались на зиму. Иногда я лакомлюсь семенами деревьев- клёна, ясеня, рябины. Но мне бы очень хотелось, чтобы вы, ребята, развесили кормушки для меня и других синичек в нашем парке, и подкармливали, хотя бы понемножку. Ведь зимой так холодно и голодно.



- Я пёстрый дятел, посмотрите какой я красивый! Нет, я не хвастаюсь, хоть мне очень хочется, чтобы все заметили мою красоту. Я как будто во фраке- белый с чёрным, в красном колпачке, хвост у меня тоже с краснинкой .А мой клюв- настоящий инструмент, такой крепкий, как долото. Я клювом могу целое дупло выдолбить- квартиру для белок, скворцов и других желающих зверей и птиц. Пожалуйста! Мне не жалко! Но мой клюв в первую очередь кормит меня: жуков- короедов достаёт. Шишки раздалбливает, семена расклёвывает.

Задание: прочитать скороговорки:

1.Ждут воробьи у кормушки кормёжки.Принёс им Маркуша в кармане морошки.

2.Три сороки тараторки тараторили на горке.

Три сороки, три трещотки потеряли свои щётки:

Три - сегодня, три - вчера, три- ещё позавчера.



парк. К веткам берёзы прикрепили кормушку. Подлетели синички и воробьи. Они стали клевать кусочки сала. В сторону отлетел красногрудый снегирь. Борис разбросал по снегу семена. Снегирь подлетел к ним. Ребята каждый день подкармливали птиц.

Пересказ по вопросам:

-Какое время года наступило?

-Какая была погода?

- Куда пошли мальчики?

- Что делали мальчики в парке?

- Кто подлетел?

- Что они стали делать?

-Что разбросал Борис?

Три сороки тараторки тараторили на горке.

Три сороки, три трещотки потеряли свои щётки:

Три - сегодня, три - вчера, три- ещё позавчера.



8. Жизнь животных весной.

Задание: чтение скороговорок и пословиц:

У четырёх черепах по четыре черепашонка.

У ежа и ёлки колкие иголки.

Бобры храбры идут в боры.

Бобры для бобрят добры.

Пословицы:

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

Прикинулся бы волк козой, да хвостик не такой.

Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.

Стихотворение «Ау!» Л.Аграчева

Весело аукнула из лесу весна.

Ей медведь откликнулся,

Проурчав со сна.

Поскакали зайки к ней,

Прилетел к ней грач,

Покатился ёжик вслед,

Как колючий мяч.

Всполошилась белочка,

Глянув из дупла,-

Дождалась, пушистая,

Света и тепла.

Бодро приосанился

Посветлевший бор,

На ветвях коричневых

Грянул птичий хор.

Улыбнулся радостно

Весь прозрачный лес,

И мороз за ёлками,

Заворчав исчез.

Игра « Прятки».

На доске запись: ВОЛнушка, голоСОВАние, дОСАда,кЛЕЩи, КОНЬки, КОТомка, мУЖчина, паЛИСАдник, сОЛЕНЬе, СОМненье, уКРОТитель, черёМУХА,шУТКА, поБЕЛКА.

Учащиеся находят, кто спрятался в словах. Размер букв одинаковый.

9. Птицы весной.

Чтение дополнительной литературы. Беседа по вопросам или пересказ.

Грач.

Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле, они собираю земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков и уков. Гнёзда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни или на опушке рощи.

Ласточки.

Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и разных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят пёрышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами чёрные, грудка белая, горло красновато- коричневое.

Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Гнездо из глины, смешанной со слюной, и сидят в таком гнезде, как в чашке.

Скворец.

Перья у скворца чёрные- чёрные, с блеском, с пестринкой. Скворец живёт около человека в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много дуплистых деревьев, в дуплах они строят свои гнёзда. Скворцы истребляют личинок насекомых, гусениц.

Пословицы и поговорки:

Где птица не летает, а своё гнездо знает.

Не нужна соловью золотая клетка, лучше зелёная ветка.

Соловей поёт месяц, а ворона каркает круглый год.

Здоровое дерево дятел не долбит.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Игра « Парные картинки».

На доске висят несколько пар рисунков: гнездо с яйцом птички, птица на ветке, птица в клетке, дети привязывают кормушку, птицы на кормушке и т.д.

