Рабочая программа по окружающему миру 2 класс ПНШ

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Окружающий мир» для обучащихся 2 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ «Раздольинская ООШ»,примерной программы «Окружающий мир» (авторы Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. - М.: Академкнига/Учебник, 2011), рекомендованной Министерством образования и науки РФ и является адаптированной. Цель изучения курса: -формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных). Задачи: - сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта; -формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; - развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений; - воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения; - формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; - осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; - формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; - формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Общая характеристика учебного предмета Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой. Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края. С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику. Система разнообразных форм организации учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей. Например, для формирования у школьников общеучебного умения «поиск (проверка) необходимой информации в словарях и справочниках» недостаточно того, чтобы словари и справочники разного толка были включены во все учебники. В связи с этим в учебниках 1-4 классов системно создаются ситуации, когда применение словарей, справочников, Интернета действительно необходимо (без их использования изучение нового материала или решение конкретной проблемной ситуации невозможно). Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребенка, предлагает ему: - на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, дополнительный материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»); - участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность посредством переписки с активом клуба или выхода в Интернет (внеурочная деятельность); - социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника и др); Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки учебных достижений (как учеником, так и учителем), прежде всего: - задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах); - задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов научного клуба младших школьников; - завуалированное требование быть внимательным при чтении текста. Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива. В образовательном процессе используются: наблюдения природы и общественной жизни; практические работы и опыты, в т.ч. исследовательского характера; творческие задания; дидактические и ролевые игры; учебные диалоги; моделирование объектов и явлений окружающего мира. Новая форма организации учебного занятия - заседание школьного клуба - позволяет учителю передавать ученикам функции ведения фрагмента урока, а впоследствии и самого урока учащимся. Практически это организация на уроках специального семантического пространства, в рамках которого ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры - к чтению, от экспериментирования - к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала - к исследованию.

Описание места учебного предмета в учебном плане В соответствии с учебным планом школы в общей части на предмет «окружающий мир во 2 классе отводится 2 ч. в неделю. Общий объём учебного времени составляет 68 часов.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Учитывая значительный потенциал учебного предмета в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определены следующие ценностные ориентиры содержания «Окружающего мира»: -природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; -наука - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира; -человечество - мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество; -труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие; -патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству; социальная солидарность - свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; -гражданственность - долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, -поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества; -семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, -личность - саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору; -традиционные религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.





Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


В результате освоения учебного предмета будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся будут овладевать всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; - учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся будут учиться воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе будут учиться действиям моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий дети приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - выразительно читать и пересказывать текст; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя


Содержание курса

№п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Человек и природа

40ч.

2.

Человек и общество

24ч.

3.

Правила безопасного поведения

4ч.


Всего

68часов


Основное содержание программы:

2 класс (68 ч) Основные содержательные линии второго класса (источники информации об окружающем нас мире; планеты и звезды; свойства воздуха и воды; неживая и живая природа Земли; человек разумный - часть природы; общий дедушка; в родном краю) реализуются в рамках определенных Стандартом содержательных блоков:


Человек и природа (40 ч) Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля - планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус - модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений. Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля. Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека. Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе. Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями. Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края. Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края, название, их краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек и общество (24 ч) Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний. Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы). Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева. Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественно полезный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды. Человек - член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник. Родной край - частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности. Наша Родина - Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага. Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
Правила безопасного поведения 4 ч. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченая вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний; правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи. Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставленные вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила безопасности дорожного движения велосипедистов. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги. Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставленные вещи). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.


ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

2 класс Содержательный блок «Человек и природа»: - классификация объектов окружающего мира -выделение отличительных признаков живой природы -распределение объектов в группы по общим признакам (мир живой и неживой природы) -обобщение и систематизация знаний об объектах и взаимосвязях живой и неживой природы -изучение разнообразия растений и животных родного края - осуществление посильных осенних работ на участке -сбор природного материала -проведение сравнений, сравнение, выбор правильного ответа - работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия) -самостоятельное маркирование -уточнение представлений о Солнце и Земле, формирование представления я о звездах -знакомство с новым термином «модель», обсуждение того, что представляет собой глобус -выявление причины смены времен года и условий жизни на планете Земля -усвоение понятия «горизонт», выявление свойств воздуха в ходе опытов и наблюдений - расширение представлений о значении воды для жизни на Земле -определение в ходе опытов свойства воды, сравнение их со свойствами воздуха, выявление сходных свойств -обсуждение особенностей процесса питания растений -высказывание суждений по результатам сравнения (на примерах сравнения и выделения существенных признаков растений разных групп) -выявление признаков, отличающих культурные растения от дикорастущих -подготовка доклада о сельскохозяйственных работах на полях родного края -обобщение и систематизация знаний о садовых растениях родного края, о труде людей в саду -составление таблицы однолетних, двухлетних, многолетних растений своего края -дополнение представлений о грибах, обсуждение материала о способах питания грибов -обсуждение отличительных признаков съедобных грибов, правил сбора грибов; различение и определение съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности) -классификация отличительных признаков животных разных групп -повторение отличительных признаков насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей, приобретение новой информации -углубление знаний о домашних животных, знакомство с жизнью животных на животноводческой ферме -повторение и расширение знаний о диких животных -знакомство с заповедными местами родного края, животными и растениями, которые находятся под охраной -обсуждение понятия «живые существа» или «живые организмы», выяснение, чем человек отличается от других живых существ, установление признаков сходства и отличия людей друг от друга -проведение наблюдений, постановка опытов
Содержательный блок «Человек и общество» -участие в исследовательской деятельности -проведение сравнений, выбор правильного ответа - работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия) -самостоятельное маркирование -описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных признаков -обсуждение этической темы охраны памятников, посвященных памяти тех, кого чтят в народе -знакомство с профессиями людей, которые работают на ферме -знакомство с различными профессиями, в частности с профессиями людей, которые создают учебники -удовлетворение познавательных интересов о родном крае, родной стране, Москве -ознакомление с историческими событиями, связанными с Москвой -изучение предприятий, обслуживающих жителей города (села) -расширение знаний о населенном пункте, знакомство с его наиболее важными объектами и достопримечательностями, обсуждение правил поведения в общественных местах -изучение родословной -рассмотрение возможностей обмена информацией с помощью средств связи - воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символам -моделирование (составление маршрута экскурсии)
Содержательный блок «Правила безопасного поведения»: -знакомство с поведением в ходе проведения экскурсий -приобретение знаний о безопасном поведении при проведении опытов -понимание важности здоровья для человека, сформирование начальных представлений о том, как следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью. -использование основных представлений о режиме питания, о значении питания для человека -обсуждение условий жизни, влияющих на здоровье -знакомство и применение основных правил личной гигиены -классификация первоначальных знаний о причинах простудных заболеваний, их признаках, выявление мер их предупреждения; -моделирование опасностей, подстерегающих при общении с незнакомыми людьми, при встрече с «оставленными предметами» -обсуждение проблем, связанных с безопасностью в своем доме, правила безопасного обращения с электроприборами, с газовыми установками, правил общения через закрытую дверь с незнакомыми людьми - знакомство с правилами дорожного движения ( в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов)
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся: • характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли; • обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца - источника тепла и света - на смену времен года, растительный и животный мир); • объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года; • демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях; • сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих; • группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые-рыбы-птицы-земноводные-пресмыкающиеся-млекопитающие (животные); • сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве; • называть признаки, отличающие домашних животных от диких; • характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники; • группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные-дикорастущие растения, однолетние-двулетние-многолетние растения; цветковые-хвойные- папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия; • характеризовать роль грибов в природе и жизни людей; • ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов; • наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха; • на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений; • выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов); • использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска необходимой информации; • обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края; • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России; • понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания); • находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника. Обучающиеся получат возможность научиться: • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения; • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; • соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных); • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; • выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях. В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся: • оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах; • называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них; • различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.); • ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День города, села, поселка) • описывать достопримечательности Московского Кремля; • использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру); • работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции России). Обучающиеся получат возможность научиться: • различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля; • проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции; • использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (Интернет-адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»); • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах; • оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах. В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся: • понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены; • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе; • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях; • работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения. • понимать необходимость соблюдения правил безопасности дорожного движения ( в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов). •адекватно оценивать ситуацию на проезжей части, тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста. •прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода,пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей)

Обучающиеся получат возможность научиться: • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту; • выполнять правила безопасного поведения в природе. • соблюдать правила безопасности дорожного движения ( в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Концептуальные и теоретические основы

УМК «Перспективная начальная школа» Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте "Перспективная начальная школа" (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения).- М.: Академкнига/Учебник. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. - М.: Академкнига/Учебник. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.


