Рефлексивный отчёт по обоснованию методики интегрирования модуля

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рефлексивный отчёт

по обоснованию методики интегрирования модуля.

«Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний»

М. М. Бахтин Изучая статьи об оценивании в различных источниках, начинаешь всерьёз задумываться о том, как правильно вести свой урок. Как правильно оценивать работу ученика, чтобы в дальнейшем добиться нужного результата. Оценка знаний и умений, деятельности ученика является важным стимулом обучения, но при условии, что старания учащихся оцениваются справедливо и доброжелательно, при постоянно проявляющейся готовности учителя прийти на помощь. Утвердилось такое понимание, и учителями, и родителями, что оценивание представляет собой действие, которое осуществляется после обучения. Я тоже, до недавнего времени, относилась к этому числу. Мой процесс обучения протекал следующим образом: настрой класса на урок, сообщение темы и целей, опрос домашнего задания или закрепление пройденного материала путём фронтального опроса или беседы, объяснение новой темы, закрепление и оценивание которое происходило в конце урока, после проделанной работы с комментированием каждой оценки. Прекрасно понимая, что хорошая оценка, выставленная на основе глубокого обоснования, поощряет школьников к ещё лучшим успехам, а отрицательная, нацеливает на преодоление недостатков или ликвидацию пробелов в знаниях. В данный момент я полностью пересмотрела своё отношение не только к оцениванию, но и к используемым мной методам обучения. Предпочтение отдаю диалоговому обучению. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке и способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. Для себя я выделяю именно утверждение Л.Выготского, что развитие детей происходит в процессе их общения с более способными учениками и взаимодействия с окружающей культурой и средой.Рефлексивный отчёт по обоснованию методики интегрирования модуля В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности. В развивающей образовательной системе реализуется технология диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог. Диалог (от греческого - разговор, беседа) - форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог - это форма общения. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:

  1. Категоричность учителя, навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний.
  2. Отсутствие внимания учителя к отвечающему ребёнку.
  3. Критическое слушание: недослушивание, перебивание, негативная оценка услышанного.
Составляя среднесрочное планирование на практике, красной нитью через все уроки я пропустила модуль новые подходы в обучении и преподавании. Большую роль в котором, играет диалоговое обучение. Диалог с использованием проблемных вопросов, считаю более эффективным в усвоении новых знаний. В результате использования этого метода мои дети могут самостоятельно искать решения проблем, ведь исследовательская деятельность напрямую связана с такой работой. Так как у меня малокомплектный класс и дети ещё достаточно малы, единственная сложность, правильно подобрать вопрос (при общей работе с двумя классами), учитывая возраст детей. Хотя я использую технологию диалог с проблемными вопросами совсем недавно (период практики), но уже видны результаты, дети стали более активны, высказывают своё мнение, ещё не так уверенно, но это только начало.Рефлексивный отчёт по обоснованию методики интегрирования модуля А ещё меня радуют их активные действия в плане самостоятельной работы, раньше мне приходилось всё говорить и делать самой они только повторяли. А теперь я направляю и отвечаю на их вопросы при затруднениях. Я думаю это огромный шаг вперёд. Ведь хорошо запоминается и усваивается тот материал, который сами нашли и использовали в своей работе, это поможет моим детям больше думать, развивать своё мышление и речь и что немало важно высказывать свою точку зрения и отстаивать её. Так на уроке познания мира по теме «Фермерские хозяйства» (3 класс) и «Где работают люди» (1 класс), третий класс работал самостоятельно, обсуждая новую тему после прочтения текста по теме, а с первым классом мы вели беседу о профессиях города и села, здесь мне и понадобились проблемные вопросы, чтобы мои дети смогли более глубже понять важность каждой профессии. На закреплении я проводила работу в парах, куда входил один ребёнок из первого класса и один из третьего, где дети составляли презентации о значимости профессии, которая им досталась по жребию. В момент практики я старалась на каждом уроке использовать такую форму работы для закрепления материала. Ребята путём диалога делились информацией, обсуждали свою работу, предлагали идеи. Ученики третьего класса выступали в роли лидера. Объявив критерии этой работы, я следила за протекающей работой, и разрешала задавать себе вопросы, если что-то будет не понятно. На моё удивление дети так сработались, что вопросов было очень мало, больше было просьб о помощи в плане дизайна презентации, так как такая форма для них новинка. Но все-таки один промах при организации этой работы был, распределяя детей по парам с помощью игры, в одной паре оказалось два слабых ученика, которые особой помощи друг другу оказать не смогли. В дальнейшем, планируя такую работу, я буду тщательно подбирать упражнения для деления детей на группы или делать это с учётом их интеллектуальных возможностей работы на уроке.Рефлексивный отчёт по обоснованию методики интегрирования модуля Для себя я выделила одно очень важное правило, что на каждый ответ ребёнка должна быть незамедлительная реакция. Будь это правильно или совсем неверно, обязательно высказываю своё мнение, при этом не забываю, что любой ответ для меня важен и это даю понять ученикам. Для развития уверенности в детях я стараюсь не критиковать их ответ, а наоборот использовать такие фразы как: «хорошо, кто ещё так думает?», «а кто думает по-другому?», «здорово, а есть ещё мнения?» и т.д. Я считаю, что очень важно создавать ситуацию успеха, вовремя подбодрить, вселить веру в свои силы. Этот фактор в первую очередь важен для тех детей, кто учится с трудом и имеет пробелы в знаниях, в моём классе их большинство. Со временем таким детям становится всё труднее овладевать знаниями, они начинают терять интерес к получению знаний и перестают учиться. Исходя из этого, я старалась всегда благодарить ученика за ответ, какой бы он не был, а ещё моим детям понравилось аплодировать друг другу после определённой проделанной большой работы, обычно коллективной, которую обязательно обсуждали.

