Программа внеурочной деятельности по курсу: Занимательная информатика

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике разработана на основании авторской программы по информатике для 2 класса А.В.Горячева, М., Баласс, 2011. Обоснование выбора программы Программа соответствует Государственному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Информация о внесенных изменениях В программу внесено дополнение: каждому разделу дано название. Место и роль Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных за­ведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работ­ников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приоб­рести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления - это опоздание навсегда. Поэтому для подго­товки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способ­ности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаи­мосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Важно отметить, что технология та­кого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей школ или родителей. Именно такой ответ на вопрос, чему и как учить на занятиях по информатике, представ­лен в предлагаемом курсе, и этим определяется его актуальность. Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моде­лирования и проектирования, особенно в объектно-ориентирован­ном моделировании и проектировании, опирающемся на свойствен­ное человеку понятийное мышление. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокуп­ности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (т. е. то, что и происходит при информацион­но-логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логичес­ком мышлении. Современное направление обучения информатике - это изучение информатики как науки. Рассматривая в каче­стве одной из целей этого направления обучения развитие логическо­го мышления, следует помнить: психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы. Информация о количестве часов Материал предполагает нагрузку 1 час в неделю, 34 занятия в год. Каждый раздел предназначен для изучения в одной учебной четверти.

II. Цель и задачи Цель - развитие у детей логических мыслительных операций: сравнение, обобщение, исключение лишнего, анализ; развитие познавательного интереса, памяти, внимания; формирование информационной культуры. Задачи: 1) Развить у детей навыки решения логических задач и оз­накомить с общими приемами решения задач - «как решать за­дачу, которую раньше не решали» - с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рас­суждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.). 2) Расширить кругозор в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигры­вают») и некоторыми другими. 3) Познакомить обучающихся с под­ходом к понятиям и методам, по отношению к каждому из которых предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент ставится на уме­нии приложения даже самых простых знаний.

III. Формы организации образовательного процесса: 1) творческая деятельность; 2) самостоятельная деятельность; 3) практическая деятельность (решение задач). Образовательные технологии

  • Технология личностно-ориентированного обучения
  • Коллективные и групповые способы обучения
  • Технология проблемного обучения
  • Поисковые модели обучения
  • Игровые технологии
  • Компьютерные (информационные) технологии

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Ключевая компетенция

Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся

Общекультурная компетенция

Способность и готовность:

- извлекать пользу из опыта;

- организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний

Социально-трудовая компетенция

Способность и готовность:

- включаться в социально-значимую деятельность;

- организовать свою работу

Коммуникатив-ная компетенция

Усвоение основ коммуникативной культуры личности:

- умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;

- овладение навыками неконфликтного общения

Ключевая компетенция

Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся

Компетенция в сфере личностного определения

Способность и готовность:

- уметь противостоять неуверенности и сложности;

- занимать личную позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение


Виды контроля:

  • вводный

  • текущий

  • тематический

Формы контроля:

  • фронтальный опрос

  • индивидуальный опрос

  • самостоятельные работы

  • обобщение в игровой форме

IV. Планируемый уровень подготовки для 2 класса

В результате работы на занятиях учащиеся должны знать:

  • Признаки предметов

  • Составные части предметов

  • Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «ось симметрии», «координатная сетка»

  • Действия предметов и их результат

  • Понятие «алгоритм», «ветвление в алгоритме», «множество», «элементы множества», «равенство множеств», «отображение множества», «кодирование», «подмножество», «пересечение множеств», «высказывание», «истина», «ложь», «отрицание», «дерево», «граф»

  • Операции над множествами

  • Высказывания со связками «И», «ИЛИ»

В результатеработы на занятияхучащиеся должны уметь:

  • Обобщать и классифицировать предметы по какому - либо признаку и их действиям

  • Выявлять закономерности в чередовании признаков

  • Сравнивать предметы по их признакам

  • Описывать и определять предметы через их составные части, признаки и действия

  • Находить ось симметрии некоторых фигур

  • Ориентироваться на листе бумаги

  • Находить предмет на координатной сетке

  • Определять результат действия

  • Определять действие, обратное данному

  • Составлять и выполнять алгоритм

  • Определять принадлежность элемента множеству

  • Сравнивать множества

  • Ставить в соответствие элементам одного множества элементы другого множества

  • Ставить в соответствие предметам или действиям другие предметы или действия

  • Определять элементы, принадлежащие пересечению, объединению множеств

  • Оценивать простейшие высказывания с точки зрения истинности или ложности

  • Строить высказывания по смыслу, отрицающие данные

  • Классифицировать предметы и объединять множества по двум (и более) свойствам

  • Решать задачи с помощью графов

  • Решать задачи комбинированного типа

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, повседневной жизни и на других уроках

V. Содержание программы

РАЗДЕЛ 1. Предмет. Симметрия. Координатная сетка. - 8 часов

Признаки предметов. Описание предметов. Состав предметов. Действия предметов. Симметрия. Координатная сетка.