Учебно-методическая литература

2 класс Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 1 - М.: Академкнига/Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 2 - М.: Академкнига/Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1. - М. :Академкнига/Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. - М. :Академкнига/Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.2 класс: Методическое пособие для учителя. - М. : Академкнига/Учебник.









Тематическое планирование



№ п/п



Тема урока


Кол-во

часов

Тип урока

(форма и вид

деятельности

обучающихся,

форма

занятий)



Элементы

содержания


Требования

к уровню подготовки обучающихся

(результат)



Вид

контроля


УУД


Домашнее задание


Дата

проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы (6 часов)

1

Мир живой и неживой природы. Письмо экологов

школьникам

1

Комбинированный

Взаимосвязь живой и неживой природы. Воздействие человека на природу

Знать различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире.

Уметь:

- выделять отличительные признаки живой природы;

- распределять объекты в группы по общим признакам

Фронтальный опрос.
Работа

с раздаточным материалом

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

С. 6-8

2

Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы

1 Экскурсия

Разнообразие природы. Наблюдения за телами живой и неживой природы

Уметь:

- находить взаимосвязи живой и неживой природы;

- узнавать растения и животных своей местности

Задания

по группам

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

С. 9-10

3

Мир живой и неживой природы. Советы старших

1 Комбинированный

Неживая и живая природа. Воздействие человека на природу

Уметь:

- различать объекты неживой и живой природы;

- работать с хрестоматией «Окружающий мир», энциклопедической и справочной литературой;

- искать нужную информацию и находить ответы на свои вопросы

Фронтальный, индивидуальный опрос

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

С. 11-12

4

Осенние работы на пришкольном

участке

1 Экскурсия

Наблюдения явлений природы по сезонам года

Уметь:

- устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

- работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать)

Фронтальный, индивидуальный опрос

Регулятивные УУД:

- проговаривать последовательность действий на уроке;

Подготовить рисунки

по результатам экскурсии

5

Книги - наши

друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике

1 Комбинированный

Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений

Знать, что такое оглавление, как ориентироваться по оглавлению в содержании учебника.

Уметь:

- работать с книгой как с источником информации;

- ориентироваться в словарях, словарных статьях;

- находить ответы на свои вопросы
с помощью словаря

Фронтальный опрос

Регулятивные УУД:

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

С. 13-15,

таблица

6

Опыт и наблюдение

1 Комбинированный

Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений

Знать:

- понятия «опыт», «наблюдение»;

- различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире.

Уметь проводить опыты и наблюдения по плану

Индивидуальный опрос. Дидактическая игра

Регулятивные УУД:

- учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

С. 15-16

Планеты и звезды (5 часов)

7

Земля. Модель Земли

1 Комбинированный

Форма и размеры Земли. Глобус. Северный и Южный полюсы

Знать:

- название нашей планеты;

- форму Земли;

- глобус - модель Земли;

- ось Земли - воображаемая линия.

Уметь находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор

Фронтальный опрос

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

С. 17-20

8

Почему на Земле день сменяется ночью?

1 Комбинированный

Северное и Южное полушария. Суточное вращение Земли

Знать:

- особенности движения Земли вокруг своей оси;

- что смена дня и ночи - следствие вращения Земли вокруг своей оси.

Уметь демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси

Тест.

Самостоятельная работа

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

С. 20-23

9

Звезды и созвездия

1 Комбинированный

Звезды, созвездия. Полярная звезда. Большая и Малая Медведицы

Знать, что Солнце - ближайшая к Земле звезда.

Уметь:

- характеризовать звезды и планеты;

- находить на небе известные небесные тела

Индивидуальный опрос

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

С. 23-28

10 Планеты

1 Комбинированный

Планеты Солнечной системы. Планеты земной группы

Иметь представление о планетах Солнечной системы.

Знать:

- как отличить планеты от звезд;

- как можно отыскать планету на звездном небе

Разгадывание кроссворда; тест

преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты.

