Конспект урока по русскому языку на тему Правописание приставок и предлогов

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

по русскому языку в 3 классе


Тема урока: Правописание приставок и предлогов. Образовательная система (УМК): Школа России. Цель урока: организовать деятельность обучающихся по усвоению правил правописания приставок и предлогов. Планируемые результаты:

Личностные:

• развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;

• развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

• принимать и сохранять цель урока; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные цели;

• планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи.

Познавательные:

• понимать информацию, представленную в графической форме; переводить её в словесную форму;

• строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные:

• выражать свои мысли и чувства в устной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка;

• участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль.

Предметные:

• отличать приставку от предлога, опираясь на определения понятий;

• уметь выделять на письме и при чтении приставку и предлог;

• правильно писать приставки и предлоги.

Средства обучения:

- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Русский язык 3 кл., 1 ч, М.:2013, 160с;

- карточки с целями;

- карточки с заданиями;

- круги 3-х цветов.

Литература:

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.:Академия, 2007. - 464 с. - (Высшее профессиональное образование)

2. Немов Р. С. Психология. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1. Общие основы психологии

3. Подласый И.П. Учебник для студентов педагогических вузов в 2 книгах.

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 576(747) с.

4. ФГОС НОО, М.; 2013

Этапы урока

(с указанием времени)

Дидактические задачи этапа

Содержание материала урока

Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся

Средства обучения

Анализ этапа

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Константиновна. Сегодня я проведу урок русского языка.




  1. Мотивирование к учебной деятельности

Эмоциональный настрой на работу

Запись в тетрадях числа - Девятнадцатое января (проговаривание по слогам). Классная работа.

Словарная работа. Запишите в тетрадях слова под диктовку, поставьте в них ударение и подчеркните орфограммы.

Килогра́мм, аккура́тный, колле́кция, интере́сно.

Какие орфограммы встретились в словах?

Словесный + практический


______










  1. Актуализация знаний в пробном учебном действии

Выявление уровня остаточных знаний

Отгадайте мои загадки:

  1. Перед корнем подставляем

Эту часть как называем? (Приставка)

  1. В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает. (Предлог)

А теперь давайте вспомним, что такое приставка? (Значимая часть слова, которая стоит перед корнем) Что такое предлог? (Самостоятельная часть речи)

Различаются ли чем-нибудь приставка и предлог? (приставка пишется слитно со словом, а предлог раздельно).

Посмотрите на это предложение.

(Под)солнцем (под)солнух быстро (под)рос. Словесный метод (беседа)









































  1. Выявление места и причины затруднения
Сформировать умение выявлять недостающие знания для получения новых, умение рассуждать Необходимо раскрыть скобки и написать (под) раздельно, либо слитно со словами. Чем может являться (под)? (приставкой или предлогом). Найдите слова с приставкой в предложении. Докажите. Найдите слова с предлогом. Докажите. Можете ли вы доказать это сейчас? (нет)
Словесный (беседа)

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Формировать умение грамотно ставить цели урока Давайте попробуем сформулировать цели урока, опираясь на задачу, которую я поставила перед вами. (Научиться отличать приставку от предлога, правильно писать приставку и предлог).


Словесный (беседа)






