- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности по курсу: Занимательная информатика
Программа внеурочной деятельности по курсу: Занимательная информатика
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Афанасьева Е.В. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике разработана на основании авторской программы по информатике для 2 класса А.В.Горячева, М., Баласс, 2011. Обоснование выбора программы Программа соответствует Государственному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Информация о внесенных изменениях В программу внесено дополнение: каждому разделу дано название. Место и роль Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления - это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей школ или родителей. Именно такой ответ на вопрос, чему и как учить на занятиях по информатике, представлен в предлагаемом курсе, и этим определяется его актуальность. Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, особенно в объектно-ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственное человеку понятийное мышление. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (т. е. то, что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении. Современное направление обучения информатике - это изучение информатики как науки. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения развитие логического мышления, следует помнить: психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы. Информация о количестве часов Материал предполагает нагрузку 1 час в неделю, 34 занятия в год. Каждый раздел предназначен для изучения в одной учебной четверти.
II. Цель и задачи Цель - развитие у детей логических мыслительных операций: сравнение, обобщение, исключение лишнего, анализ; развитие познавательного интереса, памяти, внимания; формирование информационной культуры. Задачи: 1) Развить у детей навыки решения логических задач и ознакомить с общими приемами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» - с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.). 2) Расширить кругозор в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. 3) Познакомить обучающихся с подходом к понятиям и методам, по отношению к каждому из которых предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент ставится на умении приложения даже самых простых знаний.
III. Формы организации образовательного процесса: 1) творческая деятельность; 2) самостоятельная деятельность; 3) практическая деятельность (решение задач). Образовательные технологии
- Технология личностно-ориентированного обучения
- Коллективные и групповые способы обучения
- Технология проблемного обучения
- Поисковые модели обучения
- Игровые технологии
- Компьютерные (информационные) технологии
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Ключевая компетенция
Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся
Общекультурная компетенция
Способность и готовность:
- извлекать пользу из опыта;
- организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний
Социально-трудовая компетенция
Способность и готовность:
- включаться в социально-значимую деятельность;
- организовать свою работу
Коммуникатив-ная компетенция
Усвоение основ коммуникативной культуры личности:
- умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;
- овладение навыками неконфликтного общения
Ключевая компетенция
Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся
Компетенция в сфере личностного определения
Способность и готовность:
- уметь противостоять неуверенности и сложности;
- занимать личную позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение
Виды контроля:
-
вводный
-
текущий
-
тематический
Формы контроля:
-
фронтальный опрос
-
индивидуальный опрос
-
самостоятельные работы
-
обобщение в игровой форме
IV. Планируемый уровень подготовки для 2 класса
В результате работы на занятиях учащиеся должны знать:
-
Признаки предметов
-
Составные части предметов
-
Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «ось симметрии», «координатная сетка»
-
Действия предметов и их результат
-
Понятие «алгоритм», «ветвление в алгоритме», «множество», «элементы множества», «равенство множеств», «отображение множества», «кодирование», «подмножество», «пересечение множеств», «высказывание», «истина», «ложь», «отрицание», «дерево», «граф»
-
Операции над множествами
-
Высказывания со связками «И», «ИЛИ»
В результатеработы на занятияхучащиеся должны уметь:
-
Обобщать и классифицировать предметы по какому - либо признаку и их действиям
-
Выявлять закономерности в чередовании признаков
-
Сравнивать предметы по их признакам
-
Описывать и определять предметы через их составные части, признаки и действия
-
Находить ось симметрии некоторых фигур
-
Ориентироваться на листе бумаги
-
Находить предмет на координатной сетке
-
Определять результат действия
-
Определять действие, обратное данному
-
Составлять и выполнять алгоритм
-
Определять принадлежность элемента множеству
-
Сравнивать множества
-
Ставить в соответствие элементам одного множества элементы другого множества
-
Ставить в соответствие предметам или действиям другие предметы или действия
-
Определять элементы, принадлежащие пересечению, объединению множеств
-
Оценивать простейшие высказывания с точки зрения истинности или ложности
-
Строить высказывания по смыслу, отрицающие данные
-
Классифицировать предметы и объединять множества по двум (и более) свойствам
-
Решать задачи с помощью графов
-
Решать задачи комбинированного типа
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, повседневной жизни и на других уроках
V. Содержание программы
РАЗДЕЛ 1. Предмет. Симметрия. Координатная сетка. - 8 часов
Признаки предметов. Описание предметов. Состав предметов. Действия предметов. Симметрия. Координатная сетка.