С. 29-32.

Подготовить сообщения
о Земле, Луне

11

Движение Земли вокруг Солнца

1 Комбинированный

Годовое движение Земли. Високосный год

Знать:

- особенности движения Земли вокруг Солнца;

- что смена времен года - следствие вращения Земли вокруг Солнца.

Уметь:

- объяснять причину смены времен года;

- демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг Солнца

Фронтальный опрос

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

пересказывать небольшие тексты.

С. 33-34

Неживая и живая природа Земли (2 часа)

12

Как связаны живая и неживая природа?

1

Комбинированный

Тела природы. Планета Земля и ее положение в Солнечной системе

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь:

- сравнивать предметы живой и неживой природы;

- планировать и проводить несложные опыты

Фронтальный, индивидуальный опрос

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- слушать и понимать речь других;

С. 35-41. Подобрать приметы о природе

13

Условия жизни на планете Земля

1

Комбинированный

Природа как важнейшее условие жизни человека. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода

Знать определение понятия атмосфера, условия, необходимые для жизни на Земле.

Уметь объяснить, с помощью чего растения, грибы, животные Земли дышат, растут, размножаются, питаются

Фронтальный, индивидуальный опрос

Коммуникативные УУД:

- выразительно читать и пересказывать текст;

С. 41-44

Свойства воздуха и воды (4 часа)

14 Свойства воздуха

1

Комбинированный

Вещества, смеси. Состав воздуха. Газообразные вещества

Знать:

- основные, легко определяемые свойства воздуха;

- значение воздуха в природе.

Уметь:

- проводить простейшие опыты;

- фиксировать результаты и их анализ

Работа в парах,

оформление опытов в тетради

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

С. 45-49

15

Кому и для чего нужна вода?

1

Комбинированный

Состояние веществ: твердое, жидкое и газообразное

Знать:

- основные, легко определяемые свойства воды, как эти свойства человек использует в хозяйстве;

- значение воды в природе;

- ТБ и соблюдать правила поведения у воды.

Уметь:

- проводить опыты с водой и фиксировать в таблице результаты своих наблюдений;

- сравнивать свойства воды и воздуха

Фронтальный опрос

Коммуникативные УУД:

- учиться работать в паре, группе;

С. 50-52.

Сообщения

об источниках воды

16

Вода и ее свойства

1 Комбинированный

Круговорот воды в природе.

Три состояния воды

Фронтальный опрос

Определять характер взаимоотношений человека с природой

С. 52-58

17

Обобщение
по теме «Свойства воздуха и воды»

1 Обобщение знаний

Свойства воздуха и воды

Уметь:

- выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;

- работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать)

Тест

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой

С. 59-60

Солнце, воздух, вода и… растения (4 часа)

18

Условия, необходимые для развития растений

1

Комбинированный

Теневыносливые, светолюбивые растения

Знать условия, необходимые для развития растений.

Уметь:

- анализировать опыты;

- формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде

Самостоятельная работа

Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы

С. 61-63.

Правила ухода за растениями

19

Корень, стебель и лист

1 Комбинированный

Значение корня, стебля и листьев в жизни растений

Уметь:

- различать части растений;

- из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растения

Оформление заданий в таблицах, устный опрос

составлять таблицы

С. 63-66

20

Питание

растений

1

Комбинированный

Фотосинтез; почвенное питание; воздушное питание

Уметь использовать книгу как источник информации.

Иметь представление о питании растений

Устный

опрос

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника

С. 67-70

21

Обобщение
по теме «Солнце, воздух, вода
и… растения»

1

Обобщение знаний

Разнообразие растений

Знать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности.

Уметь приводить примеры разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения)

Тест

проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков

С. 71-72

Разнообразие растений (4 часа)

22

Цветковые и хвойные растения

1

Комбинированный

Растения цветковые и нецветковые. Цветок - орган растения

Знать группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли)

Тест.

Индивидуальный опрос

проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы

С. 73-75

23

Папоротники,

мхи и водоросли

1

Комбинированный

Разнообразие дикорастущих растений, места их обитания

Уметь:

- группировать растения по их признакам и свойствам;

- работать с научной литературой;

- оформлять свои наблюдения

Устный опрос. Практическая

работа

Коммуникативные УУД:

- учиться работать в паре, группе

С. 76-80

24

Красная книга

России. Правила поведения на природе

1

Комбинированный

Растения, находящиеся под угрозой исчезновения. Влияние деятельности человека на природу

Знать:

- названия растений Красной книги (не менее 2-3);

- правила поведения в природе.