К диалогу я отношу и устный опрос. Он должен проводиться регулярно. Только при этом условии он станет важным фактором обучения и воспитания учащихся. Если спрашивать ученика два-три раза в четверть, то трудно рассчитывать на то, что он чему-нибудь научится. Поэтому индивидуальный устный опрос сочетается с фронтальным. Я провожу такой опрос и во время изучения нового материала и как самостоятельный вид работы на уроке. При оценивании я учитываю: ответы на мои вопросы, дополнения и поправки к ответам одноклассников во время фронтальных бесед, качество выполнения других заданий.Рефлексивный отчёт по обоснованию методики интегрирования модуляРефлексивный отчёт по обоснованию методики интегрирования модуля

При планировании уроков большое внимание постаралась уделить постановке вопросов, для создания ситуации диалогической беседы. Обычно я начинала с вопросов низкого порядка, после появлялись вопросы высокого порядка. После прочтения статьи в интернете о диалоговом обучении, в которой говорилось, что вопросы низкого порядка или односложные вопросы, на которые предполагаются односложные ответы, относятся к факторам, тормозящим диалог, я старалась их избегать. Но потом поняла, что моим детям, особенно первоклассникам, сложно переключиться на развёрнутые ответы, или ответы которые заставляют много думать (они у меня ещё боятся сложностей). Я попыталась их дифференцировать в зависимости от того какому ребёнку я его задавала, здесь учитывается и возраст ребёнка и его умственные способности. Диалог используется мной на любом этапе урока, будь это объяснение нового материала, опрос домашнего задания или рефлексия урока. Эта форма опроса даёт большие возможности проявить себя любому ученику, ведь у него всегда есть выбор на какие вопросы ответить. Дело остаётся за учителем, правильно оценить работу ребёнка и сделать соответствующие выводы. Мне нравиться создавать побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирования проблемы. Такой диалог я использую при определении темы и целей урока, при обсуждении выполненного задания. А ещё очень часто побуждающий диалог возникает сам собой, когда мне хочется чтобы ребята всё - таки, нашли ответ на вопрос. При этом я часто использую такие вопросы:Рефлексивный отчёт по обоснованию методики интегрирования модуля - Почему затрудняетесь ответить на этот вопрос? (или выполнить задание); - какое слово вам не понятно? - кто предложит другой вариант ответа? (или выполнения задания) - представьте, что вы (имя героя) как бы вы поступили в этой ситуации? Использование таких вопросов для меня лично является «палочкой выручалочкой» для того чтобы разговорить детей, вызвать их интерес к проблеме. Ну, и вследствие этого ребята иногда выдают такое, чего совсем от них не ожидаешь. Здесь очень важно правильно прореагировать, не спугнув проявленную инициативу. Мне очень часто приходиться создавать группы на уроках, для рационального использования времени. А чтобы такая форма работы помогла не только самостоятельно изучать материал, но и способствовала взаимообучению, важно научить детей правильно вести диалог. Задавать только важные вопросы и отвечать по существу, чтобы не терять времени на уроке. Именно этим я попыталась заняться на практике, хотя диалог в обучении использую давно. В первую очередь надо донести до ребят, что в процессе такой деятельности складывается сотрудничество. Мы вместе идём по одному пути. Решение одной и той же задачи разными группами детей (иногда я даю одинаковые задания, чтобы понять, на что способен ребёнок именно этого возраста) позволяет сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга.Рефлексивный отчёт по обоснованию методики интегрирования модуля Работая на практике и изучив много литературы, я смело могу отметить, что теория «подмостки» напрямую связана с диалогическим обучением. Метафора «подмостки» - временное средство, они могут быть установлены по мере развития у ребёнка знаний и умений и его способности действовать компетентно и самостоятельно. Взяв во внимание учение Александера, нужно отметить, что преподавание в форме диалога позволяет использовать силу разговора для стимулирования и развития учащихся. Преподавание в форме диалога предполагает, что учитель может выявлять повседневные «здравые» перспективы, работать с их развивающими идеями и помогать им, преодолевать недопонимание. Когда ученикам предоставляется возможность участвовать в классном диалоге, они могут исследовать границы своего понимания. В то же время они практикуют новые способы использования языка в качестве инструмента построения знаний. А мы знаем, что язык наш основной инструмент коллективного осмысления опыта. Как именно в «подмостках», я использую диалог, во-первых, очень важно определить зону ближайшего развития ребёнка, чтобы понять, как с ним работать, возможно, нужно будет применить особые методы или формы обучения. Для этого необходимо провести беседу и с родителями и с самим ребёнком, при необходимости с другими учителями (так как в моём классе преподают и другие учителя). Для такой беседы, лично для меня очень важным моментом было составить план, наметить цель которую я хочу достичь, и определиться с интересующими меня вопросами. Обязательно использую демократический стиль общения, который помогает мне наладить контакт не только с родителями, но и с детьми (иногда беседуя с детьми, я позволяю себе более свободное общение, не злоупотребляя им, что способствует приблизить к себе ребёнка). Выстраивая «подмостки» на уроке, я в основном использую диалог, так как считаю, что только с помощью разговора с ребёнком можно выявить его затруднения в работе. Чтобы не спугнуть доверия ребёнка, я использую такие вопросы: - я могу тебе чем - то помочь? - ты не мог бы рассказать мне, что у тебя не получается? - ты не против, если мы все вместе тебе поможем? - чем я могу тебе помочь? Начав работать в этом направление, у меня появились первые результаты в виде того, что дети стали ко мне обращаться за помощью не только на уроках или в школе, но и для решения проблем, которые появляются вне школы.Рефлексивный отчёт по обоснованию методики интегрирования модуля Работа в группе коллег на курсах, где создавали совместную презентацию и обсуждали проблемы, с которыми мы столкнулись на практике, даёт мне большой толчок для планирования дальнейшей работы. В процессе такой деятельности мы пришли к единому мнению, что в результате использования диалога на уроках дети открывают и осваивают новое знание. Благодаря проблемному диалогу, на уроке нет пассивных, все думают, и выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи. Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса. Делая вывод из вышесказанного, я убеждена, что моя работа будет успешной и результативной, если продолжать практиковать использование проблемных вопросов, а также совершенствовать свои навыки в использовании диалогового обучения

Используемая литература:

Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан.

Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интелектуальные школы», 2012.

Методическое руководство для начальной школы общеобразовательной программы.

Онищук В.А. «Урок в современной школе» Москва 1986



© 2010-2022