Дети должны составить небольшие рассказы по каждой паре картинок.

10. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся весной.

Задание: раздели на три группы животных:

Картинки или слова: окунь, карась, щука, налим, змея, ящерица, черепаха, лягушка, жаба, сом.

Загадки:

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.( Сом).



Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука).

Вьётся верёвка,

На конце- головка. (Змея).

Она, как змейка,

В траве мелькает,

Хвостом виляет.

Хвост оборвёт-

Другой наживёт. (Ящерица).

Игра «Что у кого?»

На доске картинки или слова: плавники, лапки лягушки, рыбий хвост, панцирь, усы сома, голова змеи.

Скороговорки:

Рыбке рак - ни друг, ни враг,

1. Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок

Что насажен на крючок.

2. Ящерка на ялике

Яблоки на ярмарку

В ящике везла.

3. Пустили щуку в речку,

Пирог спустили в печку.

4.Черепаха, не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

Черепаха всех смешит,

Потому что не спешит.

А куда спешить тому,

Кто всегда в своём дому.



  1. Насекомые весной.

  2. Стихотворения о насекомых. Беседа.

Бабочка.

Бабочка, давай дружить!

Веселее в дружбе жить.

Есть в саду у нас цветы,

Полетай над ними ты!

Ну, а дождь пойдёт над садом-

Волноваться зря не надо!

Ни о чём не беспокойся-

Под моей панамой скройся. Н. Сарсеков.

Белыми крыльями машет капустница.

Только поднимется- тут же опустится.

Носиком водит по краю ромашки:

Мёд или чай в этой беленькой чашке?

Стрекоза-стрекоза-любопытные глаза!

То летит она вперёд, то висит, как вертолёт,

Над водой голубой, над травой луговой,

Над полянкой лесной. М. Шаповалов.

Муравей.

По тропе лесной неровной

Листик тащит муравей.

В десять раз себя огромней,

Раз в пятнадцать тяжелей.

Тащит, тащит работяга,

Хоть ему и нелегко,

Хоть совсем устал бедняга

Муравейник далеко… В. Пальчинскайте.

Жук

Точка, точка, два крючочка-

Это лапки у жука.

Два блестящих лепесточка

Раздвигаются слегка.

Справа- точка, слева- точка,

В чёрных крапинках бока.

Я подую на жука- улетай за облака!

Словно красный вертолёт,

Прямо в небо он уйдёт. В. Грубин.

На лужайке, у горы, под зелёной липкой

Потеряли комары маленькую скрипку.

На лужайке, у горы, у тропы-петлички

Ищут, ищут комары скрипку- невеличку.

Распищались комары зло и недовольно,

И, наверно, с той поры всех кусают больно.

Приметы:

Паук усиленно плетёт сети- к сухой погоде.

Вечером сильно стрекочут кузнечики- к хорошей погоде.



Жизнь животных летом.

Игра «Кто спрятался?».



Слова могут быть записаны на доске или прозвучать устно.

Учащиеся угадывают какие животные скрываются под этими именами:

Хобот, Будильник, Гавчик, Дарюхвостка, Двугорбик, Длинношей,Клешня, Колючка, Листоедка, Мёдоноска, Мяука, Ночнушка, Панцирка, Повторюшка,Порхайка, Пучеглазка, Сетькин, Стукало, Тельняшка, Толстопуз, Фонтан, Берлогин, Чирикин.

(Ответы: слон, петух, пёс, ящерица, верблюд, жираф, рак, ёж, гусеница, пчела, кошка, сова, черепаха. Попугай. Бабочка, лягушка, паук, дятел. зебра, бегемот, кит, медведь, воробей.)

Задание: подбери рифму из слов и составь стихотворение о животных.

На доске записаны слова: лук, синичка, рубашка, лисичка. зайка, жук, чайка, чашка, мышка, мишка..

Игра «Юный зоолог».

1вариант: Учитель -« зоолог» описывает животное, а дети угадывают о каком животном идёт речь.

2 вариант: Дети выбирают картинку с изображением животного и рассказывают всё, что о нём знают.

Барсук и Медведь

Барсук: Что, Медведь, спишь ещё?

Медведь: Сплю, Барсук, сплю. Уже пятый месяц сплю без просыпу. Все бока отлежал.