Уметь:

- кратко характеризовать средства сохранения природы;

- выполнять простейшие инструкции;

- называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3)

Фронтальный

опрос

Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту)

С. 81-85.

Конкурс на лучший экологический знак года

25

Обобщение
по теме «Разнообразие растений»

1

Обобщение знаний

Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения родного края

Уметь:

- группировать растения по их признакам и свойствам;

- работать с научной литературой;

- оформлять свои наблюдения

Тест

Описывать на основе иллюстрации изученные объекты и явления живой и неживой природы.

С. 86

Культурные растения. Продолжительность жизни растений (8 часов)

26

Для чего люди

выращивают

культурные

растения?

1

Комбинированный

Группы культурных растений

(овощные, плодовые, прядильные и др.)

Знать:

- чем отличаются дикорастущие растения от культурных;

- группы культурных растений.

Уметь:

- выделять характерные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих;

- приводить свои примеры культурных растений каждой группы

Индивидуальный опрос

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы

С. 87-91.

Подготовить загадки о растениях

27

Какие части

культурных

растений используют люди?

1

Комбинированный

Расселение семян растений. Выращивание культурных растений Дидактическая игра

выделять основные существенные признаки, выделять новое

С. 92-93

28

Можно ли все

огородные

растения высаживать одновременно?

1

Комбинированный

Рассада. Растения. Сеянцы. Сроки посадки огородных растений

Знать:

- основные растения огорода;

- части растений - листья, плоды, корнеплоды, клубни, семена.

Уметь:

- ухаживать за огородными растениями;

- правильно подбирать рассаду или семена

Таблица сроков посадки огородных растений родного края

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

С. 94-97

29

От чего зависит

урожай зерновых?

1

Комбинированный

Значение зерновых культур в жизни человека

Знать:

- названия (изображения) зерновых растений;

- важность зерновых культур в жизни человека

Тест

пересказывать небольшие тексты.

С. 97-100

30 Растения сада

1 Комбинированный

Садовые растения. Труд людей в саду

Знать основные растения сада.

Уметь:

- находить и определять садовые растения;

- ухаживать за растениями

Устный

опрос

Регулятивные УУД:

- учиться работать по плану

С. 100-102

31

Сколько живут

растения?

1

Комбинированный

Сроки жизни растений; расселение растений на новые места

Знать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений.

Уметь:

- определять возраст растений;

- составлять таблицу однолетних, двулетних и многолетних растений;

- характеризовать сходство и различия однолетних, двулетних и многолетних растений

Устный

опрос

Коммуникативные УУД:

- учиться работать в паре, группе

С.102-104. Составить таблицу «Продолжительность жизни растений»

32

Размножение растений своими частями

1

Комбинированный

Вегетативное размножение растений

Знать понятия «черенок», «отросток», «семя», «плод».

Иметь представление о возможности вегетативного размножения растений

Индивидуальный опрос

Регулятивные УУД:

- учиться работать по плану

С. 105-106

33

Обобщение
по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений»

1

Обобщение знаний. Викторина

Знать:

- дикорастущие и культурные растения своей местности;

- сельскохозяйственные растения своей местности.

Уметь:

- раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений;

- называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3)

Тест

Коммуникативные УУД:

- выразительно читать и пересказывать текст;

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

С. 107-108

Грибы (3 часа)

34

Грибы. Можно

вырастить грибы

на кусочке хлеба?

1

Комбинированный

Грибы одноклеточные и многоклеточные. Питание грибов. Значение грибов

Знать:

- свойства и признаки грибов;

- взаимосвязь живой и неживой природы;

- чем питаются грибы

Устный

опрос. Тест

Регулятивные УУД:

- учиться работать по плану

С. 109-112

35

Ядовитые и

несъедобные

двойники

шляпочных

грибов

1

Комбинированный

Съедобные и ядовитые грибы

Знать:

- отличительные признаки съедобных грибов;

- съедобные грибы, растущие в родном крае;

- несъедобные (ядовитые) двойники шляпочных съедобных грибов

Индивидуальный опрос. Ди-дактическая игра

Коммуникативные УУД:

- учиться работать в паре, группе

С. 113-115

36

Как правильно собирать грибы?