Карточки с целями
6. Реализация построенного проекта Организовать работу по извлечению новых знаний и их закреплению в ходе практической работы а) Поиграл да поплясал, Посчитал да помечтал, Поел, полежал, пошил, попел, А потом порисовал да в тетрадке пописал, А потом пошел, поспал. А приставки ты узнал? Почему по-, а не па- ? (Приставки па- не существует.) Попробуйте поставить между по- и ел какое-нибудь слово. Получается? (нет). Если не получается поставить слово, значит это будет являться приставкой. Делаем вывод: между приставкой и корнем нельзя вставить слово. Давайте запишем в тетрадях слова с приставкой по- и выделим её. Какой частью речи выражены слова с приставкой? (глаголы) Как мы написали по- слитно или раздельно? Почему? (Это приставка, она всегда пишется слитно). Заметили ли вы хоть один предлог перед глаголом? Сделайте вывод (предлоги не употребляются с глаголами) б) Подряд три предлога возьмем, На дереве часть ветки найдем (сук). Обратите внимание, что в русском языке есть только предлог с, но не з. Образуйте глагол с корнем -кат- и приставкой с-. (скатился). Запишите его. Докажите, что с- будет являться приставкой - попробуйте вставить слово между ней и корнем. Выделите приставку. Составьте с этим словом словосочетание, употребив предлог с. (Скатились с горы). Запишите в тетрадях. Как нам понять, что «с» действительно предлог? Что мы пытались вставить между приставкой и корнем? Попробуйте вставить слово между предлогом и словом. Получается? (с высокой горы). А, если получается вставить слово, то это будет являться предлогом. Делаем вывод: между предлогом и следующим словом можно вставить слово. Мини-итог: как распознать, где предлог, а где приставка? Употребляются ли предлоги с глаголами? Упр. 259 в учебнике. Прочитайте. Разделите страницу тетради на 2 столбика (6 линеек). В первый столбец мы записываем слова с приставкой, во второй - с предлогом. Разбор каждого предложения, выделение приставок.

Приставка

Предлог Потянул С востока Закричал В лесу Накатилась На солнце Долез До вершины Полетала По комнате Влетела В клетку


Словесный метод (рассказ учителя)




































Практический






































Учебник, тетрадь, ручка
7. Первичное закрепление Выявление уровня полученных на уроке новых знаний Я зачитываю слова. Если слово с приставкой, вы встаете, а если с предлогом - хлопаете. Долить, до школы, подводный, под стулом, забегу, вышел, подол.
Игровой приём

8. Самостоятельная работа
Выявление учащимися собственных знаний, их коррекция Ваша задача на карточках, которые я вам раздала, выполнить задание - слитно-раздельное написание приставок и предлогов. Если вы считаете, что это приставка - выделите её, как приставку, а если предлог - отделите вертикальной линией от слова. (Приложение 1) Фронтальный опрос - проверка задания. Практический Раздаточный материал - карточки
9. Включение в систему знаний и повторение Выявить остаточные знания А теперь вернёмся к нашему предложению и выделим в нём приставки и предлоги с грамотным объяснением. (Под)солнцем (под)солнух быстро (под)рос. Под солнцем - предлог, под ясным солнцем, Подсолнух - приставка, нельзя вставить слово, Подрос - приставка, нельзя вставить слово. Запись предложения в тетрадь. Что такое приставка? Как пишется приставка? (слитно с корнем) Что такое предлог? Как пишется предлог? (отдельно от слова) Как отличить приставку от предлога? Упр.263. Прочитайте. Составьте из слов предложения. Для удобства над словами поставьте нумерованный порядок. 1. На, распевала, песенку, снегу, оляпка, негромкую. Кто такая оляпка? 2. Приблизился, к, я, ней. 3. Тут, слетела, и, к, птичка, в, проруби, нырнула, воду. 4. Побежала, оляпка, дну, по. 5.Перевернула, и, клювом, камешек, достала, водяного, жучка, она. 6. Через, оляпка, из, минуту, другой, выскочила, проруби. Домашнее задание: дома вам будет необходимо написать текст из составленных предложений и озаглавить его. Кстати, а что такое текст? Будет ли это являться текстом? Выделите приставки. Практический + словесный (обобщающая беседа)







Словесный








Тетрадь, ручка










Учебник
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке Формирование навыков оценивания своей работы на уроке, способов достижения лучших результатов У вас на столе лежат круги красного, жёлтого и зелёного цветов. Кто сегодня все задания сделал без ошибок - поднимает зелёный кружок. Кто допустил ошибки - жёлтый кружок, кто допустил много ошибок - красный кружок. Кто поднял красный и жёлтый кружок, давайте вместе подумаем, над чем вам нужно ещё поработать, что нужно сделать, чтобы вы добились больших успехов? Организационный приём (оценка своих знаний) Наглядные









Приложение 1.

1) (От)ложил дела (без)дельник

(Со)среды (на)понедельник.

2) Вася (с)Павликом молодцы:

(Про)пололи и (по)лили огурцы.

3) Мы кормушку (с)мастерили,

Мы столовую (от) крыли,

(В) гости в первый день недели

(К) нам синицы (при) летели.

© 2010-2022