Дети должны знать:

  • Признаки предметов

  • Составные части предметов

  • Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «ось симметрии», «координатная сетка»

Дети должны уметь:

  • Обобщать и классифицировать предметы по какому - либо признаку и их действиям

  • Выявлять закономерности в чередовании признаков

  • Сравнивать предметы по их признакам

  • Описывать и определять предметы через их составные части, признаки и действия

  • Находить ось симметрии некоторых фигур

  • Ориентироваться на листе бумаги

  • Находить предмет на координатной сетке


РАЗДЕЛ 2. Действия предметов Алгоритм. - 7 часов

Действия предметов. Обратные действия. Последовательность событий. Алгоритм. Ветвление.

Дети должны знать:

  • Действия предметов и их результат

  • Понятие «алгоритм», «ветвление в алгоритме»

Дети должны уметь:

  • Определять результат действия

  • Определять действие, обратное данному

  • Составлять и выполнять алгоритм

РАЗДЕЛ 3. Множество. Кодирование. - 10 часов

Множество. Элементы множества. Способы задания множества. Сравнение множеств. Отображение множеств. Кодирование. Вложенность множеств. Пересечение множеств. Объединение множеств.

Дети должны знать:

  • Понятие «множество», «элементы множества», «равенство множеств», «отображение множества», «кодирование», «подмножество», «пересечение множеств»

  • Операции над множествами

Дети должны уметь:

  • Определять принадлежность элемента множеству

  • Сравнивать множества

  • Ставить в соответствие элементам одного множества элементы другого множества

  • Ставить в соответствие предметам или действиям другие предметы или действия

  • Определять элементы, принадлежащие пересечению, объединению множеств

РАЗДЕЛ 4. Высказывание. Графы. - 7 часов

Высказывание. Понятие «истина» и «ложь». Отрицание. Высказывание со связками «И», «ИЛИ». Графы. Деревья. Комбинаторика.

Дети должны знать:

  • Понятие «высказывание», «истина», «ложь», «отрицание», «дерево», «граф»

  • Высказывания со связками «И», «ИЛИ»

Дети должны уметь:

  • Оценивать простейшие высказывания с точки зрения истинности или ложности

  • Строить высказывания по смыслу, отрицающие данные

  • Классифицировать предметы и объединять множества по двум (и более) свойствам

  • Решать задачи с помощью графов

  • Решать задачи комбинированного типа

VI. Тематический план (34 часа)

Раздел

Время, отведённое на изучение раздела

Время, отведённое на проведение практических мероприятий

Предмет. Симметрия. Координатная сетка.

8 часов

1 час

Действия предметов Алгоритм.

7 часов

1 час

Множество. Кодирование.

10 часов

1 час

Высказывание. Графы.

7 часов

1 час

Повторение

2 часа

-

Итого:

34 часа

4 часа






п/п

Тема

Дата

проведения

По плану

Факти-

ческая

Предмет. Симметрия. Координатная сетка. - 8 часов

1

Признаки предметов

2

Описание предметов

3

Состав предметов

4

Действия предметов

5

Симметрия

6

Координатная сетка

7

Практическая работа№1. Тестирование

8

Повторение


Действия предметов Алгоритм. - 7 часов


9

Действия предметов

10

Обратные действия

11

Последовательность событий

12

Алгоритм

13

Ветвление

14

Практическая работа № 2

15

Повторение


Множество. Кодирование. - 10 часов


16

Множество. Элементы множества.

17

Способы задания множества.

18

Сравнение множеств.

19

Отображение множеств.

20

Кодирование.

21

Вложенность множеств.

22

Пересечение множеств.

23

Объединение множеств.

24

Практическая работа № 3

25

Повторение


Высказывание. Графы. - 7 часов


26

Высказывание. Понятие «истина» и «ложь».

27

Отрицание.

28

Высказывание со связками «И», «ИЛИ».

29

Графы. Деревья.

30

Комбинаторика.

31

Практическая работа № 4

32

Повторение изученного

33

Повторение курса

34

Повторение курса



VII. Учебно-методическое обеспечение занятий внеурочной деятельности

  1. А. В. Горячев «Информатика в играх и задачах 2 класс» (рабочая тетрадь в двух частях), М., Баласс 2011

  2. А. В. Горячев Методические рекомендации для учителя М., Баласс 2011

  3. Раздаточный материал для проведения контрольных работ



© 2010-2022