1

Комбинированный

Правила сбора грибов

Знать правила сбора грибов.

Уметь приводить примеры грибов своей местности

Тест

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

С. 115-117

Животные (8 часов)

37

Разнообразие

животных

1 Комбинированный

Многообразие животных по способу питания. Дикие и домашние животные

Знать группы животных и их признаки.

Уметь:

- приводить примеры животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), не менее 2-3 представителей каждой группы;

- раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных

Фронтальный, индивидуальный

опрос

Коммуникативные УУД:

- выразительно читать и пересказывать текст;

С. 5-8.

Подготовить

рассказ

о животных



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

38 Насекомые

1 Комбинированный

Растительноядные хищные и всеядные насекомые

Знать:

- отличительные признаки насекомых и деление их на группы;

- названия насекомых родного края

Фронтальный опрос

Коммуникативные УУД:

- учиться работать в паре, группе

С. 9-11

39 Рыбы

1 Комбинированный

Приспособления рыб для жизни в воде

Знать:

- отличительные признаки рыб;

- приспособления рыб к жизни в воде;

- группы рыб по признаку питания (хищники, растительноядные, всеядные)

Тест

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

С. 12-14.

Сообщения о рыбах родного края

40 Земноводные

1 Комбинированный

Жизнь лягушек, жаб, тритонов. Амфибии и их признаки

Уметь:

- высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков организма;

- называть земноводных родного края

Индивидуальный опрос

Коммуникативные УУД:

- выразительно читать и пересказывать текст;

С. 15-17

41

Пресмыкающиеся

1 Комбинированный

Отличительные признаки пресмыкающихся. Правила поведения при встрече со змеями

Знать:

- черты сходства и различия крокодилов, ящериц, черепах, змей;

- сходства и различия пресмыкающихся и земноводных;

- опасных для человека пресмыкающихся и правила безопасности при встрече с ними

Устный опрос

Регулятивные УУД:

- учиться работать по плану

С. 18-20

42 Птицы

1 Комбинированный

Признаки птиц. Значение перьевого покрова. Способы добычи пищи птенцам

Знать:

- отличительные признаки птиц;

- группы птиц по признаку питания - зерноядные, насекомоядные, хищные, всеядные

Уметь определять птиц среди других животных

Самостоятельная работа

Регулятивные УУД:

- учиться работать по предложенному учителем плану

С. 21-23.

Птицы

родного края

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

43 Звери

1 Комбинированный

Отличительные признаки млекопитающих. Группы млекопитающих

Знать:

- значение понятий «звери», «млекопитающие»;

- млекопитающих родного края.

Уметь:

- определять млекопитающих среди других животных;

- описывать млекопитающих (по выбору)

Работа

в парах

Коммуникативные УУД:

- выразительно читать и пересказывать текст;

С. 24-26

44

Как животные защищаются

1 Комбинированный Различные группы животных

Знать:

- группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

- способы защиты животных от врагов

Устный опрос, работа в парах

Коммуникативные УУД:

- учиться работать в паре, группе

С. 26-28

Человек и животные (6 часов)

45

Домашние

животные

1 Комбинированный

Домашние

животные

Знать:

- признаки домашних животных;

- об особенностях диких и домашних животных.

Уметь раскрывать особенности домашних животных

Беседа по вопросам

Регулятивные УУД:

- учиться работать по плану

С. 29-31.

Наблюдение за домашними животными

46 Живой уголок

1 Комбинированный

Обитатели живого уголка

Уметь ухаживать за обитателями живого уголка (питание, безопасность)

Беседа по статье

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

С. 32-34

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

47 Урок-экскурсия на ферму. Правила дорожного движения при переходе улицы..

1 Экскурсия

Знакомство с жизнью животных на ферме

Знать правила поведения и обращения с животными, правила безопасности дорожного движения

Уметь:

- наблюдать за обитанием, питанием, особенностями образа жизни питомцев на ферме ;

- обобщать результаты наблюдений по экскурсии;

- соблюдать правила безопасности дорожного движения.