Дети должны знать:
-
Признаки предметов
-
Составные части предметов
-
Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «ось симметрии», «координатная сетка»
Дети должны уметь:
-
Обобщать и классифицировать предметы по какому - либо признаку и их действиям
-
Выявлять закономерности в чередовании признаков
-
Сравнивать предметы по их признакам
-
Описывать и определять предметы через их составные части, признаки и действия
-
Находить ось симметрии некоторых фигур
-
Ориентироваться на листе бумаги
-
Находить предмет на координатной сетке
РАЗДЕЛ 2. Действия предметов Алгоритм. - 7 часов
Действия предметов. Обратные действия. Последовательность событий. Алгоритм. Ветвление.
Дети должны знать:
-
Действия предметов и их результат
-
Понятие «алгоритм», «ветвление в алгоритме»
Дети должны уметь:
-
Определять результат действия
-
Определять действие, обратное данному
-
Составлять и выполнять алгоритм
РАЗДЕЛ 3. Множество. Кодирование. - 10 часов
Множество. Элементы множества. Способы задания множества. Сравнение множеств. Отображение множеств. Кодирование. Вложенность множеств. Пересечение множеств. Объединение множеств.
Дети должны знать:
-
Понятие «множество», «элементы множества», «равенство множеств», «отображение множества», «кодирование», «подмножество», «пересечение множеств»
-
Операции над множествами
Дети должны уметь:
-
Определять принадлежность элемента множеству
-
Сравнивать множества
-
Ставить в соответствие элементам одного множества элементы другого множества
-
Ставить в соответствие предметам или действиям другие предметы или действия
-
Определять элементы, принадлежащие пересечению, объединению множеств
РАЗДЕЛ 4. Высказывание. Графы. - 7 часов
Высказывание. Понятие «истина» и «ложь». Отрицание. Высказывание со связками «И», «ИЛИ». Графы. Деревья. Комбинаторика.
Дети должны знать:
-
Понятие «высказывание», «истина», «ложь», «отрицание», «дерево», «граф»
-
Высказывания со связками «И», «ИЛИ»
Дети должны уметь:
-
Оценивать простейшие высказывания с точки зрения истинности или ложности
-
Строить высказывания по смыслу, отрицающие данные
-
Классифицировать предметы и объединять множества по двум (и более) свойствам
-
Решать задачи с помощью графов
-
Решать задачи комбинированного типа
VI. Тематический план (34 часа)
Раздел
Время, отведённое на изучение раздела
Время, отведённое на проведение практических мероприятий
Предмет. Симметрия. Координатная сетка.
8 часов
1 час
Действия предметов Алгоритм.
7 часов
1 час
Множество. Кодирование.
10 часов
1 час
Высказывание. Графы.
7 часов
1 час
Повторение
2 часа
-
Итого:
34 часа
4 часа
№
п/п
Тема
Дата
проведения
По плану
Факти-
ческая
Предмет. Симметрия. Координатная сетка. - 8 часов
1
Признаки предметов
2
Описание предметов
3
Состав предметов
4
Действия предметов
5
Симметрия
6
Координатная сетка
7
Практическая работа№1. Тестирование
8
Повторение
Действия предметов Алгоритм. - 7 часов
9
Действия предметов
10
Обратные действия
11
Последовательность событий
12
Алгоритм
13
Ветвление
14
Практическая работа № 2
15
Повторение
Множество. Кодирование. - 10 часов
16
Множество. Элементы множества.
17
Способы задания множества.
18
Сравнение множеств.
19
Отображение множеств.
20
Кодирование.
21
Вложенность множеств.
22
Пересечение множеств.
23
Объединение множеств.
24
Практическая работа № 3
25
Повторение
Высказывание. Графы. - 7 часов
26
Высказывание. Понятие «истина» и «ложь».
27
Отрицание.
28
Высказывание со связками «И», «ИЛИ».
29
Графы. Деревья.
30
Комбинаторика.
31
Практическая работа № 4
32
Повторение изученного
33
Повторение курса
34
Повторение курса
VII. Учебно-методическое обеспечение занятий внеурочной деятельности
-
А. В. Горячев «Информатика в играх и задачах 2 класс» (рабочая тетрадь в двух частях), М., Баласс 2011
-
А. В. Горячев Методические рекомендации для учителя М., Баласс 2011
-
Раздаточный материал для проведения контрольных работ