Барсук: А может нам вставать пора?

Медведь: Не пора ещё, не пора!

Барсук: Так мы ещё и весну проспим!

Медведь: Не проспим, она нас сама разбудит!

Барсук: А она что, постучит или растолкает?

Медведь: Нет, она как даст ведро воды под бок - небось, сразу вскочишь…

Журавль и Сайгак

Журавль: Остановись, Сайгак, не видишь, какую воду пьёшь? Мутную, мутную!

Сайгак: Уж такая мутная, что хуже и не бывает.

Журавль: Да ещё и солёная, наверное?

Сайгак: Уж такая солёная, что прямо язык щиплет.

Журавль: Так что же за удовольствие такую воду пить?

Сайгак: Так я же не для удовольствия воду пью. Какая есть, такую и пью, скоро и эта высохнет!

Ёж и Черепаха

Ёж: Эй, Черепаха, а вдруг тебя Лиса схватит, а ?

Черепаха: А я, Ёж, в свой костяной панцирь спрячусь и лапкой вход захлопну. Лиса зубами пощёлкает и за тобой побежит.

Ёж: А я в колобок съёжусь и колючки выставлю. Лиса нос уколет, заплачет, да и уйдёт ни с чем

Заяц и Медведь

Заяц: Что ты, Медведь, всё без дела шатаешься. Вот засыплет землю снег, что лопать станешь, ведь запасов ты не делаешь?

Медведь: Ты, косой за меня не волнуйся. Я, брат, самоед. Я зимой сам себя ем. На-ко, пощупай, сколько сала под шкурой я припас - на всю зиму хватит. Я не зря по лесу шатаюсь, я сало коплю. Чего и тебе, косой, советую.

Заяц: Э, медведь, какое там сало… Нам, зайцам не до жиру. Быть бы живу!



13. Обобщение по теме. Тестирование.



Задание: продолжи: Лев- львица , волк- волчица, тигр-…, слон-..., ёж-…, гусь-…,заяц-…, индюк-…, козёл-…, кот-…, лось-…, медведь-…, морж-…, осёл-…, баран-…,боров-…, петух-…, селезень-… .

( Ответы: тигрица, слониха, ежиха, гусыня, зайчиха, индейка, коза, кошка, лосиха, медведица, моржиха, ослица, овца, свинья, курица, утка.)



Игра «Кто где спит?»

Слова могут быть записаны на доске или произнесены устно: кто где спит?

-Свиньи-…, собаки-…, лошади-…, коровы-…,пчёлы-…, медведи-…, лисы-… .

(Ответы: В свинарнике, будке, конуре, конюшне, хлеву, улье, берлоге, норе.)



Общество.

1. Семья. Я и мы. Анкета « Человек и общество».

Задание: составить рассказ по картине с помощью опорных слов

Иллюстрация, слова: дача, машина, дети, клумба, мама, папа, цветы, сачок, лейка.

Словесная игра «Угадай, где происходят действия»

Учитель устно произносит:

-засучив рукава, намыливают руки, моют их старательно, вытирают полотенцем… ( умывальная комната);

- расстёгивают пуговицы, снимают верхнюю одежду, вешают, надевают, застёгивают…(раздевалка);

- зевают, потягиваются, расстилают постель, отдыхают, спят, застилают, заправляют…( спальня);

- пляшут, поют, слушают, приглашают, притопывают, кружатся, кланяются… (музыкальный зал);

- маршируют, подлезают, приседают, пролезают, сгибаются, разгибаются, спрыгивают, строятся… (спортивный зал).

2. Моё и наше. Взаимоотношения в семье. Дом, в котором ты живёшь.

Сочинение « Мой дом»

Стихотворения. Беседа.

Бабушка и внучка.

Ходят утром вдоль бульвара

Бабушка и внучка.

Удивительная пара-

Бабушка и внучка.

Скажет бабушка: «Гляди

Не простынь, малышка!»

Скажет внучка: «Посиди,

У тебя одышка!»

То ли девочка ведёт

Бабушку за ручку,

То ли бабушка ведёт

Маленькую внучку? М. Алимбаев.



Если был бы я девчонкой,-

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашку постирал,

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы комнаты подмёл,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам!

Отчего ж я не девчонка?

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала:

- Молодчина ты, сынок! Э. Успенский.