Беседа по вопросам

Коммуникативные УУД:

- учиться работать в паре, группе

Приготовить рисунки по материалам экскурсии

48 Значение диких животных

1 Комбинированный

Расширить знания о диких животных

Знать диких животных родного края.

Уметь определять значение диких животных в жизни человека

Работа

по группам

С. 35-38

49

Человек в ответе

не только за тех,

кого приручил

1

Комбинированный

Забота человека о дикой природе. Охранная деятельность человека

Знать:

- правила поведения в природе;

- правила обращения с дикими и домашними животными;

- животных, занесенных в Красную книгу России, родного края

Викторины. Конкурсы. Фронтальный опрос

Регулятивные УУД:

- учиться работать по плану

С. 39-40

50

Заповедники или

заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные»

1

Обобщение знаний

Охранная деятельность человека на территории родного края. Экологические правила поведения человека в природе

Знать:

- названия животных Красной книги России (не менее 2-3);

- правила поведения в походах.

Иметь представление о природоохранной работе, проводимой в родном крае

Беседа по вопросам. Тест

Познавательные УУД:

Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту)

С. 41-42.

Нарисовать экологические знаки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Человек разумный - часть природы (6 часов)

51 Про тебя

1 Комбинированный

Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека

Знать:

- о значении природы для здоровья и жизни человека;

- об отдельных видах труда, связанных с природой;

- о значении данного труда;

- сходство и различие людей друг от друга

Устный

опрос. Практическая

работа

Использовать знания для сохранения и укрепления своего здоровья

С. 43-48

52

Что умеет человек?

1

Комбинированный

Человек - существо социальное, член общества

Уметь формировать выводы на основе своих наблюдений

Устный

опрос

С. 49-53

53 Расти здоровым

1 Комбинированный

Условия, необходимые для жизни на земле. Здоровье человека. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать:

- понятие «здоровье»;

- причины простудных заболеваний и меры их предупреждения;

- компоненты, от которых зависит здоровье человека;

- какие изделия могут нанести вред здоровью человека, как и почему

Самостоятельная работа

Коммуникативные УУД:

- учиться работать в паре, группе

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

С. 54-59

54

Питание и здоровье

1 Комбинированный

Режим питания

Знать понятия «полезная пища», «разнообразная пища».

Уметь работать с дополнительными источниками знаний

Работа

в парах

и по группам

- учиться работать по плану

С. 60-65

55

От кого зависит

твой режим дня?

1 Комбинированный

Режим дня школьника. Условия жизни, влияющие на здоровье человека

Знать условия хорошего самочувствия.

Уметь:

- соблюдать режим дня;

- составлять режим своего рабочего
и выходного дня

Фронтальный опрос

С. 66-69

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

56

Обобщение по теме «Человек разумный - часть природы»

1 Обобщение знаний

Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека

Знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура)

Тест

Коммуникативные УУД:

- выразительно читать и пересказывать текст;

С. 70

Как уберечь себя от беды? (5 часов)

57

Чистота - залог здоровья

1 Комбинированный

Личная гигиена. Правила организации домашней учебной работы

Знать:

- значение понятия «микробы»;

- где человека подстерегают микробы;

- основные правила личной гигиены.

Уметь:

- выполнять правила личной гигиены;

- рассказывать об обязанностях дежурного по классу, выполнять их добросовестно с целью борьбы с микробами;

- оказывать первую медицинскую помощь при порезах и царапинах

Практическая

работа Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

С. 71-76

58

Берегись простуды!

1

Комбинированный

Охрана и укрепление здоровья

Фронтальный, опрос

- учиться работать в паре, группе

С. 77-79

59

Твоя безопасность на улице

1 Комбинированный

Дорога от дома до школы. Правила дорожного движения. Опасности, подстерегающие ребенка при общении с незнакомыми людьми

Знать:

- знаки дорожного движения,

- сигналы регулировщика и светофора;

- правила поведения в природе;

- что такое опасная ситуация.

Уметь:

- составить правила безопасного поведения на улице и правила действий в опасных ситуациях

Работа
в группах

Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту)

С. 80-85

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

60

Твоя безопасность дома

1

Комбинированный

Правила безопасного обращения с электроприборами, газовыми установками, лекарствами

Знать правила безопасного поведения дома.

Уметь:

- вызвать помощь;

- вести себя в нестандартных ситуациях

Фронтальный опрос

Коммуникативные УУД:

- выразительно читать и пересказывать текст;

С. 86-90

61

Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?».Правила безопасного движения велосипедистов.

1

Викторина

Охрана и укрепление здоровья

Уметь выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать)

Тест Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих,.

С. 91-92

В родном краю (7 часов)

62

Имя города, села, поселка

1

Комбинированный

Россия - наша Родина

Знать название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села).

Уметь работать с различными источниками информации

Беседа по вопросам. Фронтальный

опрос

Регулятивные УУД:

- учиться работать по предложенному учителем плану

С. 93-97

63

История Московского Кремля

1

Комбинированный

Москва - столица России. История Отечества: отдельные исторические картины быта, труда в истории Московского Кремля

Знать исторические факты о возникновении Москвы, достопримечательности Московского Кремля.

Уметь:

- описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война);

- самостоятельно работать с книгой

Беседа

по вопросам

Использовать дополнительные источники информации

С. 98-101

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

64

Экскурсия

в город. Правила безопасного поведения пассажиров транспортных средств.

1 Экскурсия

Предприятия, обслуживающие жителей города

Уметь:

- работать с оглавлением и справочниками учебника;

- анализировать полученную информацию;

- соблюдать правила во время экскурсии в город;

- соблюдать правила безопасного поведения в автобусе

Отчет

о проведении экскурсий. Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

С. 103-106

65

Общий дедушка

1 Комбинированный

Младший школьник и семья. Правила взаимоотношения со взрослыми и сверстниками

Знать:

- фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;

- основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);

- способы обмена информацией.

Уметь пользоваться средствами связи

Дидактическая игра. Фронтальный опрос Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах

С. 107-109. Помощь

в создании своей родословной

66 День Победы

1 Комбинированный

Государственные праздники. История Отечества во время ВОВ

Знать:

- названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитника Отечества);

- название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);

- государственную символику России.

Уметь приводить примеры основных государственных праздников

Устный опрос

Используя дополнительные источники информации

С. 110-113

67

День Конституции

1 Комбинированный

Государственные праздники

Фронтальный

опрос

С. 114-117

68

Обобщение по теме «В родном краю»

1 Обобщение знаний

Россия - наша Родина

Знать название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села).

Уметь работать с различными источниками информации

Тест. Задание «Проверь себя!»

Соотносить изученные исторические события с датами

С. 118-121
























Учебно-методическая литература

2 класс Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 1 - М.: Академкнига/Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 2 - М.: Академкнига/Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1. - М. :Академкнига/Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. - М. :Академкнига/Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.2 класс: Методическое пособие для учителя. - М. : Академкнига/Учебник.

Литература:

  1. Большой атлас природы России: иллюстрированная эн­циклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
  2. Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.
  3. Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.
  4. Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. - М, Илекса; Ставрополь, 2000.
  5. Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. - М, Сфера, 2001.
  6. Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассни­ков / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.
  7. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и техно­логии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волго­град, 1996.
  8. Ишутинов Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. -- № 6.
  9. Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.
  10. Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // На­чальная школа. - 2001. - № 1.
  11. Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьни­ками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.
  12. Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в шко­ле и не только / Б. А. Никитина. - Самара, 1996.
  13. Носаль М. А. Лекарственные растения. Способы их при­менения в народе / М. А. Носаль И. М. Носаль. - Ленинград., 1991.
  14. Пакулова Н. И. Методика преподавания природоведения в начальной школе / Н. И. Пакулова и др. - Москва., 1993.
  15. Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир во­круг нас. - Москва : Просвещение, 2001.
  16. Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 1998.
  17. Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. - Москва ., 2000.
  18. Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами пове­дения в природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№ 8.
  19. Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5.
  20. Чернявский А.В., Ковальчук Д. А. Универсальный энциклопедический справочник ./ Харьков, Белгород - 2010 .
  21. Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.
  22. Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.
  23. Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2009.
  24. Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2009.
  25. Лори Уиддон , Энкомпасс Грэфикс, Колин Эрроусмит, Э ндрю Дэвис, Мэн Иллюстрейшнс ./ Иллюстрированный атлас Мира. / Индия 2008.
  26. Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва 2007.
  27. Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2008.
  28. Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009
29.Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте "Перспективная начальная школа" (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения).- М.: Академкнига/Учебник. 30.Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. - М.: Академкнига/Учебник.

32



© 2010-2022