3. Правила безопасности при пользовании бытовой техникой.

Загадки:

Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер «Ту». (Пылесос)

Полюбуйся, посмотри-

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лёд,

Там сама зима живёт.

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина. (Холодильник)

Через поле и лесок

Подаётся голосок.

Он бежит по проводам-

Скажешь здесь, а слышно там… (Телефон)

Без шофёра, без колёс,

А домой меня привёз.

Прокатил меня почти до дверей квартиры.

Управляли им в пути сами пассажиры. (Лифт)



Дом на ножках, посреди окошко.

Засветится окно- появится кино. (Телевизор)

Через реки, через горы

Слышим музыку и говор.

Нам услышать их помог

Этот чудо- сундучок. ( Радио)

Кто я такой? Я невидимый работник, меня никто не видел, но знает каждый. Я умею всё делать: варить обед, кипятить чай, гладить бельё. Без меня не могут работать заводы, фабрики. Со мной не соскучишься. Я и песни умею петь, и сказки рассказывать. Дома и на улице всем помогаю, обо мне говорят: «Хоть и безрукий, но мастер на все руки». Игра «Что для чего? ».

Картинки : пылесос, утюг, самовар, электрогрелка, мясорубка, вафельница, швейная машинка, стиральная машинка, вентилятор., градусник, холодильник, телевизор, магнитофон.

Учащиеся рассказывают о каждом предмете, что для чего нужно.

4. Школа. Творческая работа «Мой класс», «Моя школа»

Игра «Тайный друг».

Один учащийся описывает своего друга, остальные угадывают о ком идёт речь.



Вывести «Правила взаимоотношений».

Игра «Говорим комплименты»

Перед тем, как дети начнут говорить, можно зачитать слова:

Мне изюм нейдёт на ум,

Бутерброд не лезет в рот,

И халва не хороша

Без тебя, моя душа! А. С.Пушкин.

Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Толечка хороший и т. д.

5. Родное село. Город. Конкурс рисунков «Мой город». Сельские

учреждения. Моя мама- врач.

Задание: составить рассказ по своему рисунку «Я горжусь…».

Задание: соотнеси вещи, предметы на картинках а) к городу, б) к селу.

Картинки с изображением предметов, присущих к городу и к селу: трамвай, сенокосилка, трактор, многоэтажный дом, цирк, комбайн, завод, и т. д.

Словесная игра « Назови профессию»:

- Кто учит детей? (учитель).

- Кто пишет книги? (писатель).

- Кто строит дома? (строитель).

- Кто кладёт кирпич? (каменщик).

- Кто красит стены? (маляр).

- Кто проектирует дом? (архитектор).

- Кто водит троллейбусы? (водитель).

- Кто водит самолёты? (лётчик).

- Кто лечит людей? (врач).

- Кто готовит обед? (повар).

- Кто разносит почту? (почтальон).

- Кто шьёт одежду? (портной, швея).

6 . Город. Экскурсия. Описание увиденного.

Словесная игра:

- Каким обобщающим словом можно назвать автобусы, машины, мотоциклы? (транспорт).

-Где движется транспорт? (проезжая часть).

- Как назвать ту часть улицы, по которой ходят люди? (тротуар).

- Кто следит за выполнением дорожного движения7 (милиционер, регулировщик).

- Какой прибор помогает милиционеру? (светофор).

- Для чего он нужен?

- Что за полоски на асфальте? (зебра).

- Что за круги и треугольники, для чего они нужны? ( дорожные знаки).

Словесная игра «Превращения»:

Если вы находитесь в детском саду, вас называют- дети.

Если вы пошли в школу, то стали …школьниками или учениками.

Если вы переходите улицу, то вы…пешеходы.

Если вы сели в транспорт, вы …пассажиры.

Если вы пришли в театр, то вы… зрители.

Если вы пришли в магазин, то вы…покупатели.

Если вы пришли к врачу, то вы …пациенты.

Если вы пришли к парикмахеру, то вы …клиенты.

Игра - ассоциации.

Отгадайте загадки и соотнесите с карточкой с определённым цветом:

На зелёном шнурочке белые звоночки. (Ландыш).

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (Колокольчики).

Стоит в саду кудряшка-

Белая рубашка.

Сердечко золотое.

Что это такое? ( Ромашка).

Солнце жжёт мою макушку,

Хочет сделать погремушку. (Мак).

На зелёной хрупкой ножк

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик).

Стихотворение. Беседа.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие тёплые костры.

Составление стихотворения по словам- рифмам.

Из слов - лес, чудес, букет, привет, учащиеся составляют стихотворение.

Составление рассказа «Чем я восхищаюсь».



8. Родина. Алматы. Заочное путешествие.

Кроссворд.

1. Назови столицу Казахстана.

2.Как звать президента РК?

3.Как называется бывшая южная столица РК?

4. Какие моря находятся в Казахстане?

5. Каким цветом флаг Казахстана?

Пословицы о Родине. Беседа.

Родина-мать, сумей за неё постоять.

Одна у человека родная мать, одна у него и родина.

Всякому мила своя сторона.

На родной стороне каждый камешек знаком.

Птицам - воздух, рыбам - море, а человеку отчизна дороже всего.

9. Права человека.

Чтение статей Конституции РК. Примеры из жизни. Беседа.

Статья 5.

Никто не имеет права подвергать другого пыткам, жестокому обращению, унижать и обижать.

Статья 12.

Никто не имеет права оскорбить твоё доброе имя, вмешиваться в личную жизнь, входить без разрешения в чужой дом, читать чужие письма.

Статья 19.

У каждого человека есть право иметь собственное мнение, и свободно говорить о том, что думает.

Статья 26.

Ты имеешь право ходить в школу, учиться бесплатно и получать прфессию.

Словесная игра «Продолжи» « Я хочу…», « Я умею…», «Я смогу…», «Я добьюсь…».

10. Защита окружающей среды.

Утром солнышко встаёт,

Всех на улицу зовёт.

Выхожу из дома я,-

Здравствуй, улица моя!

Я пою и в вышине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути:

Ты скорей, дружок расти.

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветрам я,

Отвечаю солнцу я,-

Здравствуй, Родина моя!



…Давай пройдёмся медленно по кругу.
И «здравствуй!» скажем, каждому листку.

Я должен над цветами наклоняться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтобы видеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы-

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Сценка «Ребёнок и мотылёк»

Мальчик: Мотылёк, как же так?

Целый день ты летал

И совсем не устал?

Расскажи, как ты живёшь?

Что ты ешь? Что ты пьёшь?

Где твой мир? Где твой дом?

Расскажи обо всём.

Мотылёк: Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,

Я летаю весь день в голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров,

Мне еда и питьё- ароматы цветов.

Но живу я не долго- не более дня.

Будь же добрым со мной и не трогай меня.



Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо!

А море без рыб - не море!

А земля без зверей - не земля!

Жук.

Какого жука я в лесу повстречал!

Он топал, как бык, и рогами качал.

И очень серьёзным и грозным он был-

Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его не известно пока.

Но я не забуду лесного жука.

Я в городе в библиотеку пойду,

Жука моего по рисункам найду.

Узнаю, где водится, как он живёт,
Зачем ему крылья и что он жуёт.

И будут страницы, как травы шуметь,

И будут, как птицы, трамваи звенеть,

Я всем расскажу про жука своего,

Как славно, что я не обидел его!

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

«Красная книга»

Охраняется «Красной книгой»

Много редких животных и птиц.

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Охранять от опасности нужно,

Защищать у людей на виду

Чистоту, бескорыстье и дружбу,

И доверие и доброту.

И скорее под звёздною синью,

Чтобы жизнь не покинула нас,

В эту книгу внесите

Человека всех наций и расс.

«Про всех на свете».

Все-все - все на свете

На свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд-

Кто делает мёд, и кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да! Если мы с кем- то не очень дружны,

Мы всё- таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется.

То это, конечно. Ошибкой окажется…

Все-все-все на свете

На свете нужны!

И это все дети запомнить должны!

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птицы с небом,

Как ветер с лугом,

Как парус с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами.

Вывод: - нельзя ломать ветви деревьев и кустарников;

-нельзя срывать цветы;

- нельзя ловить насекомых;

- нельзя уничтожать зверей и птиц;

- нельзя засорять природу;

- нельзя разжигать костры.

Повторение изученного в 1-м классе.

1. Обобщение пройденного.

Игра «Живое - неживое».

Учитель бросает мяч детям, они на «живое» -ловят мяч, на «неживое»- отбрасывают.

Игра «Составим цепочку».

Учитель задаёт вопросы, ученики- отвечают.

- Какого цвета клубника?

- Красного.

-Что ещё бывает красного?

- Яблоко.

- Какое ещё бывает яблоко?

- Сладкое…и т. д.

Игра «Третий лишний».

Слова записаны на доске:

Голубой, красный, спелый.

Кабачок, огурец, лимон.

Лимон, апельсин, репа.

Гусь, гусыня, гусеница.

Боль, большой, больница.

Лес, лесник, лестница.

Лето, весна, воскресенье.

Квакать, кукарекать, говорить.

Понедельник, среда, осень.

2. Окружающий мир.

Словесная игра «Закончи предложение»

Мы пошли гулять, потому что…

Мы не пошли гулять, потому что….идёт дождь.

Я буду рисовать, если…вы дадите мне цветные карандаши.

Я сошью кукле платье, если… вы дадите мне ткань.

Мы поедем в магазин игрушек, чтобы… купить новую игрушку.

Я буду лепить, если… у меня будет пластилин.

В огороде растёт… .

Мама стирает …

Папа купил…

На полке лежат…

По улице едет…

В магазине продаются…

В лесу живут…

Бабушка вяжет…

Рабочие строят…

Друзья подарили Коле…

Дедушка привёз…

В зоопарке живут…

Портниха сшила… .

3. Человек- это я. Мой организм.

Игра- рассуждение «Кто я? Какой я? Чем я полезен?».

Стихотворение «Олины помощники»

Оля весело бежит к речке по дорожке,

А для этого нужны нашей Оле ножки.

Оля ягодки берёт, по две , по три штучки,

А для этого нужны нашей Оле ручки.

Оля ядрышки грызёт- падают скорлупки,

А для этого нужны нашей Оле зубки.

Оля смотрит на кота, на картинки сказки,

А для этого нужны нашей Оле глазки.

- О каких помощниках идёт речь?

Игра «Кто что делает».

Подобрать слова - действия к частям тела:

Что делают ноги: ( прыгают, ходят, бегают, скачут, танцуют…).

Что делают руки: (берут, кладут, держат, моют, одевают, рисуют, вырезают,

наклеивают, жалеют, гладят…).

Что делают зубы: (грызут, кусают, пережёвывают, жуют…).

Что делают глаза: ( смотрят, закрываются, открываются, моргают, жмурятся…).

Что делают уши: (слушают, подслушивают, прислушиваются…)

Задание: «Скажите ласково»:

Ноги- ноженьки, руки- рученьки, глаза-…,нос-…,волосы-…,пальцы-…,

ногти-…, локти- …,щёки-…, уши-…, ресницы-…, брови-…, спина-…, колено-…, шея-… .

4. Сезонные изменения. Погода.

Чтение рассказа К. Ушинского «Четыре желания». Беседа. Пересказ.

Митя катался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:» Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё время зима была. - Запиши своё желание в мою карманную книжку.- сказал отец. Петя записал. Пришла весна. Петя вволю набегался за пёстрыми бабочками по пёстрому лугу, нарвал цветов, прибежал домой и говорит отцу:- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была. Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание. Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик, ловил рыбу, нарвал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:- Вот уж я сегодня повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было. И это желание было записано в записную книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды- румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:- Осень лучше всех времён года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

5. Растения и животные.

Игра «Третий лишний».

Ёж, ель, енот;

сосна, синица, снегирь;

лиса, липа, лось;

олень, осёл, овца;

беркут, белка, барсук.

Составить фантастический рассказ о лимоне.

Рассмотрите картинки с изображением различных видов транспорта и перечислите его свойства. Составьте словосочетания по аналогии: четырёхколёсный лимон, плавающий …, летающий… и т. д.

Составить рассказ по-аналогиии: У нас в Казахстане лимоны не растут. Представьте себе, что вы пришли на рынок и купили четырёхколёсный лимон. Вам не нужна сумка! Лимоны сами поедут к вам домой, за ниточку только привяжи. Вы купили летающие лимоны, у них есть крылья и пропеллер, как у вертолёта. Вы назвали лимонам свой адрес и они полетели прямо к вам домой.

















© 2010-2022